Размышления о поэзии. Вариационный метод ч. 3

Волков Юрий Николаевич
   Когда требуется написать нечто поэтическое, с заранее определённым смыслом, первым делом необходимо изложить этот самый смысл в простых прозаических выражениях.
   В особенности это касается поэтического перевода.
   Возьму к примеру расхожую мысль о предстоящих выборах. (Возможно, когда я выложу этот текст, выбору станут уже прошедшими).
   Ну, примерно вот так:

   Смотрю на список кандидатов в президенты, слушаю и читаю их обещания и понимаю, что для меня неважно кто выиграет. Потому, что в любом случае проиграем мы все.
   На мой взгляд - вполне здравомысленное предположение.

   Первым делом естественно строю ритмическую схему.
   Советую, при написании публицистики, брать строку с относительно большим количеством слогов. Например:
   
   1. оооХоооХоооХо
   2. оооХоооХоооХ
   3. оооХоооХоооХо
   4. оооХоооХоооХо
   5. оооХоооХоооХ
   
   Далее я, в строку "Смысл", записываю предположительное содержание каждой строки. Естественно, исходя из общего замысла стиха.
   Например:
   1. Смотрю на кандидатов в президенты.
   2. Но трескотню, называемую "соревновательный процесс". 
   3. И понимаю, что при любом выборе.
   4. Кто бы из претендентов не победил.
   5. Проиграют все.

   Я не стану подробно описывать весь процесс стихосложения.
   И без того меня обвиняют в многословности.
   Опишу процедуру формирования третьей и четвёртой строки. На мой взгляд, она точнее характеризует этот самый метод "перекрёстной вариации".
 
   Смысл:
   "И понимаю, что при любом выборе"
   Я слегка обдумываю, и выкладываю те ассоциации, которые пришли мне на ум:
   При любом расклАде…
   На кого бы ни пал вЫбор…
   Кто бы не добился превосхОдства…

   Смысл:
   " Кто бы из претендентов не победил"
   Я точно также подвергаю ассоциированию:
   В итОге…
   ФИниш…
   Кто бы не достиг побЕды…
   В конце забЕга…

   Обратите внимание, что конечные слова предложенных фраз несут в себе женскую симулу. Потому, что первая, третья и четвертая строки, в соответствии с заданным ритмом, требуют именно женскую рифму.

   Концевые слова фраз, подобранных ассоциативно, перемещаются в графу "слово к рифме" перекрёстно. Из третьей вниз, в четвёртую. Из четвёртой вверх, в третью. Именно к ним я ищу римфент.

   В общей сложности получается следующее:

   Смотрю на список этих скучных экспонатов
   На этот тошный, одиозный маскарад,
   И понимаю - в ходе выборных дебатов,
   Уж кто бы там не победил из кандидатов,
   Но проиграет как всегда электорат.

   Стол не ограничивается только таблицей подбора рифм.
   Над ним расположен ряд гиперссылок, на некоторые интересные сайты и на некоторые внутренние ресурсы ПК.
   Например  ссылки:
   http://www.reright.ru
   http://www.wordassociations.ru
   Выводят меня на сайты словесных ассоциаций.
   А эти:
   http://free-generator.ru/words.html
   http://www.rususa.com/dictionary/random.asp
   Открывают сайты генерирующие случайные слова.
   Ссылка:
   http://antonymonline.ru
   Позволяет найти антонимы.

   Кроме того, на диске моего компьютера есть программы реферального, семантического и фоносемантического анализа.
   Есть программа рифмовник Rhymes, в котором представлены не только возможности поиска рифмы, но и многие другие. Например, система поиска синонимов.
   Есть ссылка на отдельную таблицу Excel, которая выдаёт афоризмы, поговорки и некоторые цитаты, случайно выбранные из списка, размером более чем в шестьдесят тысяч элементов.
   И много ещё чего.

   Для чего нужны все эти ссылки?
   Они позволяют разбавлять сухое нарративное  изложение неожиданными ходами и негаданными ассоциациями.

   Но я не стану утомлять потенциального читателя перечислением возможностей поэтического стола.
   Думаю на этом и закончить.
   Есть ещё много мыслей о поэзии. Не только технических, но и моральных и социальных и даже законодательных.
   Но это уже выходит за рамки методики стихосложения.