О сказке А. Блока. Поэма Двенадцать

Волков Северный
                « Не считаю А. Блока великим поэтом.
                Я таких стихов могу сочинить тысячу!»
                ( Мнение одного из авторов Стихиры).
 Так не суметь почувствовать колдовство поэзии А. Блока –                 удивительного поэта , мистика и символиста. Быть                слепым к его способности ощутить окружающее, по крайней мере, странно.               
 

Если представить  сочинения великого поэта Александра Блока как пирамиду, то поэма «Двенадцать» -вершина всей серебрянной россыпи его великолепных творений.
Несколько слов о ней.
  «Двенадцать» в поэме присутсвует как самостоятельный образ-символ. Это и название поэмы, и количество глав – двенадцать, и  двенадцать человек – одно из действующих лиц.
Что означает  эта цифра?
Неужели двенадцать апрстолов:  Андрей, Петр, Иоанн, Иаков Зеведеев, Филипп из Вифсаиды, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Кананит, Иуда Искариот ?
Или период времени -двенадцать  месяцев прошедших после начала революции?
Что обозначает эта цифра в нумерологии?  Предвесник всего нового, полно меняющего судьбу человека и его окружение.
А может... Дюжина... дюжий... «дюгъ» - сила.
Какое ёмкое, значимое название!

Глава первая
Словно талантливый художник уверенным ударом кистью наносит фон будущего полотна –  Блоковские первые двенадцать строк поэмы:
«Чёрный вечер
Белый снег
Ветер ветер
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём божьем свете!

Завивает ветер
Белый снежок
Под снежком – ледок .
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит – ах, бедняжка!»

Рваные строки... Ощущаешь порывы ветра... Холод... Тревога...
И дальше эта картина непредсказуемости , ухода земли из-под ног
как водоворот развития событий и времени затягивет в свою «воронку» всех окружающих.

Старушка, буржуй, должно быть, писатель – вития (краснобай)..., товарищ поп, две барыни в каракуле ... всё герои первой главы.
В лучшем случае непонимание ими этих событий:
«На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят».
Но и кликушеств и пророчеств не счесть:
«Ох, большевики загонят в гроб!»
« - Предатели!
 -Погибла Россия!»
Есть строки и про большевиков:
«...И у нас было собрание...
...Вот в этом здании...»
Стихи А.Блока всегда личностные.  Почти всегда от первого лица. Но пока лишь взгляд со стороны. Только  следующие  строки , разговор поэта с голодным одиноким бродяжкой:
«Эй, бедняга!
Подходи –
Поцелуемся...
Хлеба!
Что впереди?
Проходи!»
«Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Чёрная злоба, святая злоба...»
 явно выражают его отношение к этим событиям. Странно, но большевики посчитали Блока «своим» поэтом, а «противоположная» сторона отвернулась от поэта после написания этой поэмы.

Глава вторая.
Появляется новый герой – двенадцать человек.
Кто такие эти  «двенадцать», если:
«В зубах – цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!» .
Многие читатели, не сомневаясь, видят в них двенадцать апостолов. Среди них  есть и Андрей и Пётр... Но как же бубновый туз, который надо бы им на спину?
Что символизируют эти «двенадцать». Где мнение автора? Возможно это –
«Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!».
И это не единожды Блоком подчёркнуто. Возможно это «воля»- Свобода  без границ. Без креста.
И кончается глава авторскими словами:
«Эх, эх, без креста!».
Правда в этойже главе есть строчки о гулящей Катьке.

Вся третья глава – двенадцать строк.
Не характерные для Блока. Так похоже, что  среди звуков классического симфонического произведения вдруг, на какое –то время,  возникает народный мотив.
Частушечный, уличный. Мне кажется, что те двенадцать человек – мимо этого мотива, сквозь него.  «Двенадцать» - голь перекатная.  Воля «без креста». Дюжина...  ещё недавно бывшая чёртовой дюжиной.
«Наши ребята» и «Господи благослови!» - это не о «двенадцати», не о «воле» - движущей силе революции – переворота .

Четвёртая глава,  пятая, шестая.
 Герои: Катька с Ванькой, лихач, офицер, и по касательной – «юнкерьё» и «солдатьё».  Пена, неожиданно оказавшаяся на обочине истории. Справедливость по понятиям «двенадцати», оправдание насилия в угоду этой «справедливости». И повторение призыва:
«Революцьонный держите шаг!»
Слова явно услышанные и позаимствованные поэтом на улице: «елекстрический фонарик», «с физьономией  дурацкой». Рассказ о «Катьке- дуре»,  о её пристрастиях и в конце об её смерти от пули  «Петрухи».

 Седьмая глава.               
Опять «двенадцать» как целое. Недолгие сомнения внутри этой стихийной силы.
И самоуспокоение: «- Не такое нынче время, чтобы няньчиться с тобой!».
И предвкушение:
«Эх, эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!»
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!»

Восьмая глава.
Прямая речь не обозначена. Видится как мысли. Как переплетение мыслей автора:
«Ох ты, горе-горькое!
Скука скучная,
И мыслей  «двенадцати» (?) или одного из них.
« Уж я ножичком
Полосну, полосну!..»

Девятая глава.
Опять песенный напев и опять вся глава помещается в двенадцати строчках.
Поэт как бы слушает (и передаёт)  музыку революции (переворота).
И вновь напоминание о  судьбе «двенадцати».
«Не слышно шуму городского
Над невской башней тишина...»
Первые строки так похожи на песню Ф.Глинки!
Но в следующих строках, видно, что «бубнового туза» уже нет на спинах:
«И больше нет городового –
Гуляй, ребята, без вина».
И далее убийственно верныее сравнения:
«Стоит буржуй, как пёс голодный
Стоит безмолвный как вопрос.
И старый мир, как пёс безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост».
А повторение слова пёс, (можно было бы волк и пёс) явно даёт понятие о стае уже «безродных» .

 Десятая глава.
Образ вьюги. Не видать ни зги. Ни своих, ни врагов.
Тем не менее, развитие образа «двенадцати». Это уже не те, которым бубновый туз на спину,  не «голытьба» - «открывайте погреба», и уже не «гуляй ребята без вина».
Это уже:
«Вперёд, вперёд, вперёд,
Рабочий народ!»

Одинадцатая глава.
«Двенадцать». Сомнения позади.
«Вперёд, вперёд,
Рабочий народ!»
Только :
«...вьюгА пылит им в очи
Дни и ночи
Напролёт...»

Двенадцатая глава.
Дальнейшее развитие образа «двенадцать».
Это уже:
«...Вдаль идут ДЕРЖАВНЫМ шагом...»  (выдел мой).
Старый мир (пёс паршивый) позади.
Поиск врага, но из-за вьюгИ(?) он не виден, не определён.
Отдельно образ:
«Впереди – Исус  Христос».
Не только « в белом венчике из роз», но и с «кровавым флагом».
Пока не виден глазами (умом?).
А если «впереди» - это не определение места, но определение времени?
Впереди, в будущем. Тогда это образ новой веры? Кровавой.
Не думаю, что поэт допустил ошибку в имени Исус.

Что сказать в конце... Поэзия - порыв чувств, затаившихся в словах. Смысловая нагрузка
почти всегда в тени. И если она видна всем одинаково то вряд ли это поэзия.
Великая загадка Блока – суть ощущение художником того момента. И споры на чей стороне поэт,
скорее всего бесполезны.