Кемеровский кошмар

Алексей Индриков
Кемеровский кошмар поистине стал одной из самых страшных, невообразимых трагедий, наверное, со времени самого "Норд-Оста". Никто не может остаться равнодушным, кто бы он ни был - по убеждениям, вероисповеданию, этносу... За эти два дня в публичном пространстве уже прозвучали множество самых разных мыслей и суждений. Абсолютное большинство выражают скорбь и сострадание: настоящие, неподдельные. Люди мысленно и не только мысленно - собираются вокруг горя, которое не может быть никому чужим.

Что делать дальше?
Нам придется стать сплоченнее и собраннее, нам нужно будет стать внимательнее и осторожнее. В каждом шаге - аккуратность и НЕ-беспечность. Каждую секунду - держать в голове мысль о полной внутренней готовности.

К чему?
Похоже, что к чему угодно: скользкий пол без таблички предупреждения, недокрученные крепления при строительстве зданий, неправильно собранный эскалатор, выпивший водитель, школьник, сидящий сутками в интернете, обозленный, сбитый с толку, несущий с собой в класс пистолет... Повсюду без пяти миллиметров теракт, организованный невнимательностью, внутренней отстраненностью людей от того, что они сами делают, духовной усталостью от бессмысленности бытия, повсюду бесконтрольный разброс информационного мусора, который смердит и разрушает наш мир не хуже обычных свалок...

Внутри себя мы должны слышать призыв к всеобщей внутренней и внешней внимательности - один из самых древних в истории человечества. "Будьте бдительны!" - гласили советские плакаты. О духовном бдении говорили и писали многие святые отцы и проповедники всех религий. Не позволять душе лениться просил нас великий русский поэт Н. А. Заболоцкий. Бдительность - организующее начало общества, но это не значит, что нужно поддаться мании преследования, испортить себе радость жизни постоянным и повсеместным страхом. Это значит, что в каждом шаге должна быть воля к порядку и организации. Для человека нашего менталитета это сложно, очень сложно. По натуре своей мы мечтательны и часто привыкаем к свободному, творческому течению жизни, забывая лишний раз проверить крепость и устойчивость всех систем вокруг нас. Но, похоже, привычки нужно пересматривать, корректировать.

Трагедия стала, безусловно, срезом происходящего со всеми нами. Как у Бунина его пароход в "Господине из Сан-Франциско": судно олицетворяет общество, где палубы делят людей на тех, кто в безопасности и на тех, кто пойдет в случае беды ко дну - первым. На тех, кто спокоен, образован, обучен и на тех, кто прозябает в духовной пустоте и до которых первым - нет дела. И вот это - едва ли не самое ужасное. Обнести забором из гордыни, презрения, лицемерия свой участок души, наплевав на соседа. Но те, кто в безопасности - все же - тоже на этом корабле. И если он тонет, значит катастрофа всех и каждого - вопрос времени.

Быть внимательнее и осторожнее сегодня - это значит протягивать руки друг к другу сквозь перегородки и разделяющие нас палубы, пытаться, стараться видеть друг в друге - людей. Осознавать каждую секунду, что больно и страшно - может быть каждому. Этому учат все религии, здесь нам не помеха никакие разделительные линии в смыслосфере.

В современных условиях, чтобы обезопасить себя от трагедий и терактов, попытаться обезопасить - нужно сохранить общество, а это, в свою очередь, означает - быть бдительным и внутренне отвечать не только за то, что делаешь сам, но и помогать в этом согражданам!