По следам сказки -Баба-Яга- 2

Оиллио
Начало здесь http://www.stihi.ru/2018/03/16/10390         

          Окончательное установление культа Отца у древних славян приходилось на начало-середину II тысячелетия до н.э. В это время завершились великие пастушеские передвижения индоевропейского массива, установилась земледельческая цивилизация Центральной и Восточной Европы, которая говорила на праславянском языке, родственном санскриту. Собственно, примерно тогда они и разделились, вместе с людьми, на них говорившими. Часть осталась в Европе, часть ушла в Индию через Междуречье Тигра и Евфрата. Сюжет о главенстве патриарха и уменьшении общественной роли женского начала был, наверняка, популярен в цивилизации земледельцев. А сколько людей склонно от души посплетничать над тем, как близкий «сел в лужу»? Наша сказка, как мы покажем ниже в нашем скромном исследовании, как раз и отражает становление и торжество патриархата введением образа мачехи, претендующей на главенствующую роль в семье-обществе, и, впоследствии, утрачивающей свою власть.

          Таким образом, по самым осторожным оценкам, возраст, которым можно датировать наиболее древние художественные слои сказки, установленный в результате сопоставления её сюжета с представительными источниками, составляет не менее 3-х тысяч лет.

          Внимательное прочтение сказки выявляет присутствие в ней нескольких сюжетных уровней – «слоёв» в различном приближении целого и его составных частей, в различном «масштабе» восприятия. Например, сказка отражает внутренний мир человека, его душевные муки и прозрения, падения и взлёты, инфантильность и зрелость. В данном случае, герои сказки представляют субличности человека, олицетворяющие его устремления и находящиеся подчас в очень непростых взаимоотношениях.

          В другом приближении сказка повествует об обряде посвящения у славян. И здесь антропоморфные герои – это действующие в обряде люди, а зоо- , натуро- и прочие «морфные» создания – олицетворение природных сил, от главных божеств пантеона, до духов небольших природных объектов и артефактов.

          Присутствует, разумеется, и бытовой слой сказки, в котором повествуется о каждодневных заботах и страстях в жизни человека.

          Наконец, в наибольшем отдалении, когда мы разглядываем сюжет сказки сквозь призму более крупных социальных единиц, перед нами предстаёт удивительная картина общественного взаимодействия, торжества и гармонии патриархального уклада. Мы видим крупными мазками написанный «спор Богов» о правильном устройстве жизни людей.

          Различные смысловые слои пластично проникают друг в друга, взаимодействуют, и, порой, содержание, контекст одного слоя тонко оттеняет значение другого – и тут же, рядом, они меняются местами! Плотное, многозначное уложение народной мудрости в образной форме делает легкодоступным смысл сказки для читателей и слушателей любого возраста, а невероятные по красоте художественные приёмы доставляют огромное наслаждение, стоит лишь приглядеться к глубинной игре духовного света на гранях драгоценного камня – сказки. И чем глубже диалог со сказкой, тем теснее связь читателя с родной мудростью тысячелетий.
         
          Наблюдая внутренним взором сюжетное течение, подвиги героев, отношения между ними и развитие их отношений, собственное сопереживание героям и, через их испытания, внутреннее очищение и окончательную победу Правды в себе – словом, всю огромную многомерную вселенную сказки, которая есть настоящее пиршество духа, читатель постепенно проникается пониманием Правды предков и разделяет её. В этом смысле неоценимо значение сказки, как традиционного и естественного способа установления и возобновления нравственных законов и ориентиров в человеке и общественной жизни, что недоступно «правовому государству».

          Тонкое взаимное переплетение художественных слоёв сказки, их волшебная вязь, игра полутонов и оттенков, высвечивающаяся при соприкосновении нашего сознания со сказкой, несомненная связь между эмоциональным, душевным настроем человека и тем, какие именно оттенки становятся более яркими, какие стороны жизни в сказке приближаются в миг осознания – это ценнейший дар наших предков нам, современным. Читайте сказки с удовольствием и пользой!




Ниже приведенный текст сказки "Баба-Яга" является полной копией сказки из сборника А.Н. Афанасьева. Приводится исключительно с целью удобства читающих.

Баба-яга

Жили-были муж с женой, и была у них дочка. Заболела жена и умерла. Погоревал-погоревал мужик да и женился на другой.
Невзлюбила злая баба девочку, била ее, ругала, только и думала, как бы совсем извести, погубить. Вот раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке: - Пойди к моей сестре, твоей тетке, попроси у нее иголку да нитку - тебе рубашку сшить.
А тетка эта была баба-яга, костяная нога. Не посмела девочка отказаться, пошла, да прежде зашла к своей родной тетке.
- Здравствуй, тетушка!
- Здравствуй, родимая! Зачем пришла?
- Послала меня мачеха к своей сестре попросить иголку и нитку - хочет мне рубашку сшить.
- Хорошо, племянница, что ты прежде ко мне зашла, - говорит тетка. - Вот тебе ленточка, масло, хлебец да мяса кусок. Будет там тебя березка в глаза стегать - ты ее ленточкой перевяжи; будут ворота скрипеть да хлопать, тебя удерживать - ты подлей им под пяточки маслица; будут тебя собаки рвать - ты им хлебца брось; будет тебе кот глаза драть - ты ему мясца дай.
Поблагодарила девочка свою тетку и пошла. Шла она, шла и пришла в лес. Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, а в избушке сидит баба-яга, костяная нога - холст ткет.
- Здравствуй, тетушка!
- Здравствуй, племянница! - говорит баба-яга. - Что тебе надобно?
- Меня мачеха послала попросить у тебя иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.
- Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!
Вот девочка села у окна и стала ткать. А баба-яга вышла из избушки и говорит своей работнице:
- Я сейчас спать лягу, а ты ступай, истопи баню и вымой племянницу. Да смотри, хорошенько вымой: проснусь - съем ее!
Девочка услыхала эти слова - сидит ни жива ни мертва. Как ушла баба -яга, она стала просить работницу:
- Родимая моя, ты не столько дрова в печи поджигай, сколько водой заливай, а воду решетом носи! - И ей подарила платочек.
Работница баню топит, а баба-яга проснулась, подошла к окошку и спрашивает:
- Ткешь ли ты племяннушка, ткешь ли, милая?
- Тку, тетушка, тку, милая!
Баба-яга опять спать легла, а девочка дала коту мясца и спрашивает:
- Котик-братик, научи, как мне убежать отсюда. Кот говорит:
- Вон на столе лежит полотенце да гребешок, возьми их и беги поскорее: не то баба-яга съест! Будет за тобой гнаться баба-яга - ты приложи ухо к земле. Как услышишь, что она близко, брось гребешок - вырастет густой дремучий лес. Пока она будет сквозь лес продираться, ты далеко убежишь. А опять услышишь погоню - брось полотенце: разольется широкая да глубокая река.
- Спасибо тебе, котик-братик! - говорит девочка. Поблагодарила она кота, взяла полотенце и гребешок и побежала.
Бросились на нее собаки, хотели ее рвать, кусать, - она им хлеба дала. Собаки ее и пропустили. Ворота заскрипели, хотели захлопнуться - а девочка подлила им под пяточки маслица. Они ее и пропустили.
Березка зашумела, хотела ей глаза выстегать, - девочка ее ленточкой перевязала. Березка ее и пропустила. Выбежала девочка и побежала что было мочи. Бежит и не оглядывается.
А кот тем временем сел у окна и принялся ткать. Не столько ткет, сколько путает!
Проснулась баба-яга и спрашивает:
- Ткешь ли, племяннушка, ткешь ли, милая?
А кот ей в ответ:
- Тку, тетка, тку, милая.
Бросилась баба-яга в избушку и видит - девочки нету, а кот сидит, ткет.
Принялась баба-яга бить да ругать кота:
- Ах ты, старый плут! Ах ты, злодей! Зачем выпустил девчонку? Почему глаза ей не выдрал? Почему лицо не поцарапал?..
А кот ей в ответ:
- Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала!
Выбежала баба-яга из избушки, накинулась на собак:
- Почему девчонку не рвали, почему не кусали?.. Собаки ей говорят:
- Мы тебе столько лет служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала! Побежала баба-яга к воротам:
- Почему не скрипели, почему не хлопали? Зачем девчонку со двора выпустили?..
Ворота говорят:
- Мы тебе столько лет служим, ты нам и водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела!
Подскочила баба-яга к березке:
- Почему девчонке глаза не выстегала?
Березка ей отвечает:
- Я тебе столько лет служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она мне ленточку подарила!
Стала баба-яга ругать работницу:
- Что же ты, такая-сякая, меня не разбудила, не позвала? Почему ее выпустила?..
Работница говорит:
- Я тебе столько лет служу - никогда слова доброго от тебя не слыхала, а она платочек мне подарила, хорошо да ласково со мной разговаривала!
Покричала баба-яга, пошумела, потом села в ступу и помчалась в погоню. Пестом погоняет, помелом след заметает...
А девочка бежала-бежала, остановилась, приложила ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется - баба-яга гонится, и уж совсем близко...
Достала девочка гребень и бросила через правое плечо. Вырос тут лес, дремучий да высокий: корни у деревьев на три сажени под землю уходят, вершины облака подпирают.
Примчалась баба-яга, стала грызть до ломать лес. Она грызет да ломает, а девочка дальше бежит. Много ли, мало ли времени прошло, приложила девочка ухо к земле и слышит: земля дрожит, трясется - баба-яга гонится, и уж совсем близко.
Взяла девочка полотенце и бросила через правое плечо. В тот же миг разлилась река - широкая-преширокая, глубокая-преглубокая!
Подскочила баба-яга к реке, от злости зубами заскрипела - не может через реку перебраться. Воротилась она домой, собрала своих быков и погнала к реке:
- Пейте, мои быки! Выпейте всю реку до дна!
Стали быки пить, а вода в реке не убывает. Рассердилась баба-яга, легла на берег, сама стала воду пить. Пила, пила, пила, пила, до тех пила, пока не лопнула.
А девочка тем временем знай бежит да бежит. Вечером вернулся домой отец и спрашивает: у жены:
- А где же моя дочка?
Баба говорит:
- Она к тетушке пошла - иголочку да ниточку попросить, да вот задержалась что-то.
Забеспокоился отец, хотел было идти дочку искать, а дочка домой прибежала, запыхалась, отдышаться не может.
- Где ты была, дочка? - спрашивает отец.
- Ах, батюшка! - отвечает девочка. - Меня мачеха послала к своей сестре, а сестра ее - баба-яга, костяная нога. Она меня съесть хотела. Насилу я от нее убежала!
Как узнал все это отец, рассердился он на злую бабу и выгнал ее грязным помелом вон из дому. И стал он жить вдвоем с дочкой, дружно да хорошо. Здесь и сказке конец.

продолжение здесь http://www.stihi.ru/2018/03/23/7060