Притчи и сказания

Алла Девятова
Притчи и сказания

О вере и неверии
                1


Один человек надумал узнать
У старца известного мудростью:
« С какой стати должен я выполнять,
Порой, невзирая на трудности,
Все Божьи законы и Божьи заветы?
Ведь видимой прибыли мне от них нет».
И старец ответил: «Когда ты болел,
Ты разве не вызвал врача?
И пил все лекарства, что он велел,
Хотя они сильно горчат.
Ты лекарю тело доверить не трусишь,
А Бог ведь врачует бессмертную душу!
Так что ж доверяешь ты меньше ему,
Чем, часто больному, врачу своему?»
      
                2

Пришел проповедник в деревню одну,
Где не было жителей верующих.
И сразу попал в окруженье – в толпу
Юнцов, настоятельно требующих
Всем им показать, где находится Бог,
Могущественный и невидимый,
Дарующий милость, свободу, восторг
И так проповедником чтимый.
В ответ попросил их монах принести
Ему хоть стакан молока.
Стакан принесли, но не стал его пить,
А стал изучать он, пока
Юнцы уж не стали терпенье терять.
Тогда им отшельник сказал:
«Здесь масло должно быть, так все говорят,
Но я его не увидал».
Над странным монахом юнцы хохотали:
«Ну, глупый же ты человек!
Конечно же, масло здесь есть в каждой капле,
Из масел – питательней всех.
Но чтобы его получить и увидеть
Ты должен согреть молока,
Его остудить, простокваши добавить,
Дождаться, свернется пока,
Потом уж взбивать его венчиком долго
И лишь через час или три
Кусок небольшой  цвета золотого
Ты сможешь в обрате найти».
«Ах, вот как, - сказал им монах-проповедник,-
Тогда объяснить легче мне
Где Бог. Он повсюду! И даже последний
Листок, что упал в тишине
Далекого леса – пронизано им
И в нем пребывает. Но сложно
Его увидать. Ведь по правилам
Должны все вы жить. Тогда можно
На самом исходе процесса – пути
И милость его ощутить,
И к Божьему  дому дорогу найти,
 И в Божие царство прибыть».
 

                3 
               
Один парикмахер с клиентом
Разговорился о Боге:
«Мир так несовершенен,
Так в нем страданий много,
Столько больных и бедных,
Грубых и злобных людей,
Войн, пусть даже и победных,
Что беспризорят детей.
И трудно себе представить,
Что добрый и любящий Бог,
Такой приговор, как париям,
Людям всем вынести мог.
Поэтому я и не верю
 В Бога существование,
Пока на себе не проверю
Любовь его, а не наказание».
Ответил клиент парикмахеру:
«Вы знаете, что я скажу?
Ведь и парикмахеров тоже
Нигде я не нахожу».
«Как так? - удивился цирюльник, -
Ведь я перед Вами стою!»
Но человек тот огульно
Развил дальше мысль свою:
«Их не существует и только.
Иначе откуда взялись бы
На улицах города столько
Заросших людей и небритых?»
«Ну, мил человек, - ответил
Клиенту тогда брадобрей, -
Хотел бы тебе я заметить –
Не в нас ведь все дело, поверь.
А в том, что ко мне не приходят
Те, для которых нужней
Подстричься. Наверно находят
Дела, что гораздо важней».
Клиент подтвердил: «Я о том же -
Бог есть! Просто люди к нему
Не ищут пути, в надежде
Найти объясненье всему.
Вот почему так много
В мире страданий и бед.
Люди забыли Бога,
А без него счастья нет».


                4


Однажды молодой монах
Спросил у старца-мудреца:
«Скажи мудрец, от мира как
Отречься можно до конца?»
Ответил тот: «Не беспокойся!
Коль жить ты будешь праведно,
То от тебя мир отречется.
Такое в мире правило».

   
                5

               
Когда-то путешествовал француз
В сопровождении араба – христианина.
Несли верблюды свой тяжелый груз.
В пустыне было жарко, словно в бане.
Но день за днем араб не забывал
Молиться Богу на песке горячем.
Неверующий француз вопрос задал
Арабу: «Что молитвы  эти значат?
С чего ты взял, что существует Бог?».
Немного помолчав, араб ответил:
«А из чего ты заключить вдруг смог,
Что прошлой ночью так, что не заметил
Никто, прошел один верблюд
Мимо палатки нашей, а не странник?
Быть может, это был не здешний люд,
Бербер иль туарег – пустынь избранник?».
«Но это было видно по следам!» -
Француз ему ответил удивленно.
Тогда араб сказал: «Я слово дам,
Что все, на что мы смотрим восхищенно:
Бескрайняя пустыня и песок,
И солнце заходящее, что светом
Своим залило все до горизонта –
Все это ведь следы не человека».
             







               
                6


               
В одном селе большевики
Закрыли церковь. Вдалеке
Стояли люди молчаливо,
Смотрели мрачно, как глумливо
Из храма ризы выносили,
Иконы, утварь – все свалили.
«Нет Бога!- комиссар кричал,-
Он никого не наказал
За поругание святыни!»-
И стал палить по окнам синим.
А с окончанием пальбы
Раздался голос из толпы:
«Да он тебя уж наказал –
Ведь у тебя он ум отнял!»


               


















               

                7




Однажды европейца одного
Волной прибило в Тихом океане
На остров. И там встретили его
Приветливые люди – христиане.

Они бедняге помощь оказали:
Ушибы смазали и выделили хижину,
Постель, посуду и одежду дали.
И как-то вождь его позвал на ужин.

За ужином они вели беседу.
Гость рассказал о пользе просвещения,
Прогресса,  обо всех его победах.
А в заключенье выразил сомнение:

«Пожалуй, только вера помешает
Идти вам быстро, наравне с прогрессом».
Вождь усмехнулся и сказал: « Ты знаешь,
Ты прав дружище! Вера, своим весом,

Так изменила образ нашей жизни!
Каких-то всего сотню лет назад
Тебе б никто не дал еды и в хижину
Не ввел бы, а не то, что в этот сад.

Никто не стал бы слушать, что ты знаешь.
Зажарили б на ужин, может быть.
Так значит, дорогой мой, ты считаешь,
Что нужно эту веру отменить?».



               







                8

Разговорились в животе
У мамы два младенца.
Один был верующий вполне,
Другой же был безверцем.

« Ты веришь в жизнь после родов? -
Спросил он как-то брата, -
Допустим, верить я готов,
Что жизнь продлится завтра,

Но после родов ее нет!»
Ответил ему брат:
« А я уверен, есть тот свет,
Которому я рад.

И здесь мы только для того,
Чтоб вырасти готовыми
К тому, что ждет после родов,
Что в жизни уготовано».

«Какая глупость! - возразил
Ему брат недоверчиво, -
Какую жизнь вообразил
Ты братец нынче вечером?»

«Не знаю всех деталей я, -
Стал  размышлять младенец, -
Но верю, будет там семья.
И солнце. Наконец,

Ногами будем мы ходить,
Ртом кушать варенец…»
«Смешно об этом говорить, -
Сказал ему близнец, -

Какая это ерунда –
Самим ходить и есть.
Ведь пуповина нас всегда
Питает. Жизнь и есть –

Лишь пуповина. И она
Так быстротечна, кратка,
Что думать, чем она полна
Нам времени не хватит».

«Но там все будет по-другому! -
Воскликнул брат-близнец, -
Нас ждет заботливая мама
И любящий отец!».

«Ты веришь в маму? -
Засмеялся неверующий брат, -
Признайся лучше братец прямо,
Что верить в сказки рад.

А разговоры все о маме –
Сплошное шарлатанство.
Здесь только ты и я, мы сами
Заполнили пространство».

Ответил верующий брат:
«Да мы в ней пребываем!
Она везде! И говорят,
С ней только выживаем!»

«Ну, это просто ерунда! -
Сказал безверный брат, -
Ее не видел никогда,
Нигде и это факт».

«А я так знаю – она есть! -
Сказал второй близнец, -
Когда шумы и грохот весь
Стихают, наконец,

Услышать можно, как поет
Она и гладит нас.
Жизнь настоящая придет
Потом, а не сейчас.

Увидишь брат, родимся мы
И больше уж не будет тьмы».

               





                9


Как-то шли,  утомленные каждый,
Ученик и прославленный старец.
Изнуренный жарой и жаждой
Попросил молодой страдалец:

«Авва, мне очень хочется пить».
Старец тут сотворил молитву,
Приказал: «Пей из моря и  жить
Будешь также». Из моря добытую

Воду пил ученик безотрывно.
Оказалось, что эта вода
Не солена, сладка. Так, наверное,
В роднике она сладка. Тогда

Стал чудесной водой наполнять
Ученик все сосуды пустые,
Вдруг захочет в дороге опять
Он напиться. И видит грустные,

Удивленные старца глаза.
«Что ты делаешь? – тот говорит, -
Ты не видишь, что мир из образа
Бога Вышнего состоит?

И ты быстро получишь себе
Все, о чем ни попросишь ты Бога:
Воду, пищу он даст тебе.
Выходи налегке в дорогу».












                10




Однажды ночью в одном доме
Возник пожар. Но дом успели
Покинуть все семейство, кроме
Меньшого сына. Все смотрели

На разгорающийся дом.
Огонь в нем бился сильный слишком,
Нельзя войти в него и в нем
Найти трехлетнего сынишку.

Но вдруг вверху окно открылось,
Ребенок виден был испуганный
С лицом, что страхом исказилось.
Отец вскричал: «Сыночек, прыгай!»

Малыш на зов его откликнулся:
«Но папа, я тебя не вижу!»
«Немедля прыгай и не бойся!
Я здесь внизу! Я тебя вижу!»

В окошко прыгнул мальчик храбрый,
Попасть в отца объятья смог.
Такой же веры безоглядной
Ждет и от нас Создатель – Бог.

               














                11





Монах – подвижник, обходя пустыню,
Столкнулся с племенем одним, которое
Справляло похороны: в мир иной
Готовились вождя отправить скоро.

Среди кочевья, на костре огромном,
В одеждах пышных его лежало тело.
А соплеменники, в одежде очень скромной,
Дрова к костру носили то и дело.

«Какой был веры вождь?» - спросил участливо
Монах у них. Услышал: «Был неверующим».
Пустынник опечалился: «Несчастный,
Одет роскошно, а пути не ведающий!»





               




















                12




Спросил один старец у Господа Бога:
«Хотел бы я знать, почему, разъясни,
Одни умирают у жизни порога,
Другие устали считать свои дни.

И почему так бедны и несчастны
Люди благочестивые.
Те же, кто к бедам людским безучастны,
Жизнь проживают счастливо?»

С неба послышался голос: «Совет
Дам я: себе лишь внимай ты.
Каждый пред Господом держит ответ,
Все это – Божьи суды».



               
























                13







У старца одного спросили: «Старче,
Что значит грусть? Известно ли тебе?»
Ответил кратко он: «Быть грустным – значит
Все время думать о самом себе».


               




























                14

Однажды атеист
Спросил у друга верующего:
«Что будет, если ты,
Так рьяно исповедающий

Учение о рае,
Его не обнаружишь,
Когда ты после смерти
На свет иной прибудешь?»

И верующий ответил:
«Что будешь делать ты,
Когда на том же свете
Найдешь в конце пути

Тот ад, что отрицаешь
Ты и твои друзья?»
Сказал противник: «Знаешь,
Надеюсь очень я,

Что никогда такого
Со мною не случится».
«Надеешься? – спросил его
Друг, - Что ж, я убедился,

Что разница вся в том
У наших убеждений,
Что ты с надеждой шаткой,
А я же с твердым мнением,

Что коли есть создание -
И я, и ты, приятель,
Имеющий сознание -
То, значит, есть Создатель!»

               







                15


О молитве и Божьем промысле.


Перевозил рыбак на лодке пассажира.
Тот торопил: «Быстрее, брат, греби!
Да, что за надпись ты на веслах выгравировал?»
Рыбак ответил: «Чтобы не забыть.

Одна из надписей гласит «трудись» -
И я трудился из последних сил.
Другая надпись говорит «молись» -
И я у Бога помощи просил».

«Понятно, что трудиться должен каждый,
А вот молиться? – пассажир махнул рукой,-
Не нужно это никому, да и не важно!
Лишь время потеряешь и покой».

«Не нужно? – удивился тут рыбак,
 И, вынув из воды весло «молись»,
Сам стал грести одним веслом, да так,
Что лодка лишь на месте закружилась.

«Вот видишь, что мы можем без молитвы?
Кружить на месте и не двигаться вперед.
И без молитвы – ты дурак набитый», -
Сказал так пассажиру мореход.

Чтобы успешно плыть по жизни морю,
Держи весла два: первое  - «молись»,
Преодолеешь с ним любое горе,
Поможет лучше жить весло – «трудись».




               
               



               
                16





В одном городе случилась засуха.
Сохли огороды и сады.
Перекрыты краны были наглухо,
Потому что не было воды.

И призвал священник прихожан
О дожде всем в храме помолиться.
Все пришли и даже мальчуган
С зонтиком своим в руке явился.

Все смеялись, глядя на мальчишку,
Говорили: «Что ж ты, дурачок,
С зонтиком своим пришел подмышкой.
Нет на небе даже облачков».

Им ответил мальчик: «А я думал,
Если  вы помолитесь с душой,
Прилетит к нам туча, ветер дунет
И прольет на город дождь большой».

   


















               
                17



Такую притчу любил рассказывать
Преподобный Амвросий Оптинский:
«Один мужик, на телеге смазанной,
По базару ехал по осени.

Вокруг толпа, толчея, шум, говор…
А он подгоняет лошадку:
«Но-но! Иди скотинка с норовом,
Дам дома морковку сладкую».

И так он, по сторонам не глядя,
Проехал базарную площадь.
И вот уж его деревенька рядом,
Где он отдохнет и лошадь.

Так делай и ты: чтоб ни говорили,
Какие бы ни были помыслы,
Какие бы выгоды ни сулили –
Лишь Божьему следуй промыслу.

Ты дело свое сотвори наперед,
Молись и продвигайся вперед».



               













 
                18




Как-то человек один
Говорил с женой:
«Завтра утром я пойду
В виноградник свой».
«Да, пойдешь, – жена сказала, -
Коль угодно Богу».
Возмутился муж: «Достала!
Люди сами могут
Делать то, что нужно им,
 А не Богу иль святым.
Безразлично мне давно,
Что угодно Богу,
Завтра утром, все равно,
Выйду я в дорогу».
И наутро, до зари,
Вышел он из дома,
 Чтоб добраться до горы
По тропе знакомой.
Только хлынул проливной
Дождь во тьме кромешной.
И пришлось ему домой
Возвращаться спешно.
Постучал он в свою дверь
И жена спросила:
«Кто там? Человек иль зверь,
Иль нечиста сила?»
Прозвучал ответ такой:
«Коль угодно Богу,
Это муж вернулся твой,
Стоя у порога».








                19
Один моряк, при кораблекрушении,
Единственный в живых остаться смог.
Полуживым, оглохшим, без движения
Волной заброшен был на островок.

Придя в себя, он стал просить у Бога,
Чтоб спас его от смерти неминуемой.
И каждый день смотрел на море долго
В надежде парус увидать полуденный.

Но время шло, решил моряк построить
Шалаш из досок, выброшенных морем,
Чтоб защитить себя от ливней скорых –
Кто знает, сколь еще продлится горе.

Однажды он ушел на поиск пищи.
Вернувшись, он увидел, что кругом
Объято пламенем его жилище
И черный дым поднялся вверх столбом.

А самым страшным оказалось то,
Что все его припасы погорели.
Остался он ни с чем: сгорел и дом,
Еда и вещи все, что только были.

Не мог сдержать отчаянья и гнева
Моряк, воскликнул: «Боже! Как ты мог
Так поступить со мной? Неужто, с неба
Ты посылаешь мне последний срок?»

А рано утром следующего дня
Проснулся от гудка он. В лье всего,
Шел парусник, все паруса подняв –
Корабль пришел, чтобы спасти его.

И человек решил спросить матросов,
Когда и кто о нем им рассказал.
В ответ услышал: «Да никто. Мы просто
Твой дымовой увидели сигнал».

Так помни, человек, с судьбой не спорят,
И если твой шалаш сгорит дотла,
Быть может, это Бог, вмешавшись скоро,
Тебе послал спасительный сигнал.
                20
               
Два монаха возвращались
Издали в обитель.
Речка скоро повстречалась
Им, дождем налитая.

У реки растерянно
Женщина стояла,
Сразу поняла она,
Что в реке пропала.

Запрещал обет монахам
Прикасаться к женщине.
Молодой монах со страхом
Отвернулся вообще.

Ну, а старый подошел
И ее на руки взял.
Через речку перешел,
С рук ее на землю снял.

А остаток весь пути
Шли монахи молча.
До обители дойти
Довелось им к ночи.

Дома молодой монах
Не сдержал молчанья
И спросил: «Ну, как же так?
Было ж обещанье!

Обещал ты, видит Бог,
Женщин не касаться,
Сам же женщине помог
На берег перебраться».

Тот ответил ему так:
«Было обещанье!
Но ее я перенес
И забыл касанье.

Ты же свою душу рвешь
И до сих пор ее несешь».


                21               



Захотелось человеку одному
Поучаствовать в строительстве собора.
Денег было мало, потому
Он отправился один, подальше в горы,

Присмотрел гранитную плиту,
Обтесал ее, полировал, как следует.
Отнести вот только одному
К храму ту плиту как - он не ведает.

Стал искать носильщиков, но те
Запросили столько, что бедняк
Понял – его пламенной мечте
Не осуществиться, ну никак.

Подошли к нему тут мужички,
Хилые, невзрачные такие,
Предложили: «Хоть и не с руки
Камни нам уже носить большие,

Но готовы мы тебе помочь
Донести плиту за полцены.
Правда, если будешь ты не прочь
На использование своей спины».

«Да меня раздавит та плита,
Вы ж, худые, тоже не удержите».-
Так ответил человек. Тогда
Мужички ему в ответ заметили:

«Сам решай, да думай для чего
Хочешь сделать ты подарок храму,
Богу угодить и для него
Постараться иль похвастать самому».

Человек подумал и сказал:
«Я хочу для Бога постараться».
Спину он подставил и поднял
Ту плиту и начал добираться




До собора. Легкою плита
Показалась человеку, видно
Мужички старались, чтобы та
Не была тяжелой. Не обидно

Заплатить и деньги им за помощь.
Повернулся человек, а мужичков
Нет нигде. Исчезли они, проще –
Растворились в дымке облачков.

Так всегда бывает: если ты
Дело делаешь во славу Божью,
С помощью к тебе, без суеты,
Ангелы придут и люди тоже.

               




























                22



Пришел в богатый дом священник.
Его приходу были рады,
Накрыли стол, как имениннику,
С посудой не простой – парадной.

Все посмотрели на служителя
И думали, что он помолится.
Тот повернулся же к родителю –
Отец семейства главным водится,

А значит должен он молиться
За всю семью перед едой.
Молчанье продолжало длиться.
Его прервал отец: «Бог мой,

Ведь это просто трата времени –
Перед едой молиться всем.
От каждодневных повторений
Молитва надоест совсем.

Молиться дома по привычке –
Это пустая болтовня.
Поэтому- то мы, обычно,
Не молимся уж среди дня».

Священник посмотрел на всех
Рассержено и удивленно.
Но тут девчушка семи лет
Спросила: «Папа, значит можно

Не приходить к тебе мне утром
И не желать тебе добра?
Мне это, в общем-то, не трудно,
Но, может, отменить пора?»







                23

               
Один священник, как-то раз, во сне,
Увидел юношу – тот рыбу сел удить
У речки. Леска вся к блесне
Тянулась, как серебряная нить.

А удочка была – как золотая.
Вдруг, юноша извлек ей из пучины
Не рыбу – женщину. Была не молодая
Она. И тут же, без причины,

Священник тот проснулся. Удивлялся
Такому сну он странному, который
Той ночью неожиданно приснился.
А утром он увидел, у забора,

(Где примыкает он к стене церковной),
Стоит тот самый юноша, из сна.
Сосредоточенно, коленопреклоненный
Творит молитву и слышна она.

Позвал его к себе священник, спрашивать
Стал: «Кто такой и что у церкви делает?»
Ответил юноша: «Я здесь стою, чтоб скрашивать
Те сорок дней, что уж неделю следуют

По смерти матушки моей. Я дал обет,
Что на могиле, сорок дней подряд,
Читать молитвы буду. Они свет
Несут душе усопших, говорят».

Священник догадался, что увидел
Во сне он душу матери, спасенной
От мук посмертных своим сыном милым,
Его молитвой, к Богу принесенной.

И удочкой, что  злата даже краше,
Была молитва  к Богу «Отче наш…»,
А леска серебра была, похоже,
Псалом Давидов «Помилуй меня, Боже…».



                24



               
Жил старик. Он часами стоял
Неподвижно в углу церкви старой.
И однажды вопрос задал
Ему батюшка: «Ты, пожалуй,

Рассказать прихожанам бы мог,
Что Господь тебе говорит?»
«Ничего. Только слушает Бог». –
На вопрос отвечал старик.

«Хорошо, тогда что же из сущего
Говоришь ему?» - молвил священник.
«Ничего. Я его только слушаю», -
Отвечал тот старик откровенно.

               























                25


Были в раю два Ангела.
Один  - возлежал на облаке,
Другой же летал постоянно
От неба к Земле, без отдыха.

Спросил Ангел отдыхающий
Другого; «Скажи, почему
Туда и обратно летаешь,
От Бога и снова к нему?»

«Ношу я послания к Богу,
Которые начинаются
Со слов - Господи! Подмогу
 Я жду от тебя! – И случается

То чудо, которое просят
Все люди на грешной Земле.
Молитвы – послания носят
Особый характер вполне.

А ты, почему все время
На облаке отдыхаешь?»
И первый, погладив темя,
Ответил ему: «Понимаешь,

Хлопот у меня не много,
Уж очень нечасто случается
Носить мне послания Богу,
Где текст с этих слов начинается –

Спасибо, Господи!»

               










                26



Обратился царь к отшельнику: «Что хочешь
Дам тебе, ты только попроси».
Усмехнулся тот: «Румянец щек,
Глаз сиянье, молодость верни.

Дай бессмертной жизни мне и море
Радости и счастья подари,
Чтобы никакое в мире горе
Жизни никогда не омрачило».

Царь смутился: «В этом я не властен».
И отшельник так сказал ему:
«Так оставь меня, глупец несчастный,
Чтобы обратился я к тому,

Кто все это в состоянье дать
Мне и каждому, кто хочет взять».

               





















                27


Одна женщина очень скорбела о том,
Что ее малолетний сынишка
Был при смерти. Она упрекала за то
И себя, что смотрела не слишком

За здоровьем ребенка. И Бога молила,
Чтоб оставил в живых ее сына.
Так, в слезах, и заснула. И все, что просила
Там, во сне, увидала красивом:

Сын был жив, вырос он, стал здоров и силен,
И уже образован блестяще.
И друзьями, женой и детьми окружен.
Утешенье родным настоящее!

Но приходит конец неожиданно, вдруг,
Безмятежной и радостной жизни,
Рядом с сыном скопились все беды вокруг –
Совершил тяжкий грех и ждет казни.

Оказалось, что втянут он был в преступления,
Обращался с деньгами небрежно,
Всем грехам, что свершил, уже нет искупления
И расплата за них неизбежна.

И несчастная мать закричала: «О, Боже!
Сына, Господи, останови!»
И проснулась. Был сон ее очень похож
На реальность, что ждет впереди.

Так и каждый из нас, должен помнить и знать,
Что лишь Богу пути наши веданы.
Он нас любит нисколько не меньше, чем мать.
Все, что сделал  –  во благо нам дадено.

               






               
Об искушении, грехе и покаянии.


                28

Стояли на обочине два друга
И увлеченно что-то обсуждали.
Шел мимо пьяница, с такою же подругой,
Сказал себе он: «Эти два, едва ли

Уйдут домой. Скорее договариваются
Пойти и выпить что-нибудь в трактире».
И он пошел в трактир, а собирался
Так много сделать вечером в квартире.

Потом прошел один блудник, подумал:
«Вот люди, не боясь ничьей огласки,
Сговариваются, не таясь, обдуманно,
Искать в притоне и утех и ласки.

А я чем хуже?» И в притон разврата
Пошел блудник, свой изменив маршрут.
Шел мимо праведник, сказал себе: «Утрата
Того из времени, тех нескольких минут,

Что потеряли друга два в беседе,
Которую ведут здесь, на обочине,
Не стоит сожалений. Как соседи
Стоят вниманье с дружбой, близко очень.

А я же, грешный, уже третий день
Не выберу и часа – навестить
Приятеля, что, бледный словно тень,
В больнице столько времени лежит».

И праведник все отложив заботы,
В больницу к другу быстро поспешил.
Так, праведные люди видят доброе,
Иные – повод, чтобы согрешить.





                29
               


Однажды монаху нечистая сила,
Что так искушала его много лет,
Но так ни на что и не искусила,
Предложить решила, уже напослед:

«Давай, я отстану совсем от тебя,
Когда совершишь хоть один из грехов:
Напьешься  как следует водки, вина,
Иль блуд совершишь, иль убийство какое».

Подумал монах: «На убийство и блуд
Конечно же, я не пойду – тяжкий грех.
А грех винопития вот, как-нибудь
Я уж отмолю. Ведь не хуже я всех».

Пошел он в кабак, выпил рюмку вина.
К нему там гулена одна «подрулила»
И, быстро его напоив допьяна
К себе повела и в постель уложила.

Но тут неожиданно, к несчастью монаха,
Вернулся супруг той бабенки. В постели
Жену и монаха застал он и в драку
Тотчас же ввязался и начал метелить

Соперника. Тот, защищаясь, ударил
Хозяина спальни и насмерть убил.
Вот так, выбрав грех вроде самый бы малый,
Он сразу же все три греха совершил.




               






               
                30



Ученики спросили старца:
«Скажи нам, старче, почему
Легко нас превратить в поганца
И трудно дать добро уму?

Да и добро сидит непрочно».
Сказал им старец: «А попробуйте
Вы семя доброе нарочно
На солнце положить. Недоброе,

Плохое семя в землю бросить.
Что будет с семенем, скажите?»
В ответ услышал: «Если просишь,
То скажем: доброе – не выдержит,

Погибнет на жаре. Плохое же –
Проклюнется в земле, взойдет,
Плоды созреют – зрелой рожью
Их каждый человек найдет».

Сказал мудрец: «Дела хорошие
Выносят люди напоказ,
И все поступки, даже прошлые,
Тем самым губят, как проказой.

А злые помыслы, грехи
Подальше прячут, чтоб не видели.
Растут они там, велики,
И душу тянут прямо к гибели.

Не выставляет напоказ
Добро, что сделал, житель праведный
И отречется десять раз
От мыслей злых при  покаянии».


               

               
               

              31


В своей церкви один священник
Видел мальчика. Чем-то взволнованный
Простоял он всю службу. Как пленник
Задержался – стоял, как прикованный.

Подошел и спросил служитель:
«Что тебя беспокоит, малыш?
Служба кончилась. Эту обитель
Все покинули, ты же стоишь».

Тот ответил: «Хотел бы я знать,
Неужели они существуют –
Светлый рай и мучительный ад?
А собаки, что – их не минуют?»

«Нет, я думаю, в них попадают
Только люди, - ответ прозвучал,-
А тебя это сильно волнует?»
И мальчишка тогда рассказал:

«День назад, младший мой братишка,
Был покусан чужой собакой.
Разозлился я сильно слишком
И забил ее насмерть палкой».

«Что ж, малыш, если ты раскаялся,
То прощен тебе будет грех.
Ты, надеюсь, уже исправился?-
Говорил старец, веря в успех,-

Ты, наверное, беспокоишься
О душе той, убитой, собаки?»
Отвечал мальчик, успокоившись:
«Нет, я думал, что после драки

 С той собакой, я встречу ее
Там, куда попаду, умерев.
Ну а Вы беспокойство мое
Сразу сняли, весь страх заперев».


                32


Жил – был волк. Он растерзал
Множество овец.
И людей он обижал
Множество, стервец.

Но однажды волк решил
С этим всем покончить,
Никогда уж не грешить,
Не душить и прочее.

А чтоб было все по правилам
Он пошел к священнику,
Заказал  молебен малый
Отслужить за гривеник.

Начал службу совершать
Старенький священник.
Начал в голос волк рыдать,
Каяться, как грешник.

Вдруг он выглянул в окно,
Увидал, что пастухи
Всех овечек до одной
Прогоняют от реки.

Волк переминаться стал
С ноги на ногу. Отец
Все молебен совершал
И не виден был конец.

Наконец волк не стерпел
И сердито зарычал:
«Я голодным стать успел
И к тому же я устал

От свечей, кадила, звона…
Завершать молебен нужно!
А то всех овец загонят
И останусь я без ужина».


               

                33



Один ремесленник всю жизнь
Оружье изготавливал.
Медь желтую, железа синь
Он в своем горне сплавливал.

Однажды сделал он копье
И людям стал рассказывать,
Что он своим копьем пробьет
Любой барьер заказанный.

А также медный щит он сделал,
Как солнце щит горит
И так он прочен, что с ним смело
Врага любой сразит.

И на базаре мастером
Все дружно восхищались,
Оружием прекрасным
Подолгу любовались.

Но тут один ребенок
Спросил: «Кто победит
Когда копьем железным
Ударить в медный щит?»

Ответить что ребенку
Ремесленник не знал,
С базара потихоньку
Домой он пошагал.

Он понял – к мере мастерства
Есть также мера хвастовства.







               
               
Об исправлении своей жизни.

               
                34

Один старец копал огород,
Посадить он хотел помидоры.
Но пришел посетитель и вот
Задавать он вопросы стал скоро:

«Что ты делаешь старец, скажи?»
«Исповедую свой огород». –
Отозвался мудрец. От души
Удивился ответу гость тот:

«Неужели нуждаются в исповеди
Даже грядки?» «Конечно, нуждаются. –
Отвечал ему старец – Поистине
Неприятные вещи случаются.

Если я огород исповедую,
То есть, землю от сора избавлю –
Урожай осенью унаследую,
Помидоры на стол свой поставлю.

Если я вдруг оставлю без исповеди
Огород: сор на грядках, колючки,
То и вырастут вместо истинных
Недоразвитые помидорчики.

Все нуждается в слове, в труде!
Огородные грядки и те».











               
                35

Жил человек и близких его
Нрав его крайне тревожил.
К мудрому старцу пошел: «Может мне
Старец советом поможет».

Старец спросил посетителя: «Дело
В жизни какое тревожит?
Ты покажи мне больную часть тела,
Может, лекарство положим».

И человек отвечал: «Беспокоит
 Нрав необузданный мой.
Если не вылечу нрав свой, не стоит
Мне возвращаться домой».

«Что ж, покажи мне свой нрав необузданный» -
Старец ему говорит.
«Я не могу», - отвечал удивленный
Старцу его визави.

«Что, не является частью он тела,
Так как рука и нога?
И ты не можешь, когда б захотел,
Нрав свой везде показать?»

«Да, не могу, - отвечал человек, -
Это характер ведь мой».
Старец сказал: «Ну, тогда получается,
Нрав-то совсем и не твой,

Если не можешь его показать
По своему ты желанию.
Что ж, тогда должен ты нраву сказать –
Пусть он придет на свидание.

Если ко мне он один не придет,
Вздумает вдруг отказаться,
Ты ему дай от ворот поворот,
Не разрешай поселяться

 В теле своем, где хозяин – один.
А необузданный нрав – прогони».


                36



Пожаловался как-то человек:
«Все говорят, что не умею я
Держать язык на привязи. Навек
Обиделись родные и друзья

На кое-что из прошлых слов моих.
Конечно, поступал я не разумно,
Хотел бы я теперь исправить их –
Слова все, сказанные мною необдуманно».

Мудрец сказал: «Пойди, возьми перину
И поднимись повыше ты на крышу.
Развей по ветру перья, как мякину,
И возвращайся, когда все распотрошишь».

Злословец мигом сделал все, что надо
И быстро к старцу снова прибежал:
«Ну, все  распотрошил я – где награда?
Ведь сделал я все то, что ты сказал».

«Ну, нет, - мудрец ответил, - только часть
Задания освоил. А теперь,
Ты должен все до одного собрать
Тобой на ветер пущенные перья».

Чтобы исправить слово нами сказанное,
Не хватит извинения заказанного.

               












                37



Пришли однажды к мудрому отшельнику
Пять жителей селенья одного,
Недалеко стоявшего, за ельником,
И стали они спрашивать его:

«Скажи нам старец, что нам нужно сделать,
Чтоб жить в селенье было хорошо?
Три раза мы пытались это делать,
Но только хуже стало нам еще.

Сначала, умного главу мы выбрали:
Три года он рассказывал о планах,
А, между тем, все куры наши вымерли
Иль сгинули в колдобинах и ямах.

Потом решили выбрать силача,
Но никого не защитила сила.
Затем главой избрали богача,
А тот присвоил все, что можно было.

Что дальше делать, уж не знаем мы.
К тебе пришли, чтоб выслушать совет,
Недолго ведь дойти и до сумы».
И старец ходокам сказал в ответ:

«Известно было даже древним грекам:
Ни ум, ни сила, ни богатства прелесть
Не уменьшает жадность человека.
Ей неподвластна только наша совесть».
 












                38



Жалуется женщина священнику:
« Батюшка, так трудно стало  жить!
С мыслей злой, что лезет в мою голову
Я не знаю как и поступить».

И сказал священник: «Если в гости
Злой и добрый человек зайдет,
То кого прогнать легко и просто
Из дома удастся? Кто уйдет?»

Женщина откликнулась; «Конечно,
Гостя доброго легко спугнуть.
Злой же гость придет - его до вечера
Трудно будет за порог вернуть».

Улыбнулся батюшка: «Вот так же
Мысли добрые легко спугнуть,
А от злых - спасенья нет и даже
Господа приходится просить,

Чтоб помог от мыслей злых избавиться.
И они уходят. Так случается».
















               
     39               
Жил один вспыльчивый юноша,
Был он ужасно несдержанным.
Однажды отец его дал ему
Мешочек с гвоздями медными
 И наказал: «Каждый раз, когда ты
Гнева не сможешь сдержать,
Гвоздь каждый в эти столбы
Должен поглубже вбивать».
В первый же день в столб забора
Юноша вбил сто гвоздей.
Сдерживать гнев стал упорно –
Дело пошло веселей.
Понял он, что контролировать
Легче ему свою вспыльчивость,
Чем бесконечно в столбы вбивать
Гвозди, как символ обидчивости.
И, наконец, день настал:
Ни одного из мешочка
Гвоздика он не достал.
Можно поставить здесь точку.
С гордостью он рассказал
Папе о том, что старанием
Он в себе воспитал
Чувство самообладания.
Отец же ему посоветовал:
«С этого дня, как отпор
Гневу ты дашь, то немедленно
Выдерни гвоздь из забора».
Время прошло и  в заборе
Уж не осталось гвоздей.
Юноша с радостью вскоре
 Отцу сообщил о победе.
Взял отец сына за руку
И подошел с ним к забору:
«С заданьем ты справился друг,
Но видишь ты, сколько здесь дыр?
 Уже никогда забору
Не стать вновь таким как он был.
Хоть краской его покрой,
Но дыры не устранимы.
Вот также, когда человеку
Ты что-нибудь злое скажешь,
В душе у него остаются,
Как эти дыры, шрамы».


                40



Охотился как-то охотник один
В пустыне на диких зверей.
Увидел, с монахами старец сидит
И весело шутит с братией.

Увиденным так удивлен был охотник,
Что старцу сказал: «Как же так?
Монах – это кажется Богу работник,
А не юморист уж никак».

Ответил мудрец ему: «Лук натяни,
Стрелу положив, до предела».
Охотник послушал его и одним
Движеньем достал лук и стрелы.

Натянут уж лук, но мудрец недоволен
И просит еще натянуть тетиву.
Охотник еще натянул и довольно
Изогнут был лук, показалось ему.

Но старец опять попросил его лук
Покрепче согнуть для стрелы.
Ответил охотник ему: «Не могу.
Иль хочешь сломать его ты?»

Заметил мудрец: «Так же в Божьем мы деле
Не можем все время свои тратить силы,
Ведь кто-то из братьев достигнет предела,
Не выдержит тягот и кончится, милый.

Служение Богу свято, тем не менее
И в нем иногда надо знать послабление».









                41



Однажды видного художника
Ученики в слезах застали.
Спросили: «Слово чье иль критика
У слез твоих причиной стали?»

Ответил тот: «Сегодня я
Закончил старую работу.
Смотрю на холст – на нем изъянов
Не вижу». «Ну, уж, и забота!

Ведь это хорошо!» - сказали
Ученики все, удивленно.
В ответ вздох тяжкий услыхали.
Сказал им мастер сокрушенно:

«Коль мое зренье недостаточно
Увидеть, где ошибки были
И хоть один изъян, то значит,
Что мой талант идет на убыль».

В духовной нашей жизни так же:
Коль ты в себе изъян не видишь,
Не радоваться надо – плакать,
Иначе душу ты обидишь.
   
               
               

               











                42

Едет хмурый человек
Вечером в трамвае.
Думает он: «Что за век -
Холод даже в мае.

Что за жизнь – кругом тоска,
И жена – ворчунья,
Хулиганы – сыновья,
На работе – лгуньи».

Ангел за его спиной
Восседает грустно
 И в блокнот огромный свой
Пишет все, что устно

Прозвучало в голове,
 Охраняемого им,
Ведь известно – человек
Только ангелом храним.

Пишет ангел и грустит:
«Вот, опять все то же,
Снова всех вокруг винит
И погоду даже.

Вроде было уже все:
Жизнь – тоска… Ворчунья…
Хулиганы – сыновья…
Холода… и лгуньи…

Но желает человек
 В мыслях заказать опять
Ту же жизнь и тот  же век.
Что ж, придется исполнять»



               





                43



Жил – был голубь.
Он менял постоянно гнезда:
Неприятен ему был
Запах их навозный.

О беде своей решил
Он поведать другу,
Тот всю жизнь свою прожил
Лишь с одной подругой.

Друг послушал и сказал:
«Обрати вниманье,
Из гнезда в гнездо летал
Запах не меняя.

То, что так тебе претит
И тебя доводит,
Не в гнезде чужом сидит –
От тебя исходит».






 















               
            44



У одного хозяина осел
В колодец провалился. Вот беда!
Был стар осел, колодец весь осел.
Решил хозяин: «Что же, я тогда

Зарою старого осла в колодце,
Ведь тот  почти совсем уж пересох».
И, не откладывая в долгий ящик дельце,
Позвал соседей трех иль четырех.

Взялись все люди дружно за лопаты
И принялись бросать в колодец землю.
Раздался снизу крик осла, хрипатый,
Но очень быстро стихнул, к удивленью.

Крестьянин вниз взглянул и изумился,
Осел был занят очень важным делом:
Он стряхивал все комья и трудился,
Утаптывал их быстро и умело.

И очень скоро оказался ослик,
Стоящим на утоптанном им донце,
А через несколько минут и вовсе
Он перепрыгнул через борт колодца.

Вот также и на нас порою катятся
Вдруг комья грязи, ну не продохнуть.
Конечно, можно громко возмущаться,
Но и другой, быть может, виден путь.











               

                45               



С внуком своим старик поделился
Истиной жизни толковой:
«В каждом борьба навсегда поселилась,
Схожая с боем волков.

Один из волков представляет зло:
Зависть, амбиции, ложь,
Ревность, злорадство, гордыни кило,
Жадность: мое, ты не трожь!

Другой из волков представляет добро:
Радость, любовь и надежду,
Мир, где цветы расцветают ковром,
Правду – для духа одежду».

Внук, призадумавшись, деда спросил:
«Кто из волков побеждает?»
Дед, улыбнувшись, ему говорил:
«Каждый их сам выбирает.

Кормит волка, и лелеет, и холит,
И навсегда с ним из жизни уходит».
               
               


















                46



Один старец говорил:
«Мастер, взяв кусок железа,
Знает, что он сотворит:
Меч, топор или навесы.

Так и мы должны все знать,
Как идти нам к добродетели,
Чтоб потом уж не стонать -
Жизнь напрасно пролетела!»

               
               



























               
О милосердии, скупости и богатстве.

                47


Пришел как-то в село старичок,
Стал ходить по дворам, просить милостыню.
Постучал в один дом: за порог
Пригласили его, дали простыню,

И одежду, и утварь, и много еды –
Все давали, что он ни просил.
И все это ему до подводы
Сердобольный хозяин носил.

Постучал в дом другой старичок,
Попросил, чтоб хоть что-нибудь дали:
Ему бросили драный платок
И как можно подальше послали.

Только странник ушел, как пожар
Охватил все селение это.
Тут вернулся старик и всем в дар
Отдал то, что давали. С приветом.

К сердобольным вернулось добро,
Что дарили ему так недавно.
Ну, а жадной хозяйке - с дырой
Возвратился платок ее рваный.

И, не так ли когда-нибудь нас
Так же всех беспристрастно рассудит
Бог, что видит нас всех без прикрас
И является высшим из судей.



               






                48



Однажды старца человек спросил:
«Прощенье грешникам дарует Бог?»
Ему ответил старец: «Если ты
Получишь поврежденье рук иль ног –

Ты их отрежешь? Или, может быть,
Совсем их выкинешь, как непригодные?»
Ответил человек: «Начну лечить,
Пока они вполне не станут годными».

И старец заключил: «Ну, если ты
Больную часть лечить берешься сразу,
Неужто Бог не испытает милости
К своей частице, к собственному образу?!»


               

               






















                49


Жил один человек, был он очень скупой:
Мало тратил и деньги все складывал.
И решил свои деньги, всей суммой большой,
Внутрь стенки подвала закладывать.

Заложил он свой клад, но покой потерял,
Постоянно тайник свой проведывал.
Все боялся, скупец, как бы кто не украл
То богатство, что он унаследовал.

И, конечно, его поведение странное
Было быстро ворами замечено:
Как обычно, к подвалу пришел утром ранним,
А хранить ему было уж нечего!

Человек тот в уныние страшное впал,
Целый день слезы лил он у входа.
Проходил мимо старец-мудрец и сказал:
«Успокойся! Вот камень – подходит

Он не меньше, чем клад подходил для стены.
Коль в деньгах ни на что ты не тратился,
То по ценности деньги и камень равны,
Никакой между ними нет разницы».




               












                50



Задали вопрос мудрецу: «Почему
Отзывчивы бедные люди
На горе чужое? Богач никому
В беде помогать сам не будет».

Вопросом ответил мудрец: «Посмотри
В окно, что ты видишь за ним?»
Ответ прозвучал: «Вижу я фонари
И люди гуляют с детьми».

Продолжил мудрец: «А теперь посмотри
Ты в зеркало, что видишь там?»
Услышал ответ: «Да ведь знаешь же ты,
Что в зеркале буду я сам».

Мудрец подытожил: «Но в том и другом
Основа – стекло из песка,
Но только второе стекло серебром
Припудрено было слегка».

               

               


















               
                51


Один богатый человек решил,
Что в воспитанье сына совершил
Одну ошибку: тот живет, не знает,
Как в нищете иные прозябают.

И с этой целью он на берег моря
Поехал вместе с сыном своим вскоре.
На берегу, в своей хибарке нищей,
Жила семья, довольствуясь той пищей,

Что на рыбалке море посылало,
Да в огороде летом вырастало.
Весь день и ночь в гостях у рыбака
Пробыл богач и сын его, пока

Не собрались домой, а по пути у детки
Спросил отец – доволен ли поездкой?
Ответил сын: «Она была прекрасной!
Я увидал, что жизнь бывает разной:

У нас один бассейн, за ним стена –
У них же бухта из окна видна.
У нас один лишь пес – у них четыре.
И берег моря их гораздо шире.

У нас в саду лишь лампочки горят,
А с ними ночью звезды говорят».
От удивленья онемел отец,
Не ожидал, что сын его, юнец,

Такое впечатление составил
От путешествия, а сын добавил:
«Спасибо, папа! Я б не знал вовек,
Что так богат быть может человек!»


               





                52


Накопил бизнесмен состояние,
Составляющее миллионы.
И решил, что теперь в состоянии
Год-другой отдохнуть где-то в Каннах.

 Но еще не успел он решением
Себя принятым побаловать,
Как к нему, на свиданье последнее,
Ангел Смерти успел пожаловать.

Был торговцем профессиональным
Бизнесмен, торговаться он начал:
«За три дня я готов изначально
Цену в три миллиона назначить».

Только Ангел не согласился.
Бизнесмен умолять стал снова:
«Дай хоть день, чтобы я насладился
Красотою Земли. Да и дома

Я родного давно не видел,
И жену и детей всех своих.
Невниманьем я их обидел,
Не нашел теплых слов для них.

Был я занят все время работой».
Но был Ангел непоколебим,
У него ведь другая забота –
Грешник должен отправиться с ним!

«Дай хоть пару минут, чтобы сыну
Написал я записку прощальную!» -
Умолял бизнесмен так сильно,
Что и Смерть уступила отчаянью.

Написал он: «Мой сын, запомни,
Дорожи своим временем, счастьем!
Ведь за все свои миллионы
Я не смог купить даже и часа».


               
                53


Жил-был человек, у которого
Мечта была – разбогатеть.
Он стал просить Господа скоро
Послать лотерейный билет

Счастливый, чтоб выиграть сразу
Четыре иль пять миллионов.
Но Бог сказал: «Ты же ни разу
Пред мной не склонился в поклоне».

Поклялся тогда человек,
Что с этого вечера будет
Молиться он Богу. Навек
Про страсти мирские забудет.

Прошел год – другой, вот и третий
Кончается год. Много лет
Прождал человек, только денег
От выигрыша так все и нет.

Взмолился он Богу: «Послушай,
Ведь я тебе так поклонялся!
В молитвы  всю вкладывал душу,
Но выигрыш мне не достался».

Услышал ответ он: «Да рад бы
Тебе я помочь! Но, любезный,
Билет лотерейный хотя бы
Купи, пусть совсем затрапезный».

               











                54



Спросили как-то старца: «Если честно,
Богат ли Вам известный человек?»
«Не знаю, - тот ответил, - мне известно
Лишь то, что у него есть много денег».

«Так, значит, он богат?» - спросили снова.
Ответил старец: «Ну, как вам сказать?
Ведь у богатства с деньгами основа
Неодинаковая, это надо знать.

По-настоящему богат лишь тот,
 Кто все, что надобно ему имеет.
А человек, что с мыслию живет –
Иметь побольше денег – всех беднее».


               

























                55


 
Пробрался вор к отшельнику-монаху,
Он думал поживиться чем-то ценным,
Но не нашел там ничего. Без страха
К монаху обратился с речью гневной:

«Что ж это у тебя, отшельник, кроме
Икон, нет ничего, нет даже хлеба?»
«Я все припрятал в своем верхнем доме». –
Сказал монах и показал на небо.

               





























О мудрости и простодушии.

                56


Однажды Пречистая Дева с Младенцем
Решила прийти в монастырь.
Монахи гостей дорогих поприветствовать
Старались и каждый дарил

Им то, что умел или знал в совершенстве:
Один прочитал им стихи,
Другой  же -  цитировал тексты священные,
А третий назвал всех святых.

Последним монашек стоял молодой,
Пришел в монастырь он недавно,
Не знал он пока что ни службы святой,
Ни текстов Святого Писания.

Родители в цирке его выступали,
Познаний больших не имели
И сыну в наследство они передали
Лишь то, что и сами умели.

Боялись монахи, а вдруг опозорит
Обитель свою неофит!
Прервать церемонию встречи хотели.
Монашек, в карманах своих,

Нашел апельсины и стал очень ловко
Подбрасывать в воздух все три.
От сердца всего и с огромной любовью
Дарил, что умел – жонглировал.

И в этот момент на него посмотрели
И мать и Младенец Иисус,
Лицо их от радости просветлело,
Улыбка коснулась их уст.


               

            
               

        57


Копал  один рабочий ямы.
Шел по дороге мимо  царь.
Понравилось ему как прямо
Киркою мастер клал удар.

И землекопа он спросил:
«А сколько получаешь
Ты за такую трату сил?
За то, что ты копаешь?»

И землекоп ему ответил:
«Да это как сказать?
Доход почти что незаметен,
Но где же больше взять?

В день получаю три гроша:
Одним я долг плачу,
Другой я должен, не греша,
В долг дать. Так что, хочу

Иль не хочу, но только грош
 Один мне достается».
Царь удивился: «Как живешь
На то, что остается?»

Ответил тот: «На грош один
Прожить довольно трудно».
Спросил высокий господин:
«С таким доходом скудным

Зачем кому-то платишь долг
И сам ты в долг даешь?
Какой тогда в работе толк,
Зачем ты жилы рвешь?»

Рабочий отвечал: «Иначе
И жить я не могу:
Отец взрастил меня, а значит
Плачу я долг ему.


Сынишка мой еще малыш,
Его один ращу.
Вот вырастет он, станет выше
И долг я возвращу.

Вот потому – то у меня
Один грош и остался».
Царь засмеялся, мудреца
Он наградил по-царски.
               




































                58


Один паломник долгий путь проделал,
Чтоб старца-мудреца услышать лично,
Но когда встретился  с ним на самом деле,
То оказался огорчен, до неприличия.

Пожаловался одному монаху:
«Так далеко я ехал, чтоб послушать
Прославленного старца, и без страха
Я пересек два моря, не нарушив

Ни одного обета. Но от старца
Услышал я слова вполне обычные.
Такие же я речи без конца
 И дома слушал, в общем, не отличные».

Монах ему заметил: «Ты не слушай
Слова, а думай, что за ними».
Паломник удивился: «Слово служит
Для выраженья мысли, чувств иных.

Как разобрать, где мудрость, а где нет?
Кто мне ответит на такой вопрос?»
И от монаха  получил совет:
«Поймай слова, что старец произнес

И потряси  подольше  буквы ты,
Чтоб высыпались лишние оттуда,
А что останется от сильной трясоты
Ответом на вопросы твои будет».


               










                59


Улитка весенним днем
Ползла по вишневому дереву.
Стояла весна и на нем
Белели цветы как марево.

На дереве рядом воробышки
Над ней стали громко смеяться:
«Куда же ты лезешь, бабушка?
Не лучше ли дома остаться?

Ведь ягод на дереву нету,
Да дерево слишком высокое.
Пожалуй, к концу лишь лета
Долезешь, а лето – далеко».

Улитка, не останавливаясь,
Ответила так воробьям:
«А я уж сейчас догадываюсь,
Что здесь урожай необъятный.

Ведь дерево выделяется
Обильным цветеньем. На нем
Чудесные вишни появятся
В июне как раз, летним днем.

А к этому времени, думаю,
И я доберусь до вершины
И ягодку сладкую самую
Попробую уж в тишине».


               











                60


Жил человек  в одном городе,
Мудрым себя он считал.
Другой  (человек из народа)
На мудрость его испытал:

«Признаю тебя я мудрым,
Коль будешь спокойно сносить
Ту брань, какой завтра же утром
Я буду тебя поносить».

И стал  оскорблять человека
С утра и до самого вечера.
Лишь к ночи   умолк – все изрек,                -
Придумать уже было нечего.

Спросил испытуемый: «Веришь
Теперь, что я мудрый действительно?»
Ответ услыхал - не поверишь! -
Простой, но весьма убедительный:

«Да нет! Я б в великой надежде
На мудрость твою проживал,
Когда бы ты так же, как прежде,
И в этот бы раз промолчал».










               

               


                61

Однажды к мудрецу пришел
Один печальный посетитель.
Спросил: «Где б  счастье я нашел?
Я так несчастен - я родитель,
Но мои дети так бездарны:
Не может дочка выйти замуж,
И сын мой даже не «ударник»,
А « кандидат на вылет»  уж.
Недавно должность потерял,
Болячки липнут все к жене.
Скажи,  быть может, ты  узнал,
Что с этой жизнью делать мне?»
Мудрец ответил: «Есть старинное
Одно из средств: возьми бумажки
И напиши там изречение
«Проходит все!» На каждой чашке
Оставь их, в комнате, в гостиной,
И в коридоре, и в шкафу,
Где вы храните обувь зимнюю,
И в кухне, не забудь и ту».
И человек тот, озадаченный,
Ушел. Но через пару лет
Вернулся к старцу он,  удачливый,
И говорит ему: «Привет!
Как благодарен я тебе!
Все в моей жизни изменилось:
Дочь жениха нашла себе,
Сын кончил школу, исцелилась
Жена от хворей. Да и я
Нашел работу неплохую.
Так благодарна вся семья!
Ты пользу нам принес большую.
Но только я хотел спросить,
Что делать с этими бумажками,
Что ты велел мне разложить?
Их можно убирать уже?»
«Зачем? – пожал мудрец плечами –
Пока не стоит  убирать.
Слова, что написал ты сам,
Почаще надо вспоминать». 
               

 
                62


Пришел один человек к мудрецу,
Спросил: «Как мне стать мудрым тоже?»
Мудрец  так ответил тому наглецу:
«Ты выйди за дверь, встань снаружи».

Такому совету тот гость удивился,
Но сделал все так, как советовали.
На улице дождь сильный шел, промочился
Бедняга насквозь, до штиблетов.

Не выдержав холода, вскоре он в дом
Вернулся и старца спросил:
«Снаружи я час простоял, лишь потом
Вернулся, а что изменилось?»

«Когда ты стоял под дождем проливным
Открылось ли что-то тебе?» -
Его озадачил вопросом другим
Мудрец. Человек, не в себе

Уже, возмутился: «Да, что могло мне
Открыться? Я вымок до нитки!
Лупил дождь вовсю по моей голове,
А я, как глупец стоял дикий».

«Открытие важное сделал там ты, -
Ответил мудрец осторожно, -
Когда человек признает себя глупым –
То к мудрым  дорога проложена».

               












                63



Один монах мыл листья салата.
К нему подошел другой, сначала
Решил он спросить молодого брата,
О чем утром проповедь прозвучала?

Признался монах молодой: «Не помню».
Разгневался старший монах:
«Зачем же ты проповедь слушал, коль скоро
Не вспомнишь ее никак?»

Ответил ему молодой монах:
«Смотри, брат, я мою салат,
Струится вода на его листах,
Стекает на землю в сад.

И хоть не осталось здесь влаги искристой –
Салат, между тем, становится чистым».


               




















                64




Старца одного спросили,
Почему ушел он в скит?
Помолчал немного старец,
А потом и говорит:

«Если ты молчишь, то слово,
Что не сказано – твой узник,
Если слово говоришь,
То оно – врага союзник.

Часто сожалел о том,
Что когда-то я сказал,
Но ни разу не жалел
Я о том, что промолчал».



               























                65


Признался как-то один старец:
«Трудов я много положил
Читая книги, над страницами
Почти всю жизнь свою прожил.

Но вот на мудрость непохоже
Все то, что в книгах я нашел»
Другой заметил старец: «Что же,
Не каждый, кто к реке пришел,

Домой несет улов богатый
На радость детям и жене,
Иной идет, совсем горбатый,
Без рыбы, с болью на спине».


               







               

















                66



Раз спросили мудреца:
«Как узнать, что говорит
Голос Господа – отца?
Где он слышен, как звучит?

Как в согласии жить с Богом
Ты нам  подскажи мудрец?»
И ответил тем убогим
Людям старец наконец:

«Наша совесть – голос Бога!
Путеводною звездою
Каждому дана в дорогу
При рожденье. И нам с тобою.

Совесть у одних развитая,
Словно стоп-сигнал горит.
У других же, вглубь забитая,
Только ночью говорит.

День придет, когда останешься
С Богом ты наедине.
Чем тогда пред ним прославишься?
С кем ты встанешь наравне?

Ведь богатство, сила, власть
Не помогут не пропасть!»


























О любви, доброте и прощении.


                67
               

Мужчина по берегу моря гулял.
Лежали на нем: осьминог,
Рыбешки и звезды, их шторм накидал,
Как щепки, вчера на песок.

И вдруг он увидел девчушку  одну,
Все время к земле наклоняясь,
Она подбирала и что-то в волну
Как можно подальше бросала.

«Ты делаешь это зачем? – он спросил,-
Ведь их сосчитать даже сложно
И всем, кого шторм на песок выносил
Помочь все равно невозможно».

«Что ж, может и так, - отвечала она,
Звезду унесла голубая волна, -
Но только для этой красивой звезды
Я сделала все, что смогла. Ну, а ты?»