8 ступеней йоги в стихах

Верточе
Благородный восьмеричный путь

Патанджали – мудрец древнейший, нам йогу передал «по сути»,
Обилье слов и объяснений из текста лишние убрав.
Но ни один язык другой – санскрит не превзошел доныне,
И из известных переводов - не знаем точно, чей же прав.

Так, толкованья сутр читая – мы что-то каждый понимаем,
И скудных слов для объясненья нам не хватает при прочтенье.
Чтоб точно сутры нам понять – изъятое обратно в сутры надо возвращать,
Ну а пока для йоги пониманья бери Патанджали доступное вещанье.

По тексту йогу разделяют на восемь основных ступеней,
Что подразумевают для практикующих – движенье.
И их последовательно применяя – себя от тлена очищая,
Постичь возможно достиженья – своей души освобожденья.

Направь свой взор сперва на самообузданье,
И первая ступень откроется тебе:
То ЯМА – дисциплина всех твоих деяний,
Пять ценностей в ее таятся в глубине.

АХИМСА – ценность первая, что значит
Не причинение вреда на деле и в уме.
Ко всем и вся используй ненасилье,
А также применяй его к себе.
Правдивость – САТЬЯ, то - вторая ценность,
Ее в словах и в мыслях нужно применить,
Чтоб брань и ложь, все скверное, пустое
Из речи и ума на век искоренить.
АСТЕЯ – то неворовство и третья ценность,
Чужим отсутствие стремленья обладать.
От алчности избавившись, сумеешь
Свою любую зависть обуздать.
Ненакопительство – то есть АПАРИГРАХА
В четвертой ценности – свобода от тех благ,
Которых больше, чем необходимо,
Стремленье к обладанью ими – тоже враг.
А ценность пятая – то БРАХМАЧАРЬЯ,
Иль обузданье чувственных желаний.
Отказ от потакания своим страстям
Избавит практика от разочарований.

Ступень вторая йоги - то НИЯМА,
К своему внутреннему миру отношенье,
Контроль по отношению к себе, что
В пяти принципах содержит наставленья.
ШАУЧА – чистота, то – первый принцип,
Сознанья чистота, и тела и одежд,
И речи и еды, ума и взгляда -
Ты должен быть внутри и внешне - свеж.
САНТОША – удовлетворенность,
Довольство тем, что ты сейчас имеешь.
Спокойствие ума – сию награду,
Освоив второй принцип, возымеешь.
ТАПАСЬЯ – это третий принцип,
То аскетизм и самодисциплина.
Энергией наполнишься всецело,
Если такая практика столь будет ощутима.
СВАДХЬЯЯ – то четвертый принцип -
Себя ты должен глубоко познать,
Заняться самообразованьем,
И знанья адекватные в сознанье помещать.
ИШВАРА ПРАНИДХАНА – принцип пятый,
Всевышнему заслуги посвяти.
Все достижения свои направь во благо,
В чем разобрался - дальше пронеси.

АСАНА  - то третья ступень йоги -
Устойчивое тела положенье.
Физическое тело подчиняя -
Определяешь духа направленье.

Четвертая ступень – то ПРАНАЯМА -
Контроль дыханья, праной управленье.
Движеньем воздуха желанья побеждая,
Познаешь чувств, ума и праны единенья.

ПРАТЬЯХАРА – то пятая ступень о йоге -
Контроль над чувствами, отвод всех чувств назад.
Вниманье практика направлено вовнутрь -
Невозмутим: нет грусти - и не рад.

ДХАРАНА – Ступень шестая йоги.
Вниманье на одном объекте собирается-
То сосредоточенье, концентрация.
Все остальное из сознанья исключается.

Ступень седьмая йоги – ДХЬЯНА,
То медитация. Все чувства исчезают.
То – длительное сосредоточенье
В одном объекте созерцанья пребывает.

САМАДХИ – сверхсознательность – ступень восьмая йоги:
Здесь тело, чувства отдыхают, здесь «я» и эго исчезают,
Здесь практик йоги достигает… Как описать – никто не знает!
Но он своих исканий здесь находит завершенье –
Покой, превосходящий пониманье, неподвластный словом объясненью.

О йоге ты прочел сейчас повествованье - в уме твоем родилось слова пониманье,
И, пищу получив для размышленья, ищи в себе сих строчек продолженье.

03.04.2018