Притчи и сказания - 2

Алла Девятова
                68


Пришел к старцу один человек
И настойчиво старцу сказал:
«Я хотел бы любить больше всех
Бога нашего, чтобы он знал,

Что дороже всего он на свете
Для меня. Научи, старче, этому».
И Учитель ответил: «Советом
Помогу, только дай мне ответ –

Ты  кого-нибудь раньше любил?»
Человек отвечал: «Не нужны
Мне мирские дела. Знаешь ли,
Мне духовные мысли важны».

Старец снова сказал: «Может быть,
Ты любил одного хоть ребенка,
Или деву не можешь забыть,
Или трогательного котенка?»

Тот ответил: «Но я же сказал,
Не обычный ведь я мирянин,
И всю жизнь свою я искал
Только к Господу путь, без обмана».

Старец молвил: «Пока невозможно
К богу путь тебе указать.
Ты сначала, мой милый, должен
Хоть к кому-то любовь испытать.

Это первая будет ступенька
На пути к той вершине – Богу.
Полюби хоть кого, хоть маленько,
И узнаешь к нему дорогу».






               
                69


Однажды два друга о чем-то поспорили,
Ударил один другого.
И тот написал на песке молча скоро
Лишь текст содержанья такого:

«Сегодня ударил меня лучший друг».
И дальше пошли по пустыне.
Дошли до оазиса вскоре и вдруг
Увидели озеро синее.

С восторгом в прохладу они погрузились,
Поплыли. Один стал тонуть,
Уже и дыханье его прекратилось,
Друг смог его к жизни вернуть.

И высек спасенный  на камне фразу:
«Сегодня мой друг спас жизнь мне».
Потом пояснил: «Коль обидят, то сразу
Об этом пиши на песке,

Чтоб ветер скорее обиду развеял
И в Лету обида канула.
Но если добро тебе кто-нибудь сделал,
То высеки это на камне».

               















                70



Пришел однажды молодой послушник
К наставнику и говорит ему:
«О, отче! Что мне сделать нужно,
Чтоб стать монахом можно самому?

Я изучил Заветы: Ветхий, Новый.
Пять лет я соблюдаю строгий пост.
Неужто быть монахом не готовый? »
И старцем задан был ему вопрос:

«Скажи мне, отрок, для тебя равны ли
Бесчестие и похвала великая,
Отчаянная скудость, изобилие,
Святая дружба и вражда безликая?»

«Нет, не равны», – так отвечал послушник.
И старец посоветовал: «Тогда,
Иди трудись и дальше. К званью нужному
Ты не готов, хоть потерял года».


               


               
















                71


Зимой однажды ученик с учителем
Гуляли по замерзшему в лед берегу.
Подросток обратился вопросительно:
«Учитель, объясни, как дружбу берегут?

Есть книги о взаимопонимании
И люди их читают, вроде учатся.
Но только лишь дойдет до понимания
Друг друга – пониманья не получится.

Как будто, натыкаются на стену,
Что, вдруг, невидимо меж ними выросла.
Что происходит? Кто это изменит?
Иль договариваться с кем-то нет и смысла?»

«Пойдем со мной, - сказал учитель юноше,
Повел его на речки середину. –
Вниз посмотри, на всех в реке живущих,
Там, под одной огромной, белой льдиной».

 «Но как могу сквозь лед я разглядеть
Хоть что-то?» - отвечал тот удивленно.
Учитель объяснил: «Чтоб рассмотреть,
Что там за мир живет в воде холодной,

Ты должен лед весь в речке растопить
И превратить его в живую воду.
Но стоит только воду здесь пролить –
В лед превратится и не будет жизни ходу.

А лед общенья, то о чем ты говоришь,
Убрать возможно, здесь рецепт не новый:
Взаимопониманье сотворишь
Тогда, когда растопишь лед любовью».







                72

К старцу одному, в обед,
Заглянул мирянин
И сказал: «дай мне совет,
Что мне делать с мамой?

Да и папа у меня
Тоже нездоров.
Я в родной своей семье
В петлю лезть готов.

Старики-родители
Плачут да бормочут,
Видно ум от старости
Повредился очень.

Не отправить ли мне их
В дом для престарелых,
Там увечных и больных
Лечат так умело».

«Понимаю, - отвечал
Старец человеку, -
Ведь родителям твоим
Больше полувека.

Но, подумай, когда ты
Был грудным ребенком,
Ведь, небось, и день и ночь
Хныкал ты в пеленках.

Да и ум, пожалуй, твой
Был не слишком развит,
Но родители с любовью
Брали тебя на руки.

И они скорее с жизнью
Со своей расстались,
Чем, пусть даже на мгновенье,
Без тебя остались.

Ну, а ты же, став большим,
Отплатить чем хочешь им?»



                73

               
Согрешил сын пред отцом,
Но потом раскаялся.
Думал он, что зло с концом
Между них растаяло.

Только вот отец никак
Не хотел его простить,
Хоть любил всем помогать,
Кто о помощи просил.

Сколько ни пытался сын
Помириться с папой,
Каждый раз был им гоним
Чуть ли не лопатой.

И пошел на хитрость парень –
В одеянье нищего
Он оделся и в дверь папы
Постучал, прося его:

«Вынеси, пожалуйста,
Хлеба мне кусок,
Чтобы я до станции
Дотащиться смог».

И родитель, не признав
Сына в том убогом,
Хлеба вынес ему, дал
Денег на дорогу.

Сын тогда ему сказал:
«А ведь это я – твой сын!
Что ж ты, нищим помогал –
Я же был тобой гоним.

Неужель, босяк идущий,
Больше тебе мил,
Чем твой сын, хоть и заблудший?»
И отец его простил.   



                74


      Об истинной и мнимой дружбе.

                74


Один юноша очень гордился
Тем, что много имел он друзей.
Встретил девушку он и решился
Предложить стать женою своей.

Подготовкой торжеств заниматься
Поручил он отцу своему,
Приглашенье друзьям рассылать
Тоже надобно было ему.

Вот и свадебный день уж пришел,
Но жених среди многих гостей,
Хоть искал, но никак не нашел
Никого из своих друзей.

И рассерженный парень спросил
У отца: «Что случилось, скажи?
Ведь тебя пригласить попросил
Всех друзей. Где они, покажи!?»

И ответил отец: «Дорогой,
Твою просьбу ведь выполнил я
И для каждого друга домой
Я отправил письмо, но друзья

Не пришли. Может быть, потому
Что вложил не открытку я праздную,
А записочку, с просьбой к нему –
Оказать тебе помощь разную».

 
 




               
О правде, лжи и обмане


                75

Однажды священник на службе сказал:
«На следующий раз я б хотел побеседовать
На тему неправды, чтоб каждый узнал,
Что ложь – это грех, надлежит исповедовать.

А чтобы всем легче все было понять,
О чем будет проповедь, я посоветую
В Евангелье Марка с вниманьем читать
Главу, от начала семнадцатую».

На следующей службе священник просил
Поднять руки тех, кто такое задание
За эту неделю прошедшую выполнил.
И руки подняли почти все прихожане.

«Вот с вами хотел говорить я о лжи,
Прошу после службы остаться.
В Евангелье Марка ведь нету главы
Под номером семнадцать».



















               О смысле жизни.

                76
Однажды к Соломону мудрому
Пришел богатый горожанин.
Сказал: «О, царь! Совета умного
Я жажду. Я уже в отчаяньи!

Хоть я богат и не болею,
Ем вкусно, отдыхаю часто,
Что захочу, то  и имею,
Но  почему я так несчастен?»

Сидел на берегу пруда
Царь Соломон, на рыб глядел.
Спросил пришельца: «Ты когда
Мечтал о чем-то? Что хотел?»

Ответил горожанин: «Раньше
Мечтал от рабства я избавиться.
Избавился от рабства. Дальше
Хотел богатством я прославиться.

Теперь богат я в полной мере
И мне желать уж больше нечего».
И Соломон сказал: «Поверь,
Не различают утра, вечера,

Ни ветра, ни жары полуденной
Те рыбы, что в пруду здесь плавают.
Весь мир их – этот пруд. Обыденна
Их жизнь, скучна и очень вялая.

Вот также заперт ты, как рыбы,
В стенах своих роскошных, дома.
Ничто не сдвинет скуки глыбу 
Пока сидишь в своих хоромах.


Лишь добиваешься мечты,
Как думать должен о другой.
Ведь лишь в движении, в пути
Ты будешь счастлив, не в покое».



                77
               


Однажды царь беседовал с отшельником,
Спросил его: «Что светит человеку?»
Ответил тот: «Но ты же видишь оком –
Ему сияет солнце целый век».

Продолжил царь: «А если солнца нет?
Ночь наступила или же затменье?
Кто принесет  для человека свет?»
«Луна подарит свет ему взамен».

«А коль зашли и солнце и луна? –
Допытывался царь, - Что светом будет?»
Ответил старец: «Сядет у огня
Тот человек, тепло и свет добудет».

«А если нет ни солнца, ни луны,
Погас огонь. Что светом служит людям?» -
Отшельнику вопрос еще один
Царь задал. Тот ответил: «Голос будет

Служить им светом. Там, где речь звучит
И свет светить для человека должен,
Пусть даже он глазами различить
Во тьме ночной руки своей не может».

               














               
                78

Одно колесико часов
Спросило у другого:
«Чем лучше ты других колес?
Что есть в тебе такого,

Что вертишься не вместе с нами,
А в сторону другую?»
Ответ звучал: «Да видно мастер
Меня таким задумал.

И хоть кручусь иначе я,
Но разве вам мешаю?
Ведь правильное время
Считать я помогаю.

И на вращение иное
Ты понапрасну ропщешь,
Хотя оно у нас и разное,
Но цель-то все же общая».
               























                79



Как-то женщина одна,
Побывав на юге,
Персиков корзину
Привезла подруге.

Благодарна та была
За подарок добрый,
Каждый день она брала
Персики попробовать.

Правда, выбирать старалась
Те, что уже портились.
Но корзина опустела,
Персики все кончились.

Тут, бедняга, поняла:
Из корзины целой
Не сумела съесть плода
Вкусного и зрелого.
         
               



















                80


Однажды к старику приехал
Его далекий родственник.
В галошной мастерской работал
Тот родич – гость, как собственник.

«Ну, как дела?» - спросил старик.
Ответил гость: «Нормально.
Почти все лето шли дожди –
Товар был актуальным».

«А как же жизнь?» - опять спросил
У гостя старец весело.
Ответил гость «Товар носил
Я в магазины месяцы.

Нужны галоши были людям,
А значит, с прибылью мы будем».
Опять спросил старик: «Какие
На будущее планы?»

Ответил гость: «Хотел открыть
Здесь филиал недавно».
«Да, видел ноги я в галошах, -
Сказал старик в раздумье, -

Но голову в галоше тоже,
Не видел – се безумие».

               












                81               
Шел  как-то человек один
По людной, шумной улице.
Друг из деревни вместе с ним –
Был первый раз в столице.

Воскликнул вдруг провинциал:
«Услышал я кузнечика!»
«Кого ты в шуме услыхал,
В движенье бесконечном? –

Друг удивился, - Здесь машины
Гудят, смеются люди.
Кузнечика и в вышине
Никак не слышно будет».

«Но все ж кузнечика я слышу». –
Сказал провинциал.
Цветы на клумбе он раздвинул
И сразу увидал:

Действительно, сидел кузнечик
И громко стрекотал.
Был ошарашен горожанин:
«Ну, слух! Феноменал!»

«Да нет, обыкновенный слух».-
Ответил друг – селянин.
«Я не поверю в это друг». –
Воскликнул горожанин.

«Тогда смотри!» - сказал селянин
И высыпал на тротуар
Монет пригоршню. Горожане
Все дружно стали проверять

Свои карманы – не у них ли
Упали деньги на дорогу?
И лишь проверив, дальше шли,
Все ж озираясь понемногу.

«Вот видишь? - к другу обратился
Селянин, - Так уж мир устроен,
Что в нем всегда и все зависит
Лишь от того, на что настроен».
 
 
                82
               
Муху спросил комар:
«Где здесь растут цветы?»
И услыхал: «Кошмар!
Что за пустяк ищешь ты!

Где здесь цветы – я  не знаю,
Но, по секрету, скажу:
Много канав воняет,
Все их я нахожу».

И начала ему муха
Помойки перечислять
Те, на которых, по слуху,
Надо б  ему побывать.

И полетел комар
В заданном направлении.
Встречу с пчелой ему в дар
Дало само провидение.

«Знаешь ли, где здесь помойки?» -
Спросил у пчелы комар.
Она удивилась: «Постой-ка,
Здесь можно найти лишь нектар.

И сколько я здесь ни летаю –
Не видела, что ищешь ты.
А, знаешь ли, сколько я знаю
Тех мест, где растут цветы?»

И тут же пчела подробно
Ему рассказала, где лилии,
А где гиацинты недавно
Уже расцвели в изобилии.
               
Вот почему так сложно
Правильно выбрать друзей:
Если ты с мухой, то можно
Только помойки узреть.



                83


Пришел как-то к старцу Паисию
С Афона мирской человек
И стал у него выпытывать:
«Скажи, почему весь век

Монахи сидят на Афоне
И не спускаются вниз,
Не расширяют зону
Служения миру? Каприз?»

Старец ответил нахалу:
«А разве не должен маяк
Стоять на гранитных скалах
И светочем быть в морях?

Или ему переехать
В город прикажешь скорей
И подключиться к работе
Уличных фонарей?

Каждый имеет служение
Только свое! И маяк
Яркий, нигде не заменит
Тусклый фонарь нам никак.

Так же монах - он не лампочка,
Чтоб освещать пешеходам,
Автомобилям и парочкам
Путь их до самого дома.

Маяк на высоких скалах –
Вот кто такой монах!
Он призван светить усталым
Людям в житейских морях.

Чтоб шли они верным курсом
И достигали в конце
Главного своего пункта –
Любовь находили в Творце!




               

О зависти, терпении и труде.

                84

Чиновник один, выйдя из канцелярии,
Взглянул на дворец короля и подумал:
«Как жаль, что рожден не в семье я избранной,
Вся жизнь бы была и простой и бездумной».

Пошел через площадь домой потихоньку.
На площади строили дом, было шумно.
Один из рабочих глядел на чиновника,
Несущего папку с бумагой, и думал:

«Ах, что ж не пошел я учиться в гимназию,
Не раз ведь отец мне советовал это.
Вся жизнь изменилась бы к лучшему сразу
И стала бы очень простой и безбедной».

В то самое время, в окно из дворца
Смотрел сам король, видел площадь, чиновников,
Рабочих, что строили дом, продавца,
Машины, прохожих, идущих спокойненько.

И думал король: «Как, наверное, славно
На воздухе свежем пробыть целый день,
Работать физически много, а главное,
Не думать о сложных вопросах, что тенью

За мною везде неотступною следуют.
Не слушать в парламенте споры и критику
Решений, во всем осторожности требующих,
И все это вместе зовется – политика.

И жизнь у меня, это так очевидно,
Во всем от удачи зависит капризной.
Не то, что у всех этих простолюдинов –
Такая простая и ясная жизнь».




                85
               


У старца спросили преклонного:
«Неужто хватает терпения
Тебе пребывать в отдаленном
Углу этом?». Он без сомнения

Ответил: «А я никогда
Здесь не нахожусь в одиночестве,
Господь – собеседник всегда
Меня подвигает на творчество.

Когда я услышать хочу
Его – то Святое писание
Читаю, а сам захочу
Сказать что – молюсь утром ранним».



               






















                86


Однажды лесорубы
Вели соревнование.
Добыть они хотели
Все – чемпионов звание.

К финалу лесорубов
Осталось только двое,
У каждого топор был,
Вооружен пилою.

Задачей было каждому:
С утра и до обеда
Кто срубит больше леса,
То у того победа.

Свистком сигнал был дан
Начать им свое дело
И дружно на площадке
Работа закипела.

Но через час услышал
Один из лесорубов:
Его соперник, кажется,
Не пилит и не рубит.

Видать устал бедняга
И встал передохнуть.
Решил тут работяга
Работу подстегнуть:

Удвоил он усилия,
Чтобы наверняка
Поближе быть к победе,
Соперник «спит» пока.

Весь день так продолжалось –
Работал непрерывно
Тот лесоруб, пила его
Гудела уж надрывно.


Соперник же его
Передыхал раз пять.
Конец соревнованиям
Свисток подал опять.

И очень удивлен был
Тот, первый лесоруб,
Увидев у соперника
 Намного больше срубов.

«Как это может быть?
Ведь ты же останавливался,
Я слышал сам!» - он громко
И гневно возмущался.

«Все очень просто, - отвечал
Ему соперник скромно, -
Работал ты, действительно,
Со скоростью огромной,

Но нарубил все ж меньше.
Я выиграл тут спор!
А отдыхал я часто,
Чтоб наточить топор».















               






                87


Приснился человеку сон,
Что за прилавком магазина
Стоит сам Бог и молвит он:
«Купи, что хочешь, я всесилен».

Обрадовался человек:
«Дай мне здоровья, счастья, славы,
Любви и денег, и успех
Чтоб был со мною постоянно».

Бог  улыбнулся и ушел
Вглубь магазина, за заказанным.
Принес пакетик небольшой,
Суровой ниткой перевязанный.

«И это все? – спросил у Бога
Тот человек разочарованно –
Ведь я просил себе так много,
А здесь так мало нафасовано».

«Да, это все! – ответил Бог, -
Здесь семена, не знаешь разве?
Чтоб сам ты вырастить их смог –
Трудиться надо, а не праздновать».


               















               
                88



Когда-то, две сохи стояли.
Стояли поневоле.
Одну оставили в сарае,
Другую   взяли в поле.

Трудилась бедная соха
С зари и до зари,
Ведь поле новое вспахать –
Труд, что ни говори.

А осенью ее и плуг
Опять в сарай свезли.
Там встретила она подругу,
Стоявшую в пыли.

И с удивлением они
Смотрели, не мигая:
Одна была вся в ржавчине,
Блестела вся другая.

«Как удалось красивой стать?
Ведь ты не отдыхала!» -
Должна была соха признать,
Стоявшая в сарае.

Та отвечала: «Да, уж я
Трудилась днем и вечером.
Блестящей стала. А тебя –
Безделье изувечило».


               









                89




Как-то к старцу одному
Человек пришел. Немедленно
Стал рассказывать ему
О делах, еще не сделанных.

Старец слушал его, слушал,
А потом и говорит:
«Ты ход времени нарушил:
Можно думать, будто ты,

Не купив еще билета,
Не проехав мили, вдруг,
Сразу прибыл на то место,
Куда нужно. Знаешь друг,

Ты сначала сделай дело,
До конца все доведи,
А тогда уж можешь смело
И ко мне ты приходить».

















               

                90
Однажды Бог решил
Проверить силу горя.
И, для начала, он
Послал его на море.

Не выдержало море
И высохло совсем.
Потом обрушил горе
Господь на горы все.

Разрушились все горы,
Рассыпались на камни.
Тогда послал он горе
В пустыню Атакаму.

В пустыне буря началась,
Развеяла песок,
Остался от пустыни
Колючки жалкий клок.

Не знал, что делать дальше,
Господь. «Дай-ка, - подумал, -
Я горе испытаю
На людях, что же будет?»

И тут же  человеку
Послал он свое горе.
Но человек, несчастный,
Не высох, словно море,

Как горы не разрушился,
Не сгинул, как пустыня,
Он с горем своим мучился,
Порою плакал сильно,

Но все же двигался, дышал,
Есть продолжал и пить,
Любил, смеялся и страдал…
Короче, мог он жить

И с горем вместе. Понял Бог,
Что только человек
Все может вынести
И горе ему отдал навек.


                91

               
Купил человек один дом себе новый,
Красивый был дом, рядом сад.
В саду стоит запах цветочный, медовый,
Плоды на деревьях висят.

А рядом, в своем обветшалом домишке,
Завистливый жил человек.
Соседу старался он мусор излишний
 Подбросить к воротам нередко.

Однажды проснулся сосед рано утром,
На травку ступил, что росою
Покрылась и видит: стоит у ворот
Большое ведро с помоями.

Он взял то ведро, его тщательно вымыл,
Насыпал плодов самых спелых,
Хозяину–злюке, что рядом с ним жил
Ведро протянул, сказав смело:

«Спасибо сосед, поделился, чем смог.
Теперь мой черед веселиться:
Усвоил я с детства счастливый урок –
Прибудет все то, чем делился». 


               











               

      
   Об осуждении и  празднословии.
               
      92

Одна семейная пара
Переехала в новый дом.
Утром соседку жена
Увидела за окном.
«Посмотри, - сказала мужу,-
Какое белье за окном:
Грязнее его и хуже
Не видела я давно».
Но муж ей не отвечал
Газету свою он читал.
«Наверное, мыло плохое
Иль не умеет стирать» -
Продолжила женщина вскоре,
Не в силах злорадство унять.
И так, всякий раз, как соседка
Развешивала белье,
Над ней издевалась едко
Та женщина, глядя в окно.
Однажды, в настрое не радужном,
Она посмотрела в окно
И тут же воскликнула: «Надо же!
Не  видела я так давно
Такого хорошего, чистого
Белья. Знать, соседка моя
Стирать, наконец, научилась
Не хуже, чем делаю я».
«Да нет, - возразил ей муж, -
Встал раньше и, заодно,
Я вымыл полы и душ,
А также твое окно».
Вот также и в нашей жизни:
Чем осуждать других,
Ты у себя прежде вызнай
Нет ли поступков плохих,
А также, насколько чистые
Намеренья сердца и мысли.






               
                93


Встретились садовник и писатель.
Тут садовник вдруг и говорит:
«Я могу сюжет тебе, приятель,
Для романов новых подарить.

Самому писать мне неохота.
Честно говоря, я не мастак
По бумажке перышком работать,
Проживу без этого и так.

Ну, а у тебя, уверен я,
Коли постараться ты сумеешь,
Выйдет люкс – произведение-
В истину которого поверишь».

Улыбнулся друг ему, ответил:
«Вот спасибо! В благодарность я
Также одарю тебя советом:
Вот огрызок яблока, семья

Семечек сидит в нем, в середине,
Посади ты семечки в саду,
Вырасти и у тебя, к кончине,
Яблони у дома зацветут».               
               


















                94


Завели как-то два пастуха меж собой
Разговор о делах государства.
Один власть всю ругал и царя, а другой
Защищал все правление царства.

Так, охрипнув от крика и даже подравшись,
Не смогли они так ничего доказать
 И решили, совсем уж от спора уставши,
Что его кто-то третий бы должен разнять.

Позабывши про стадо, и злобно бранясь,
По дороге пошли запыленной.
Вскоре встретили батюшку, он торопясь,
Шел на службу к церквушке зеленой.

Обратились к нему пастухи за советом,
Попросили сказать, кто же прав?
И священник сказал раздраженно в ответ:
«Укротите-ка вздорный свой нрав!

Суть же вашего спора лишь в том,
Что один из вас доит козла,
А другой   под него решето
Подставляет. А где ваши стада?»

Пастухи от ответа такого прямого
Даже несколько оторопели,
Стадо коз своих вспомнили, волка большого,
И скорей занялись своим делом.
               

 
               
               








                95


Однажды не нашел свой кошелек
Крестьянин. Обыскал он весь свой дом,
Но тщетно. «Видно кто-то уволок
Мой кошелек из дома» - думал он.

И стал перебирать в уме всех тех,
Кто заходил к нему хоть на минутку.
И вспомнил он, что из соседей всех
Соседский мальчик заходил за курткой.

Встречая парня, он заметил странные
Его поступки: он смущался явно,
Глаза отвел и речь повел туманную,
Совсем иначе вел себя недавно.

На день второй – чему-то ухмыльнулся
И выглядел нашкодившим котом,
Ну, а на третий день – он отвернулся
И спрятался за угловым столбом.

«Вот и попался ты», – решил крестьянин,
 Пришел домой он и хотел пойти
К родителям парнишки, чтоб изъян
В бюджете пострадавшем возместить.

Но тут его окликнула жена:
«Смотри, что за кроватью я нашла!»
И кошелек с улыбкою она
С пропавшими деньгами подала.
               
В своих потерях – близкого, далекого
Не торопись винить, быть может, тот
Ни в чем не виноват. А кошелек
Тебя в твоем же доме где-то ждет.







               
    О гордости и смирении.

                96



Когда-то, конь один, норовистый,
Перекусив вдруг удила
И скинув всадника, напористо
Рванулся вскачь. Его вела

Мечта: «Вот вырвусь я на волю,
А, значит, буду я свободным,
Иную я узнаю долю –
Жизнь без границ мне неугодных».

Так думал конь, но не заметил,
Что пропасть впереди маячит.
Нет седока с мозгами светлыми,
Конь и свалился в пропасть, значит.

Так и с душою человеческой
Бывает в жизни: только он
Из сердца выбросит, младенческий,
Страх Божий,  действует закон:

Он начинает непременно
Лгать, воровать, и пить, и злобствовать,
Не замечая, что немедленно
К бездонной движется он пропасти.

Все начинается с гордыни,
Когда, забыв про Божий кнут,
И человек иной, отныне
Позволит сам себе «взбрыкнуть».








               
                97


Один молодой олень отрастил
Роскошные чудо – рога.
 Он очень гордился рогами и был
Насмешлив, смеялся когда

Он видел у, рядом  с ним пасшихся, коз
Кривые, некрепкие рожки.
Любил кабанам задавать он вопрос:
«Где ваши рога? Есть лишь ножки?»

Хвалился своими  большими рогами
Олень, да и как не хвалиться?!
Но был недоволен своими ногами –
Они как у всех, чем гордиться.

Однажды случился в лесу том  пожар,
От молнии вспыхнула ветка.
Все звери со страхом пустились бежать,
Олень же бежал пуще ветра.

Тогда-то и понял олень, что нога -
Тонка, но все вместе – бежали,
И могут спасти от огня, да рога
В кустарнике буйном застряли.

Олень осознал, как нелепы рога,
Которыми так похвалялся,
И как драгоценна любая нога!
Но поздно – огонь приближался…













                98


               
Ехал как-то богач в карете
Запряженной шестеркой лихой.
Все лошадки белого цвета
Были, краше одна другой.

Только вдруг та шестерка застряла.
Сколько кучер ни бил лошадей,
А продвинулись они совсем мало,
Хоть сполна получили плетей.

Тут мужик на телеге явился
С парой кляч и легко по трясине
Он проехал. Богач изумился:
«Ты проехал?! Так в чем же причина,

Что твои неказистые клячи
Так легко этот путь одолели?
Видно кормишь их как-то иначе,
Чем моих?». Отвечал тот несмело:

«Тут не в корме все дело, в природе.
Просто кони твои, по отдельности,
Хоть сильны, только разной породы
И не дружат друг с другом, из вредности.

У меня же лошадка простая,
Одной масти она с жеребенком,
Пригрозишь только, тут же, родная,
Помогает, как мама ребенку».










                99


Задумал хлебороб жениться,
Пора, вполне созрел для этого.
Но где с невестой познакомиться?
Конечно, в праздник после лета!

И он пошел с друзьями вместе
На праздник. Вышли в хоровод
Из сел окрестных все невесты,
На них не смотрит хлебороб.

Он присмотрел себе девицу,
Что скромно в стороне стояла
И, опустив глаза в землицу,
Красой своею не блистала.

Друзья парнишки удивились,
Что выбрал деву неприметную
И попросили объясниться,
Что он увидел в ней, заветного.

Ответил парень: «Я привык
Судить о жизни по колосьям:
Когда пшеничный куст стоит
Так прямо, гордо, что в полоске

Он виден уж издалека,
То значит колос этот бросовый,
В нем зерен нет наверняка,
Сколько ни молоти колосья.

А если колос книзу клониться
Так, что он сразу не заметен,
То, значит, хлебом переполнится
Амбар твой, верная примета.

Так и невеста, хоть скромна,
Не выступает, будто пава,
Но будет верная жена
И будем жить мы с ней на славу».



                100




С послушником знакомым
Шел старец как-то в ночь.
Увидели дракона
И побежали прочь.

«Неужто же ты, отче,
Дракона испугался?» -
Спросил знакомый. «Вот еще!
Конечно, я б остался, -

Ответил старец, - победить
Дракона мог молитвой.
Но после этого сразить
Пришлось бы в новой битве

Мне дух тщеславия. Болезней
Страшнее этой не сыскать!
Поэтому – то и полезней
Мне было просто убежать».


               


















                101




Один отшельник так был свят,
Что жил среди зверей.
И даже маленьких зверят
Кормил он у дверей.

Увидел всю эту идиллию
Проехавший игумен,
Сказал: «Конечно, в изобилии
В тебе добра, ты чуден.


Но если хочешь совершенства
Ты еще большего достичь,
В монастыре, среди священства
Попробуй мирно год прожить».



 


               


















                102


Раз три кочевника в пустыне
Остановились на ночлег.
Вдруг озарилось небо синее
И чей-то голос им изрек:

«За тем барханом соберите
Так много гальки и камней,
Как только сможете вместить
В карманы, в сумку на ремне».

«Ну, что за глупость? – возмутились
Услышавшие голос странники, -
Он хочет что? Чтоб мы набили
Каким – то мусором  карманы?

Сказал бы настоящий Бог,
Как уничтожить в мире бедность.
Иль посвятить бы в тайну мог,
Как нам здоровыми быть вечность».

Пока так двое возмущались
И рассуждали об услышанном,
Кочевник третий, не прощаясь,
К бархану в путь скорее вышел.

Насыпал в свою сумку столько
Камней и гальки, сколько смог
Он унести с собой. Хоть толком
Не знал, зачем все это Богу.

А утром, небосклон был светел,
Отправились все трое в путь.
Но вдруг один из них заметил:
Лучи из сумки ярко бьют.

Галька и камни превратились
Все в бриллианты, и светились.
 



                103



У одного отшельника спросили:
«Что будешь делать, коль убогий скит,
Где ты живешь, сломается от гнили?»
Подумал старец,  да и говорит:

«Меня все это как-то не тревожит,
Ведь место на Земле, что Божьей волей
Я занимаю, уж никак не может
Сломаться или стать неволей».



               




























                104



Шла по дороге толпа людей,
Каждый тяжелый нес крест.
Только решил один прохиндей,
Что вариант у него лучше есть.

И, приотстав ото всех остальных,
В лес он подальше зашел,
Быстренько крест свой укоротил,
И дальше со всеми пошел.

Был он доволен, что все так просты,
Он же хитрее их всех.
Только вот встретилась пропасть в пути
И переправы здесь нет.

Люди кресты свои сняли, по ним
Пропасть прошли, как во сне,
И оказались один за другим
Вскоре на той стороне.

 Только один их них, в горести,
С этой сторонки остался –
Слишком коротким для пропасти
Крест его вдруг оказался.

               















                105



Потеряла женщина всех близких:
Мужа дорогого и сыночка.
Горе придавило ее низко,
Изболелось бедное сердечко.

Обратилась к старцу за советом:
«Что мне делать? Как мне дальше жить?»
Спрашивает старец: «Ты об этом
Часто вспоминаешь или нет?»

И вдова ответила: «Стараюсь
Эти мысли от себя прогнать.
Если вспоминаю близких – словно
Зверь когтями сердце будет рвать».

«То не зверь, - ответил старец тихо, -
Это твое сердце рвется к ним.
Не гони родных своих, как лихо,
А поближе к сердцу допусти.

Пусть они навек там поселятся –
Будет твое сердце улыбаться».

               


















                106




Искусный художник нарисовал
Картину. Была так прекрасна,
Что каждый, кто видел ее, восклицал:
«Художник – талант, это ясно!»

И только башмачник один увидал
Изъян, у сандальи рисованной.
Об этом он автору сразу сказал.
Его замечаньем взволнованный

Художник немедля картину поправил
И критика с острым вниманьем поздравил.
Доволен собой был башмачник и горд,
И стал говорить, что, мол, голень

Пожалуй, неверно рисована, вот
Колено получше, но в целом
Нога неудачно изображена,
Полна незаметных изъянов она.

Такие придирки в ком хочешь разбудят
Не благодарность, а злобу.
И громко художник сказал: «Да не судит
Башмачник выше, чем обувь!»

Вот также и нам это можно сказать,
Когда мы  то судим, что можем не знать.


               








                107
Заспорили части тела,
Какая из них важнее.
«Мы носим вас всех по делу,
Без дела… Мы всех нужнее!» -

Сказали первыми ноги.
Но руки не согласились:
«А разве без нас смогли бы
Поесть вы? Воды напились??»

Сказал вдруг язык: «Во веки
Никто бы и никогда
Не знал, что у человека
На сердце – любовь иль беда».

«А как человек бы услышал
Все то, что о нем говорят?» -
Сказали большие уши
И замолчали опять.

«А что бы он знал о мире,
Который вокруг него? -
Воскликнули глазки карие-
Ведь мы же его ведем».

«Вот только живот обуза. -
Решили все части тела -
Приходится жадное пузо
Кормить и поить то и дело.»

«Пожалуйста, не кормите!» -
Ответил живот обиженно.
Но вскоре ухудшилось зрение
И слух стал совсем  пониженным.

Ослабли и руки и ноги,
Не мог человек с места двинуться,
И даже язык не смог
Во рту у него шевелиться.

Совсем не случайно Бог
Создал человеку тело
Таким, чтобы каждый мог
Свой вклад внести в общее дело.


                108
               


Отец Макарий  как-то в келье
Своей застал вора, что крал
Его имущество. Немедля,
Ни слова даже не сказал,

Стал преподобный помогать
На ослика свой  скарб укладывать,
(Тот должен смирно был стоять
У двери), вещи стал увязывать.

И, отпустив воришку с миром,
Отец Макарий так сказал:
«Нам все досталось в мире даром
И жизнь саму Господь нам дал.

Мы в эту жизнь внесли лишь будни
И ничего не унесем.
Сказать нам следует – да будет
Благословен Господь во всем!»






















                109



У Бога человек спросил: «Во что мне верить?
На что надеяться, кому любовь доверить?
Чего бояться мне сильней всего на свете?»
Немного помолчав, Господь ему ответил:

«Верь Богу своему, тебя он видит
И никогда нигде не даст в обиду.
Надейся ты на Бога и свой могучий дух
И будешь жить в гармонии со всем, что есть вокруг.

Люби ты Бога, как собственных детей,
Люби родителей, и землю, и друзей.
А бойся слез людей, которых ты обидел,
Которых обобрал, унизил, ненавидел,

К кому ты относился как к своему врагу.
Они попросят помощи -  и я им помогу».