Обзор от Елены Никандровой

Золотой Пегас
Елена Никандрова, http://www.stihi.ru/avtor/emira

Я – обычный обитатель сайта Стихи.ру. Здесь с 2012 года.  Не филолог, не лингвист, не критик. Поэтому буду расставлять по местам восемь предложенных текстов исходя из собственных  представлений, по принципу «нравится-не нравится». Дорогие авторы, не принимайте все это близко к сердцу!


1 место - №3 «повоем…»
2 место - №1 «а потом»
3 место - №8 «К тебе»
4 место - №4 «Бумажный ангел»
5 место - №7 «***»
6 место - №6 «Хорошо, что зима на исходе»
7 место - №2 «Старая пластинка»
8 место - №5 «Пикник с вином из одуванчиков»





1. а потом

...а потом в тебе воскресает мак,
лебеда, кипрей, золотая рожь.
ты не веришь снам, говорящим:
- так
будет раз за разом
покуда ждёшь,
что наступит срок и вода возьмёт
все грехи людские
и даже твой...
авраам, иаков, ревекка, лот,
исаак, иона, страдалец ной.
переходит голос границу вброд,
проникает сквозь звуковой барьер.
и тогда из горла его течёт
вперемешку с жизнью густая смерть...
            ______________________________________

Нравится размеренность, спокойствие и даже некая таинственность в этом «отрывке» из неизвестного нам более объемного текста. Обращение к библейским именам делает эти стихи по звучанию похожими на молитву.


2.    старая пластинка

медленно и забыто трётся об ось винил
тянется цепь событий кто б тебя не винил
в памяти сохраните волосы и глаза
строчками на граните главного не сказать
поздно нелепо пошло время пошло в разнос
слов в лучезарном прошлом кто-то не произнёс
небу вину и маю преданы те лета
бережно вынимаю карту опять не та
этим путём нет хода а под уклон петля
недохрипела кода думалось что медляк
снова не зарекаясь всё обернулось мглой
к финишу заикаясь трётся винил иглой
давит внутри обитель скомканных перемен
буквами на граните можно стереть кремень
смятая как простынка близкая просто так
старая как пластинка топчется пустота

==============================

В целом, понравилось. Хотя, если честно, мне не все понятно. Немного выбивается слово «медляк», но это мой субъективный взгляд.
 

3.  повоем...

Опять зима.
Но хочется зимы…
Мороза прошлогоднего взаймы,
Крепчайшего, как старый добрый ром,
Уйти туда, где лес со всех сторон...
Как юный волк, покинувший нору,
Вести свою нехитрую игру:
Выть на луну, смотреть на облака,
Желая снега вместо молока,
А получив, безудержно лизнуть,
И ошалеть, врезаясь в белизну,
Распутать нерв, запутать все следы,
Скулить от счастья, бегать от беды
Туда, где жизнь неспешна и дика,
Где только сосны смотрят свысока,
Где сонный лес от снежности распух,
Лакать неповторимый зимний дух
И, не боясь безбрежности ничуть,
Набегавшись, в сугробе утонуть,
Примять спиной пуховый свежий снег,
Забыв, что ты не волк, а человек…

Но на дворе – распутица и хмарь,
В тепле и смоге мается январь,
Из лужи цедит кислое вино
И смотрит, как нелепо и смешно
Погода жжёт не холодом - дождём…
И нет зимы.
…Повоем… подождём…

============================== 

Цельные, понятные, гармоничные стихи, не лишенные к тому же легкой иронии. Хорошо отзываются, особенно у тех, кому знакомы перипетии русских зим.


4. Бумажный ангел

Бумажный ангел на моем окне…
Дымок из труб закрасил лунный бубен.
Над Вифлеемом луч звезды во мгле,
волхвы спешат, их путь тернист и труден.    

А за окном толкаются дома,
кружат в замысловатом хороводе –
нас разделила, как стеной, зима
да тайны, что ночами колобродят.

Едва-едва забрезжит Рождество,
как чудом ангел оживёт бумажный.
Я вновь услышу смех и голос твой.
Была стена?..
Теперь совсем неважно. 

============================== 

Рождественские стихи, с одной стороны, писать легко – настроение этого дня помогает творчеству, а с другой стороны, трудно - трудно не повториться, сколько уж сотен лет о Рождестве пишут. Здесь, в данном тексте, просто и немного по-детски (читай – непосредственно, искренне) описаны чувства лирического героя.


5.    Пикник с вином из одуванчиков

- Верно! - подхватил Дуглас. - Смастерите для нас Машину счастья!
Все засмеялись.
- Не смейтесь, - сказал Лео Ауфман.
© Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»

Счастье, вы не поверите, опаснее, чем нокдаун,
и неожиданнее вина в чашке Петри, -
думал Дуглас, покидая Гринтаун,
по дороге в Хармонт, где жил друг его Рэдрик.

Рэдрик сбежал, когда умер полковник Фрилий,
плакал, а потом радовался, будто идёт на танцы.
Мистер Ауфман подвёз его на автомобиле
до автобусной станции.

В Хармонте он поселился возле часовни,
её не бомбили, как старую телебашню.
Возможно, что-то успел рассказать полковник,
но он не сказал, что будет так страшно.

Страшно было и раньше, в той проклятой машине,
ему показавшей нечто достойное слов провидца.
Тогда он увидел счастье, и стало совсем паршиво
от мысли, что это чудо, и этого не случится.

Дугласа встретил Рэдрик у «Золотого шара»,
они обнялись, а пабмен налил им по кружке эля.
В углу на эстраде некто бил степ, кося под Ришара,
и, словно в кадрах из фильма, носки из-под брюк белели.

Они говорили долго и пили эль мутно-жёлтый.
Рэдрик топтался в зоне, а Дуглас был на Синае.
И Дуглас спросил: а счастье, скажи мне, своё нашёл ты?
И Рэдрик ответил: счастье — это когда не знаешь...

==============================

Философская концовка спасает это стихотворение. Дело в том, что я очень плохо запоминаю иностранные имена и названия. Пришлось перечитывать несколько раз.


6.  Хорошо, что зима на исходе

Хорошо, что зима на исходе, спешит апрель,
Я на жизнь стала старше, попробуй её пойми.
Столько в прошлых несла неподъёмных, смешных потерь,
Что теперь по плечу мне: «Пребудьте всегда детьми».

Пребываю и пробую сутки на цвет и вкус –
Опостыла зима, надоел её постный стол,
Но хлебнёт розоватой зари онемевший куст,
И в заснеженной почке очнётся во тьме листок.

И в ответ в отдаленье от спячки воспрянет луч,
Как хромой Илия, с побелённой сползёт стены.
Если ты очень нужен, в бессилии будь могуч! –
Мы порой только долгом от немощи спасены.

Не мостить мне дороги –  дойду я по водам до…
Не стели мне соломку –  храни остриями правд! –
Улыбается ангел, начав славословья с "до" –
Он грядущему, словно бессонный ребёнок,  рад.
============================== 

В тексте есть необычные образы, удачные рифмы. Не очень понятно здесь: «Столько в прошлых несла неподъёмных, смешных потерь». Видимо, в прошлых жизнях? Но можно и обобщить – «в прошлом». Мне кажется, так лучше звучит.


7.    *** 


Мой давний сон, где быстрой речки берег,
и колокольни перст, и белые дома, –
приносит сил простосердечной вере
привету детства убежавшего внимать.
Во сне я мал, а всё вокруг большое,
и пёс домашний, заскучавший на цепи,
признал во мне, вневременном, чужого,
вовсю заходится от лая и хрипит.
На руку села бабочка, и крылья
свои сложила, словно друг я ей и брат,
и что-то мне беззвучно говорила,
но это «что-то» я не в силах разобрать.
Мелькнула жизнь, истаяв незаметно,
но ежегодно, в октябре, в рассветный час
ко мне во сне летит с осенним ветром
всё та же бабочка, садится у плеча,
глядит в глаза и вновь беззвучно шепчет.
Загадка речи этой мучает весь год,
ведь каждый сон бледнее, чем прошедший:
собака, бабочка. И больше ничего.

============================== 

В этом описании сна хорошо читается картинка: церковь, речка, белые дома, собака, бабочка. Но я бы на месте автора поправила глаголы – они употреблены в разных временах: то в настоящем, то в прошедшем, а в прошедшем времени – то совершенного, то несовершенного вида.  «…пес …признал….заходится…» «…бабочка…села…говорила…»


8.  К тебе

На что мне уповать, когда настолько
Нестроен мир, расплывшийся, как осыпь...
Как близорукий, потерявший стёкла
Своих очков, я двигаюсь на ощупь,

И тем острее чувствуется разность
И измененье путеводной нити,
И более походит на реальность
Обратный взгляд в себя с попыткой выйти

К тебе опять, и прежде чем умножить,
Остановить твоё мгновенье, прежде
Я поднимаю руку – и, быть может,
Так близко ты, что я коснусь одежды,

И медлю, и, нетронутая мглою,
Ты ни одним движением не выдашь
Отсутствие своё... Но ты – со мною...
Закрой глаза – и ты меня увидишь...
________________________________


Первые строки как будто взяты у  Шекспира.  Так начинаются сонеты. Такие стихи кладут на музыку, и рождаются романсы.  По-моему, автору удалось передать глубокие переживания лирического героя.