Гений личного карандаша...

Алексей Гончаров2
 Портрет Я. И. Потемкина.




Джордж Доу (08.02.1781, Лондон - 15.10.1829, Kentish Town,Англия) - великий
английский, а так же российский художник.
Его отцом был Филипп Доу гравер, который работал совместно с Тёрнером и Хог-
гартом.
Имя Джорджа Доу связано с созданием выдающегося патриотического историко-ху-
дожественного памятника - Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце.
Это была беспрецедентная по своему замыслу затея - представить портреты всех генералов-ветеранов, руководителей крупнейших сражений.
"Толпою тесною художник поместил,- как писал Александр Пушкин в стихотворении
"Полководец",- сюда начальников народных сил, Покрытых славою чудесного похода, И вечной памятью двенадцатого года". Исполнено было 329 портретов, расположенных в пять ярусов на стенах галереи.
Цитируя строки Пушкина дальше о том, что "сверху донизу... своею кистию свободной и широкой её разрисовал художник быстроокой", необходимо внести
коррективы в эти слова поэта. Из более чем трехсот портретов галереи лишь около полуторасот были созданы самим Доу. Остальные - работа русских помощни-
ков портретиста: выпускника Академии художеств В. А. Голике и крепостного ху-
дожника А. В. Полякова.
Человек огромной воли, упорства, Доу поставил себе цель составить в России капитал. Блестяще окончив Академию художеств в Лондоне, членом которой стал позже, а потом и академиком, Доу зарекомендовал себя мастером мрачной романтических композиций, написанных с большой экспрессией, - "Бесноватый",
"Негр и буйвол". Через десять лет после окончания Академии Доу целиком пере-
ключился на исполнение заказных портретов. В 1818 году, будучи в свите герцога Эдуарда Кентского, Доу оказался в Ахене на Первом конгрессе Священного союза. Счастливый случай нашёл Доу: ему заказал портрет начальник главного штаба русской армии П. М. Волконский и, пораженный невиданной быстротой и блеском исполнения, представил художника императору Александру 1. Так Доу
получил выгоднейший заказ. Весной 1818 года он приехал в Петербург. В первый
год им было исполнено около 80 портретов по 1000 рублей ассигнациями, каждый за 2-3 сеанса.
Организация производства была строго налажена: Доу писал только самых влиятельных военно начальников с натуры для наиболее обозримых двух нижних ярусов галереи; русские мастера снимали копии с портретов лиц уже умерших, или
по разным причинам, не имевших возможности или желания приехать в столицу для
кодирования. Несмотря на невиданные темпы десятилетней работы, к открытию
галереи в 1828 году прибыли исполнены 106 портретов. Это, однако, не помешало
триумфу художника, ставшего членом Флорентийской, Дрезденской, Стокгольмской
и Парижской академий.
В стилистическом отношении работы Доу не выходят за рамки английского салонного портрета. Известная романтизированная аффектация, подчёркнутая
контрастами освещения, свободой и силой живописного исполнения, бравурность всего образного строя не кажутся в этой ситуации неуместным. Тонкие психологические градации, умение разнообразить эмоциональный и формальный
диапазон официальной схемы отличают такие, наиболее выразительные работы кисти Доу, как портреты М. И. Кутузова, М. Б. Барклая де Толли, Я. И. Потемкина и
других.
Осенняя выставка 1827 года в Академии, где Доу выставил 150 портретов, оказалась последним его триумфом. Бедственное положение его русских помощников
(за год они получали столько же, сколько сам Доу за один портрет), эксплуата-
ция их труда дошли до сведения общественности. Доу пришлось уехать из России.
А фантастическая история его безудержной погони за богатством закончилась прозаических: на следующий год он умер, оставив после себя миллион рублей золотом.




                @