Коррупция как порок современного общества

Анастасия Потоцкая
В разрезе темы коррупционного влияния на систему общественных и государственных отношений хочется отметить, что коррупция – это плод многовекового развития как всего общества так и отдельной личности под углом естественного нравственного искажения. Коррупционное засилье по моему субъективному мнению уходит корнями в психологию личности как субъекта гражданских правоотношений и отождествляет обычную рефлексию с коррупционным взаимодействием на разных уровнях. Привлечение гражданских масс в коррупционный оборотный механизм обуславливается множеством причин. В частности законодательной недосказанностью. Таким образом, коррупция представляется естественно извращённым общественным явлением, которое существует как часть личностного сознания.
В статье Бачило И. Л., посвящённой информационному базису общественного противодействия коррупции, приводится характеристика существующих норм законодательства Российской Федерации в научно-правовом аналитическом разрезе, а именно норм Федерального Закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года. Содержательный и структурный компоненты данного Закона поддаются критическому анализу и конечно выстраивают определённую картину причинности коррупционного расцвета. Большое количество статей данного закона посвящено проблемам ограничений и запретов связанных с осуществлением государственной службы, что ещё раз подчёркивает диссонансный характер данной проблематики. Если причинами коррупции среди гражданских масс и в сфере взаимодействия негосударственных организаций является банальная правовая безграмотность и низкий уровень правового сознания, то должностные лица государственного аппарата – своего рода разложенцы правовой основы государства, ведь их коррумпированное поведение отличается правовой сознательностью. Отсюда можно сделать и соответствующие выводы об определённой законодательной недосказанности…
Что касается информационной основы указанного выше Федерального Закона, то неотъемлемой и наверняка самой устойчивой будет являться сфера СМИ. Роль СМИ как информационного ресурса в части представления законодательной борьбы с коррупцией безусловно высока. Однако всё равно не может аккумулировать в себе весь массив функциональных целей законодательства в данном разрезе.
Относительно недавним правовым институтом информационного характера является мониторинг, которой представляет собой систематическое отслеживание законодательства с учётом оценки уровня коррупциногенности проектов нормативных правовых актов. Мониторинг действующего законодательства в области противодействия коррупции является инструментом коррекции норм действующего законодательства во всех сферах правового регулирования: уголовной, трудовой, административной и др. Мониторинг направлен на всесторонний анализ проблем коррупционного развития и поэтому своей задачей ставит изучение динамического роста в сфере культуры, науки и техники, в производственной сфере, а также в сфере образования.
Вместе с тем, имеющееся информационное воздействие в разных сегментах управления общественной жизнью в большей степени сосредоточено на оперативных и краткосрочных целях, таким образом исключая всякую возможность перспективного стимулирования. Это, прежде всего, проявляется в том, что на данном этапе информационного обеспечения законодательной борьбы с коррупцией делается акцент на вопросы ответственности и фактическое коррупционное состояние общества. Тогда как вопросам предупреждения и риска соответствующих общественных явлений не уделяется должного внимания.
Также хотелось бы отметить определённую утрату культурного потенциала по линии взаимодействия чиновник-гражданин. Стилистическая окраска поведения должностных лиц в сфере оказания услуг населению по административным вопросам не может похвастаться высокой долей профессиональной этики. Ролевое и социальное превосходство зачастую так явно выражается чиновниками в своей профессиональной деятельности, что фактически формирует соответствующее представление о всей системе государственного обеспечения и соответственно складывает определённый образ мыслей и действий.
Безусловно глобальность такой темы как коррупция без всяких сомнений оправдана реалями современной общественной жизни и рассуждать о её проблемных аспектах, в том числе, связанных с правовым регулированием и информационным обеспечением существующего законодательного противодействия, можно бесконечно. Оздоровление общества посредствам законодательного урегулирования вопросов ответственности не может стать единственным средством предупреждения и устранения нарастающей вирусной угрозы – коррупции. Ведь результативность в контексте коррупционного противодействия может быть достигнута лишь сознательной сменой взглядов каждого субъекта в отдельности на данное общественное явление.