Стихотворение месяца-62 - Обзор Змея Горыныча 3

Тм Гуси-Лебеди
1. "В бегах"

Давно привык встречать рассветы
Не на софе, а на ногах.
Меня искала старость: – Где ты?..
И поняла, что я в бегах.
Седой, а всё играю в прятки.
Плохие мысли обнулив,
Побритый, свеженький, как с грядки,
Я влился в утренний прилив
И руки выставил навстречу
Лучам родившегося дня.
Рассвет плеснул на небо кетчуп,
А заодно залил меня.
Досталось от него прохожим, 
Грачам и спящему коту.
Гранитный Пушкин краснокожим
На время стал, как Виннету.
Рассвет успешно перекрасил
Дома, ручей, туман, траву...
И даже комья рыжей грязи
Вплелись в пейзажную канву.
Но вскоре жаркий день нагрянул
И красноту в природе стёр
С небес, ручья, травы, тумана...
Извечно красный светофор
Подмигивал зелёным светом
И масти больше не менял.
А тень за мной бежала следом,
Но не могла догнать меня.

Побритый, свеженький, как с грядки, - ну, свеженький – понятно, но почему у нас с грядки все побритые? Выглядит именно так. Там вообще прилагательное нежелательно ставить, иначе оно в любом случае станет относиться к грядке. Допустим, «Проснулся свеженький, как с грядки» – с грядки только «свеженький». Ну, это так, к примеру. Здесь надо думать.
Кетчуп – не слишком поэтический образ, но тут автору виднее. Остальное все понравилось. Хороший, технически ровный стиль.
5\4.

2. «Истина»
 
Я  хочу  прикоснуться  ладонями
к перепутанной  в  хаосе  чувств,
сумасшедшей,  случайно  пророненной,
неизведанной  истине  уст.
 
Как страдает в безветрие мельница,
так и слово ледышкой стучит:
на печи то ему не емелится,
а на воле не хватит защит.
 
Оттого ли акцента бесправие
часто слышу в Эвтерпы речах,
что травой,  угнетённою гравием,
не добраться до Слова- ключа?
 
Я  хочу  прикоснуться  ладонями
к безответной, живой, обездоленной...

Технически – здесь все в порядке, а вот по смыслу… Ну, вот первый катрен сразу вызывает массу вопросов: кто такая «неизведанная  истина  уст»? Почему неизведанная, если уже случайно пророненная? Да еще и ладонями к ней можно прикоснуться. Мне кажется автор несколько перемудрил с выражением своей мысли. Да и далее – тоже.
В третьем катрене все неплохо, и даже интересно про не емелится на печи. Но потом доходим до «защит» - и снова тупик. Что за защиты такие, которые нужны слову на воле, но их все равно не хватит, причем не одной, а нескольких?
В третьем смысл тоже считывается не сразу, мудрено все. А когда считывается, возникает вопрос, какова связь между акцентом и словом-ключом? То есть, чтобы не слышать акцент – надо «травой,  угнетённою гравием» добраться до того самого слова-ключа, причем с большой буквы.
 Концовка, после раздумий, понятна. Она возвращает к первому катрену. К истине уст, то есть. Только это еще надо сообразить.
5\3

3. «Родословная»

Вдруг открылась мне дверь в  родословную.
Осторожно вхожу сквозь века,
Ощущаю присутствие словно я,
В той эпохе, где Лета - река.
Слышу звон колокольный на звоннице,
Мой прапрадед читает канон,
Прихожане с усердием молятся,
И с молитвой шлют Богу поклон..
Верой- правдой служил он Отечеству,
Также Богу служил и царю,
И остался преданием в вечности,
С ним теперь я в стихах говорю.
Я узнала, что в трех поколениях,
Документы о том говорят,
Мои предки на богослужениях
Свершали церковный обряд.
Получили дворянское звание,
Документ сей подписан царем,
А с наградами было признание…
Дед к расстрелу был приговорен…
Лишь за то, что служил он священником,
И священники дед и отец,
И за то, что на богослужении
Предрекал свой бесславный конец.
Их могилы забыты на родине,
Все попрали в лихие года,
Но архив сохранил родословную,
Не исчезла семья без следа.
Прикоснувшись к семейной истории,
Ощутила причастность свою.
Точно также уйду, может, скоро я,
Перед вечностью темной стою.
Обо мне будет запись архивная:
« Родилась, пожила, умерла»,
 Кто-то  вспомнит и скажет: «Счастливая!
Неплохой поэтессой  была».
Может быть, напоследок успею я
Написать самый лучший свой стих.
Прозвучав лебединою песнею,
Будет также записан в архив.

Технически есть вопрос по рифмам. То они есть и неплохие, то их нет совсем. Например: священником – богослужении, на родине – родословную, архивная – Счастливая, успею я – песнею, свой стих – архив. Особенно это смущает в концовке.
По смыслу и художественности… Стих, интересный для родственников. На юбилее. Вечность и прочее – звучит довольно высокопарно. Самооценка – «Неплохой поэтессой  была» и в архив – несколько наивно и пафосно. Оценивать свое творчество лучше не столь впрямую, и лучше, если это делают другие.
Есть непонятка по смыслу: почему семья не исчезла без следа, если архив сохранил родословную. Если автор – потомок этой семьи, то и так уже точно семья без следа не исчезла. В связи с архивом можно говорить об истории семьи. Лета-река смущает. Лета – река забвения, не памяти. И о ее эпохе судить сложно. Эпоха мифов и легенд древней греции?
Царь в рифме повторяется дважды. Говорю, говорят, приговорен – три повтора в конце строки. Концовка не яркая, не особо интересная. Если хочется почтить предков, вряд ли надо много писать про «я».
3\3.

4. «На грани»
 
 
Мне кажется, что мы стоим на грани.
Ещё чуть-чуть – и в пропасть упадём,
В которой лучше нИкому не станет,
Хотя и будем, нАконец, вдвоём.
 
Мне кажется, ты пОнимаешь это
И нЕ даёшь перЕступить черту.
За ней не встретить нам с тобой рассветы,
И лучше эту мне забыть мечту.
 
Забыть совсем и нЕ пытаться даже
Себе представить в мыслях образ твой,
Твоё лицо – ещё без макияжа –
Когда ты просыпаешься. Со мной.

Не многовато ли пропавших ударений, которые по ритму должны бы быть. Помечаю их большими буквами. Ударение, попадающее на не – тоже не айс. Твой – со мной – рифма не очень. И лучше эту мне забыть мечту: эту– то ли инверсия, то ли слово-затычка, чтобы слогов добрать. Лучше как-то поменять строку. Например: И лучше мне забыть свою мечту. Короче, подумать, выбрать что-то получше без «эту».
По смыслу. Вроде все про любоффь. Но вдвоем лучше не станет. Хорошо, отрицаем любовь, и довольно романтично отрицаем, с пропастями, душевными страданиями. И вдруг – хлоп – «макияж». Слово, на мой взгляд, сводит весь романтический накал практически к нулю. Сразу вспоминается «ты ненакрашенная страшная такая…» и т.д. Неплохой стих в качестве личного любовного послания для дамы, которую этот вот «макияж» не покоробит. Тогда и неплохая концовка сработает удачно.
3\4.

5.«Ты знаешь, что такое любовь»

Ты знаешь, что такое любовь?
Знаешь? Тогда расскажи.
Расскажи,
Как поэт разгребает барханы слов,
Как находит в душе миражи.
Строчки переплетённые в нежный венок
Теряются в дебрях оборванных мыслей.
Любовь — это чистого неба глоток,
Это влекущие сиреневые кисти .
Это перекрёстки, вышитые крестом,
Это налитый вовремя индийский чай,
Любовь — это маленький, тёплый дом,
И голос из трубки: "Встречай!"
Ты знаешь, что такое любовь?
Фотография в кармане бушлата,
Запахи недосмотренных снов,
Последняя, оставшаяся граната.
Голос военврача: "Ещё поживёт".
Не надо ставить печать,
Ведь она его ждёт.
В маленьком доме, возле крыльца.
Ты знаешь, что такое любовь,
Для выжившего бойца?
Ты знаешь... Тогда расскажи.
Расскажи!
И пусть все запомнят,
Как сердце от счастья дрожит,
В лабиринтах распахнутых комнат.

Сильный стих. Плохо ловлю такую ритмику. Чисто интуитивно почему-то споткнуло в районе сиреневых кистей. Затрудняюсь сказать – почему. Понравилось  очень. Я так не умею.)))
5\5

5. «Ещё неделя…»

Тонут вербы в снегах по пояс, 
им до праздника ждать и ждать… 
Тускла солнца и неба помесь — 
это, может быть, их вражда? 

В сизых красках предсмертной дрожи, 
исторгая на землю снег, 
небо слепнет от бездорожья, 
а на белом следы ясней: 

будто свет проявляет плёнку — 
и скелеты кустов вчерне 
отряхнут на ветру дублёнки —
так сугробы ещё жирней.

Тонут вербы по пояс в белом —
к веткам разве добраться вплавь…
И комочки на них, робея,
ожидают во сне тепла.

Где-то праздник не за горами, 
только марту чихать на всех 
в ожидании возгоранья. 
Скоро вспыхнет весенний свет!

Возник вопрос, почему дубленки, и почему сугробы жирней, если скелеты кустов их отряхнут. И возгоранье – как-то отправляет к казенной пожарной терминологии. Технически – мне все нравится.
5\4

6. «Прогулка»
 
Быть может хорошо, что всё отвечено,
Чертой очерчено и понято давно…
Они опять гуляют вместе вечером,
И капли дождика, как старое вино,
Уже приносят только наслаждение,
И не пьянят, и послевкусием язык
Не дразнят, и не требуют смешения
С другим напитком… Юности азы
Вернутся к ним другими ипостасями,
Всегда на Вы и чинно строя шаг...
Они давно друг друга приукрасили…
И мы не будем в этом им мешать.

Милое. По смыслу. Трогательное.
Технически. Мне читать было тяжело. Правильно ли понимаю, это ямб пятистопный. С дактилической рифмой через раз. Очень много длинных слов и, соответственно, пропадания ударений для ямба. Сбивает. Причем первая строка вообще задает 2й пеон: 0100 0100 0100, если не ошибаюсь. Сложно войти в ритм. А соответственно и получать удовольствие от чтения рифмованного текста. Может кого-то и не смущает.
4\5.

7. "Чуть-чуть о первой..."

Весна... Опять поманят соловьи
уйти вдвоём с любимой в тихий сад.
...Но места нет во мне иной любви,
чем той, была что сорок лет назад.
Весною осень вспоминаю я,
далёкое "о небо, не губи!",
своё "люблю" в дыханьи ноября,
твоё чуть виноватое "люби..."
Всегда весь твой, да, безответно, но
не надо ни мольбы и ни борьбы:
спасибо Богу - от него дано
принять тебя как счастье от судьбы!
И пусть всё топит лет круговорот,
а сединой укутаны виски -
весною каждой сердце ноет от
припорошённой временем тоски...

...Но места нет во мне иной любви,
чем той, была что сорок лет назад. -  просто ужасающая инверсия.  Была что – я имею в виду. Дыханье – не очень хорошо. Ноет от – плохо, когда от отрывается от тоски и попадает в конец строки. Но – нормально. Там как бы конец\начало мысли. А вот от – совсем не нравится. Вспоминаю я – ноября рифма не очень.
3\4

8. «Поминальное»

Повадилась нечисть костлявая
вплотную давать кругаля.
Коса расходилась на славу, но
покуда меня не валя.

Друзья и родные, ровесники,
ушли от меня чередой,
мелькнув, словно тень буревесника
над всё ещё тихой водой.

Живи, отпечалясь по-чёрному,
слезами свой хлеб посоли,
пока, словно пень некорчёванный,
обходят тебя косари.

Придраться не к чему. Только чем-то не нравится не валя в сочетании с ударением на но в конце строки.
5\5


10. «Шалопай дождь»
 
Улица: дождь,
                  дождь,
                       дождь.
Хмурится свет,
                     свет,
                         свет.
Где-то спешит под зонтом
родной человек!
Долгое:  «кап-
                      кап-
                             кап».
Ключ поцелует замок.
Слышно шаги,
                      ша-
                             ги.
С букетом в руках –
Мой шалопай-
                           огонь
(взрослый какой, большой)
сочных песочных роз
                       Маме принёс!
Ну, допустим 4\4. Не возьмусь оценивать стих без рифмы и со своеобразным ритмом. Иногда меня такие вещи впечатляют. Но не в этом случае.

11. «Соне»
 
Господь мой милосерден, Господь мой светел,
он дал мне свободу летать и свободу падать.
Он не научил меня любить, веря, что я сама познаю любовь.
Он дал мне свободу ненавидеть, веря, что я отличу белое от страшного.
Господь мой добросердечен и долготерпелив,
Он забрал меня к себе, там где вечное лето,
и я больше не буду чувствовать ни сырости, ни одиночества.
Моя жизнь промелькнула, как солнечный день,
и осыпалась лепестком...
 
Простите, что я не верила в вас, не веря в себя.
Господь мой мудр, Господь мой милостив,
Не горюйте обо мне, лучше порадуйтесь.
Господь мой знает, что в моем сердце не было зла,
я буду с Ним в вечности и буду смотреть на вас с облаков.
 
Он забрал меня к себе, там где вечное лето, - наверное, не там, а туда? Можно ли сыпаться лепестком, а не лепестками?
Своеобразное произведение. Стиль выдержан. Соответствует поставленной цели.
4\5.

12. «Внутричердачное»

Чердачное окно таращилось во двор,
Ему казалось – там гораздо интересней.
Ленивый дождь с окном вёл тихий разговор
о разном ниочём.  В подушках старых кресел
Весёлый домовой улёгся на бочок,
едва заслышал стук и шелест слов и капель.
Кургузым пиджачком укрылся – и молчок,
не то заснув, не то - страшась, что грусть накатит.

Его старинный друг – чердачный паучок -
из дальнего угла на тонкой паутине
спешил спуститься вниз, тянул ещё, ещё,
пытаясь обогнать дождливый сплин противный.
У самого окна, на полочке для книг,
горбатился давно забытый ржавый чайник,
А рядом, на гвозде, оборками поник
лиловый летний зонт, ненужный и печальный.

Старьё, как ни взгляни, нелепый дачный сброд.
Я точно знаю: их вот-вот свезут на свалку.
О чём во сне грустит весёлый домовой?
Наверное, о том, что вещи нам не жалко…

Отличное. Как будто мультик про чердак смотришь.)))
5\5

13. «Мартовское»
 
Год Собаки, а март, как кот
Не нашедший любви – бобыль.
Ветер трисы на окнах рвет,
В горле комом сухая пыль.

 Чувства падают в темный трюм,
Память – стерва опять брюзжит.
Здесь хамсином зовут самум,
С ним приходиться как-то жить.
 
Город плавится на жаре,
Оплывая смолой в закат.
И не верится - в Феврале,
Здесь по улицам прыгал град.

Ночь, как пес улеглась у ног,
Ветер дергает за струну,
Я не верю в тебя мой Бог,
Но прошу: возврати Весну.  

Трюм – слово, как мне показалось, не совсем отсюда. Сразу возникает вопрос – а почему трюм. Морская и корабельная тематика больше нигде не подтверждена. Еще неясно почему весну с большой буквы. Удивило.
А вообще красивое стихотворение. Течет хорошо.)
5\5

14. «Который век цари указы пишут»

  Который век мы пятый акт играем,
            А зритель то ли умер, то ли спит.
                          Ольга Суханова. Из книги «Двойная сплошная».

В России есть своя большая пьеса.
Свои вопросы: «Быть или не быть?
Что нам мешает на пути прогресса?
И почему нам нечем крыши крыть?»
     Строители работали отменно,
     Застряли на последнем этаже.
     Прораб сказал: «Достроим постепенно.
     Наш дом без крыши приняли уже».
Без взятки «Акт приёмки» не подпишут.
А подписавший, тем он и силён,
Что над собой уже имеет Крышу*
Из тех людей, которым подчинён.
     При Грозном и Петре за взятки били,
     Секли плетьми до крови. Ой-ёй-ёй!
     И принародно головы рубили,
     А взяточник по-прежнему живой.
Иметь непромокаемую Крышу
В преступном мире каждый норовит.
Который век цари указы пишут,
А взяточник не дремлет и не спит.
     Придёт ли век, когда родится гений,
     Создаст для нас прибор «Волшебный кнут»,**
     И все владельцы всех престижных премий
     Ему свои награды отдадут?

*Крыша (с большой буквы) - человек, оберегающий преступника от разоблачений.
**Волшебный кнут – медицинский прибор будущего, обеспечивающий выработку иммунитета от приёма и дачи взятки.
 Быть-крыть, отменно-постепенно – не нравятся. Ритм подкорябывает местами. Хотя и не фатально. Не дремлет и не спит – масло масляное получается. Концовка про премии – спорная. Не отдадут. Не кажется, что она яркая, обобщающая.
4\4

15. «Утром»

Алиса (она молчалива и светловолоса),
Легка на помине, умеет бесшумно одеться...
В кармане передника (вышит цветами) уносит
Ключи от вчерашнего мира (замужество, детство) -
А день повторится опять. Улови три отличья -
И сразу проснешься. На стуле - чужая рубашка,
Соседка внизу по-английски читает молитву,
Тарелка. Овсянка. И пар над фаянсовой чашкой.

Отличья-молитву – не рифма, как мне кажется. Да и само слово отличья не нравится здесь в этой форме. Стих небольшой. Заметно.
Сюжет и то, как он выражен – нравится.
4\5

16.   «Светильник»                           
        (посвящается другу)
                                               Так странно мир устроен этот  -
                                               В чём, может, истина сама,  -
                                               Что мы всегда стремимся к свету,
                                               А нас объять стремится тьма:
 
                                               Тьма интересов, тьма вопросов,
                                               Тьма удовольствий или бед,
                                               Работы тьма   -  хоть кровь из носа!  -
                                               И просто тьма, коль света нет.
 
                                               Мы ищем важные ответы,
                                               Успеха жаждем поскорей,
                                               Но счастье, как полоска света,
                                               Нам светит из чужих дверей…
 
                                               И с возрастом мы замечаем,
                                               Что тьма всё гуще, всё мрачней  -
                                               Тьма ненадёжных обещаний,
                                               Не воплощённых в жизнь идей,
 
                                               Тьма неудач, чьи злые лапы
                                               Нам не дают ни встать, ни сесть...
                                               А свет  -  лишь от настольной лампы,
                                               Коли она, конечно, есть.
 
                                               Но помни про один источник,  -
                                               Он всех надёжней и верней,
                                               И света даст он сколько хочешь,
                                               Светильник тот  -  в душе твоей.
 
                                               Он сходен с лампой, между прочим,  -
                                               Ведь волен ты один решить,
                                               Когда пора включить источник,
                                               Когда же время потушить.
 
                                               И пусть на лёску годы нижет,
                                               Как бусы, модница-судьба,
                                               Включай его почаще, Миша,  -
                                               И для других, и для себя.

Вторая строка первого катрена – ну прям подзавернуто. Не всегда с первого раза считывается. Оно надо в стихе – личном обращении, написанном в разговорном стиле?
Свет дважды в виде рифмы.  И неоднократно повторяется с разных сторон. Причем так, что в отличие от тьмы не является рефреном. Неудач чьи – два ч подряд. Вслух поди прочитай. Зачем тушить источник в душе – не очень понятно. Судьба – себя – рифма сомнительная для концовки.
4\4

17. "Чары сказочного утра"

Неохотно снимает накидку,
на заре загулявшая ночь,
по рого'зу* сползает улитка
от болотистой заводи прочь.

Над просторами ветер резвится,
раскачав стебли клейких лиан,
взмыла в небо горластая птица,
застучав клювом, словно шаман.

Оживают волшебные чары,
под лучами искрящихся брызг,
пьют леса рос волшебных нектары,
глядя в небо на солнечный диск.

Заплетает косою тугою
серебристые пряди волос
бледноликая нимфа, дугою
уложив в кудри гребень из роз.

В водоёме колышется тина,
рыбам душно в озёрной воде,
выплывает из глади Унди'на,**
чешую обнажив на хвосте.

Из зелёных владений в нарядах
появляются феи лесов,
во главе нимфа рощ - Мелиада***
в малахитовом платье без швов.

Закружился над рощею стайкой
хрупких бабочек яркий венок,
шепчет что-то родник без утайки,
с бальзамином ведя диалог.

----------------------------------------------

*Рогоз - лентовидная болотная трава.
**Ундина - русалка.
***Мелиада - древнегреческая нимфа. 

Не очень понятно, как можно сползать по рогозу прочь от заводи, если рогоз растет прям в той заводи, и сползать можно вниз, к заводи, или вверх от заводи.
Клейкие лианы, качающиеся на просторе – это что за растение? Сделалось очень интересно, как ботанику. Затрудняюсь себе представить эту штуку.
Птица, которая, взлетая, стучит клювом, тоже несколько ставит в тупик. Я не орнитолог, конечно, могу что-то не знать, но тогда лучше бы уточнить вид птицы. Хоть погуглить бы вышло. Но даже и в этом случае сравнение – застучав клювом, словно шаман – несколько странное. Разве шаман стучит клювом?)))
Дальше пошли «лучи искрящихся брызг». Снова несколько озадачивает. Честно старался представить эти лучи. Также несколько озадачивает слово нектары во множественном числе. То есть у каждой из рос свой нектар. Солнечный диск – тож звучит странно. Как в Старике Хоттабыче – «Индия находится на самом краю земного диска…»
Странно, что рыбам душно в озере – это ж сколько там тины колышется. Экологическая катастрофа какая-то.
Как можно выплывать из глади – тож не понял. Из озера – возможно, а вот из глади…
Некоторая путаница мифологий, как мне показалось. Нимфа и Мелиада – это греция, а Ундина, кажется, германо-скандинавский или прибалтийский вариант славянской русалки.
Какой-то общей концовки, на мой взгляд, недостает.
4\3

18. «Поздней осенью холодной»

 АКРО

Поздней осенью лес печалится.
О, как пусто в его дворцах!
Золотую листву отчаянно
Дождь вбивает в дорожный прах. 
Небо тучами занавесилось.
Ели хмурой стоят стеной.
Йодлем птица не крикнет весело -

Онеменье – лишь ветра вой
Слышен между ветвей, окрашенных    
Ежевичною чернотой.
Ночью  волки завоют чащами -
Ьььь… -
Юрьев день входит в лес густой.

Ходит тихо, но хрустнет веткою  -
Очи волчьим горят огнём.
Люд сверяет его с приметами -
Отраженье зимы на нём.
Дрогнет небо слегка снежинками -
Напоро’шит чудес резных.
Осень, лес окропив слезинками,
Из чертогов уйдет лесных.

Ели хмурой стоят стеной – сначала не понял, что хмурая не ель, а стена. Думаю, инверсия дала этот эффект. Впервые вижу, чтобы волчий вой транскрибировали как Ьььь… )  А на Й в конце не нашлось. Жаль.) Вот Йодль – просто находка для Акро. Вообще – понравилось.)
5\4
19. «Город»
 
Март тревожен, мрачен, к беде готов.
И на солнце словно чумные пятна.
Знаешь, в этом городе столько вдов,
Что кому жалеть их всех - непонятно.
 
Здесь ревут сирены, газеты лгут,
Люди венским стулом печурку кормят.
Утром каждый думает: «не могу»,
Но врастает в день и пускает корни.
 
И к полудню новых надежд листки
Оживляют траурные пески,
И победа ближе, и сердце знает -
 
Этот город выстоит, он живой,
Он залечит шрамы жестоких войн
И уютным домом для многих станет.

Хорошее. Все здорово.) Яркие образы.
5\5