Апрельский Мадригал

Валентина Козаченко
Апрель!

Примите,
Ваша Светлость,
Вас недостойный мадригал.

Он скромен.
Ваша безответность
Им прощена. Среди похвал

Упомянуть
Могу суровость,
Но да простится во хмелю

Весны.
Какая это новость,
Я всё равно тебя люблю.

За солнце,
Что почти нежарко,
За птичьи песенки. Бог весть,

Ничто так
Не сияет ярко,
Как первоцвет, рискуя цвесть.

Ещё ярчей
Сверкает крокус
Сквозь прошлогоднюю листву.

И ты,
Слегка вращая глобус,
Всё  осветляешь  синеву.


* * ** * * ** * * ** * * ** * * ** * *


Мадригал (итал. madrigale, лат. madrigale, mandrigale[1]; от лат. matricale «<сочинение> на родном (материнском) языке»[2]) — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. В истории западноевропейской музыки принято выделять мадригалы XIV века (написаны в твёрдой форме) и мадригалы XVI века (написаны в строфической форме).


Мадригал появился в эпоху Раннего Возрождения (XIV век) в поэтическом творчестве Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Франко Саккетти, у композиторов итальянского Ars nova Якопо Болонского, Франческо Ландини и других. В период позднего Возрождения (XVI век) мадригал — многоголосная вокальная пьеса обычно для 4-6 голосов (реже на большее число голосов, вплоть до 10), как правило, в строфической форме. В Италии XVI века мадригал — основной жанр для различных творческих экспериментов композиторов, особенно в области сочетания поэзии и музыки (в том числе, звукописи, так называемых «мадригализмов»), театрализации, место испытания новых приёмов композиционной техники, гармонии (особенно хроматики), ритма, формы.
Ранние мадригалисты

    Филипп Вердело
    Якоб Аркадельт
    Адриан Вилларт
    Франческо Кортечча
    Костанцо Феста

Классические мадригалисты

    Чиприано де Роре
    Орландо ди Лассо
    Джованни Пьерлуиджи Палестрина
    Филипп де Монте
    Лука Маренцио

Поздние мадригалисты

    Луццаско Луццаски
    Карло Джезуальдо
    Клаудио Монтеверди
    Жьяш де Верт
    Сиджизмондо д’Индия

Мадригалисты эпохи барокко
Италия

    Клаудио Монтеверди[3]
    Орацио Векки
    Адриано Банкьери
    Джулио Каччини
    Агостино Агаццари
    Марко да Гальяно
    Алессандро Гранди
    Микеланджело Росси
    Доменико Мадзокки
    Андреа Фальконьери

Германия

    Ганс Лео Хаслер
    Иоганн Герман Шейн
    Генрих Шютц

Английские мадригалисты XVI — первой половины XVII вв.

    Уильям Бёрд
    Джон Дауленд
    Орландо Гиббонс
    Томас Морли
    Томас Томкинс
    Томас Уилкс
    Питер Филипс
    Джон Уилби

Мадригал в XIX—XX веках

С возрождением интереса к старинной музыке с конца XIX в. появляются сочинения с названием «мадригал», в которых композиторы стилизовали (с использованием современных техник композиции) итальянский мадригал XVI в. или использовали только слово «мадригал» как знак изысканного и высокого лирического жанра (Г. Форе, П. Хиндемит, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, А. Г. Шнитке, Д. Лигети, Л. Ноно, Дж. Крам).
Мадригал как поэтический жанр


В европейской салонной поэзии XVII—XVIII веков мадригал — небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, обычно любовно-лирического содержания.

В России к жанру мадригала обращались Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин (стихи, обращённые к Н. Н. Гончаровой) и др.


Ранние мадригалы Монтеверди принадлежат стилистике Возрождения, поздние — стилистике барокко.