Люди-однодневки, многолетки и вечные

Виктор Сорокин
Мало кому посчастливилось узнать в юности, что человек имеет неограниченную возможность выбрать предназначение своей жизни. В известных мне случаях это происходило между 12 и 17 годами. То есть, как и все остальные качества человека, человек может наделить свою жизнь предназначением лишь в очень небольшой отрезок своего возраста. И если он это своевременно не сделал, то всю оставшуюся жизнь будет просто сущствовать, хотя и может заниматься чем-угодно.

Я не знаю, существуют ли для этих типов людей свои названия. Замечу лишь, что дело здесь не в целестремленности – весьма важной характеристики субъекта. Предназначение – это нечто другое. По сути, это добровольная продажа (или обмен) своей жизни на что-то. Из предназначений наиболее известны такие: ради счастья своего народа, ради того или иного вида искусства, ради науки. Во всех таких случаях, умирая, человек что-то оставляет потомкам – какую-то иную организацию общества, произведения искусства, научные отрытия или изобретения...

Человек без самопредназначения живет куда-попало, куда ветер дунет. Совсем не обязательно, что это пустой, никудышный человек. Может случиться так, что ему подвернется какое-нибудь интересное дело (кстати, может быть, и те же самые политика, искусство, наука) и он на всю жизнь в нем завязнет. Но вообще-то, самое типичное содержание жизни – это охота за удовольствиями, коим несть числа. Посвящать свою жизнь получению удовольствий не требуется – психофизиологические удовольствия даны человеку от природы, а способность к прочим приобретается разными, обычно случайными, путями.

О людях удовольствия известно очень много, и я останавливаться на них не буду. Отмечу лишь, что среди них можно выделить две констрастные группы, которые я называю однодневками и многолетками.

Однодневки живут здесь и сейчас (очень модная ныне философия!). Они не планируют будущее и живут как получится. Роль прокурора – это не моё и я не даю никакой оценки такому образу жизни. Нравится людям жить так, ну и пусть живут (лишь бы никому не мешали).

Многолетки живут не только днем сегодняшним, но и задумываются о завтрашнем. Поэтому они как-то планируют своё будущее и этому сответственно учатся. Но для меня и этот тип жизни не годится, поскольку я «свою душу заложил» еще в тринадцать-четырнадцать лет. И потому продолжу рассуждение именно на эту тему.

Без помощи Учителя предназначение своей жизни не происходит. Этим самым все люди на свете делятся на два духовных класса – тех, кто попал в струю предназначенцев, и тех, кого пронесло мимо. И не знает подросток или юноша, что в море окружающих его людей существует НЕВИДИМЫЙ поток, в котором от поколения к поколению происходит наследование Духа. Но поток этот столь узок, что можно прожить до двадцати лет, с ним не столкнувшись! И тогда вся твоя жизнь пролетит МИМО ЖИЗНИ!

Не знаю, как мне удалось узнать (причем очень поверхностно) о существовании этого Потока, но лет с четырнадцати я стал искать людей из Потока! То, что они были, вытекало из художественной литературы да каких-то редких случайных фраз, встреч, моментов. Первым из этих моментов была встреча в четырнадцать лет с деревенским поэтом (поэтом!), сочинявшим в абсолютном захолустье политические (!) оды (оказывается, за пределами примитивного быта есть в жизни и еще что-то, не известное или не интересное большинству!).

Но существенный сдвиг произошел в моем сознании после прочтения книги из серии ЖЗЛ «Эварист Галуа». Эта книга утащила меня сразу и в науку, и в революционную борьбу. Так в моей жизни появились две звезды, обращение к которым заставляло развиваться проект предназначения моей жизни.

Хотелось, однако, встретить в жизни и живых кумиров. К девятому классу я уже созрел настолько, что своего кумира и в науке, и в гуманитарном движении мог определить по внешности, эмоциям, мимике. И такое случилось, но односторонняя встреча (я его мог видеть лишь издалека) длилась всего две-три минуты и я не знал способа, как ни с того ни с сего познакомиться с человеком. И он исчез, навсегда (впоследствии я выяснил, что он мог бы быть мне настоящим Учителем жизни!).

Но где бы я ни был, я обращал внимание на каждого встречного, надеясь увидеть в нем человека из Потока. И... счастье мне улыбнулось! (http://www.proza.ru/2008/04/07/487 ) Понимаете, именно в такой роли мы и встретились: для передачи ЭСТАФЕТЫ Духа. С вероятностью один на милллион, а то и на десять! Насколько эта вероятность незначительна, говорит хотя бы тот факт, что за прошедшие после этого почти шестьдесят лет я при активном поиске так и не встретили ни одного потенциального Ученика (надежда появилась лишь в последний год)...

Но я всё никак не перейду к главной теме  разговора: а ЧТО же я ищу?! В принципе, я уже ответил: СВОЙ ПОТОК. Вернее, не поток, а чахлый ручеек, который вот уже две с половиой тысячи лет (и может, и больше) пробивается сквозь сотни миллионов человеческих судеб в таинственное будущее, которое фактически никому не нужно. Шестьдесят лет среди людей, но как на необитаемом острове! И о ГЛАВНОМ поговорить практически не с кем. А в чем же это главное? А состоит оно в том, чтобы найти самую достойную цену своей такой коротенькой жизни. Вопрос, ответ на который не интересует ни однодневок, ни многолеток, ни целеустремленных.

Предназначение, которое поддерживается трехтысячелетней памятью Потока, выходит далеко ЗА все удовольствия, ради которых живет обыкновенный человек. Поток устремлен в вечность – конечное его не интересует. А живая вечность – это другая субстанция, нежели обычная человеческая цивилизация. И ценности там вроде бы и похожие, но совсем иные!

Еще Сократ дал ключ в человеку вечности: «Все люди жувут, чтобы есть. Я же ем, чтобы жить!». Вот та формула, которая, как над-Я, следила за моим развитием с четырнадцати лет. Не вижу особой нужды лишний раз останавливаться на том, как эта формула работала в конкретных случаях, скажу лишь, что уже годам к тридцати я понял, что развлекательная литература, искусства и даже путешествия (не говоря уже о бытовом потреблении за пределами необходимого) являются не жизнью, а ПРИПРАВОЙ к жизни. И если нет самой жизни, то на кой черт нужна к ней приправа?!

Я здесь не говорю о том, что в своей философии распоясался донельзя и превратил в приправу-удовольствие КАЖДЫЙ элемент каждой своей деятельности и бытия. Да еще и многоэтажно: в любой момент времени делаю сразу множество дел. Жить так мне ИНТЕРЕСНО. Одно только плохо: что мало кому еще интересно так жить и потому одиночество В ЦЕЛОМ является моим хроническим заболеванием.

Однако меня все время уводит в сторону, поскольку главный вопрос таков: для чего же жить, если все удовольствия – всего лишь приправа к жизни?! Ответ на этот вопрос даёт математика: если ориентироваться на конечный отрезок времени – на день, жизнь до смерти, и даже на конечное время существования всей цивилизации, – то, с точки зрения ВЕЧНОСТИ, жизнь самого отъявленного негодяя и святого праведника одинаково бессмысленны. Но, подчеркиваю, это при условии, что будет стопроцентно доказано, что срок существования человеческой цивилизации КОНЕЧЕН. А вот это-то большой вопрос!..

Увы, сегодня человечество ведет себя так, будто через пятьдесят-сто лет оно исчезнет. Темпы уничтожения природы просто фантастичны! Леса Амазонки и Сибири будут уничтожены через двадцать-тридцать лет! Мировой океан превращен в сточную канаву! О ядах, выделяемых свалками в социально отсталых странах и говорить нечего... Можно указать и еще на десяток глобальных катастроф...

И тем не менее, существует тончайший слой человечества, кого заботит ВЕЧНОСТЬ существования цивилизации. Не своего рода, не своего этноса, не своей страны, а человечества вообще! И если страна проживания этих людей представляет опасность существованию человечества, то они оказывают посильное сопротивление уничтожающим силам (иногда ценой собственной жизни – как, например, в случае шпиона Олега Пеньковского).

Из задачи сохранения цивилизации в вечности вытекает и перечень деятельностей, служащих этой цели:
– наука,
– медицина,
– антинасильственная деятельность,
– совершенствование управления в вышеуказанных сферах.

При этом возможны два интересных случая предназначения своей жизни служению цевилизации: субъективное – независимо от достигнутых результатов, и объективное – при наличии положительных результатов в четырех вышеобозначенных сферах, но при отсутствии существенных отрицательных поступков. Во втором случае субъективное предназначения не обязательно. Вот эти два типа людей и составляют сердцевину ВЕЧНОЙ цивилизации.

Ну а рассуждать о том, будет ли цивилизация существовать вечно или у нее, как и у всех вещей в природе, есть конечный срок существования, бессмысленно. Железно здесь работает только такая логика: если о цивилизации НЕ заботиться, то она сгинет наверняка. А что будет, если заботиться, никто точно сказать не может, но статистика осуществления маловероятных целей говорит о том, что если к цели стремиться, то вероятность ее осуществления нулю НЕ равна.

Вот и ВСЁ!