И. Айвазовский А. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал

Людмила Семичева-Рехлицкая
Два гения большой величины -
Великих два творца одной державы!
Творения их потомкам отданы...
Века, склонившись, умножают Вашу славу!


 На исходе лета 1820 г. в Гурзуфе жил молодой А.C.Пушкин, прибывший сюда вместе с семьей генерала Н.Н.Раевского, героя Отечественной войны 1812 г.

 «В Юрзуфе, - писал А.Пушкин, - жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом… Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря, - и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством похожим на дружество».


Описание картины И.К. Айвазовского
«А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал»

 
Иван Константинович Айвазовский, выдающийся живописец, мастер батальных сцен и гениальный маринист, прожил долгую жизнь. Она была насыщена событиями, как печальными, так и радостными, которые нашли отражение в произведениях художника. Одним из таких впечатлений, оставивших неизгладимый след в душе Айвазовского, стало знакомство с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.

Картина Айвазовского «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал» — это романтическое произведение, в котором живописец выразил свое восхищение стихотворцем, уважение к нему и, конечно же, любовь к родине. Художник родился в Феодосии и, несмотря на многочисленные путешествия по Европе, Соединенным Штатам Америки, Кавказу и многим другим местам, в конце жизни вернулся домой в Крым. Ему первому было присвоено звание почетного гражданина родного города. Здесь находится галерея имени художника, в которой собрана самая обширная коллекция его работ.

Предпосылки создания картины Айвазовского «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал»
Стихи Пушкина восхищали художника еще в детстве, когда он был маленьким мальчиком, вынужденным работать в кофейне. Тогда же произошла первая, пусть и не личная встреча — на набережной Феодосии. Талант Пушкина покорил будущего живописца: всю свою дальнейшую жизнь Айвазовский искренне восхищался мастерством поэта, искал и находил вдохновение в его произведениях.

Полноценная встреча двух гениев произошла в 1936 году на одной из академических выставок в Петербурге. В дальнейшем многие картины художника были написаны под влиянием поэзии Пушкина. Возможно, именно она имела наибольшее значение для становления Айвазовского как выдающегося живописца. Примечательно, что Крым занимал важное место в жизни обоих. Айвазовский родился в Феодосии, а Пушкин пробыл в ссылке в Гурзуфе несколько недель — в наказание за слишком вольнолюбивые стихи. Впоследствии поэт писал, что это время было удивительным, прекрасным и счастливым.

Впечатления, полученные Пушкиным в Крыму, нашли отражение в его творчестве. Для Айвазовского же всегда была очевидна схожесть творческого процесса в живописи и стихосложении. Он говорил, что сюжет картины рождается в памяти, так же как строки стихов.

Дата написания картины Айвазовского «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал» — 1880 год. На полотне изображен поэт, в поисках вдохновения задумчиво любующийся полной луной, которая отражается в спокойном море. Пушкин, чье творчество оказало огромное влияние на формирование Айвазовского как живописца, запечатлен им в момент поиска новых идей, образов и фраз. Произведение, написанное через столько лет после трагической гибели Пушкина, кажется выраженной на холсте благодарностью, отображением внутреннего мира и стремлений самого Айвазовского.
 В дальнейшем художник написал целую серию картин, посвященных любимому поэту и приуроченных к памятным датам его жизни.

Местонахождение
Одесский художественный музей, Одесса
О работе
Сюжет и объекты: Пейзаж.

Статья из интернета.

   Скала, на которой И. Айвазовский изобразил А.С.Пушкина в Гурзуфе, некоторое время так и называлась - Пушкинской.
Но приезжали и влюблялись в Гурзуф многие талантливые личности.
Облюбовал эту скалу и Федор Иванович Шаляпин. Он любил распеваться на ней и задумал построить здесь Дворец искусств для творческой, но малообеспеченной молодёжи.
В те годы земли Артека (и скала в том числе) принадлежали Соловьёвой. Помещица категорически не соглашалась продать скалу Шаляпину, но однажды услышав его пение, уступила певцу и продала за символическую цену.
    Так скала стала называться: скала Шаляпина. Певец изготовил проект строительства Дворца искусств, но дальнейшие годы войны и революции не позволили осуществить его намерения. Проект хранится в архиве.
    Рядом с этой скалой есть красивейший грот, его стали называть "Гротом Пушкина".