Мелодия Чебоксары и Тбилиси

Леонид Лоцев
Мелодия "Чебоксары и Тбилиси".
==================
Предисловие
..
Два слова о том, почему я стал настройщиком. Во-первых, потому что это у меня получалось. Научил отец. В юности он работал на фабрике "Стейнвей". Во-вторых, потому, что только так я и мог продолжать развивать найденные мной зародыши нового направления в математике.
..
От меня "ждали большего". Меня откровенно презирали. Но если бы знали причину, то ещё бы и улюлюкали. Люди так устроены, что уважают только академическое научное ворьё, как правило, тупое до анекдотичности, но обряженное связями, званиями, дипломами, компиляционными монографиями и прочими регалиями, созда-ющими ауру их значимости и авторитетности.
..
Первопроходцев забивают ногами только так. Толпой. Всегда и везде. Много раз убеждался. Это закон. Я поступил правильно. Мне ещё повезло: удалось довести свои находки золотого детства и юности до результатов.
..
Очень конкретных: удалось решить основную проблему алгебры, найти ошибку в проблеме неразрешимости, причину её возникновения и необнаружимости, и найти доказательство того, что это именно ошибка (см картинку к статье Terra Incognita и статью "Гремучая смесь и руины цивилизаций. 3 редакция").
..
Другим повезло меньше, хотя они рисковали всем и честно отдали избранной цели всю свою жизнь. Я видел: топчут даже тех, кто добился сильных, государственно важных результатов, но не удостоился внимания недальновидных чиновников.
..
Навсегда запомнил стандартное, одинаковое выражение их лиц - жалобное выражение забиваемой жертвы, с совершенно неоправданной гримасой стыда и красными ушами, очень похожее на гримасу соломенных вдов, с плохо скрываемой мольбой о помощи в глазах и затаённой надеждой хотя бы на чьё-нибудь сочувствие. Но его не бывает: все карабкаются, лишних чувств ни у кого нет. Вот она, Главная Ростовая Почка (!!!) нашего развития. Не ожидали?
..
Топчут злобно, топчут культурные, интеллигентные люди, вымещая на них всю накопившуюся злобу, ненависть к самим себе, к своей собственной конъюнктурной жизни. Мир устроен иначе, чем мы пишем о нём в стихах. Та же скотобойня. Кровавая. Неправедная.
..
Конец предисловия
====================================
..
Лето 85 года. Меня вызвали в Тбилиси ремонтировать рояль, т. к. там не удалось найти настройщика, кот. бы за него взялся. Самолёт преодолел немалую дугу земного шара, прежде чем доставил на место меня и мои инструменты, те, что я сам вручную сделал из подобранного на свалке металлолома.
...
(Когда летишь вечером высоко над облаками и видишь бегущую по облакам ТЕНЬ от Земного Шара, линию раздела дня и ночи - такую же конкретную, как и тень от мячика пинг-понга - охватывает ужас: это такой у нас маленький шарик? Вот это вот его тень? Кто ж это бесчеловечный нас сюда зашвырнул, бросил на произвол судьбы и перестал интересоваться?)
...
В аэропорту меня встретили и подвезли. И вот, наконец, мой тяжеленный чемодан с инструментами добрался вместе со мной до места, и передо мной этот рояль. Собрался небольшой консилиум...
...
(Дом, в котором я оказался, назывался "Дом Мод". Это был один из элитных домов в Тбилисси сталинского периода. Высокие потолки, стены из серого туфа, храня-щие прохладу даже в тропическую жару. Специальная маленькая комната для прис-луги. В каждой квартире огромные маятниковые напольные часы с боем. Другая жизнь, другая планета).
...
"Лёня, вы можете убрать эти телеграфные столбы?" - бесцеремонно обратилась ко мне соседка этажом выше, преподаватель муз. училища Мэрико Шавишвили.
...
(Здесь надо ещё раз отвлечься и сказать, что в Тбилисси всё необычно: улицы метут только курды своими сказочными шарообразными вениками. На почте работают только армяне. На улицах, как и у нас, продаётся квас. Но это не квас, а вол-шебный напиток с небольшим градусом - это шербет. На этом чудеса не кончаются.
...
Мэрико была преподавателем высшей категории: все её ученики поступали в консе-рватории. В целях удобства её работы, администрация училища пошла ей навстречу и разрешила вести занятия прямо у себя на дому, на своём личном рояле. Нашим буквоедам не мешало бы перенять у грузин секреты выдающихся результатов).
...
Я вижу: рояль старый, строй не держит, кто-то пытался вбить утолщённые ремон-тные колки, не полезли, торчат, как телеграфные столбы, все колковые гнёзда придётся уплотнять шпоном, нет некоторых гладких струн, те, что есть - в ржа-вых раковинах, иногда до половины диаметра - их придётся заменить.
...
Почти всё сукно, толстые шайбы под клавишами сожрала моль, с механикой придёт-ся повозиться, дека растрескана - в общем, работа есть. Попробовал звук - то, что надо.
...
"Это будет самый лучший рояль в Тбилиси" - сказал я.
"Вы болтун? Не знаете какие у нас рояли? Стейнвей, Блютнер, Эстония!" "Ладно, - подумал я - посмотрим".
...
Шаг за шагом, уплотнил все колки, заменил всё сукно, поставил новые гладкие струны, оставшиеся мы вместе с 10-летней внучкой хозяйки, девочкой необычайной красоты, снимали, чистили от ржавчины шкуркой, отполиро;вывали пастой.
...
Я туго заклинил на клею все трещины в деке, - и во всех участках глухоты при её простукивании появился резонансный голос.
...
В басовом регистре не было группы струн. Но мне повезло: пианинные басовые, которые я привёз с собой, на этом участке совпали с рояльными и по длине, и по диаметру.
...
Но поодаль от них отсутствовала ещё одна одиночная басовая струна. Равная ей по диаметру пианинная была в полтора раза короче. Басы лопаются только на колке или на ушке, их можно отремонтировать.
...
"Анна Соломоновна, где лопнувшая струна?" "Настройщик унёс её с собой". О, господи! Что же делать? И тут мелькнула нереальная идея: мне снова в руки идёт удача: медная обмотка на этой струне одинарная, и у меня две одинаковые короткие струны. "Из двух коротких - одну длинную!
...
Но как? Длина стального сердечника - керна - перекрывает звучащую часть с до-статочным запасом, привязать к его концам недостающие куски струны для колка и для ушка я смогу, но как быть с медной обмоткой? Ну, сниму я её с одной струны, надвину на другую, расплющу керн, закреплю концы - но она же будет дребезжать!
...
Чтоб не было дребезга, обмотка должна прилегать к керну очень туго, с натягом.
...
Я должен создать такой натяг. Как? Об эффекте предварительного осевого закру-чивания керна перед намоткой для создания натяга я знал. Но здесь его можно использовать лишь как добавку, а требуется что-то более существенное. Что?
...
Изготовить деревянные тисочки, чтобы, зажав концы керна с двух сторон в сле-сарные тиски, (которые я тоже привёз с собой, предусмотрительно целых двое) зажать в них предварительно закреплённый на керне конец второго куска медной обмотки и крутить, крутить, крутить до самого стыка.
...
Чтобы стык получился идеальным, надо сначала немного размотать и отрезать кусочек родной обмотки, чтобы обнажилась часть расплющенной области керна, нужная для крепления стыкуемого конца, хвостика добавочной обмотки.
...
Последнюю тоже надо несколько размотать, и отрезав с запасом, туго наматывать на керн почти до стыка, уточнив этот хвостик кусачками перед концом намотки".
...
Я знал по опыту, что разрез медной обмотки на середине звучащей части струны (если под разрезом керн расплющен и оба конца на стыке обжаты) на звук не повлияет.
...
Весь этот грандиозный и рискованный план мне удалось осуществить. Вот струна натянута, и я с замиранием сердца нажимаю клавишу. Звук сильный, чистый, ров-ный, без биений, тянется долго. Немного сильнее остальных, но это регулиру-ется механикой.
...
Нажал сильнее - не дребезжит. Перевёл дух, успокоился. Ещё сильнее - чисто. Ну, была ни была: форте, фортиссимо! - Абсолютно чисто! Как же я, неверующий человек, молился в этот момент богу! Какие благодарности воссылал, захлёбываясь от счастья!
...
Пришла Мэрико, стала играть в среднем регистре: "Эта нота слабая, эта - вообще проваливается, эти тоже плохо отвечают". Я ещё не приступал к регулировке механики, и жадно записал все её слова: они были для меня оч. важны.
...
Я попросил её дать такие же оценки почти по всему среднему регистру и заметил, что ей очень понравилось, как я тщательно записываю каждое её слово.
...
Закрепив молотки и отрегулировав механику на максимальную и ровную по всему диапазону силу удара и два раза настроив, я заиграл знаменитую "Цыганскую венгерку" в записи Цфасмана. Весь дом, все 5 его этажей наполнились звуками вдруг воскресшего из небытия рояля!
...
С кухни прибежала Анна Соломоновна: "Я узнаю этот рояль! Именно так он звучал много лет назад!"
...
Выяснилось, что рояль был приобретён в Ленинграде, в комиссионке, и почти все его "болячки" были в нём ещё до его покупки.
...
Позже она сказала: "Знаете, пока вы тут работаете, выросла очередь." "Какая очередь?" "На покупку рояля". Пришла Мэрико: "Лёня, вы не посмотрите мой рояль? Настройщик, дядя Миша, полопал мне струны".
...
Я поднялся к ней на следующий этаж, посмотрел: "Настройщик не виноват. Все эти дисканты лопнули на рамном порожке, все точки разрывов - чёрные: повреждены ржавчиной (в верхнем регистре этого рояля аграфов не было - просто рамный по-рожек). 
...
При настройке дисканты лопаются на колке или на ушке, бывает, в точке молоточ-ного удара - но никогда на рамном порожке.
...
Такое бывает только от нафталина. Он испаряется и оседает в металлич. щелях, вызывая там оч. быстрое чёрное точечное ржавление самого опасного, раковинного типа. Но у вас нигде нет нафталина".
...
"Как это нет! Вот же он насыпан на деку". Надо же: мне и в голову не пришло, что его туда можно насыпать! "Срочно уберите!" "А моль?" "От моли - только керосин пипеткой или шприцем на все суконные шайбы и прокладки, особенно на подклавишные: для дерева, металла, сукна, клея и лака керосин безвреден".
...
Я заменил ей все лопнувшие струны и ушёл, предупредив, что остальные будут лопаться и дальше, при настройке и сами по себе...
...
Упор для лиры я сделал из случайно обнаруженной в туалете тонкой стальной трубы - она как раз подошла. Я облил её подсолнечным маслом и подержал над газом - масло запеклось в ровную блестящую чёрную лаковую плёнку.
...
Оставалась последняя головная боль: очень большое белесое пятно на крышке рояля от оплавленной свечи. У А. С. был крем Эдельвакс, но он его не брал.
...
Я долго тёр им пятно, так как заметил, что оно начало темнеть и уменьшаться. Я продолжал - больше не темнело, а я всё тёр и тёр. В конце концов, устав и видя бесполезность, бросил эту затею.
...
Прошло часов 5 или 6 - и вдруг крик А. С.: "Лёня! Немедленно подойдите сюда! Что вы сделали с роялем?" Я не на шутку перепугался: что же я мог такое сде-лать, чтобы вызвать столь грозный окрик?
...
Подошёл, теряясь в догадках. "Где пятно? Отвечайте, где пятно? Куда вы дели моё пятно?" Подошёл ближе: пятно в самом деле исчезло! Что за мистика - оно же оставалось, когда я уходил!? "Не знаю, было на месте".
...
Пришёл Шалва Викентьевич, пришла Мэрико, пришла Мария - все пришли: никто не верил, что пятно исчезло. Трогали, разглядывали: ведь из-за него после меня собирались нанимать ещё и полировщиков!
...
"Ну, вы чудодей!" Оказывается Эдельвакс - прекрасное средство от таких пятен, но действует не сразу, с оч. большим запаздыванием. Тогда это мало кто знал...
...
С тех пор прошло много лет. Память об этом удивительном путешествии постепенно превратилась в фантастический сон, который, в свою очередь, постепенно окра-сился перекликающейся мелодией из двух частей: "Чебоксары и Тбилиси": Чебокса-ры - тревожно-минорная - и Тбилиси - роскошно-мажорная, - которая с тех пор всегда звучит в моём сердце и могла бы лечь в основу не менее прекрасного фильма.
...
На картинке в точности такой же Бехштейн, только тот был чёрный.


© Copyright: Леонид Лоцев, 2018
Свидетельство о публикации №218022500468