Восхитимся, вместе
С Тёрнером,
Красотой морских
Пейзажей...
Айвазовским нам
Завещанных!..
Ведь ему
Благодаря...
Присмотревшись
Повнимательней...
Мы смогли увидеть
Даже...
Блёстки яркие
На мантии
Венценосного
Царя!..
18.07.2011.
Поистине феноменальной по стечению обстоятельств была встреча Айвазовского с первым маринистом Европы - Уильямом Тернером, происшедшая в Риме
Великий Тернер обласкал молодого художника, он несколько дней бродил с ним, непрестанно беседуя об искусстве. Записей разговоров нет. Но зато сохранились строки Тернера, посвященные одному из пейзажей Айвазовского:
"На картине этой вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем и в нем отражающуюся... Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок или множеством металлических блесток на мантии великого царя!.. Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновлял гений!"
Картина Айвазовского "Заход солнца на море"
На картине «Заход солнца на море», написанной в 1866 году, И. К. Айвазовский рисует морской пейзаж у берегов Коктебеля. Как и на многих других работах мастера, большую часть картины занимает живописное небо, словно отблесками пламени огромного пылающего костра расцвеченное закатными лучами. Солнце уже снижается к горизонту, готовясь скрыться за выступающим в море Кара-Дагом, но воздух все еще пронизан его волшебным теплым светом, а по волнующейся поверхности залива пробегает сияющая солнечная дорожка. И хотя на небо наплывают темнеющие тучи, а соленые волны, с шумом накатывающиеся на берег, становятся все выше, легкий парусник с развевающимся на ветру флагом уже развернулся в сторону открытого моря. На переднем плане по влажному песку у самой кромки воды неспешно движется повозка, запряженная парой волов