Сознание - Содержание - Форма

Анатолий Федосов
Сознание, Содержание, Форма - человечество уже давно блуждает в этих трех «соснах». Причем, один ооочень «великий» человек, а по сути, иждивенец и «кочегар» мировой истории еще более усугубил это блуждание совсем невеликих, но уж, очень сильно угнетенных и обиженных, посадив еще одну сосну – Бытие.
Вот и его знаменитая фраза: «Бытие определяет сознание». Вы можете представить себе, чтобы человек по мере улучшения  своего бытия, улучшал бы и свое сознание? Я, не могу! Даже напротив, уверен, что его сознание, в том смысле, как мы его понимаем, будет деградировать. Не зря же говорят: «Самый верный способ погубить человека – дать ему все, что он пожелает. Возможно я путаю Бытие с благами – ну, да умный читатель меня поймет и простит, а прочие – те читать не станут.

Может именно оттого и жил Диоген в бочке, что таковое бытие, без лишних благ, возвышало его сознание. Только ведь тепло там было, в тех древних веках, но самое главное, - мысли умели ценить, давая больше возможности творить, а не только царить. Когда Александр Македонский, желая познакомиться с Диогеном, пришел к нему и предложил выполнить его любую просьбу, - он, ведь, знал, что Диогена прислуживать не заставишь, потому как никакими благами не соблазнишь. Но, тем не менее, будучи великим, и чужое великое ценил – это свойство всех Великих. И ответ Диогена: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», я полагаю его не возмутил, не обескуражил – и это тоже свойство великого человека. Отнюдь не таковы современные цари – во всем иные, властью только велики!

 Интересно, что услышал бы в ответ на свою знаменитую фразу: «Бытие определяет сознание» Карл Маркс? Создается впечатление, что Цивилизация, проходя свой путь, только и теряет  то ценное наследие мысли о человеке и человечности, что накопили древние мыслители. Не покидает мысль, что эти, своего рода, напутствия и предупреждения, оставленные нам, ими, ваятелями и архитекторами величия дохристианского мира, не просто забыты, а выброшены за ненужностью. Безумная цивилизация, нетерпеливо погоняемая тщеславием и тщетностью, не благоразумия и порядка, но безудержностью в накоплении благ, традиций, новых открытий и новых религий, определяющих то самое Бытие, ринулась по дороге, но не совершенствования сознания человека, а совершенствования Бытия, наивно полагая, что через него неминуемо будет совершенствоваться  и сам человек. Ну, чем это не дорога ведущая к механистичному миру, в которой человек, (созданный по образу и подобию)  – всего лишь винтик, задуманного кем-то, механизма.

Что мы знаем о трудах Платона, Гераклита, Аристотеля, Сократа, Демокрита, Евклида, Архимеда…… Лишь утилитарные математические основы, да разве что, некоторые их фразы и афоризмы. Наше бытие все больше и больше влияет на наше сознание, не то что убаюкивающе, но зачастую разлагающе – заставляя нас лишний раз не думать именно своим умом, а жить чужими стереотипами, навязанные нам извне, разумеется, чаще всего, в чью-либо, но отнюдь не в нашу пользу. Именно Бытие стало почти единственным основополагающим фактором, оценкой и нормой нашей жизни. Мы почти перестали задумываться о сути этих понятий, даже пользуясь ими, как словами.

Итак: Сознание – Содержание – Форма. Я расположил их именно в таком порядке, в каком они должны взаимодействовать и формировать друг друга. Именно так и соединили их философы в единую цепь: Сознание, вернее, его упорядоченность и сформированная устойчивость порождает Содержание, а оно, в свою очередь, определяет Форму, проявляющуюся в поведении человека, его поступках, трудовой и иной деятельности. Однако ход развития Цивилизации, определяемый, в первую очередь, её верными служанками и слугами: политикой, научным и экономическим прогрессом…  настолько преуспели в подавлении личного сознания, что уже с завидным успехом демонстрируют обратный процесс, когда именно Форма порождает внутреннее Содержание, влияя, таким образом, и на само Сознание. Нонсенс - реки потекли вспять! Более того, теперь уже все чаще, именно то самое Бытие, так почитаемое Карлом Марксом, и пренебрегаемое  Диогеном определяет Форму, которая, в свою очередь, формирует Содержание, а оно уже навязывает  личности требуемое обществом Сознание, а то и вовсе подавляет его.

А теперь рассмотрим вещество, как метафору и как пример человека. В форму заливают расплавленный метал или иное, нагретое до текучести, вещество. И оно, по мере остывания, затвердевает и сохраняет уже само приданную форму. У вещества нет сознания, у него есть лишь свойства, зная которые с ним можно поступать так или иначе – и его «поведение» будет предсказуемо и полезно. Металл можно, в последующем, нагреть до пластичности и потом раскатать, как блин, получив лист, можно выковать из него подкову или оружие. Правда, несколько по-иному ведут себя «термореактивные» вещества – при нагревании (обжиге) в них происходит ещё и реакция, переводящая пластичное, до этого, вещество в твердое, но уже навсегда. Сравните: одно вещество твердеет и сохраняет заданную форму при остывании, а другое – при нагревании!

Цивилизация так преуспела в превращении человека в бессознательную массу, что начала пользоваться им, как веществом – и так, и этак, искусно придавая ему ту или иную, необходимую ей, Форму. Форма – вот что интересует, прежде всего, цивилизацию, и она стремится, не только к её созданию, но и к её сохранению, любыми путями и способами. Более того, через навязанные блага Бытия, пытается укрепить необходимые ей, правила и законы в его внутреннем Содержани, а уже через него проникнуть в «святая святых» - в его сознание. Надолго ли это? Разумеется – нет! Мир должен меняться и он меняется в угоду, то тем, то этим странам, классам, народам и расам. Войны, революции, бесконечный грабеж и дележ территорий – все это так истощает человечество, природные запасы и ресурсы, так бездумно и безудержно тратится вхолостую, что приходится только сокрушаться и печалиться.

Будет ли положен когда-либо конец этому безумному ходу истории? Вопрос чисто риторический – нет, не будет! Не будет, ни в единичном плане, ни в массовом, до тех пор, пока «реки будут течь вспять». До тех пока устои нашей жизни, а самое главное – наше Сознание не будет пытаться сформировать Бытие. Вот тут то и возникает вполне резонный и справедливый вопрос: «А это в принципе возможно – двигаясь от Бытия, искусно лепящего Форму, а далее и само внутреннее содержание человека, достучаться до самого Сознания?!» Достучаться то можно, но где гарантия, что её вам распахнут, а не приоткроют, предусмотрительно и настороженно приоткрывая на цепочке. Мне могут возразить, что такие примеры были, есть и будут. Да – были, есть и будут, но в ограниченных количествах и токмо при разумном и удачном стечении обстоятельств. Та же колония А.С.Макаренко – исправляла «навсегда», казалось бы неисправимых.

Чтобы «реки потекли вспять» необходимо ооочень «маленькое» обстоятельство, так сказать, условие – Равенство! Оно у Макаренко, в колонии было. Даже в государстве можно попытаться его создать. Но, надолго ли – оно имеет свойство быстро превращаться в видимость и лицемерие. Ну не могут быть люди равными, ни по телесным качествам, ни по душевным. У всех разный кармический забег, разные жизненные судьбы и цели, задатки и таланты, попадаются даже гении. Отсюда и возникает то самое неравенство, которое не настолько еще будоражит окружающих, как несправедливое неравенство, в основе которого и лежат, как раз, те самые внутренние свойства, формирующие таковое Содержание, которому вообще не требуется Сознание – для таких, сознательный человек – лох, неудачник и вообще, «отстой».

Вот и выходит, любезный мой читатель, которому удалось все же, дочитать мои рассуждения до сих пор, что единственный путь формирования правильной жизни лежит и начинается с формирования именно Сознания. И ежели мы не осознаем поступок, событие, слово или дело в ключе личных впечатлений, переживаний, достойного опыта, как личного, так и мирового, а руководствуемся лишь его формой, то наш путь к сознанию пока еще закрыт. Именно Сознание должно формировать Бытие, а не наоборот. Сознание – это, своего рода, фундамент, на котором строится и стоит Человек, его Содержание, Форма и Бытие. Уверен, вы понимаете, что этот «фундамент» сам по себе тоже может быть разным – как плохим, так и хорошим. Даже в строительстве на плохом фундаменте нельзя построить что-либо надежного и стоящего. А уж, для человека это будет справедливо стократно – и все это рано или поздно, обязательно проявится в его Форме. И тогда каждому будет уже ясно - Человек перед нами  или все еще недочеловек, со всеми вытекающими последствиями.