(Из тетр. «Философский камень преткновения», фрагмент эссе)
Новалис, идеалист и романтик вселенского масштаба, назвал сущее бытие всеобщим тропом духа.
Для истого романтика сущий мир на самом деле сущая химера, а раз так, то, по логике Новалиса, всё сущее не заслуживает другого отношения, кроме иронического (о чём он, впрочем, говорил не прямо, но используя образ обожествлённой им Кариатиды).
Логика Новалиса декларативна и противоречива. Сам он не был ироником. Если романтика абсолютна, то ирония – её альфа и омега, основа и венец, ветер и соль.
Романтически настроенный Шеллинг однажды обмолвился насчёт иронии, что она царит над миром, но сам, как, и Новалис, был чужд иронического запала.
Романтик не обязательно ироник, а ироник не обязательно романтик.
Первостепенные ироники в старой и новой философии, Сократ и Кьркегор, не были романтиками.
Ницше, икона всех романтиков на рубеже XIX-XX вв., отнюдь не был ироником в своей философии, хотя и предстал зыбкой тенью несуразного ироника в своей фрагментарной поэзии, на удивление бледной и немочной на фоне его же брутальной фрагментарной прозы.