1812 Москва ч249

Валерий Жуков 2
Ч 249
Москва

Строй мыслей с древности веков,
Искал ответы в воле расстояний,
Надеясь на сияние величия полков,
Готовых отвратить исток влияний.

На судьбы мира и творение войны,
На чувства веры и свободы,
Вдруг ставшими святыми в эти дни,
Встречая на земле закаты и восходы.

Провозвещая свет Отечества основ,
В воспоминаниях любви рассвета,
Сиянием души от сладких снов,
И вспоминая суть Великого Завета.

Предупреждая дух ,идущего в страну врага,
Читая рода правило в молитвах,
Не допустив его величие в себя,
Всенощной силой , укротив на битвах.

Уже пославших духовеянье в народ,
Сбираться в ополчение с друзьями,
И глядя на тревожный небосвод,
Стать рода откровением с князьями.   
       
        В Москве ещё не знали о произнесённом над нею приговоре, не воображали , чтобы Русское войско могло не сразиться за матерь городов Русских , не искупить её кровью , или не погребсти себя под её развалинами. Но прежде нежели представим в каком состоянии застала Москву весть о её горькой участи , опишем дни предшествовавшие её пленению.
             С отбытием Государя из Москвы , 19-го Июля, радостное волнение , обыкновенно сопровождающее пребывание Монархов в древней столице , прекратилось и уступило место тишине и размышлению . Начали вокруг себя оглядываться . Не было страха , но появилась весьма понятная заботливость о будущем. Вместе с сыпавшимися отовсюду пожертвованиями рождалась мысль об опасности , мысль ещё неопределённая , потому что был цел Смоленск , почитаемый в народном поверии неодолимым оплотом , которого не допустят перешагнуть неприятелю. Для Москвы не предполагали опасности; никто не помышлял уезжать из неё и вывозить имущество : только из предосторожности приготовляли к отправлению некоторые казённые вещи , для перевоза коих наняты были суда в Коломне .От 26-го Июля Граф Ростопчин доносил Императору : «В городе до такой степени спокойно , что должно удивляться. Причиною бесстрашия суть ненависть к Наполеону и надежда в скором времени увидеть его уничтоженным . Государь! Ваш народ-образец храбрости , терпения и добродушия.»
                Вскоре вид Москвы мирной стал изменяться. На улицах двигались военные тяжести и артиллерия, приходившая из внутренних губерний , или отправляемая в армию.Мастеровые были завалены подрядами на поставку для резервных войск и ополчения сёдел , мундиров , белья , обуви , обозов. Госпитали и частные дома наполнялись ранеными , привозимыми с разных полей сражения. Везде встречались офицеры в мундирах ополчения , ратники в смурых кафтанах , с крестами на фуражках, и надписью , которая была выражением всеобщего чувства в России : «За Веру и Царя.» Сближение театра войны к Смоленской губернии не произвело особенного впечатления на Москву , хотя её опечалили слухи , часто противоречащие одни другим , но согласные в том , что нашествие врагов всё ближе и ближе подвигается к Днепру . Когда в исходе Июля воюющая армия остановилась на две недели близ Смоленска , в Москве были уверены , что дальнейшее стремление неприятелей внутрь России будет удержано , и начали привыкать к мысли , что Наполеон стоит близ Смоленска . Спокойствие в городе сделало ненужными всякие особенные меры , хотя , впрочем , были приняты некоторые предосторожности , например , отрезали у больших колоколов верёвки , чтобы нельзя было ударить в набат . Последствия показали , что и сия мера была лишняя . В Москве , как и во всей коренной России , не нашлось предателей , над которыми должно греметь проклятие в потомстве. Из 200000 жителей Москвы только один 23-х летний молодой человек подвергся законному осуждению за составление пасквильного сочинения. По рассмотрению дела Сенатом , оказалось , что и этот молодой человек « поступил из одной ветренности».
                Народ возненавидел иностранцев и обижал их на улицах, равно как и тех , кто говорили на иностранных языках , а не по русски. В Москве жило тогда 3600 Французов ; Правительство оказывало им возможную защиту. Где найдётся земля , в которой такое число Французов , бывших в городе , угрожаемом нашествием Французской армии , могли бы жить , не только спокойно, но даже занимаясь торговлей и промыслами? Из них только 43 , замеченных особенно по дурному поведению и вредному образу мыслей, «выборные каналья из каналий,» были отправлены водою в Саратов . В числе их находились актёры , ремесленники , аферисты, и 14 воспитателей юношества , учителей и гувернёров . Высылка Французских бездельников из Москвы не была мерою, принятою начальством произвольно, но основывалась на Высочайшем положении , состоявшемся 2-го Июля , в лагере при Дриссе , об иностранцах вообще.

А.И. Михайловский-Данилевский Описание Отечественной Войны 1812 года      
          
Москва встречала Дух Богоявления Святой,
С начала всех событий, в воздаянье,
Дав сразу императору российскому настрой,
Победою ваять народное  призванье.

Собрав все силы на отпор врагу,
Пророча в храмах Вечное Моленье,
Тому кто встанет грудью за страну,
Творить века любви Богоявленье.

Дух Вседержителя в любви и Вечности творя,
И принимая откровения наградой,
Искать ответы в образах у алтаря,
Обьединив сердца Великой Славой.

Жить в повелении Божественной Любви,
Готовясь принимать в бою итоги,
Крепить  державность и Величие  Страны,
Искавшей мир в  Любви к Отечеству и Боге.

Благодаря в Душе Божественный Альков,
Творящий Вечности Пространство,
Взойдя в покой истории веков,
И вознося , истоки Веры и Богатства.

Готовясь к битве рода по нужде,
Позвавшей в счастье сечи проявиться,
Высокой верностью и точностью  в беде,
Собрав в Единое Сознание  Столицы.

Дух молодечества призвав на долю сентября,
Венчавшего стремление и волю,
Бить в наступлении , пришедшего врага,
Вернув в народ , восторг любви и воинскую долю.

В Бородино ,потрясшую основы Веры  в Дух Войны,
Стяжавший право Миром наслаждаться,
Сердцами править , воздаянием Величия Вины,
И счастьем жизни безрассудно поступаться .

Творя и веря в Вечности Устой,
Вернуть Победу на поля Отчизны,
С помянутой не раз при откровениях Душой,
Познавшей свыше ,суть войны и бремя тризны...

Алексеев Федор Яковлевич. Площадь перед Успенским Собором в Московском Кремле. 1801 год