Книжная полка-2. Отцовская куртка. В. Осеева

Единомышьленники
Привет всем авторам площадки.

У нас стартовал новый проект "Книжная полка", о котором можно почитать тут:

http://www.stihi.ru/2018/03/18/7170

Первый выпуск был посвящен книге   Льва Наумова «Александр Башлачёв. Человек поющий. Стихи. Биография. Материалы». http://www.stihi.ru/2018/03/19/8000
Автором эссе являлся Антон Флай http://www.stihi.ru/avtor/antonfly

А мы - ПРОДОЛЖАЕМ.

Решено делать выпуски дважды в неделю, так как проект не должен вязнуть. Мышалет ждет от вас интересных статей. Помогу каждому, кто пожелает))) Откройте в себе талант рассказчика, поэты)))

*********************************
Вашему вниманию предлагается статья НАТИКО http://www.stihi.ru/avtor/natikos

"ОТЦОВСКАЯ КУРТКА" Валентина Осеева

Какую книгу выбрать для следующего обзора мышалетовской рубрики?
Сначала мне хотелось модную и всеми читаемую, но такие книги уже двести раз отрецензированы.
Потом - мало кому известную и непопулярную, рецензировать её тем легче, что никто ничего не поймёт-)
Но Мышалет хочет, чтобы это были книги, впечатлившие лично нас...

Хотите знать, какую книжку я читаю с детства и по сию пору?
"Отцовская куртка" - сборник рассказов Валентины Александровны Осеевой. Не подсчитаю даже, сколько раз она была прочитана мною в детстве и сколько раз - сейчас...
Книжка мамина, точнее, ещё бабушкина. В ней правильнейшая речь, ни одной ошибки, опечатки и прочего. Проставлены ударения. Это чтобы дети сразу же учились говорить. Вы видели хоть одну современную детскую книгу с проставленными ударениями? Вот и я - нет. Одна моя знакомая попросила у меня почитать эту книгу для своей мамы и долго не отдавала. Её мама с книгой не расставалась до последнего дня, и в больнице её перечитывала. Книгу потом мне вернули, и я её берегу.

Ведь дело не в ударениях. И не в том, что книги Осеевой экранизированы.
Почему сейчас я не вижу в детских книгах этой простоты, доброты и, несмотря на эту простоту и обыденность, напряжённого сюжета? Именно напряжённого - до последней странички переживаешь, чтобы мальчишки, сгоряча отдавшие рыжего кота соседки незнакомой старушке (в отместку как бы), вернули его обратно. И невероятным чудом кот возвращается. А напряжённым сюжет оказывается не от того, что прилетает звездолёт, и супермен в боях с Дарт Вейдером помогает найти кота, а от того, что мальчики глубже смотрят на очевидное. И кот из обычного дворового обитателя, принадлежащего строгой соседке, становится живой памятью матери о сыне. Точнее, он и был этой памятью - просто мальчишки, а вместе с ними и мы, не знали об этой трагедии.

Новенький портфель для первоклассницы, четвёртая палочка в буковке "ш" для бабушки, которую внук учит письму - всё это события первостепенной важности в жизни маленького человека. С высоты современности - другой мир. И действительно другой! Но вот в этот детский мир врывается война. Открываешь страницы рассказа "Кочерыжка", а что там? Никаких кровавых подробностей вы не найдёте, даже сцены, в которых гибнет семья Марьи Власьевны, написаны для детей. Но это не значит, что мы не ощущаем всю тяжесть потери. Наоборот, ощущаем ещё острее. Так, когда-то общительная, Марья Власьевна становится замкнутой, неузнаваемой, даже напоминание о близких причиняет ей огромную боль. И тут же - мальчик, который своей мамы ни одного дня не знал, но знает, что он живёт в семье своего приёмного отца, солдата Василия Воронова, и ждёт его с фронта. Он буквально отогрел ей душу, совершенно не замечая этого. И вот вместе с Марьей Власьевной и Кочерыжкой мы волнуемся, вернётся или не вернётся в войны его названный отец, разрешит или не разрешит видеться мальчику с потерявшей собственную семью соседкой. И всё это ожидание читатель переживает вместе с героями. Только Кочерыжка не волнуется - знает, что не запретит. Почему Кочерыжка? Потому что солдат его в буквальном смысле нашёл в капусте - рядом с убитой при бомбежке матерью.

"Татьяне Петровне" - 7 лет. Прошу знакомиться. Надо сказать, что многие вещи из послевоенного быта нам не всегда понятны. Например, как может мама уехать в командировку, вернуться и обнаружить, что весь дом, жильцов перевезли, и нужно теперь искать, где они? Идут стройки, появляются новые районы, люди переезжают целыми домами в считанные дни. И действительно - около её дома вырос целый лесок из молодых деревьев, которого раньше не было. Но оказалось, что деревья посадили дети под руководством той самой загадочной Татьяны Петровны. А Татьяна Петровна - это её балованная до отъезда, но ставшая такой самостоятельной за считанные дни дочь, которой нравится возиться с малышами и которую даже взрослые уже зовут по имени-отчеству.

А вот успешный и немножко высокомерный отличник Петя Набатов из рассказа "В классе". Тут можно долго разговаривать о системах образования, о том, как сегодня воспитывают лидеров, как смотрят на взаимоотношения детей сейчас, и как это было раньше... Но, помимо этого, нужно уметь жить в коллективе, а этому прежняя система образования учила всё же лучше, чем современная. Итак, Петя - лидер, уверенный в себе ученик, начитанный, обладающий широким кругозором и помимо школьных предметов, дружелюбный. Но заносчивый. Он не любит отстающих, тех, кто что-то не успел, не доучил, пропустил по болезни. Идеальный ученик, он не любит неидеальных. И заболевших товарищей он навещать не любит. Особенно если товарищи не его, а новых одноклассников. Ну вот давайте не будем про современную систему, всевозможные права и свободы ученика. Известен случай, я имён не назову, но случай этот реален, когда один мальчик из-за травмы перестал ходить в школу. Казалось бы... Дети забеспокоились, пришли домой, узнали о несчастье. И целый класс установил дежурство, с ним учили уроки, пересказывали ему содержание фильмов, его даже сопровождали на прогулки. И мальчик вырос и стал учёным... Невероятно, но факт. В общем, Петя неминуемо вступает в конфликт с классом. Мы не видим здесь ни травли, ни взаимных "обзывачек". Класс просто исключает Петю из своей жизни, а она у пионеров была достаточной интересной. Сейчас педагоги ломают головы, как и чем объединить учеников, придумывают движения юных экологов - хотя уже давно были придуманы юннаты. Но вот как-то... Не то. Снежная горка, экскурсии, наконец, те же походы к другу - это всё часть ученической жизни, обычной ученической жизни, не видавшей того зла, которое зачастую видят современные дети, в том числе и по телевизору.
Но вот у Пети появляется личная заинтересованность, и он "вытаскивает за уши" двоечника Буньку - беду всего класса. Вдруг выяснилось, что, при кажущемся высокомерии, у Пети огромный запас терпения и педагогические способности. И вскоре Бунька показывает такие успехи, которых не показывал раньше. Жизнь в коллективе, по Осеевой - это не ходьба "в ногу", а принцип взаимного уважения, полезности, причастности. Ходит Петя со своим другом - особенно во время ссоры - в разные стороны. Зато потом - в одном направлении.

Ну и, наконец, знаковое произведение - "Отцовская куртка". Вообще "дети войны" у Осеевой встречаются часто. Это и Андрейка, брат которого ушёл на войну, а он помогает маме по дому, чем может. И Кочерыжка.
Здесь опять-таки - ни одного выстрела, ни одной кровавой сцены, даже, собственно говоря, тяжесть военной жизни подана не так, как у классиков, любящих "свинцовые подробности жизни". Нет. Хотя отец и ушёл на фронт, и матери нелегко, это - обычные ребята. Здесь - школа, охота на зайцев, поросенок, бегающий по двору, доски, мокнущие на осеннем дожде и которые подросток Лёнька, хотя и оставленный за большака, прибить на крышу просто не в состоянии - все эти бытовые подробности не скучны, не снижают общего накала произведения, не мешают, а, наоборот, помогают лучше видеть человеческое в человеке. Это жизнь. Обычная сельская школа, учительница. Собственно, рассказ даёт живую и правдивую картину, как относились к учителю на селе в военные и послевоенные годы. Слово учителя значило много и для учеников, и для родителей. Без гаджетов, электронных дневников и видеокамер учителя об учениках знали больше, чем сейчас. Потому что в душу заглядывали чаще, чем в монитор. И вот, поняв, что она оттолкнула ученика от школы своими необдуманными словами, учительница тут же исправляет ошибки. И потом этот мальчик придёт к ней советоваться уже не о правилах русского языка, а о жизни, и она поддержит его. И взбаламученная войной и уходом отца на фронт жизнь Лёньки войдёт в колею, наладится учёба, откликнутся товарищи отца. Вернётся и отец. В рассказах нет трагических финалов. Почти.
Исключением может быть только "Бабка". Пишут, что Валентина Осеева включала его во все сборники. Простые, обычные слова, обычные семьи, обычные люди - самые обычные жизненные ситуации. А в них - нравственное зерно. Говорить правду, уважать бабушку, не быть эгоистом, не зазнаваться, не бояться, ну скажите, кто сейчас об этом пишет? И надо ли это современному человеку? Надо ли ему быть товарищем и жить в коллективе? И с кого будут рисоваться современные "супергерои"? Ведь Лёнька и Андрейка - не супергерои, а дети, обычные дети.


Но дадим слово автору - вот часть написанного самой Валентиной Осеевой к своей книге. Оказывается, "Отцовская куртка" стала её последним прижизненным сборником.

***

Предисловие к сборнику рассказов "Отцовская куртка" (1969 год):
"Рассказы... написаны мной в разное время, одни раньше, другие позже, но в каждом из них есть живые герои, взятые мной прямо из жизни. Я не знаю, где они сейчас, но вижу их так ясно, будто расстались мы только вчера. Так вижу я Леню Чистякова, большака из "Отцовской куртки". В его шумной многодетной семье, в затерянном среди гор селе Байки, я жила во время войны. Говорят: "Чтобы человека узнать, надо съесть с ним пуд соли". Мы с Леней Чистяковым и с его славной матерью Оней ели не соль, а гороховую похлебку, и садилось нас за стол десять человек, мал мала меньше. Ели со слезами, а закусывали смехом. А когда я болела, бегал Ленька со своим братишкой на гору искать в непроходимых лесах таинственный корень "жив-травы". Вернулись они исцарапанные колючими ветками, но волшебный корень достали, собирали в пути и голубику. И уж не знаю, то ли от корня, то ли от голубики, а может, просто от трогательного мальчишеского сочувствия, только я скоро выздоровела. Много лет спустя на вышедший впервые рассказ "Отцовская куртка" радостно откликнулся молодой солдат Леонид Чистяков".

***

Мне повезло дружить с современным детским писателем, очень интересным. Так вот она говорит, что для детей сейчас литературы нет, не пишут простых, добрых и хороших рассказов, воспитывающих душу. Пишут о "супергероях", но нет рассказов о ровесниках юных читателей. Поэтому та детская классика, что уже создана, не потеряет своей актуальности ещё многие годы.
Здесь в рассказах - подлинные судьбы. История сделала новый виток, и совершённое предыдущими поколениями опять пытаются залить краской. Но как можно зачеркнуть эти страницы? С них на нас смотрят живые люди - настоящие, честные, умные, добрые и тем сильные.