Стихотворение месяца-62 - Обзор Николая Максикова

Тм Гуси-Лебеди
Приветствую вас, коллеги!

Без придирок к запятым и грамматическим рифмам – сами решайте, красят ли они ваше творчество.  Низких оценок практически не ставлю.

 

1."В бегах"

Присутствующая игривость как-то не легла на душу. Тут два стихотворения спрятались, видимо, поэтому. Первые 8 строк можно смело убрать. Это для отдельной темы. Да ещё разобраться с «обнулением мыслей», «Побритый, свеженький, как с грядки « - это как огурчик, имелось в виду. А начать: «Я руки выставил навстречу…»

Ещё: образ рассвета, обливающего всё кетчупом, мне показался слишком тяжёлым для этого времени суток. Кетчуп – это больше для заката. Легко поправляется и для окончания: «А ночи тень рванулась  следом,
куда-то скрывшегося дня.

Но это на усмотрение. Бодренький вид утра мне, признаюсь, более по нраву.

4-4
*****

2. «Истина»
 
Своего рода сонет, но неопознанного происхождения. «Емелится» - хорошо.

Ладонями прикоснуться к истине – пощупать истину руками? Тоже неплохо.

«Оттого ли акцента бесправие
часто слышу в Эвтерпы речах» - а вот тут Эвтерпа не играет роль помощницы, она муза лирической поэзии, не философской. Тут скорее Каллиопа разъяснила бы, что это за акцент? Недораскрыто, мне кажется..

4-3


*****

3. «Родословная»

Тема очень интересная – память о своих корнях! Стоит вернуться к стихотворению и подработать так, чтобы в один ряд можно было поставить себя с предками: те божье слово несли людям, я – мирскую поэзию! Без «пожила-умерла»., без «стих», без ещё ряда неточностей. Например, вряд ли: «И за то, что на богослужении
Предрекал свой бесславный конец.» - предрекал, видимо, конец режиму.

4-4
*****

4. «На грани»
 Коротко, нравится концовка – две последние строчки. В остальном совершенно не понятен смысл. От какого события можно двоим любящим сорваться в гибельную пропасть? А «догадайся сам» - не для этого случая.

4-3
 

*****

5.«Ты знаешь, что такое любовь»
Меня убедила эта экспрессивность!
5-5
*****

6. «Ещё неделя…»
Интересная зарисовка.

О том. что про март – только в конце узнал – зима да и только! Вообще, с исключениями из правил надо быть осторожнее: следующая весна может оказаться аномально ранней, эта забудется и стихотворение станет непонятным.
«Тонут вербы в снегах по пояс,» - то ли вербы по пояс тонут, то ли снега по пояс. Пусть даже у верб пояса нет – каждый по своему образность создаёт.
А «им до праздника ждать и ждать…» - напрягает догадка: что за праздник?
«Тускла солнца и неба помесь» — ну, тусклость, может быть. А « неба помесь»  - это что такое? Читается именно так.
«В сизых красках предсмертной дрожи» - небо умирает? Бездорожье в нём какое-то вдобавок.

 В концевой строфе «в ожидании возгоранья.
Скоро вспыхнет весенний свет» - тут автор не уловил вот какое несоответствие. В ожидании что-то происходит,  идёт какое-то подготовительное действие. А присутствие словосочетания « скоро вспыхнет» правдивость картинки сводит на нет, т.к. марту «начхать» на всех и чего от него ожидать – мы не знаем. В «к веткам разве добраться вплавь…
И комочки на них, робея,» - почему вплавь по снегу? Что за робеющие комочки? Может, почки?

3-3
*****

7. «Прогулка»
 
«Юности азы
Вернутся к ним» - вернулись к ним. Иначе, когда же это случится? И, на «Уже приносят только наслаждение,
И не пьянят, и послевкусием язык» приходится подстраиваться. Но стихотворение получилось. Может, я и не прав в оценке техники…

4-5
*****

8. "Чуть-чуть о первой..."

Красиво завершено стихотворение! Классика, можно сказать!

До этой концевой строфы – есть вопросы.

Почему, начав «уйти вдвоём с любимой в тихий сад» (ЛЮБИМОЙ!) автор утверждает тут же: «Но места нет во мне иной любви»? Надо определиться.

«Весною осень вспоминаю я» - а в другое время года?  Написав «твоё чуть виноватое "люби..." автор тут же говорит: «Всегда весь твой, да, безответно» - не понятно развитие чувств ЛГ.

4-3
*****


9. «Поминальное»

Умеет автор писать образно! Приёмы знает, с техникой дружит. Что мне тут не приглянулось?  А вот это: «пока, словно пень некорчёванный,
обходят тебя косари» .  Это было бы великолепно, относись к тому, что подвластно именно косарям. Людям. Но первая строфа  нам совсем другой смысл задаёт. И та «косарь»  при этом имеет совсем другую цель. Кругаля вплотную – два взаимоисключающих слова. Строка «над всё ещё тихой водой» - о чём? И почему?  Когда воде предстоит стать не тихой? «Живи, отпечалясь по-чёрному» - кому это пожелание?  Самому себе, скорее всего. Тогда бы уж: «Живу, отпечалясь…», пусть кто-то из читателей ещё попечалится, поживёт…

4-3
*****

10. «Шалопай дождь»
 
Улица: дождь,
                дождь,
                дождь.
Хмурится свет,
                свет,
                свет. – оригинально, красиво, многообещающе. Эту конструкцию и следовало продолжить дальше. Получилось бы цельное стихотворение.  В данном случае две последующие строки лишены рифм( «Где-то спешит под зонтом
родной человек!») , а затем задуманная конструкция уже вообще рушится. Рифм так же нет, при этом тут не белый стих.

2-4
*****

11. «Соне»
 
Меня тронуло это посвящение. Другое дело, что белые стихи общепринятыми методами не оценишь.

Думаю, стоит подкорректировать: Он забрал меня к себе, там (ТУДА) где вечное лето – иначе получается по смыслу, что Он забрал к себе, когда ЛГ находилась в краю вечного лета.

И «осыпалась лепестком» – лепестками всё-же.
*****
Техника - 4
Художественность -5

12. «Внутричердачное»

Вполне мило и только концовки тут не получилось.
«Старьё, как ни взгляни, нелепый дачный сброд.» - сброд – это не про старые вещи. К тому же это слово никак не рифмуется с «Домовой». Если «сброд», то почему далее идёт «их», а не «его»?
«Наверное, о том, что нам вещей не жалко…» - не одна же вещь на чердаке. Но тут под «вещами» должно прозвучать нечто более ёмкое и важное, чем можно и нужно дорожить.
4-4
*****

13. «Мартовское»
 
Многовато слов, требующих пояснений и не имеющих их. Март – кот? Или бобыль, не нашедший любви? Такая пропасть тут! Кот мартовский уже по-своему ассоциируется с кошачьей любовью. Мне кажется, строки или чуть больше по объёму, здесь не хватает именно о конкретизацией того, что лето на этот раз пришло сразу за зимой, а весна – «выпала». Если в той местности, где трисы и хамсин вместо самума  вообще такая резкая «смена декораций» не в порядке вещей – этого я не знаю, как и те читатели, у которых с географией натянутые отношения.

5-4


14. «Который век цари указы пишут»

Ну, тема вечная. Ещё Салтыков-Щедрин говорил: «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют» .  Конечно, поводы  для взяток и сфера их применения значительно шире строительной отрасли. Поможет ли «волшебный кнут»? Вряд ли это подлежит изобретению. Как-то концовку более убедительнее стоит сделать. Жаргон тоже не красит поэзию.

4-3
*****

15. «Утром»

По технике, пожалуй, отмечу только «отличья-молитву» - весьма и весьма приблизительно.  Я рифму не уловил.

О чём стихотворение – мне не понятно. И три отличЬя я тут ни за что не обнаружу.

4-3
*****

16.   «Светильник»               
        (посвящается другу)

Посвящение, с упоминанием конкретного имени, годится для так называемых альбомных стихотворений.

Между тем стихотворение имеет философский оттенок, чем может быть интересно и широкому читателю.
                Так странно мир устроен этот  -
                В чём, может, истина сама,  -
                Что мы всегда стремимся к свету,
                А нас объять стремится тьма:
 Наверное, так оно и есть. В этой строфе, не стоит ли подобрать синоним к одному из производных «стремиться»? Тьма далее начинает раскрываться перед читателем своим многообразием, но начинать с переносного значения «Тьма интересов, тьма вопросов», наверное, не совсем правильно.    Утверждение «Но счастье, как полоска света,
                Нам светит из чужих  дверей»

многим покажется спорным.  Как и то, что :
                И с возрастом мы замечаем,
                Что тьма всё гуще, всё мрачней  -
                Тьма ненадёжных обещаний,
 Не очень удачна строка из-за устаревшего: «коли»: «Коли она, конечно, есть».
 Удачно:                Но помни про один источник,  -
                Он всех надёжней и верней,
                И света даст он сколько хочешь,
                Светильник тот  -  в душе твоей.
 Но следующая строфа непонятна. Ты или светишь людям или нет.
                Он сходен с лампой, между прочим,  -
                Ведь волен ты один решить,
                Когда пора включить источник,
                Когда же время потушить.
«Лёску» - это какой-то диалект, допустим.

4-3
*   *   *


17. "Чары сказочного утра"

Хотелось попасть под чары сказочного утра, а не получилось. В стихотворении немало мест, которые портят прекрасную картину.

Например, что такое « на заре загулявшая ночь»? Всё, отгулялась. Даже не уточняю, к заре или к ночи приближен эпитет «загулявшая». Если «сползает улитка», то почему прочь от болотистой заводи? Сползать – это вниз, в эту самую заводь, где она и живёт.  В строке «застучав клювом, словно шаман» сбой ударений, сильно меняющий ритм. Ну, а потом: откуда у шамана клюв? Упоминание ундины и мелиады одновременно ведёт к географической нестыковке: где Греция, а где Германия, например? Кроме того, умные сайты говорят: Мелиады (Мелии) -нимфы сожженных деревьев, например, пострадавших от молнии. Мелиады родились из капель крови изувеченного и свергнутого Зевсом Урана. Эти нимфы считаются воспитательницами Зевса. Уместно ли упоминать эту мелию? А уточнение про платье без швов – оно имеет какую-то ценность? Концовки нет. А то, что есть – почему так? Бальзамин или ванька мокрый – это комнатное растение. Живёт в дикой природе только в азиатских субтропиках – у нас на юге я не видел его у родников.

3-3

 

18. «Поздней осенью холодной»

 АКРО

Стихотворение получилось. Акростихи – не так уж просты в сочинении, поэтому хороший труд не может быть не отмеченным.

Есть и немало огрехов. «Поздней осенью лес печалится.
О, как пусто в его дворцах!» - вместо восклицания, не лучше ли употребить: «… - Опустело в его дворцах»? Ассонанс «отчаянно-печалится» нельзя ли усилить? 

И концовка: трагедия осени не в уходе – куда ей уходить? Её доля – умереть в зимней стуже. Весна не уходит, а превращается в лето, лето сгорает в осеннем огне, осень выгорает дотла, зиму приходится прогонять весне. Понятно, о чём я?

4-4
*****

19. «Город»
 

       Сонет – твёрдая поэтическая форма. Правил – масса.

Итальянская форма сонета требует следующую рифмовку:

abab abab cdc dcd (или cde cde)

Французская форма сонета:

abba abba ccd eed

Наконец,  английская форма сонета:

abab cdcd efef gg

Вот как относиться к «непопаданию»? Допускать ревизию?

А смысл у этого стихотворения глубокий и сопровождается верой в справедливость, показана надежда на добро. Образно, правдиво.

4-5


С теплом, Николай Максиков