Заметка о концерте Filarmonica. 7 слов Спасителя

Маргарита Мендель
Заметка о концерте «Filarmonica»–квартета
«СЕМЬ СЛОВ СПАСИТЕЛЯ НА КРЕСТЕ»


  …Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете. (М. и М.: ч.2, гл.25)

  …И шестого дня весеннего месяца нисана камерный зал филармонии превратился в храм, подобный главному собору Кадиса, где священный мрак предзнаменовал схождение благодатной музыки, и сотни слушателей, будто паломники, прибыли в филармонию, чтобы очиститься ее благодатными звуками и светом. В Великую пятницу, когда после утреннего чтения двенадцати Евангелий Святых Страстей на вечерне выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа, православные вспоминают о суде, распятии и крестной смерти Иисуса Христа. В этот исключительный день новосибирским слушателям было предложено пережить то, о чем невозможно будет когда-либо забыть: «Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на кресте» Йозефа Гайдна в исполнении «Filarmonica»-квартета. Произведение уникальное и, возможно, одно из гениальных в наследии австрийского классика. Семь Adagio, соответствующие фразам Иисуса – квартеты с обрамлением «интродукции» и картиной «землетрясения» в качестве теологического эпилога. И правда в том, что артистам «Филармоники» удалось самым волшебным образом из концерта абонемента создать на глазах у публики камерное священнодействие, чудо сопереживания, доведенное до каких-то немыслимых глубин. И подсвеченные пюпитры – словно маленькие звезды волхвов, и ноты – будто Священное Писание, и огненно-красный свет, заливший в один момент зал – что пролитая кровь Христа во оставление нами грехов, и открывшаяся глубина сцены без кулис – бездна, смотрящая в тебя. Тет-а-тет в просветленных чувствах, в предощущении трагедии, в краткости земного существования и в то же время – дыхании вечности. Можно бесконечно говорить о таланте и профессионализме нашей великолепной четверки, об узнаваемом звучании – исполнительском «почерке» коллектива, о том, насколько они мастерски преподносят каждое новое произведение слушателям; говорить не переставая, но задаваясь всегда одним и тем же вопросом – как это возможно? Когда звучание струнных даже на двух контрастах forte и piano – у них уже способно доподлинно являть собою страдания Богочеловека и его любовь. Перенести это внутреннее напряжение, приведя слушателя в состояние полного катарсиса. Исполнение произведения Гайдна настолько захватывает и завораживает, что все слова перед ним блекнут, ничто не способно сравниться с музыкой. Сложно себе представить, какое произведение передало бы сильнее крестные муки и горькое благоговение, пронзительную нежность и абсолютную Божью милость в дни Страстной Седмицы.
  …И когда растаял последний звук струнных, и сошел благодатный свет – музыкой в души слушателей, и послышался робкий шелест аплодисментов, переросший вдруг в стихийный шквал, а на лицах музыкантов наконец-то появилась улыбка, – близился уже седьмой день месяца нисана, канун Светлого Воскресения.
  Спасибо, что Вы есть, «Filarmonica»-квартет!





М. Мендель, студентка факультета журналистики.
07.04.2018