Совершенствуйся, играя!

Светлада
«Слова ранят, но не убивают; пленяют, но не удерживают; обманывают, но не оправдывают» — так гласит одно мудрое афористическое высказывание. И кому, как не человеку, который непосредственно работает со словами, знать эту простую и вместе с тем такую жестокую истину?

Слово — материя необыкновенно тонкая, хрупкая и своевольная. Оно умеет причинять боль и врачевать душевные раны; наносить смертельную обиду и утешать страждущих. Слово — универсальный инструмент в умелых руках писателя.

Открытым остается вопрос: искусство владения словом дается свыше, как и талант? Или ему все же нужно кропотливо учиться, совершенствуя и развивая изначальный навык, которым наделено всякое разумное существо?

Предположим, что возможно и первое, и второе. Путь «Золотой середины» — воистину замечательный путь, по которому легко идти и одному, и с друзьями.

Но, в любом случае,дар — это всего лишь платформа, стартовая площадка. У кого-то она компактная, как домашний аэродром на крыше, а у кого-то обставлена с размахом — настоящий международный аэропорт.

Важно другое: если не ухаживать ни за тем, ни за другим, рано или поздно взлетное поле зарастет бурьяном и сделается непригодным для того, чтобы однажды взмыть в небо. И потому сегодня мы поговорим о том, как культивировать, удобрять и взращивать свои умения работать со словом. Вне зависимости от степени одаренности.

Современная филологическая наука и близкие ей по духу риторика, литературоведение, лингвистика и т.д. предлагают заинтересованному человеку множество самых разнообразных способов развития стилистических способностей. Учебники, тренинги, упражнения — все это правильно и необходимо. Однако есть и такие методы, которые могут оказаться для Вас не только полезными, но и приятными.

Одна из таких возможностей —совершенствование при помощи Интернета. В частности, благодаря проектам форумно-ролевых игр.

Что это такое? Ответ довольно прост: форумная площадка, тематически оформленная в соответствии с каким-либо литературным произведением. Часто — классическим, имеющим глубокую историческую подоплеку. Нередко — фантастической или детективной направленности. Широко распространены «ролевки» по таким знаковым книгам, как книги Дж. Р. Толкиена, Анжея Сапковского, Александра Дюма. Встречаются также форумы, посвященные мифологии. В основном, славянской, греческой и римской. Вцелом же их очень много, и они отличаются завидным разнообразием. Так что подобрать то, что придется по вкусу именно Вам — не составит большого труда.

В чем польза? Здесь уже не все так просто и очевидно. Для того, чтобы дать правильное обоснование к этому пункту, нужно попытаться проникнуть в устройство форумно-ролевой игры.

Основная цель любого из этих проектов — написание целостного, богатого образами и событиями произведения — фанфикшена (интерпретации) на заданную тему.При этом в создании этого литературного шедевра участвует не один, а множество человек одновременно.

Ставим первый «плюс» (+): великолепная школа налаживания авторского взаимодействия. Творческая работа в коллективе — это всегда не только интересно и увлекательно, но крайне познавательно и приносит ощутимую пользу. Развиваются такие нужные качества, как наблюдательность, умение анализировать и проникать в чужой текст, который должен послужить отправной точкой для Вашего.

Еще один немаловажный момент: знание материала. Если игра по произведениям А. Дюма или любому другому роману, затрагивающему историческое прошлое, игрокам в своих текстах нельзя выходить за рамки означенного временного периода.

На практике это сводится к постоянному контролю за словами и серьезному пополнению багажа знаний, потому что Вам понадобится беспристанно уточнять: что носили в этом веке? А был ли уже изобретен шоколад, чтобы позволить себе сравнение карих глаз с его цветом? Как располагались улицы средневековых городов? Каковы нормы дворцового этикета и т.д. и т.п. Нюансов огромное множество, а это значит, что Вас ждет масса самых неожиданных и приятных открытий.

Если же Вы попали на игру фантастического или даже фэнтезийного свойства, будьте готовы к тому, что придется вооружиться словарями и книжками тех писателей, которые в своем творчестве когда-то обращались к выведенному в заголовке игры первоисточнику. Поверьте, таких отыщется немало,а значит — Ваш кругозор в очередной раз расширится.

Ну, и любимую книжку, послужившую Вам «спасительным маяком» при выборе форумно-ролевой игры, тоже придется перечитать, причем — неоднократно и совсем по-новому, вчитываясь в каждую строчку; зарываясь носом в любую мелочь, которая поможет Вам вникнуть в суть интриги и предугадать сюжетный поворот, задуманный мастерами игры.

Теперь сам процесс. Как строится игра и каковы обязанности персонажа? Собственно, именно здесь «собака зарыта», если выражаться образным языком. В действительности, просто в самом ходе игры заложены основные интересующие нас механизмы, которые могут помочь автору усовершенствовать свой литературный стиль.

Итак, что требуется от игрока? Во-первых, создание полноценного, разностороннего и тематически достоверного образа своего персонажа. Для этого Вам придется написать подробную анкету, включающую всю актуальную информацию о выбранном герое: возраст, внешность, особенности характера, биография. Сложнее всего на исторических «ролевках», потому что дело будет идти о подлинных исторических личностях, о которых понадобится собрать и систематизировать наиболее полное и проверенное досье.

Отмечаем очередной положительный момент: хорошая практика по работе с источниками и первоисточниками (в случае знания соответствующих языков). Кроме того, получение уникального опыта по «сотворению» персонажа. Вы получите исчерпывающее представление о том, как из ничего — из разрозненных кусочков и фактов — рождается живой, насыщенный красками образ со своими чертами характера, привычками, специфическими жестами, пристрастиями и вкусами.

Во-вторых, ведение отыгрышей. Строятся они по следующей схеме: последовательные ходы всех участников описываемой сцены. Таких участников может насчитываться от двух (диалог) до трех-пяти и более (массовые эпизоды). Рассказ ведется от третьего лица единственного числа, т.е. от»Он» или «Она».

В своих «постах» (публикациях действий своего персонажа) обязательно опираться на факты, зафиксированные ранее в игре и на которые указывают тексты Вашего партнера. Дорисовывать можно только детали интерьера, наличие предметов; вводить «неписей» (случайных персонажей: например, животных или слуг). Категорически нельзя «отыгрывать» за других героев. Только мнение Вашего персонажа, только его наблюдения.

Делаем очередную памятную пометку: замечательно развивает внимательность. Учит соблюдать рамки и чувствовать жанр. Заставляет придавать символические назначения различным предметам, которые можно помещать в игровое пространство с конкретными целями. Помогает лучше овладеть мимикой, выразительностью невербальных способов передачи информации, ведь по тому, как Ваш персонаж посмотрел, как поправил прическу и каким жестом достал зажигалку, Ваш партнер будет создавать представление о его эмоциональном состоянии, готовности к определенным действиям и предполагаемым реакциям на то либо иное заявление.

Для примера сравните:

«Глаза его смотрели строго и холодно. Голос был ровным, невыразительным. Слова, слетавшие с тонких бледно—розовых губ, падали тяжело и веско, как гранитные камушки. Однако, когда он потянулся за кошельком, в котором лежала злополучная записка, пальцы чуть дрогнули. Он не сразу смог справиться с бархатными тесемками, завязанными нехитрым узлом»

Что Вы можете сказать об эмоциональном состоянии этого человека? Внешне он демонстрирует спокойствие и старательно излучает уверенность в себе. На деле же испытывает внутренний дискомфорт, взволнован и обеспокоен. Стало быть, как партнер по эпизоду, Вы можете заподозрить своего собеседника, например, в лицемерии или причастности к какому—нибудь заговору, который Вам надлежит разоблачить.

«Он смотрел на нее строго и серьезно. Губы были плотно поджаты, над переносицей залегла крошечная морщинка. Постучав пальцем по подбородку, словно в задумчивости, он заговорил, и голос его звучал назидательно. Впрочем, если приглядеться повнимательней, можно было заметить, как кончик носа подрагивает, а на дне бездонного синего взгляда проскальзывают хитрые искорки тщательно замаскированного веселья»

А что можно сказать об этом герое? Понятно, что он хочет казаться важным и взрослым. Намерен сделать, например, выговор или внушение. А может — надеется подшутить над своим собеседником. В действительности же, он настроен игриво и добродушно. Стоит лишь немного его подтолкнуть, чтобы тот рассмеялся и выдалсвое истинное настроение.

Один автор может «вести» сразу несколько персонажей, задействованных в игре. И вот это, пожалуй, один из самых глобальных позитивных моментов. Тот, ради которого и была задумана вся эта статья. Судите сами, какие выгоды и пользу это может принести человеку, желающему самосовершенствоваться и развивать чувство стиля…

Во-первых, Освоение самых разнообразных типажей персонажей, начиная от благородных негодяев и заканчивая добродушными монахами с солидным аппетитом. Каждый образ — уникален, индивидуален и оснащен полным набором отличительных черт. Все это необходимо помнить, учитывать и отображать в жестах, поступках, мимике и, главное, речи Вашего героя.

Во-вторых, поскольку зачастую на подобных проектах соблюдается строгая анонимность игроков, т.е. остальные (кроме администрации) не осведомлены о том, кто и сколько «ведет» персонажей, Вам понадобится для каждого своего «подопечного» подобрать отдельный стиль написания, специфику употребления слов, выражений, построения фраз и применения правил пунктуации. Это научит Вас непринужденно чувствовать себя как в плавании по просторам простонародного текста, так и в строгих рамках классической прозы.

В-третьих, не зацикливаясь только на персонажах одного пола, но варьируя их и пробуя себя как в роли аристократии, так и в роли простолюдинов (либо не только сказочных эльфов, а и в качестве неказистых хоббитов или даже обычных магов), Вы сможете во всей полноте ощутить разницу женской и мужской психологии, усвоите тонкости поведения людей разных сословий.

Частая смена стилей, потребность всякий раз заново подстраиваться под нынешнюю свою маску — все это даст Вам эксклюзивную практику «оттачивания пера». Разнообразие способов структурирования текста (разбиения на абзацы, авторская пунктуация), использование типичных для конкретных персонажей устойчивых выражений, крылатых фраз, сравнений и аллегорий — позволит по—особенному почувствовать неповторимость и строгую принадлежность каждого слова своему месту.

В общем и целом, это — прекрасный тренажер для того, кому интересно и важно научиться работать с текстом, как с некоей целостной, почти что живой единицей, обладающей своей индивидуальностью, характером и предрасположенностью. Более того, это — занимательная гимнастика для ума, попутно развивающая Ваш литературный дар и оттачивающая грани Вашего таланта. Причем, безболезненно, без чрезмерных усилий над собой — играя и получая при этом максимум удовольствия и драйва.

Если не верите, попробуйте! А результатами не забудьте поделиться в комментариях.