Детство

Людмила Чекмарева
Детство мое было интересное, вспоминаю его, несмотря ни на что, с теплом и легкой грустью . Может, потому, что там осталась моя мама и многие другие близкие мне люди.  Жили мы тогда  в основном не очень богато, но не было такой зависти, страсти к большим деньгам, жили от получки до получки. Быть жадным и расчетливым казалось неприлично. Телевизор у нас появился, когда я училась в восьмом классе,  о компьютерах знали, но это было что-то из области фантастики.

   Может, и хорошо, что не было всей этой техники, зато мы больше общались. На нашей улице было много ребятни, в какие только игры мы не играли: мальчишки, как всегда, в войну, футбол. По- моему, и во взрослой жизни они продолжают играть в те же игры. Девчонки скакали через скакалку, чертили всякие классики,  вместе с мальчишками играли в лапту, прятки, салки да уже и не помню в какие еще игры, но было весело, мы больше двигались, не «зависали» часами в  Интернете. Всей улицей ходили в лес, на речку, в дальние походы, километров за шесть-десять. Мать иногда даже и не знала, где нас носит, что мы едим. А ели мы часто такое,о чем современные дети не имеют представления:дикий лук, щавель, молодые побеги сосенок, мы их называли «пальцами», зеленые сосновые шишки. Никогда не было проблем с едой, никто нас не заставлял есть силком, аппетит был у всех отменный, болели редко и как-то на ходу.

    Детство наше было советское, иные ставились в жизни акценты, но ничего плохого  о том времени сказать не могу. Наверняка была и другая сторона  «медали», но она не выставлялась напоказ: пьяницы существовали во все времена, но не было наркоманов и проституток. В нашем поселке жил один наркоман,и про него знали все. Конечно, некоторые товарищи приворовывали, но очень это скрывали, старались жить как все,  основная масса жила примерно одинаково.
   
   В  школу мы ходили в форме, с косичками, с бантами, никакой там косметики или бижутерии, запозорят на линейке. Линейка –это было такое общее построение,где обсуждали школьные новости,ставились общие задачи.Разделений «по одежке» не было, если только по уму или каким-то талантам.
   
    В те времена  неплохо было развито сельское хозяйство, знаю как сельский житель. Нас, школьников, брали  на поля убирать урожай картошки, снимали с занятий, везли по разбитым дорогам, к черту на кулички, но мы все кричали:«Ура!» и были довольны, что не учимся. Работа была не из легких: дадут тебе борозду, которой конца не видно, да еще устроят соревнование, кто быстрей и чище уберет свой участок. Все делалось, конечно, бесплатно. Это сейчас за каждый труд требуют оплаты, а тогда мы много чего делали бесплатно: собирали металлолом, макулатуру, убирали территорию школы, летом красили свои классы. Всё было в порядке вещей. Я считаю, что в таком воспитании был здравый смысл: человека  к труду нужно приучать с детства, а то до семнадцати лет они – дети, а потом выходят во взрослую жизнь полными лоботрясами и все ждут манны небесной.

   Много чего вспоминается из детских лет, всего и не опишешь: как впервые полетел  в космос человек, поначалу даже не верилось, потом еще и еще, потом привыкли и не удивлялись. Ко всему можно привыкнуть, даже к чудесам. Но никак не могу привыкнуть к хамству, жестокости, насилию. Все это грязным потоком  льется с экрана к нашим детям, они все это видят с момента своего рождения своими чистыми глазами и впитывают, впитывают эту грязь. Бедные дети!