Б7. Ольга Верн. Замечания члена жюри

Сетевой Клуб Поэтов
Эксперт оценивал произведения анонимно.

******

1. Ольга Рачицкая "Про Клаву"

Юный день разыгрался в окошке.
Озорник, бабке в глаз не свети!
Намывает гостей чья-то кошка.
Вот бы котика мне завести...

Размечталась! Забудь про забаву!
Под присмотром, и то - хорошо.
Бог послал напоследок мне Клаву.
С ней и простынь холщовая - шёлк.

Поначалу я здесь тосковала:
Всё чужое; суп в мисках дают;
И читаешь в глазах персонала:
- Не кафе! - стариковский приют.

С Клавой жизнь по-другому!
На палку
Прицепляем строптивый носок.
Клава крикнет:
- С утра - на рыбалку!
Ловим ноги как рыбу в сачок.
А ступня - непослушно-чужая
И неловкою стала рука...

Выпьем на ночь некрепкого чая.
Где картишки?
Давай в "дурака"!

После Клавы остались две кофты.
Большеваты, но кофты - новьё.
Утешали соседки неловко:
Отстрадала, мол, Клава своё.

...Дни кружат, перья в вечность роняя.
Озорник тоже встал на крыло.
Захвати и меня, улетая!
Там, где Клава, наверно, светло...

5 Это очень живое стихотворение, благодаря разговорной речи, которая эмоционально сильнее воздействует, чем просто повествование или размышление. Но я не сразу поняла сюжет.
Очень долго разбиралась от какого лица идёт повествование. Вначале затесалась кошка, как самая предсказуемая рифма к окошку. Я и подумала, что кошка мечтает завести котика. Потом она вроде бы размечталась… А во второй строчке юный день светит бабке в глаз. Так кто же ведёт речь – бабка или кошка? Кто Клава из них? Кошку тоже можно назвать Клавой, почему бы и нет. У меня есть кошка Соня, например. В итоге, я поняла, что это рассказ кошки о бабушке Клаве. И они вместе живут в приюте. И им там хорошо, хотя и не совсем. И так до финала дочитала в уже привычном режиме, заранее угадывая что там будет. Финал мне понравился, это уже индивидуальный авторский поворот известной темы о старости. Юный день закольцевался в финале, значит не провис в начале, а так бы если его не упомянуть, то он был бы только для зачина.
Правда, я не уверена, что в приютах разрешают держать кошек, тем более в комнате (простынь).

2. Бантос Илья "Ave завоеванным городам"

Чертовы смертельные игрища -
Утром ненавидишь любые сны,
Намертво привязанный щит ища
Где угодно, кроме своей спины,
К вечеру - пустыню, жару, вино,
Щит (четыре года не находил).
Быть легионером и жить войной
Сложно, когда ты давно один.
Но солнце обуславливает лимит
Времени, в котором течет тоска.
Миру не до лирики, так как "мир" -
Слово, состоящее из песка.

Ты ползешь. Ты пробуешь на язык,
Теменем ударившись в небеса,
Вскидываешь взгляд, и, как двух борзых,
Город обретает твои глаза,
Ибо понимаешь, что сотни вер,
Культов и религий обречены.
Толку в проклинающих "белый свет"?
"Белый" только этот кусок стены.
Или седина. Но зрачком тиски
внешнего периметра не разжать,
И не оправдаешь свои виски,
Если перемирие - это шанс.

Пусть война закончится на кресте -
Лучшего не видевший никогда,
Ты развел огни, как любой из тех,
Кто приучен стенами нападать.
Натиск, отступление, серебро
Плавящихся в жарком бою петель,
Стон не удержавших тебя ворот,
Эхом отдается в твоем щите.
Все как по канонам, ты сам хитришь,
Не искав ни труса, ни подлеца,
И от внешних стен совершаешь три
Вылазки до внутреннего кольца...

Город успокоен, с его трибун
Выпады давно не так остры,
Но, увидев даже шутливый бунт,
Ты несешь пылающие костры.

Ночь. Ты поднимаешь глаза к звезде.
Средь песков пустыни торчит игла
Шпиля. Ты не помнишь, что ищешь здесь
Армию, которая полегла.

Быть легионером - вести войну
Мастерски, естественно, в никуда,
Чтобы перед смертью мечтать шепнуть
"Аве" завоеванным городам.

5 Вначале споткнулась:
Игрища – щит ища – рифма, слишком нарочитая, бьёт по глазам, отвлекает от смысла, шипит ещё фонетически.
Канцеляризмы: обуславливает лимит, тиски внешнего периметра.
Потом пошла на второе и третье чтение…
Из положительного могу отметить, что выбранный ритм удачен, энергичен, уместен.
Ещё нашла интересные места, которые я назвала «переходы». Сейчас поясню.

Слово, состоящее из песка.

Ты ползешь. Ты пробуешь на язык,
Теменем ударившись в небеса,
Вскидываешь взгляд, и, как двух борзых,
Город обретает твои глаза,

Здесь хорошая визуализация, даже на тактильном уровне: ползёшь, песок, пробуешь на язык…
По звуку хорошо: как двух борЗых город обретает твои глаЗа. +

Вер – свет – рифма не очень, но ладно. Сильно она не мешает.

Всю ткань стихотворения связывает щит, он упоминается не один раз, это не избыточно, а, как бы, скрепляет и по смыслу:

Стон не удержавших тебя ворот,
Эхом отдается в твоем щите.

Здесь тоже переход от мысли теперь уже к слуховому отображению.

И логичный переход к пескам пустыни ближе к финалу.

3. Алексв "Абсурд номер три"

Трудился кролик, царь всея норы - на сборе тайн - карьерным самосвалом.
Стекало время ладаном с коры и корочкой в подкорке застывало.
А я был пойман цепким янтарём, застрял в смоле реликтовым москитом.
Век щерил пасть пещерным бытиём, врастал под кожу когтем-сталактитом.

Что наша жизнь? Игра в одни врата. Абсурдный сон, внезапная побудка.
Логичных схем пустая простота чревата несварением рассудка.
Пиши молитвы, жалобы, стихи. Но вечность - ей всего на свете мало.
Ищи-свищи в парсеках шелухи своё зерно вселенского начала.

...Чужая память дёргает висок, контрольный гвоздь в ботинке и в затылке.
Порвались связь времен и мой носок, в последний раз заштопываю дырки.
И чушь порю, пришитую - не мной. Но поздно, жизнь записана и спета.
Дан пир чумной, построен рай земной, и васильки оборваны в то лето,

Когда - не я - счастливый и шальной шёл бережком вдоль синей-синей речки.
И конь летел над полем вороной, и к облакам душа рвалась с уздечки.
Вокруг хватало воздуха и слов, подсказки в сказке есть - решайте ребус,
Что б выйти из подполья трёх углов на свет зари рубить дорогу к небу...

Спокойной ночи всем, кто вне игры. А кто в игре, равняйтесь на Степашку!
Секреты гор лежат в дыре норы, мир наизнанку - души нараспашку...
А глубока ли пропасть молока? Спроси у звезд, бери и причащайся!
Янтарь разбит. Летит на свет мошка. И я лечу, услышав: -Возвращайся!

5 Для абсурда слишком длинно. Абсурд должен так выстрелить, чтоб сразу наповал. А на длинных текстах теряется впечатление, оно ослабевает.
У меня сложное впечатление. Есть симпатичные места («трудился кролик, царь всея норы»…), а есть такие цитатные банальности, что и не знаешь: то ли автор их преднамеренно использует, то ли не может без них обойтись. Например:
Что наша жизнь? Игра…
Порвались связь времён (и мой носок – это комично. Здесь автор обыграл, смешно).
И вообще, слишком много аллюзий и того, что я называю «литературщина». Много игры слов.
Конечно, всё придумано-надуманно. Перегружено.

Но текст очень любопытный тем, что, мне видится здесь борьба текста и автора. Вот отсюда у меня и раздвоение в восприятии.

С одной стороны, я вижу стёб, с другой стороны пробивается своё внутреннее авторское, которое прикрыто этим стёбом. Начиная с четвёртой строфы, автор преодолевает (пытается) свой стёб и выруливает к себе (несмотря на Степашку).

Вспомнила в тему:

Помню, Иосиф Бродский высказался следующим образом:
— Ирония есть нисходящая метафора.
Я удивился:
— Что это значит — нисходящая метафора?
— Объясняю, — сказал Иосиф, — вот послушайте. «Её глаза как бирюза» — это восходящая метафора. А «её глаза как тормоза» — это нисходящая метафора.

С. Довлатов

И дальше с четвёртой строфы, повторюсь уже, автор идёт к более серьёзному разговору, ну и разбитый янтарь – это освобождение.

4. Речная Нимфа "Свет пополам со тьмой"

Ночь скрутила меня, спеленала сном, уложила ничком в колыбель беды.
На стене под зашторенным тьмой окном кто-то вывел углём: «не давать воды».
Сон мой был как жажда, как дым-пожар: отступление, ужас, кромешный мрак.
Кто-то падал, а кто-то ещё бежал, время сжалось пружиной, и было так,
как бывает в последний предсмертный миг: череда быстротечных минут и дней,
склейки плёнки, разрывы, беззвучный крик, мамин профиль и всё, что случилось с ней.
Укоризна забытых в земле костей. Подноготная правда, в крови бинты.
Похоронных повесток и повестей односложность. Плакаты с багровым «Ты!».
Под обстрелом, под рвущим людей огнём, нити смерти продёргивая в прицел,
мы искали надежду и веру в Нём. И крестились тайком, кто остался цел.
Каждый брошенный в нети армейский взвод вразнобой отзывался последним «За…»
В этот первый, для многих последний год слёзы лились невольно и жгли глаза.
Запах пороха стал навсегда знаком, кровь и пот пропитали страну насквозь.
Где усталым шагом, а где ползком, вместе с теми, с кем прежде вразрез и врозь,
мы всходили на гору, где три креста не могли уместить миллионы тел.
И гвоздей не хватало полстам из ста. Дождь кропил нас водою, а ветер пел
про не отданный к сроку священный долг. Но и мытари тоже стояли здесь:
среди агнцев нередко встречался волк. Или пёс. Было тесно - ни лечь, ни сесть.
Эта очередь в небо вилась змеёй, шаг за шагом, у каждого свой черёд.
Причащались свинцом и сырой землёй, и никто не пытался пролезть вперёд.
Здесь уже не встречались ни комья лжи, ни репьи стыда, ни мотки страстей.
Было поздно жечь письма, точить ножи, было поздно гадать о цене мастей.
Без разбора чинов и былых заслуг жернова растирали зерно в муку:
беззаветных героев и подлых сук, и последних, и первых в своём полку.

На пороге вечности, на краю, нас встречал молчаливый и грустный Бог.
И когда Он руку сжимал мою, мне открылось: иного Он дать не мог.
Только этот свет пополам со тьмой. Только эту жажду, сухой песок.
Только этот крест, этот смертный бой. Только страшный век, только краткий срок.

3 Мне тяжело было читать. Во-первых, объём. Во-вторых, газетная стилистика, потому что тема войны высказана общими словами: дым-пожар, кромешный мрак, похоронных повесток, в крови бинты, нити смерти, запах пороха и т. д. - всё это типичные приметы «военной» тематики. Если отжать воду, убрать лишнее, оставить только самое нужное, то вырисовывается сама идея стихотворения, которая озвучена в финале. И финал видится мне логичным. В нём и воздуху больше. Здесь я хоть дух перевела. Но слишком долго к нему текст ведёт, с множеством перечислений ужасов войны.
Эти стихи мне напоминают сочинение о войне, как работа на заданную тему. Вряд ли человек, реально переживший подобное, мог бы так написать. Здесь присутствует книжное восприятие войны, кинематографическое, утяжелённое ещё и библейской темой, но не связанное с жизненным опытом. Отсюда вывод: тема войны важная и нужная, но браться за неё лучше с большой осторожностью.

5. Гольгертс  "Плохоть"

Вот уж который год, как исключён из списка
марочный алкоголь. Прислушиваясь к писку
времени, я наблюдаю жизнь разбитую на отрезки
не связанные между собой. Контраст, действительно, резкий.
Точно различные люди во мне отчаянно, жарко спорят.
Комсомолец-спортсмен, что бандитской заточкой распорот
и неровно зашит; процветающий кооператор;
бомж, собирающий алюминий, цитирующий Сократа;
и, конечно, поэт, отвергающий рифму на "... ает".
Впрочем, есть несомненно одно, что объединяет
их всех. То, что бывает явным, но чаще скрыто
за пустыми словами. Остатки пиршества сибарита,
воспоминания, которые чище и выше сплетни.
Первый закон природы, первый и он же последний.
Будь то томление духа или влечение плоти,
скорость биения сердца кто-то сочтёт за похоть.
Мне почему-то не хочется думать сегодня об этом плохо.

5 Прочитала и, как говорится, приняла к сведению.
Произведение кажется слишком прозаическим.
Оно мне видится искусственным.
И мне было скучно читать. Ничему не удалось удивиться, встряхнуться как-то…
Длинная «бродская» строка.
Наверное, это не моё. Простите.

6. Валерий Луккарев   "Прокапенгагенское"

Как только денежек накопим,
С тобой мы двинем в Гагенкопен
И там заботы все утопим
В каналах и в вине.

А может и копить не будем,
Ведь в Капенгоген путь нетруден,
За руль и с песней! Пусть же люди
Завидавают мне.

Я верю: нам помогут боги
И европейские дороги,
У них ГАИ не очень строги,
Мы быстро долетим.

По-ихнему я знаю «биттэ»,
В кафе пивка закажем литр,
Попьем, а после уж мой свитер
Русалке отдадим.

Нам Андерсен спасибо скажет,
А может королева даже -
Ну, сколько девушке на пляже
Томиться в неглиже?

Ведь там туристов столько ходит,
А ей при всем честном народе
На камне при любой погоде
Не комильфо уже.

Ах, Гогенкапен – город-чудо,
Чудней себе представить трудно,
Там чудеса и днем, и утром,
И каждый час…

А мы пройдемся хиппи-лэндом,
Ты назовешь меня бой-френдом
И, может, даже хэппи-эндом
Лав-стори кончится у нас.

5 Лихо, бодро, каламбурно.
Бардовская стилистика.
Похоже на песню.
Но на любителя.

7. Неведома Зверушка "Солнце"

Солнце выйдет из туч и посмотрит на люд,
Лучезарно, тепло, вдохновенно.
Ты подумаешь: Север не так уж и лют
И не так уж мрачны эти стены.

Ты подумаешь: Жизнь - это легкий мотив,
Это вишня, цветущая в мае.
Древний змей равнодушия сменит извив,
Из объятий тебя выпуская

В бирюзовые волны, блистательный свет,
Напитаться живительной силой.
Ты подумаешь: Правда - грядущего нет!
И навряд ли прошедшее было.

Ты почувствуешь краткую суть бытия
И значительность каждого мига.
Ты захочешь бороться, гореть и менять,
Без учета регалий и выгод.

Не беречь для себя, а делиться теплом
Без остатка, легко, вдохновенно.
Жить сейчас, перестав оставлять "на потом"
Огонек, что влечет к переменам...

Солнце скроется в тучах, итог подводя:
Твой запал в беспросветности канет.
Равнодушие снова обнимет тебя
Как змея остывающий камень.

3 Да простит меня автор, но текст ничем не привлекает. С ним можно только быстро согласиться.
Конечно, если выходит солнце, то стены не так кажутся мрачны. Конечно, жизнь – это лёгкий мотив, весной люди не так равнодушны, всем хочется напитаться живительной силой, почувствовать «краткую суть бытия» (штамп), значительность каждого мига, жить сейчас и так далее. А вот как скроется солнце, сразу настроение другое.

Здесь единственное, за что можно зацепиться, так это обыгрывание образа древнего змея равнодушия, который вначале выпускает из объятий, а затем обнимает, как змея остывающий камень. Вот это уже интереснее.

8. Жиль Де Брюн "О поездах и людях"

Как поезда, уходим точно в срок,
и опоздавших сразу забываем.
Считаем вёрсты пройденных дорог,
консервы душ неловко открываем.

Не разбавляя спирт, за счастье пьём,
но сухари размачиваем в чае.
Сдаём себя недорого внаём,
звеним в карманах мелочью, ключами.

Билетов нет. И расписаний нет.
Закрыты кассы, словно бы нарочно.
Вокзал вздыхает поезду вослед
и крестит рельсы железнодорожно.

А мы опять страшимся катастроф -
чуть вспыхивая, сразу угасаем.
Затачиваем грифели остро
и смыслы между строчками бросаем.

Бросаем, нас бросают. Впереди -
тупик, где спят разбитые вагоны.
Им снятся перегоны и пути.
Гудок басит – кому он здесь, о ком он?

Здесь в тамбуре в слой краски на стене
вцарапано: «Не кайся и не бойся.
Готовься к наступающей зиме.
И к будущему времени готовься».

5 Не цепляет, если следовать оценочной шкале.
Простите меня, но я не знаю, как сказать точнее.

Вначале идёт описание всего уже такого привычного и много раз употреблённого так или иначе.

Вокзал вздыхает поезду вослед
и крестит рельсы железнодорожно.

Эти строчки мне понравились. Это ваше.

Вот с этого места стихотворение оживляется. Во-первых, вокзал вздыхает – хорошо. Во-вторых, «гудок басит – кому он здесь, о ком он?»

Здесь я вижу Джона Донна («по ком звонит колокол»), а за ним уже и Бродского ближе к финалу:

Так человека встречного лови
и всё тверди в искусственном порыве:
от нынешней до будущей любви
живи добрей, страдай неприхотливей.

А тема боязни жизненной тоже так отработана классиками, что я уже и не знаю, что можно здесь нового добавить… «Не верь, не бойся, не проси», как говорится.

Друг, не бойся – не страшен страх,
Мы с тобой на земле одни.
Догорает любовь в сердцах,
Потухают в окне огни…

Владимир Смоленский

Я жизни не боюсь. Своим бодрящим шумом
Она дает гореть, дает светиться думам.
Тревога, а не мысль растет в безлюдной мгле…

Иннокентий Анненский

Спасает финал то, что слова вцарапаны в краску на стене, иначе это бы звучало, как чистая проповедь.

9. Владимир Сорочкин "Последний снег"

А всё-таки и к нам пришла весна:
Сугробы почернели, как вина,
Как горы слов с их грязной правотою,
И плавит солнце снежную руду,
Как ни крути, а на её роду
Написано стать вешнюю водою.

…И, уходя под утро, невзначай
Последний снег зима швырнёт на чай
Зевакам за ближайшей подворотней,
И с ним сойдёт на прежние места
Вселенская святая простота
С крахмальной чистотою первородной.

Прощаясь, проливаясь молоком,
Пылает стынь белёсым огоньком
Над фитилём, венчающим огарок,
И скудость дней уже не столь важна,
И долгою окажется весна,
А снег сегодня выпал – как подарок.

3 Старая добрая классика прошлого века по стилю. Я вот всё пытаюсь найти стихи, которые бы отражали нынешнее время, говорили бы современным языком.
Смотрите сами:
То, что снежной руде суждено стать вешней водою – а кто бы сомневался.
После слова «невзначай» я уже знаю, что будет рифма – чай.
Снег выпадает, как подарок – конечно.
И скудость дней уже не столь уже важна и долгою окажется весна. Ну конечно же.
Так и будет. Что же в этом нового или свежего?

Простите меня, но я не вижу здесь автора. Это описательный текст.
Здесь нет никакой яркой и запоминающейся детали. Хоть бы ветка хрустнула что ли…

10. Смелянская Елена  "Танец февральской поземки"

К концу подходят долгие гастроли
Волшебного театра зимних грёз.
Метель устала петь, ослаб мороз,
И стонут ели от тяжёлой доли -
Стоять и не ронять хрустальных слёз.

Лишь юная беспечная позёмка,
К порывистым ветрам сбежав в поля,
Отваги набралась, и вуаля! -
С небрежной беззаботностью ребёнка
Легко скользит по сцене февраля.

Расправив между белых декораций
Тончайшую прозрачную вуаль,
Кружит, почти невидима. Как жаль,
Без криков "Бис!", восторгов и оваций
Уносится в серебряную даль.

И там, куда весной уходят зимы,
Поддерживая дней круговорот,
Она окрепнет, силу наберёт,
Получит роль холодной снежной примы
И вьюгой возвратится через год.

3 Аналогично предыдущему № 9
Типичное стихотворение о зиме.
Кстати, об осени тоже так же пишут с использованием образа театра или оркестра.
Много штампов: зимних грёз, хрустальных слёз, тончайшая прозрачная вуаль (в зимних стихах она обязательна), серебряная даль. Зимой всё серебряное и хрустальное.
И вьюгой возвратится через год – конечно.
Писала уже не раз на других конкурсах: как уходить от штампов. Больше читать, сравнивать, анализировать. И не повторять за другими.

11. Селена Ка  "Янтарные костры"

Ало-рыжий, безумный, лихой пожар
из листвы облетевшей ещё не стих,
но зима, над умолкшей землей ворожа,
прячет снежные хлопья в сухой горсти.
Саксофонно звучит моросящий дождь,
будто стонет, прощаясь в последний раз,
ранний холод бесчувственен и толстокож:
он не слышит во тьме ни дождя, ни нас –
не готовых к метельно-седым ночам
и беззвёздно-дремотной декабрьской мгле,
мы испили кленовый дурманящий чай,
мы познали медовых закатов плен,
привязались к теплу вечеров цветных,
словно пара бездомных и верных псов –
в двух шагах от космато-угрюмой зимы,
в сантиметре от гордых стальных снегов.
Мы по локоть увязли в осенних снах,
не поверив ершистым сквозным ветрам.
Посмотри: журавлиная нить в небесах –
это осень уходит в далёкий край –
за моря, за леса, словно в мир иной,
так похожий на тот, где ютится смерть.
Ты не плачь…потому, что вдвоём суждено
нам в последних янтарных кострах
сгореть.

3 А вот и оркестр. «Саксофонно звучит моросящий дождь».
Знаете, есть слова и фразы – штампы. А есть стихи, которые целиком являются штампами.
Стихи под № 9, 10, 11 таковы.

В этом стихотворении перебор поэтических красивостей. И опять же штампы: какая осень без журавлей? Без них никак не обойтись.
Вот вам типичный набор слов, из которых пишутся стихи об осени: пожар, снежные хлопья, седые ночи, мгла, закаты, вечера, чай, снег, ветра, журавли, небеса. Янтарные костры – это меня добило. Простите.

Попробуйте хоть раз изменить угол зрения. Увидеть осень без всего этого. Без пожаров хотя бы лихих.

12. Юрий Рехтер   "Золотой жук"

Когда, разрезав ночи зонтик,
Как нож, вскрывающий консервы,
Жук золотой над горизонтом
Пылает мощью непомерной,

И в удивлении природа,
Вся - от травинки до вулкана,
Глядит на волшебство восхода,
Как на всплывающий "Титаник",

Мне кажется, что в этой части
Начала выхода из тени,
Таится знание и счастье
Дня первого от сотворенья.

10 Интересное. Есть оригинальный авторский взгляд. Выделяю это стихотворение из общего потока.
Название стихотворения отсылает к одноимённой новелле Эдгара По, где речь идёт о поисках сокровищ. И упоминание «Титаника» в тексте, мне кажется, тоже связано с тем, что мы знаем, что ни богатство, ни положение в обществе не спасли людей от катастрофы. И ещё мне нравится, что здесь «Титаник» всплывает (возрождается), в этом и волшебство, согласна. Ковчег можно спасительный припомнить.
По библейской космологии в первый день творения было создано первовещество, свет и тьма. Текст глубокий и образный при его лаконичности. Ничего лишнего. Авторское отношение к увиденному в финале усиливает впечатление. Отличная миниатюра.

13. Виктор Колесников 6   "Стук сердечный подвластен руке"

                ...теперь ты понял, почему моё
                Не бьётся сердце под твоей рукою.
                Анна Ахматова

Стук сердечный подвластен руке,
Как бичу цирковая кобыла,
Что по кругу бежит. Так в тоске
Отдавалась ты, но не любила.

По опилкам ты мчишься, несёшь
Седока. Запрокинута морда.
Но ни воли, ни счастья. Не в счёт,
Что вся в пене и рвётся аорта.

Ты других не забудешь бегов-
По лугам, по ромашкам, по росам.
Как летел дикий топот с подков!
Как рассвет был тогда ярко-розов!

Как рвалась ты, забыв об узде!
Как ты ржала, не чувствуя ржанья!
Это было в летящей судьбе,
И не будет таким подражанье.

3 Скажу одно: кобылу жалко.
А обилие восклицательных знаков только усугубляет впечатление.

14. Филипп Андреевич Хаустов "СТИХИ, СОЧИНЁННЫЕ НОЧЬЮ ВО ВРЕМЯ БЕССОННИЦЫ"

Свищет в поле печенег,
слышит землю, слышит снег,
видит небо, видит свет,
чует небыль, чует след.
То ли крови, то ли крова
в свете ищет он сурово.
Вброд и вбред на гибель свету
печенег бредёт по следу.
Месяц блещет под косой,
полоумный и косой.
Млечный Путь в носу сидит,
смутен, бледен и сердит.
Туча чёрная в усах
в чистом поле сеет страх.
Солнце красное во рту
за собой ведёт орду.
На груди лежит земля,
на земле стоит зима.
Засыпает землю снег,
засыпает печенег.
Господи, помилуй,
Господи, помилуй.
Сохрани наш хрупкий сон,
от орды поставь заслон,
даруй нам надёжный кров
от метелей и ветров,
чтобы каждый из-под снега
в жизни будущего века
вышел правым и святым,
словно травы и цветы,
чтобы ненависть и зло
в небыль ада унесло,
чтобы небо голубело
и земля под небом пела:
слава Тебе, Боже,
слава Тебе, Боже.
На земле стоит весна,
ни зимы, ни тьмы, ни сна.
Слава Тебе, Боже,
слава Тебе, Боже.

3 Пушкинская стилизация.
А на дворе XXI век…
Я не вижу смысла писать в устаревшей стилистике, это же вторично. Всё это уже было.

Текст поднимается только за счёт молитвенных слов, которые сами по себе обладают силой.
По поводу печенегов тоже сейчас актуально. Но всё же… Как бы о том же самом, да сказать современным языком?

15. Екатерина Падукова "Грустью немолодой"

Грустью немолодой –
Осень в мою ладонь…
Хочешь, забудь – утрой
Боль мою… Ледяной
Мимо пройду, не тронь –
Тронешь, растаю…

Струйкою дождевой,
Пьяной водой, листвой
Осень – в моё вино…
Хочешь, забуду… но
Не оглянись – с собой
Не совладаю…

Не отзовись – не смей,
Слабая, но слабей
Стану… Любви настой
Не отпивай, постой! –
Будешь не рад себе…
Я знаю…

3 Интересное только по форме.
Мне нравится, как здесь расставлены ударения.
За счёт этого текст выделяется.

16. Николай Четверг  "Хромоногое"

Всё, что захочется, только вчерне -
белую кошку на белой стене
не разглядишь
без выкрутасов окурка:
вот вам и новый роскошный фетиш
для повзрослевших придурков.

Хвост или хобот теперь всё равно,
чем сотворишь на подрамнике снов
хитрый квадрат -
новый виток да свершится!
Только бы первым хватало наград
и размножались синицы.

Так и зарос бузиной огород,
пипл не хавает – значит, урод
и не дорос
до понимания истин.
…где-то на райские яблочки спрос
и на мускатные кисти.

5 Такое спорное по содержанию, что я его отмечу, по крайней мере здесь я зависла и думала.
Насчёт «пипл не хавает – значит, урод и не дорос до понимания истин» - вот здесь я притормозила.
То есть пипл – урод? А что же весь пипл способен дорасти до понимания истин? Вряд ли. И почему же тогда сразу урод? Просто несозревший ещё пипл.

Но в целом, стихотворение не стандартное.
Тут хочется долго сидеть и расшифровывать.

17. Феликс Гойхман "Жернова"

Я родился в семье жерновов.
Впрочем, путь у гранитов и злаков
в наше время почти одинаков,
сквозь муку, до блинов и домов.

Значит наша работа в цене,
коль дворцы, как блины, однолики,
коль творцы, как лгуны, не велики,
и как тени, бегут по стене.

Значит нету другого творца,
не из нашего тяжкого круга.
А когда нам приходится туго,
мы скребем по живому друг друга,
до крови, до кости, до конца.

7 Это стихотворение сразу отмечаю. Оно цельное, написано хорошо и умно.
Но без мурашек, если следовать шкале Щукина.

18. Галия Гали  "Вокзал"

Здесь всё, как раньше,
небо, рельсы, шпалы
и вдоль дороги строем – тополя.
Но возле обветшалого вокзала
травою заросла давно земля.
Куда-то вдаль умчались паровозы
извивами заброшенных путей,
но, кажется,
вернуться им не поздно
в мир повзрослевших
сказок и детей...

Вот-вот, гляди, горячий
поезд хлебный
за поворотом выкрикнет
«ту - ту!»
и дымом перепачканное небо
испуганно
отпрянет в высоту.

7 Стихотворение не такое уж и простое, как может показаться на первый взгляд. На тему поездов много написано, но я зацепилась за слово «хлебный» и вспомнила, что был такой советский фильм «Ташкент – город хлебный».
Я не думаю, что это слово в тексте случайно. Горячий, хлебный… И сразу по-другому видится текст. Он разворачивается, как иллюстрация целой эпохи – от нынешнего времени до старого («мир повзрослевших сказок и детей», «строем – тополя»). Дети повзрослели, вокзалы обветшали, пути заброшены… Всё это точно говорит о настроении в современном обществе.
Краткость тоже достоинство произведения.

19. Вайлит "Инстинкт волчицы"

Долго в пару партнёра искала, ходила кругами.
Землю нюхала, ветви лизала, сдирала кору.
Оставляла зацепки, так самки нередко лукавят,
а потом ветер слушала. Воет...другие орут.

У природы нет лишних движений - поставила точку,
разорвав нескончаемый бег, запретила бежать.
Что искалось - нашлось, пусть повоет луна в одиночку.
Да и голос не тот, потому что почти уже мать.

На исходе апреля молчала так крепко, что муха
пролетавшая мимо, звенела в такой тишине.
Ощенилась тремя. Филин раньше три раза проухал.
Она позже расскажет об этом подруге-луне.

Потекли день за днём, торопилось строптивое лето.
Солнце шпарило, словно взбесилось, по корке-земле.
Молока не хватало, что есть в кислоту перегрето,
а от птичьих яиц желтизной растекался омлет.

Приходилось щенят оставлять. Им мясного бы нужно.
А матёрый уходит от логова так далеко.
Бродят разные звери, и есть кто с волками не дружен.
Это в сказках извечно рисуют коварных волков.

Отошла на минутку в черничник, застыла в тревоге.
Нехорошим чутьё повело пересохшую пасть.
И рванула назад, посшибав всё подряд по дороге...
У гнезда рыжий лис...заметался, и в сторону - шасть.

Опустилось закатное солнце расплавленным кругом.
Появился матёрый с добычей...как тихо, мертво.
На тропе клочья алого цвета, щенок и подруга,
а двоих не видать. Опоздал. Но спасла одного.

Он завыл на луну, а она просто тихо сидела,
безразличная к смерти животной, к еде и питью.
Понимаешь её?
Понимаю...такое вот дело -
за детей я, скорее всего, как волчица - убью.

9 Похоже на очень хорошую балладу.
Прочитала с большим интересом.
Более того: не то чтобы прочитала, а словно фильм увидела или оказалась там на месте.
И всё ожило: видится движение, чувствуется запах, сам лес этот и вся история, как я понимаю, гораздо больше судьбы волчицы. Это и женская судьба и человеческая.
В этом тесте я ощутила такой драйв, что совершенно не обратила внимание на то, как он сделан. Вот это я называю «оказаться в кадре».
Потом уже смотрела по технике, замечаний нет, да это сейчас и неважно. Самое главное, что когда разворачивается действие, захватывает и удерживает читательское внимание, то стихотворение для меня уже состоялось.
Я пыталась припомнить нет ли чего-нибудь похожего на тему волков, но ничего не нашла даже и близко, разве что классическое упоминание луны. Но здесь мне не мешает.
Поэтому я считаю это стихотворение оригинальным, самостоятельным (без вспомогательных цитат) и финальные строчки подтверждают авторское отношение.
Финал я не угадала, поэтому была удивлена.
Это плюс тексту. В финале есть убойная правота. Автор имеет право так думать. Респект.
Я бы это стихотворение сохранила себе на память.

20. Маштаков   "Чай в осенних сумерках"

Ну, что же ты, надежда вечная,
Не приходила так давно?
Осенним дождиком зачерчено,
Уже закрытое oкно,
Как будто печь уже натоплена,
Как будто ужин разогрет,
И речь к любимой приготовлена,
Только любимой нет, как нет.

Обжёгся? Или только кажимость,
Что кружка чая горяча?
Слова любви друг другу скажем мы,
Котомка соскользнёт с плеча,
И залетают быстро ангелы,
Любовь у сумерек отняв,
И упадём мы будто со скалы,
Сердцебиение уняв.

И прикоснувшись к вечной жалости,
Предвосхищая звездопад,
Попросим Бога, - ну, пожалуйста,
Перенеси меня назад,
Туда, где лодочка качается
В призывно голубой волне,
Туда, где счастье не кончается,
Где ты сказала это мне.

И будет длиться эта кажимость,
Переливаясь теплотой,
И голоса услышим даже мы,
О щёку опершись рукой,
Услышим треск в печи пылающей,
Увидим сполохи огня,
И поглядим уничтожающе
Я на тебя, ты на меня.

В подзатянувшемся молчании,
В густом настое пряных трав,
Свои желанья замечаем мы,
Сердцебиение уняв,
Забрезжится надежда прежняя
Через туманное давно,
Дождём зачертится небрежно так
В осенних сумерках oкно.

3 «Кажимость» - хороший неологизм.
Для меня стихотворение закончилось на третьей строфе. Там нужная точка в теме.
Сбой ударения:
ТолькО любимой нет, как нет.
Ангелы – со скалы – не могу представить себе эту рифму. И звучание «со скалы» очень резкое.

Попробуйте прочитать до третьей строфы и остановиться:

Туда, где лодочка качается
В призывно голубой волне,
Туда, где счастье не кончается,
Где ты сказала это мне.

Хорошо же.

И здесь чувствуется народный песенный распев.

А дальше текст нагрузился штампами:
Треск в печи пылающей, сполохи огня…

Про лодочку мне больше нравится и глагольные рифмы не мешают.

21. Бонзо Бонзо "Ожидание"

я память полюбил с недавних пор
мне по душе теперь неспешный перебор
старинных карточек чарующего ряда
вот темный вяз вот тяжесть листопада
открытка с видом на ротонду с вод
а где же мама? третья слева – вот

я полюбил с годами тишину
подобна очарованному сну
которая и белый мёд которой
наскучит мне наверное нескоро
когда ты нем тебе не нужен слух
он пуст и тщетен - пусть я буду глух

мне по летам давно уж должно сметь
я скоро полюблю должно быть смерть
ее зрачков нездешнюю прохладу
дождусь ее мы оба будем рады
но за секунду до небытия
заплачу горько может быть и я

дитя мое любимая моя

6 Ротонда с вод – плохое звучание.
С вод – свод. Залипание звука.
Которая и белый мёд которой – повтор лишний.
В третьей строфе опять повтор: должно – должно.
Мне по летам давно уж должно сметь – смысл поняла, что сметь, возможно, смочь или осмелиться, но звучит коряво.

Несмотря на замечания, интонация стихотворения очень искренняя, даже исповедальная. А это много значит.

Если доработать, то получится хорошее стихотворение, простое и душевное, без особых наворотов. Я люблю такие.

Перечитала ещё раз и решила изменить оценку. Чёрт с ними с этими замечаниями, а в целом, вот эта интонация удивительная, я слышу голос автора и это самостоятельное произведение, а не написанное по мотивам, с уклоном в литературщину, а за это оно для меня выделяется сразу.

22. Дарья Дадли "На смерть Бобина"

нет хорошей жены –
не будет хорошей вдовы.
Бобин, Вы были всё время
со временем
прочно на «Вы».
о чём же Вы думали, Бобин,
спеша второпях на поклоны?
Вы думали – Бродского клон Вы?
по факту Вы – клоун.

Бобин – взгляните на мир,
коль не пришлось до сих пор:
в Эритрее сажают всех тех, кто не мил,
в Ливии отстреливают аэропорт,
на оффшорах Гренландии нонсенс – отсутствие льда…
посмотрите же, Бобин, скорее,
смотрите сюда:
Ваш стишок не летает по свету
бегущей строкой!

Бобин – кто Вас учил?
профком? Дэвид Линч? среда?
советская фишка:
"он так, твою мать, страдал"!
жить здесь и сейчас –
не входит в Ваш кодекс правил?
Вам дали, голубчик мой, шанс, -
и Вы этот шанс про**али.

такой откровенный накал,
а развязки всё нет и нет…
Вы верите, право, что Первый Канал
Вас достанет из собственных недр
по случаю смерти? я думаю,
Ваша стихия – фейсбук.
а даже, вернее, Вам – жить на Стихи.ре,
как только испустите дух…

нет хорошей жены?
желаю Вам прочих благ.
Бобин, откуда же знали мы,
что жить – это лишь «едва»?!!
я хочу Вас обнять – налету Вас обнять и со свистом!
так как Бобин, Вы – бомба! Вы – хамер, Вы…

ах, какое же свинство! какое же, Бобин, свинство,
что Вы – третий день мертвы…

8 Живой язык, авторский, без штампов. Это оригинальное произведение. Чувствуется зрелый автор, у которого есть свой стиль.

Понравилось!

23. Эдмар "Треугольный остаток"

Квадратное солнце в квадратном окошке,
Квадратное облако в небе квадратном,
В квадратном дворе - две квадратные кошки
Следят за вороной квадратной злорадно.

Под арку квадратную, воя надсадно,
Дублируя сизые кубики дыма -
Заехал неспешно бульдозер квадратный
И мусор квадратный толкнул одержимо.

Квадратная дама с квадратной собачкой
За угол прошла, улыбаясь квадратно...
Ну где же... вчерашнего зелья заначка? -
Пора мне увидеть бы мир адекватно!

Так вот же... бутылка лежит аккуратно,
В углу под столом... Вспоминаю... Прикольно!
Вчера объявили - всё будет квадратным,
А я вот, балбес - до сих пор треугольный!

5 Жаль, финал угадала.
Здесь бы абсурд был уместен.
Когда слишком долго обыгрывается одно слово, в данном случае, «квадратное», то уже бежишь смотреть финал, так как понимаешь, что там должна быть какая-то фишка.
А что бы изменилось, если бы был не треугольный, а круглый или овальный?
Суть та же – я другой.
Нет, надо что-то другое придумать в финале, чтоб совсем трудно было догадаться.

24. Новикова Таня "Грека"

Всё по нормам. Все по норам. За окном темно.
Только ты, дружок, играешь в авторском кино,
где не знаешь, что подкинет утром режиссёр.
Погружаешься в сценарий и несёт-несёт.

Едешь-едешь через Волгу задом наперёд.
Щука, бросив воз с поклажей, в камышах орёт.
Лебедь больше не летает, говорит: «Каюк!
Вон по небу крокодилы ринулись на юг.»

Никодим один остался на речной мели.
На хромой кобыле карпы смылись в Сомали.
Эх, кому молиться нынче: Зевсу, Кришне, Ра?
Грека, Грека, успокойся. Это свистнул рак.

3 Ничего оригинального. Простите.
Стихотворение построено на заёмном/литературном материале.
Но здесь хорошая работа со звуком. Это следует отметить.

25. Евгений Феодоров "Девочка и океан"

         ... и бабочка, которая вылетит
         из длинного носа Г.Х. Андерсена...
                Артур Лундквист

Девочка шла берегом океана.
Длинные волны растягивались вдоль берега,
пытались обратить на себя внимание
и завлечь в свою незамысловатую игру:
то пеной пощекочут её розовые пятки,
то выкатят камешек, похожий на глаз акулы,
а то и вовсе – плеснут горстью брызг по коленкам.

Мимо проплывали белые лайнеры
и с торжественной важностью сваливались за горизонт.
Но девочка не мечтала о дальних странах.
В её воображении творилась Вселенная,
поэтому не торопилась она и терпеливо собирала
плоские крапчатые камешки и перламутровые обломки.
А город многоглазо пялился и ничего не видел.

Когда лето свежо и прекрасно, как новорождённый феникс,
когда по ночам – в который раз! в который раз! – снится
римское уличное кафе под полосатым зонтом
и стаканчик мороженого с каплей яблочного вина,
когда полинял, отклеился и пропал в сквозняке
некогда близкий и почти родной образ,
самое время – берег неизменного океана,
а камни и обломки – самый подходящий материал
для рисунков освободившегося воображенья.

Никакой тайны, никакого чрезвычайного происшествия…
Но у картин, у девчоночьих рисунков и у настоящих стихов
есть неистребимое свойство: они оживают –
и их вселенная распространяется по земле.
И если однажды, выглянув в полдень из океана,
вам пропоёт «доброе утро» перламутровая рыбка,
а над головой, вынырнув из облака, как из детского сна,
по-щенячьи тявкнет своё «тра-ля» перламутровая птица,
не паникуйте, но постарайтесь по-дружески удивиться –
и жизнь изменится, и улетучится тягостное настроение,
как бы ни было горько, тоскливо, безрадостно.

По берегу океана, не обращая внимания на белые лайнеры,
в вечерних сумерках похожие на новогодние ёлки,
а в полдень – на самодовольно жирующих левиафанов,
неспешно идёт девочка и собирает
обточенные океаном камешки и обломки раковин,
рисует на них, прикусив губу,
и бросает в океан.

6 Потенциально перспективный и образный текст.
С фантазией написано. Верлибр позволяет речи быть более естественной, это удачно.

Обратите внимание на амфиболию:

Игру: то пеной пощекочут её розовые пятки…

Если говорится об игре, следовательно, розовые пятки игры. Конечно, речь идёт о девочке, но фразу лучше перестроить грамотно.

Аналогично:

В её воображении творилась Вселенная,
поэтому не торопилась она…

она – Вселенная?

Техника – дело наживное, а вот когда автору удаётся придумать такую сказку, то это уже говорит о его потенциале.

В целом, очень хорошее, как ощущение детства и светлого мировоззрения. Есть удивление миру и внимательное его рассматривание. Радостное стихотворение.