Петра Калугина. Обзор стихов-победителей 275-279

Семь Дней 3
Петра Калугина Страница на Стихи.ру http://www.stihi.ru/avtor/petra_s

Интересное совпадение: два первых стихотворения лонга оказались лучшими из всех (на мой взгляд, естественно). Отдаю им серебро и золото соответсвенно, рискуя заслужить несправедливое обвинение в том, что член жюри особо не утруждал себя вниканием и «пошёл по списку». С другой стороны, в чем только не упрекают членов жюри поэтических конкурсов, стоит ли из-за этого растраиваться...

Итак, 1 место.

2.Гололёд

Когда Земля кренится набок
В большой вселенский гололёд,
Летают мужики и бабы,
Вот-вот и небо упадёт.
Я сохраняю равновесье
И наблюдаю в сотнях лиц
Паденье гордости и спеси,
Паденье нравов и границ.
Жду день, когда закроют тучи
Блеск отмороженных светил,
Пройдут снега, ветра озвучат
Борьбу потусторонних сил
До полного изнеможенья,
До гладкой белой простыни,
Что расстилает ворожея
В разочарованные дни.
Мир станет белым и пушистым
Опасный крен сойдёт на нет,
И кто-то из авангардистов
На целине оставит след.

Тема не нова и хорошо раскрыта популярной песенкой «Все падают на снег. Снег падает на всех». Но не исчерпана ею. В этом тексте автор заглядывает глубже: тема утраты равновесия и падения рассматривается им сквозь призму философскую, онтологическую, морально-нравственную; сквозь «кантову оптику», удачно и ненатужно привлеченную в этот лёгкий игривый стих.
Примечательно, что в этом глобальном оскальзывании и «летании» не принимает участия лишь ЛГ. Он единственный «сохраняет равновесие», наблюдает со стороны. Это очень психологически точная деталь: мы воспринимаем своё Я как срединную точку, центр вселенского балансира.
Мне показалось, автор иронизирует над этой «пуповостью» Я — если и не напрямую, в словах, то как минимум выбранной легкомысленной формой, полушутливой интонацией своего поэтического высказывания.
Особо приглянулись концовка и две строчки в середине: «Пройдут снега, ветра озвучат/ борьбу потусторонних сил». Отличный образец поэтической метафизики, по-моему!
 Что не понравилось: строчки «Жду день, когда закроют тучи / блеск отмороженных светил». Не самые удачные по звуку, необязательные по смыслу. Автору нужно с ними что-то сделать.
Также сомнительным кажется пассаж: «борьбу.... до полного изнеможенья, до гладкой белой простыни». С изнеможением понятно, но «борьба до простыни» — звучит не очень. Особенно до «гладкой, белой». Простыня после борьбы на ней не может выглядеть нетронутой и свежезастеленной. Здесь, в этом образе, и внутреннее логическое противоречие, и внешнее грамматическое («борьба до простыни»). Советую автору обратить внимание.


2 место.

1.Осенняя муха

Исступленно забилась в висках
Вакханалия белого шума…
Раздражающий шепот парфюма.
Душный воздух ванилью пропах.
 
Где-то справа волна табака
Диссонансной нервической нотой…
Как обычно. В трамвае с работы.
Повседневных забот шелуха.
 
Просто осень, усталость, раздрай..
Нет причин раздражаться и хныкать.
Ты души полноправный владыка -
Усмиряющий мысли трамвай.
 
На холодный ноябрьский свет
Я лечу, как осенняя муха.
Бесконечная, сладкая мука…
И ни смерти, ни времени нет.

Ежедневный ритуал колыхания в тесноте общественного транспорта описан достаточно «близко к телу». Кучность, запахи, повторение однообразных, убаюкивающих разум движений. По мне, акценты расставлены не везде точно. Например, «ваниль» кажется лишней — ведь до неё уже было упоминание «парфюма». Опять же, запахи парфюма очень разнообразны, имеет смысл говорить об их смешении, а не о какой-то отдельной ванильной нотке.
Если же под «ванилью» подразумевается аромат выпечки с ванилью, которую кто-то везет в трамвае, то все равно не клеится: характерное и типическое нельзя поставить в один ряд с частным и случайным, дать их через запятую. Запах парфюма и сигаретного табака в общественном транспорте — то самое характерное и типическое, «классика жанра» городских поездок. Аромат ванили встречается гораздо реже, это скорее случайный штрих жизни. Если бы автор написал, что к привычной «трамвайной» смеси парфюма, пота и табака время от времени добавляется то запах ванили, то какой-нибудь селедки, то чесночно-луковой отрыжки, то свежесрезанных роз, — это было бы стилистически грамотно. Но парфюм, ваниль, табак через запятую не вызывают во мне того читательского доверия и узнавания, которого обычно ждёшь от стихов.
Кроме того, фраза о ванили выбивается из текста даже грамматически. Соседствующие с ней предложения — назывные, в них нет сказуемого, только подлежащее. И только в предложении о ванили сказуемое есть — «пропах». Интонационная целостность нарушена. Фраза выглядит принуждённой; неким неловким вкраплением в гармоничный медитативный текст.
Но основная претензия не к ванили, конечно же.
Нет выхода в многоплановость. Автор даёт нам картинку 2D. За неё тоже спасибо, но чуть продвинуться бы в глубь, развернуть это трамвайное измерение в каком-нибудь неожиданном для глаз читателя ракурсе. Ведь именно в этом состоит задача поэзии. На мой взгляд. 



 Определиться с третьим местом оказалось сложнее. В лонге много стихов, из которых мне нравится по две—четыре строчки, и категорически не нравятся или оставляют равнодушной остальные. Есть стихи ровные, добротные, без явных провалов, но и без ярких вспышек образности.
С большим сомнением отдаю третье место стихотворению про маленькую отчаянную рыбку:

3 место.

5. Омут

Выплыть бы, выплыть из омута зыбкого,
камнем не кануть на дно,
щукою хваткою, мелкою рыбкою -
мне всё равно, всё равно.
Только бы волнами не опрокинуло,
не заслонило бы свет,
только хватило бы веры и силы мне
меньшую выбрать из бед,
вынырнуть, выплыть из душного вечера,
не затеряться в ночи...
Как бы там ни было, делать-то нечего -
бойся, плыви и молчи.

Динамичный нагнетаемый ритм, интонационная раскачка благодаря повторам («выплыть бы, выплыть», «мне все равно, все равно») — всё это хорошо ложится на содержание, совпадает с ним по основной эмоции. Стихотворение звучит словно закличка-бормоталка, которую можно повторять в ситуации некоего жизненного отчаянного рывка.
Я отдала ему третье место — с сомнением, но отдала бы без сомнений, если бы не концовка. Она «обрушила» этот стих, низвела его до скучной банальности. Заключительная строка похожа на известную формулу «не верь, не бойся, не проси», но даже не в этом дело. От концовки хочется какой-то ударной строки, приподнимания, пуанта. А здесь просто словесный жмых. «Как бы то ни было» — для такого маленького стихотворения, написанного такой короткой строкой, этот ниочемный оборотец убийственен. «Делать-то нечего» — тоже не ахти, но он нужен для рифмы, пусть будет. «Бойся, плыви и молчи» — скукота, отмазка, формальное наставление самому себе.
Я бы предложила автору хороший вариант концовки: «Хоть рыбой кричи». Этот оксюморон — кричащая рыба — символизирует рывок из отчаяния, как бы преодоление собственной природы. «Как бы то ни было, делать-то нечего / больше. Хоть рыбой кричи». Как-то так можно закончить. А потом, со временем, и предпоследнюю строчку подобрать более удачную.



3. Сколько живу...

Сколько живу, а не знаю своих корней,
Даже фамилия деда – всего лишь звук.
Нет фотографий – и это еще больней,
Словно годичных колец разомкнулся круг.

Древо семейное гибнет под гнётом лет,
Ветка, другая… Слетает имен листва.
Ты одинок и любимыми не согрет –
Тих и беспомощен сдавленный зов родства.

Кто они были? И сгинули где и как?
Знаю немного, а мне бы попасть туда,
В дедово прошлое, в красный, чумной бардак,
Остановить уходящие поезда.

Может, в Сибири теряются их пути,
Может, Уральские горы сгубили их…
Прадед исчез. И следов его не найти:
Судьбы смешала война, как горячий вихрь.

Бабушка выросла в бедности, без родни.
Запахи «Красной Москвы» не знакомы ей.
Сено колхозное, палочки-трудодни,
Домик саманный, где дует из всех щелей.

Даже туда не вернуться – разрушен дом,
Сразу, как бабушку добрый Господь прибрал.
Мама и папа стареют. Крошится льдом,
В пыль рассыпается хрупкая ткань зеркал.


Осмысление истории в современной лирике — направление достаточно разработанное и популярное. Трагедия семьи — и трагедия народа. Потомок с болью смотрит в прошлое, вглядываясь в него, словно в фотографию... которой нет. В этом смысле стихотворение получилось сильное, задевающее нужные струны в душе. Довольно линейное, но такой поэзии и не требуется быть многоплановой, метафоричной, метафизичной...
Горькая правда жизни как она есть.
Невключение этого стиха в тройку лидеров прошу рассматривать как случай «вкусовщины». Признаю достоинства этого текста, но сама-то я люблю стихи более замысловато устроенные.

4.Игра от Германа Гессе
                Название романа Германа Гессе «Das Glasperlenspiel»
                можно перевести на русский язык как «Игра в бисер»
                и как «Игра в фальшивые жемчужины».
1.

Игра в фальшивые жемчужины —
игра фальшивая, увы.
Игривой мыслью отутюжены,
блистали острые умы.

Они пикировались смело
на запредельном рубеже,
разя направо и налево
умы уставшие уже.

Они среди лукавых чисел,
преобразующих мотив,
твердили вновь: «Играем в бисер»,
как будто бисер не фальшив.

Я был готов без сожаленья
бежать от них на край земли,
когда бы вдруг стихотворенье
они в цитаты не вплели,

когда бы вдруг не зазвучала
певуче музыка стиха,
как обещанье и начало
и искупленья, и греха.

И я включился в игры эти,
поверив, что пришла пора,
что есть ещё на этом свете
стихотворящая игра.

И я играл — любовью, снами,
рифмуя явь и миражи,
пытаясь выразить словами
ещё не сыгранную жизнь.

2.

— Игра в би, сэр.
— Игра в бисер?
— Нет, сэр, — игра в би.
Смешалось всё, как будто это миксер
перемешал деревья и столбы.
Играю в би — бипланы, биоритм...
слова соединяются с приставкой.
Природа ни о чём не говорит,
совокупившись с привокзальной лавкой.
И лавка не расскажет ни о чём,
поставленная не для красноречья,
и пьяный, подпирающий плечом
дверной косяк, и жалость человечья —
им не дано себя ни оживить,
ни объяснить, ни выразить словами,
и только я связующую нить
и вытяну, и протяну меж нами
из хаоса, что грозен, как Хеопс,
точнее, как Хеопса пирамида.
Играю в би, и значит, я дорос
до сверхбиологического вида.
Что за игра — на метаязыке
соединяю прошлое с грядущим,
и прозреваю друга во враге
и самого себя, едва бредущим.
Играю в би — билеты, билетёр...
но строчки не нуждаются в билете,
когда они выходят на простор
невинные, как маленькие дети.
Играю в би — бизон, бивак, бином...
и поверяю чем хочу при этом
гармонию — расчётом ли, вином,
дурацкой шуткой, глупеньким советом.
Бизденежье, биссмертие...игра
разрушит грамматические нормы,
и я, как Пушкин, выдохну: «Пора...
пора, мой друг...все возрасты покорны...»,
все человеки самых разных стран
покорны поэтичному обману,
и это есть единственный обман,
в который верить я не перестану.

3.

Игра, не стоящая свеч.
Свеча, горящая в романе.
И поэтическая речь,
себя нашедшая в обмане
строки, ведущей в никуда
дорогами душевной жажды...
Игра...не дай мне Бог однажды
с ней распрощаться навсегда.

Когда стихотворение посвящено некой бесплотной умозрительной игре и само устроено как игра, то эта игра должна быть блистательна, виртуозна. Чтобы мы, читатели, и думать забыли искать в стихе то, что обычно ищем в поэзии ( чувство, эмоцию, состояние) и восхищенно следили бы только за этой игрой. Здесь, как мне показалось, автор немного не дотянул до такого виртуозного исполнения-воплощения «пустоты». Читать было скучновато.


6. Оптимистическая депрессия

            Эй, человек, погоди, не грусти – мир не настолько угрюм.
            Душу навек из груди не спасти – это ли повод для дум?
            Сбудется милость – дождёмся весны, там и взлетим, а пока...
            Белка свалилась со старой сосны – ей не хватило белка.

            Выдержи коштом десяток монет – к ночи останется треть.
            Видишь ли, в прошлом тебя уже нет, в будущем – как посмотреть.
            Сном нелюбвей злые слёзы утри, выбели волосы в мел...
            Пел соловей "раз-два-три, раз-два-три"– дальше считать не умел.

            Верь же – не раз озарит его песнь темени утлую рань:
            Ежели Аз без сомнения Есмь – время ли прыгать за грань?
            С Выдержи коштом десяток монет – к ночи останется треть.
Совесть не страх, а тоска не печаль – нам ли судьба не беда...
Где-то в кустах заливался рояль, хлюпала в струнах вода.

Некоторые утверждения в стихе показались спорными: «Душу навек из груди не спасти» — ой ли? Душа из груди «спасётся» сама, с последним вздохом.
Совершенно непонятна фраза: «Выдержи коштом десяток монет – к ночи останется треть». Кошт—расходы на содержание, некая сумма, предназначенная для целевых выплат. Если выдержать коштом (то есть использовать, потратить) десяток монет, то почему треть от них всё-таки останется? Загадка!
Все три строфы в стихе устроены по такой схеме: первые три строчки — обращение к некоему «человеку» ( не грусти, выдержи, верь же), а четвёртая — «шутка юмора» в петросяно-аншлаговском стиле. Причём эти вставки-шутки никак не связаны с предыдущими тремя строчками строфы. На их месте могли быть любые другие — лишь бы в рифму.
Стихотворение не возымело на меня воздействия. Никакого. Я, честно, не знаю, что я должна почувствовать от фразы: «Совесть не страх, а тоска не печаль – нам ли судьба не беда».


7. Чёрный ворон

Дайте мне выразить, что накипело,
Всё, чем дышу и о чём говорю.
Ворону в чёрном с манишкою белой
Тайных желаний загон отворю.

Вылетят кони страстей и мгновенно
Скроются в мареве серой пыли.
С губ лошадиных свисающей пеной
Мысли мои упадут в ковыли

И прорастут и поднимутся к небу,
Вымолив милости - не умереть,
А, уподобившись мудрому Фебу,
В грозной квадриге над миром лететь.

И собирать по крупице, по слогу
Строчек калёных железную суть,
Вымостив думами эту дорогу -
Чёрного ворона не обмануть.

И обретённое втиснуть умело
В ложе прокрустово быстрых минут,
Только бы выразить всё, что хотелось,
Если, конечно, мне слово дадут.

В этом стихотворении автор сделал упор на визуальные образы, но сделал он его неудачно.  Что он по сути нам нарисовал? Чёрный ворон с манишкою белой оказывается перед распахнутыми воротами загона, из которого вылетает табун лошадей. «Бедный ворон! — хочется воскликнуть тут. — Ведь ничего же от него не останется! Не говоря уже о его белой манишке...»

8.Девочка Ки

С девочкой-киборгом сложно крутить роман.
Встретились взглядами, сверили расписание.
Я понимаю, внутри у нее титан
Под оболочкой карбоновой и лавсановой.

Девочка-киборг заходит в мое жилье.
Знаю, не слишком роскошно, и скверно прибрано.
Чуть оробев, принимаю пальто ее.
Руки, скользнув, под пиджак мне ныряют рыбами…

Прямо в глаза беспощадный укол зрачка.
Спросит: «Боишься»? Отвечу – а ты как думала?
Я архаичен, как тихая трель сверчка
В царстве металла и города вечно шумного.

Всплеск биохимии… Встрепанный внешний вид…
Мышцы дрожат от касания жестких пальчиков…
«Я не любила, но думала о любви,
И до рассвета под кожу вживляла датчики».

Девочка Ки… Перекрестия голых схем…
Принципы взлома программы почти не вычислить.
Губы теплеют – наверное, сбой систем
И притяжение дикого электричества.

Плещет холодным неоном в проеме штор,
И рассыпает реклама свои пророчества…
Манной небесной падет электронный шторм,
Все переменит и больше уже не кончится.


Некогда трендовый, но уже выходящий из моды сюжет: любовь живого человека и робота/киборга. Об этом много написано и в прозе, и в поэзии. Мне показалось, что данный стих ничего не добавляет к написанному до. Но чисто технически сделано неплохо.

9. Мотыльки собираются в стаи, летят на свет...

Мотыльки собираются в стаи, летят на свет;
Чертит ночь на песке морском колдовские руны;
Не меняются жизни короткие сотни лет,
Словно зря дни сменяют ночи, а солнца – луны...
Мотыльки смотрят в небо с надеждою, ждут ловца,
Их трепещут сердца, дрожат золотые крылья;
С темно-алых магнолий на берег летит пыльца,
Разливается в воздухе запах густой ванили.
В тишине раздается шипенье и шелест крыл,
Мотыльковые взгляды злее, острее молний;
Обжигаясь о них, вспоминай, что меня любил
Много вёсен назад, а когда разлюбил – не помню...

Стихотворение показалось набором красивостей и штампов. Колдовские руны, трепещущие сердца, золотые крылья...
Особо неудачные строчки:
«Словно зря дни сменяют ночи, а солнца – луны...» — фраза с лёгким вывихом русского языка.
«В тишине раздается шипенье и шелест крыл» — шипящие мотыльки? Гмм ...

10.Сама по себе

Я смеялась – ещё не вечер,
я шутила – себе не враг,
я бросала слова на ветер,
что попытка – совсем не брак.

Многоцветная, полосатая,
жизнь катилась живым клубком;
дни летели, годами падая;
луны таяли за окном.

Ты пророчил мне одиночество,
вечерами – тоску и сплин.

Подступила эпоха отчества,
понижая гемоглобин;
за окном – не весна, а осень;
за душою – лишь чёрный кот;
всё заметней ранняя проседь.
Независимость наоборот.

Могу лишь повторить сказанное о предыдущем тексте. Штампы, все эти набившие оскомину одиночества—отчества—пророчества, осень—проседь.  Гемоглобин поэтической образности и впрямь весьма понижен.

11.Пишется, пишется...

Пишется сплошная чересполосица
Выносишь на люди и на собственный страх.
Стихи то свободно в воздухе носятся
То в забубённых пылятся мозгах.
Группируются в книги без нужды и порядка
Вне всяких планов, теорий и схем.
Растут словно овощи летом на грядках,
Щедро удобренные. Знаете чем.
Или являются в электронном виде
Всей пишущей братии напоказ –
Любуйтесь тем, что с натугой выдавил
И приукрасил  на этот раз.
В мозгу кружатся мрачными тучами,
Белым туманом, потоком пурги.
Весёлые, скучные – хуже ли, лучше ли,
И, кажется, дальше писать  не моги,
Но рифмы упорно всё лезут и лезут,
Всё рвутся гиперболы под облака,
Эпитеты густо краснеют на срезе
До боли народного, блин, языка.
А ладно – не быть никому Маяковским,
И Бродским мне тоже, наверно, не стать.
Стихи, что собрал по дубравам мордовским,
Ращу как родитель – отец им и мать.
Запомнятся  с музой горячие  встречи
И послевкусие боли от них.
Гоню мысли в строчки, и будто бы легче.
Пошумел, побуйствовал…и – стих.

Что ж, автор хотя бы честен с собой и с нами: теперь мы в курсе, ЧЕМ он удобряет свои стихи. А можно я не буду в этом ковыряться? Перчатки не захватила...

12. Радость
 «Надеющиеся на Господа обновятся в силе. Они будут парить, как орлы, побегут - и не устанут, пойдут - и не утомятся». © Исаия 40:31


Сперва на полку зубы положи,
потом беги, считая этажи,
сквозь затхлый смрад прокуренных ступеней,
беги наверх, в мансарду, на чердак,
на крышу, извергая изо рта
восторги православных песнопений.

Взгляни на мир расхристанный внизу —
прекрасен он, особенно в грозу,
когда от молний, что несутся свыше,
сквозь тучи проступают небеса.
А гром послушай... — это голоса.
Прислушайся к себе, ты их услышишь.

Беги на свет, куда зовут лучи,
и где распев торжественный звучит,
его канон и честен, и покладист,
беги туда, куда заводит бред,
и где до тела больше дела нет,
и только дух испытывает радость.

***
Цветные пятна кружатся в глазах.
«Я — жив». А слух, сомненьем истерзав,
доносит звуки от соседских коек.
Ещё сонливость будит миражи,
уже не убежать, но докажи,
что дух в тебе и радостен, и боек.

«Прокуренные ступени» — сразу нет. После них кредит доверия к тексту резко и непоправимо падает. Извергаемые изо рта восторги православных песнопений окончательно превращают стих в фарс. Так и представляется, как обеззубевший ЛГ мчит вверх по лестнице прокуренных ступеней, хрипло гаркая на ходу: аллилуйя! аллилуйя!


13. Облака вьются тонкими нитями...

Облака вьются тонкими нитями,
задевая слегка Аю-Даг.
Ожидаем весну в Партените мы,
ей пора возвратиться сюда.
Ходим долго с тобою по берегу,
ищем взглядом родные глаза.
В этот край приезжаем намеренно,
чтоб о главном друг другу сказать.
Одному мне с собою не справиться,
грезя зимней порой о весне,
о тебе, чернокудрой красавице
из ночей моих долгих и дней.
Не жалею ни капли о встречах я,
для тебя лишь на свете живу, –
и взлетает любовь моя вечная,
упиваясь тобой наяву.
Ветер с моря ерошит нам волосы,
мы, обнявшись, смеёмся в ответ,
признаёмся друг другу вполголоса, 
что разлуки не выдержим, нет.
И уедем отсюда, конечно же, –
всё обычно кончается в срок, –
для запаса накопленной нежности
сберегая в душе уголок.

Неплохая пейзажно-любовная лирика, стихотворение близко к альбомному, но все же не альбомное, что-то в нем есть такое, что выносит его за пределы «милого дилетантства». Сразу же прошу у автора прощения за слово «дилетантство». Напоминаю, что всё сказанное относится к данным текстам, а не к людям, их написавшим, и является исключительно моим частным читательским мнением.

14. Цвет закатный осень срисовала...

Цвет закатный осень срисовала,
К серости добавив желтизну.
Как сосед на поводке собаку,
Вечер по небу ведет луну.

Нет, не где-то в хуторе далеком,
Не в селе, заброшенном давно,
В городе бывает одиноко,
И глядишь бессмысленно в окно.

Дело не в какой-нибудь обиде —
Радостных событий нынче нет.
Но звоню я другу по «мобилке»,
Говорю привычное «привет».

Мы о самом разном с ним болтаем,
Новостями растворяя грусть,
То поездки к морю вспоминаем,
То стихи читаем наизусть.

Мне светлей. Я выбрался из мрака.
Словно осенью вдохнул весну…
Как сосед заводит в дом собаку,
Вечер в облака увел луну.

Безусловно нравятся строчки о луне-собаке и ветре-соседе. Остальное впечатлило гораздо меньше.


15. Ты...

Ты уже готова стелить постель,
ты уже готова идти в кровать,
потому что время пришло теперь —
спать.

Закрываешь двери, открыв окно,
потому что воздух ночной хорош,
несмотря на то, что давным-давно —
дождь.

За окном зате;плились фонари,
потому что снова пришла пора;
так и будут, бедные, до зари
догорать.

Замирает, кажется, всё вокруг —
ни людского голоса, ни машин,
потому что ночь заявилась вдруг
без причин.

Заявилась, снова плетёт рассказ
на удачу, счастье ли, на беду...
...подожди, любимая, я сейчас
приду...

Этот текст трудно оценивать как самодостаточный, самостоятельный. Он хорошо смотрелся бы в подборке. В подборке поэтических штрихов-зарисовок, которые дают целое только в сумме. Поодиночке такие стихи проигрывают более «выпуклым», содержательным.
Строчки про ночь, которая заявилась «без причин», выглядят беспомощно. Рекомендую заменить их на нечто более поэтически зрелое.
Итак,
1 место – 2. Гололёд
2 место – 1. Осенняя муха
3 место –5. Омут