Что такое Образ и Образность?

Лана Бирюкова

Образность -  это главное понятие в теории литературы. Она отвечает на самый главный вопрос: « В чём сущность литературы?»  Поэт, писатель, вооружаясь живым и ярким словесным изображением, действуя на воображение читателя, должен «возбуждать благородные мысли и чувства».
Понятие образа в широком смысле имеет в виду общие свойства искусства и литературы в целом. Литературный образ – в отличие от образов искусства – это словесный образ, образ представленный в слове.
Традиционное определение образа в нашей литературе имеет в основном две черты:  обобщение и конкретность
Обобщение – это улавливание автором характерных, типичных черт жизненных явлений.
Конкретность – это сохранение индивидуальных особенностей описываемых явлений.
Необходимо понимать, почему автор останавливается на том или ином явлении. Скорее всего, сознание и подсознание автора, наблюдая над жизнью, много раз сталкивается с каким-то явлением, которое его волнует, тревожит, в конце концов, заставляет браться за перо. Рождается замысел, идея, сюжет. Создаётся художественный образ, при помощи которого автор воздействует на читателя, на его чувства и мысли и формирует у него определённое отношение к явлению.
К примеру, героиня рассказа  молодой писательницы из Левокумки Ланы Мирошниченко  становится виновницей убийства своего любимого человека. Ею двигала месть. Заканчивается история трагедией. Героиня оканчивает жизнь самоубийством.  Автором создан образ типичной жизненной ситуации, когда злость, зависть, мстительность приводит к тупику, из которого трудно выбраться. Зло возвращается и убивает самого героя. Автор обобщает жизненные явления и делает вывод. 
В то же время, в рассказе описывается вполне конкретный человек, конкретная ситуация, которая при своей обобщённости отражает  индивидуальность, конкретность. И читатель, вполне возможно, сталкивался  с такой или похожей ситуацией в жизни.
Однако остановиться на этих двух чертах образности, значит определить понятие не полностью.      Образность неразрывно связана авторской жизненной позицией, его мировоззрением, с идеей произведения.
К примеру, два автора описывают одну и туже картину – осенний лес.
У одного – это буйство красок, восторг. Создан  образ совершенной красоты, подводящий к мысли о благодарности Господу за прекрасный мир.
У другого осенний лес – это образ увядающего, умирающего, агонизирующего существа, и главная мысль автора заключается в неотвратимости смерти. 
Один автор призывает читателя любить жизнь, радоваться красоте, благодарить Бога за подаренное мгновение.
Другой автор призывает помнить о смерти, смириться с её неотвратимостью, но не тратить отведённое время зря.
И тот и другой искренен, создаёт свой художественный образ согласно своему мировоззрению и своей идее. Вот ещё два примера.
Один автор является сторонником идеи социализма, и в своих произведениях яростно защищает советский строй, восхищённо рассказывает о первомайской демонстрации, где люди чувствуют себя частью единого организма, создаёт светлый  образ жизни, где все одинаково бедны, но счастливы оттого, что несут огромные гвоздики, сделанные из красной ткани.
Другой автор сторонник противоположной идеологии, является противником всего советского, и в его изображении та же первомайская демонстрация – «это тупая машина, где  человек, лишь винтик, ничего незначащий сам по себе». Заканчивается рассказ трагедией, гибелью героя в давке, когда демонстрация в ливень ринулась в подземный переход.
И каждый из авторов прав, потому что каждый рисовал свой образ.
Только читатель у них будет у каждого свой. Кто-то станет сторонником идеи поклонения красоте и оптимизму, а кто-то примет идею жестокой реальности и  смирения, кто-то сторонник идеи «единого организма», а кто-то не приемлет «машину, которая убивает» и не хочет быть просто ничего не значащим сам по себе винтиком.
Каждый автор вправе продвигать свою идею, создавать свой образ. Именно своей индивидуальностью и неповторимостью автор становится интересен.
Художественное произведение – это, прежде всего, выражение писателем его идейного отношения к жизни. По поводу идеи мы ещё поговорим подробно, а пока продолжим про образ.
Термин «образ» употребляется в двух значениях – в узком и широком. Образ в широком смысле мы уже немного рассмотрели. В узком смысле слова, образом называется выражение, придающее речи красочность, конкретность. К примеру, «Горит восток зарёю новой». Заря сравнивается с пожаром. Или «Бродит по аллеям золотая осень». Осень сравнивается с живым существом, способным бродить, а господствующий жёлтый цвет сравнивается с золотым. Но слишком узкое понимание образности сводит её лишь к излишней красивости. Без широкого толкования образа красивость сама по себе зачастую сводится к вычурности и  пустословию.
Авторское видение – это ничто иное, как мировоззрение, без которого не может быть автора. Если пишущий человек не сформировал своё мировоззрение, то есть,  не определился в своих взглядах на жизнь, в своей идеологии, в своих отношениях к тому или иному событию, предметам, поступкам других людей, к вере, политике и т.п., он не сможет создать чёткий образ в своём произведении. Если он не поймёт себя, как он сможет что-то объяснить  другим?! Если он не знает куда идёт, как он позовёт за собой?!
Поэтому прежде чем нести читателю свои произведения, автор должен задать себе вопросы: «А кто я есть? Какая моя позиция в данном вопросе? Как я отношусь к данной ситуации? Что я буду защищать в своих произведениях и чему я буду противостоять? Что я несу читателю, и что он из моего возьмёт в свой багаж?  Кто же он, мой предполагаемый читатель?» Пока автор не ответит себе на эти или подобные  вопросы, мало вероятно, что он  будет иметь успех, лишь по одной причине, что он может не найти своего читателя. Именно образ поможет автору в поиске своего читателя.