Проект Методологии стратегического планирования в

Сергей Нехаев
               
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

















Методология стратегического планирования
в Российской Федерации



(проект)























Москва 2018
Содержание

Глава 1 Общие положения 3
Статья 1 Основания для разработки настоящего Федерального закона 3
Статья 2 О понятии стратегического планирования 4
Статья 3 Предмет настоящего Федерального закона 7
Статья 4 Правовое регулирование стратегического планирования 8
Статья 5 Научные основания формирования Методологии 9
Статья 6 Основные понятия, используемые в Методологии 9
Статья 7 Задачи Методологии 12
Статья 8 Участники процессов стратегического планирования 12
Статья 9 Горизонты стратегического планирования в Российской Федерации 13

Глава 2 Основные принципы стратегического планирования 13
Статья 10 Принципы и критерии природоподобных отношений 13
Статья 11 Мировоззренческие принципы стратегического планирования 15
Статья 12 Методологические принципы стратегического планирования 15
Статья 13 Идеологические принципы стратегического планирования 17
Статья 14 Принципы систем управления стратегическим планированием 17
Статья 15 Принципы формирования системы хозяйственных механизмов и отношений
19
Статья 16 Принципы формирования проектных решений 19

Глава 3 Основные подходы стратегического планирования 20
Статья 17 Подходы стратегического планирования 20
Статья 18 Основные подходы стратегического планирования 20

Глава 4 Основные методы стратегического планирования 21
Статья 19 Методы стратегического планирования 21

Глава 5 Основные этапы формирования и реализации стратегий развития 23
Статья 20 Этапы стратегического планирования 23

Глава 6 Реализация Методологии 26
Статья 21 Реализация Методологии на федеральном уровне 26
Статья 22 Показатели стратегического планирования 26
Статья 23 Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере стратегического планирования
26
Статья 24 Полномочия участников стратегического планирования 28
Статья 25 Документы стратегического планирования в Российской Федерации
28
Статья 26 Общественное обсуждение проектов документов стратегического планирования
28
Статья 27 Порядок осуществления контроля реализации Методологии 29
Статья 28 Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере стратегического планирования

29




Методология стратегического планирования
в Российской Федерации


Проект Методологии стратегического планирования в Российской Федерации разработан авторским коллективом:

Научный руководитель разработки: Мунтиян В.И.
Инициатор и координатор разработки: Нехаев С.А.
Мировоззренческие основания: Беляев М.И., Бочаров В.Е., иерей Петр (Пигаль), Куков В.И., Волчков В.Ю., Бондаренко Ю.Г.
Методологическое обеспечение: Курков С.Н., Панюков Д.В., Яковец Ю.В., Комарова А.И., Борисова Л.М., Бондаренко В.М.
Мотивационное обеспечение: Фокеева С.А.

Проект Методологии стратегического планирования в Российской Федерации выполнен в рамках плана работ научно-исследовательского Центра Проектирования Будущего (Народное Дело «Преображение»).













«можно знать истины веры одним умом и памятью,- но, как бедно, безжизненно и бесплодно это познание! Можно знать истины веры одною деятельностью, обращая их в правила жизни; но и сие познание, хотя гораздо выше первого и необходимо к совершенству, - хладно, сухо, и вместо отрады часто производит духа работы в боязнь (Римл. 8, 15). Токмо участие облагодатствованного сердца делает иго самоотвержения благим и бремя заповедей лёгким (Матф. 11, 30); только живое ощущение в душе небеснаго и божественного роднит человека с небом и даёт ему вкусить силы грядущего века (Евр. 6, 15); только святая любовь производит более или менее, тесный и действительный союз человека с Богом и Христом, а посему и живую веру и живое упования»





Методология стратегического планирования
в Российской Федерации

Настоящий проект Федерального Закона «Методология стратегического планирования в Российской Федерации" является развитием Федерального Закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации".


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основания для разработки настоящего Федерального закона

1. Всеобъемлющий мировой кризис, неустойчивость развития, глобальная дестабилизация жизнедеятельности человечества, распад сложившегося общественно-политического устройства мира привели народы земного шара к критической ситуации. Устойчивыми, осмысленными и целесообразными являются исключительно долгосрочно проектируемые процессы развития, определяемые общими смыслами, замыслами, ценностными ориентирами, целостными программными решениями, социально-ориентированными программами.
Вышесказанное – одна из основных причин создания настоящего Федерального закона, как путь развития Российской Федерации  на основании незыблемых естественных законов развития сложных систем повсеместно используемых в мировой практике.
2. Настоящий Федеральный Закон это:
• основание для упорядочивания всей системы формирования стратегий целостного развития, которые станут основой, смысловой базой и системой критериев для разработки целостных программ развития отраслей и регионов, сообществ и государства в целом;
• согласование и практическое использование духовных и экономических целей, критериев и принципов социального развития;
• обобщение мнений и результатов исследований российского профессионального и научного сообществ, и создание условий для эффективной реализации выработанных решений на всех уровнях государственной власти и управления.
• формирование и практическая реализация стратегий развития социальных систем, целостно рассматриваемых сбалансированной системой «государство – общество – человек»;
• обеспечение широкого вовлечения активной части населения в процессы формирования и реализации стратегий развития.
3. Основной целью социального государства и развития его хозяйственной системы, производственного комплекса и инфраструктуры является создание всего комплекса условий, целостных сред для осмысленной реализации каждым человеком своих творческих возможностей, духовного развития в интересах общества и государства, в гармонии с окружающей средой.
4. Стратегическое планирование это:
• деятельность участников процессов стратегического планирования по  целеполаганию,  прогнозированию, планированию и программированию гармоничного развития Российской Федерации, субъектов Российской    Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного, муниципального и общественного управления;
• наука о выработке мировоззренческих, мироустроительных основ для смыслового обоснования и методологических процедур принимаемых стратегических решений в развитии социальных систем.
• методологическая система формирования принципов, критериев, положений, методов и основ разработки стратегических документов;
• алгоритм действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), сбалансированных (по ресурсам) и нацеленных на выполнение стратегических задач;
• искусство достижения результата в условиях ограниченности ресурсов, необходимости выживания управляемых социальных систем;
Место стратегического планирования в этой системе реформирования и развития общества логично и обусловлено:
• выработкой стратегических ориентиров, целевых установок стратегий, программ и проектов развития (смысловое и мировоззренческое наполнение Стратегического планирования);
• обобщением мировоззренческих оснований, принципов мироздания, идеологических установок, общих подходов и методов формирования стратегий развития для обеспечения их целостности, смыслового наполнения, социальных ориентиров (методологическое обеспечение стратегического планирования);
• созданием оснований для разработки методических материалов и программ развития, систем управления и реализации этих программ, построением хозяйственного механизма, органически соответствующего целям и задачам социального государства (координирующая и синхронизирующая роль в стратегическом планировании);
• формированием целесообразного подхода, консолидации потенциала и синхронизации действия механизмов, инструментария и институтов реализации стратегий развития, разрабатываемых в Российской Федерации (основание для формирования долгосрочных институтов, механизмов стратегического развития);
• формированием принципиальных основ для сборки субъектов стратегического развития (практическое использование в формировании системы управления стратегическим развитием).
5. Основой для разработки и принятия настоящего Федерального закона послужили:
• безальтернативность обеспечения самодостаточности и целостности Российской Федерации как государства, сохранение идентичности народов России и государственности;
• поиск путей развития общества, государства на основе мировоззренческих критериев, соответствующих законам мироздания и методологических положений, гармонирующих с замыслом создания и развития России;
• необходимость согласованных действий по преобразованию и развитию социальных систем, которые в единстве рассматриваются как живой, целостный организм;
• потребность синхронизации действий всех ветвей государственностей власти, гражданского общества и предпринимательского сообщества для достижения целей стратегического развития Российской Федерации.


Статья 2. О понятии стратегического планирования

1. Стратегическое планирование - вид практической деятельности людей — плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений по разработке и реализации политики в разных сферах жизнедеятельности (в форме научного предвидения, прогнозов, планов, проектов, программ), предусматривающих выдвижение стратегических  целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю реакцию и адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
2. Стратегическое планирование в структуре процессов выработки и реализации стратегических решений занимает центральное, методологические место:
• социальный заказ на формирование стратегии развития социальной системы;
• консолидация компетенций и команд выработки стратегических решений;
• вовлечение активной части населения в выработку и реализацию стратегий развития;
• собственно стратегическое планирование;
• мотивация населения на участие в реализации стратегий развития;
• сборка субъектов стратегического развития;
• мониторинг процессов реализации стратегий развития;
• контроль (в том числе и общественный) за реализацией стратегических планов и программ;
• анализ процессов реализации и выработка корректирующих воздействий на стратегические процессы.
3. Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:
• опора на замысел, смыслы создания и развития социальных систем, мировоззренческие основания их развития, жизненные ценности и их показатели;
• ориентация на решение стратегических, жизненно-важных, ключевых, определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание, социально-экономический прогресс, устойчивое развитие, безопасность и обороноспособность страны;
• органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;
• учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него позитивное или негативное влияние и разработка мероприятий в максимальной степени ослабляющих их негативное влияние либо нейтрализующих их действие, либо использующих позитивное влияние этих факторов для успешного решения стратегических задач планируемой системы;
• мотивация и вовлечение активной части населения в процессы формирования и реализации стратегических разработок;
• адаптивный характер, то есть способность своевременно предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.
4. Стратегическое планирование, рассматриваемое как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, имеет свою форму, структуру и  содержание, охватывающее его сущность, проявление сущности и процедуры разработки стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов.
5. Объект стратегического планирования – деятельность клмплекса субъектов стратегического развития социальных систем, хозяйствующих субъектов,  структурных  элементов с позиций их будущего состояния в ближней и долгосрочной перспективах.
6. Содержание стратегического планирования раскрывают его процедуры. Основными процедурами стратегического планирования в макроэкономике являются: научное предвидение, принципиальное планирование, стратегическое прогнозирование (стратегические прогнозы); программирование (проекты стратегических программ); проектирование (проекты стратегических планов различных уровней национальной экономики).
7. Научное предвидение – это эмпирически и теоретически обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы, социальных систем, обществ и духовных процессов, неизвестных ныне, но поддающихся выявлению и использованию в процессах стратегического планирования.
8. Принципиальное планирование - выработка стратегических ориентиров, целевых смысловых и духовных установок стратегий, программ и проектов развития, обобщение мировоззренческих оснований, принципов мироздания, идеологических установок, общих подходов и методов формирования стратегий развития для обеспечения их целостности, смыслового наполнения, социальных ориентиров в стратегическом планировании.
9. Стратегическое прогнозирование. В условиях современной экономики существенно возрастает роль такой процедуры стратегического планирования как прогнозирование. Это связано с двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, с тем, что экономика, хозяйственные механизмы отличаются постоянными колебаниями конъюнктуры, стремительным изменением номенклатуры и стоимости продукции. Чтобы не допускать крупных, подчас непоправимых ошибок и экономического ущерба, нужно оценивать возможные альтернативы динамики происходящих изменений, поведения субъектов хозяйствования. Именно поэтому стратегическое прогнозирование становится необходимым элементом формирования стратегии и тактики на любом уровне хозяйствования — от индивидуального производителя, коммерческих организаций и их ассоциаций, до субъектов федерации и общества в целом. Во-вторых, в хозяйственных моделях стратегическое прогнозирование выступает как исходный пункт при обосновании проектов долгосрочных программ и планов.
10. Стратегическое прогнозирование — это важнейшая функция стратегического планирования развития национальной экономики в целом, ее отдельных звеньев и структурных элементов. Оно является одной из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанное либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий (обычно двух-трехкратный) по сравнению с периодом прогноза период в прошлом и экстраполировании этих тенденций
11. Стратегическое проектирование — заключительная ступень всех процедур стратегического планирования. Ее назначение состоит в разработке проектов стратегических планов всех уровней и временных горизонтов.
Проект стратегического плана, по сути, своей представляет собой проект управленческого решения по реализации стратегии политики соответствующих субъектов управления. На уровне первичного звена национальной экономики (хозяйствующих субъектов) — его собственников; региональных и местных органов власти, субъектов федерации, страны в целом — партии или коалиции партий, стоящих у власти.
Стратегический план - научное предвидение состояния целостного объекта управления — делового предприятия, их ассоциаций, региона, субъекта федерации, страны в целом, в определенный период времени. Это предвидение основано: на системе целенаправленных проектировок по развитию соответствующих объектов (общества в целом, его отдельных подсистем, хозяйственных субъектов); на системе мероприятий, согласованных по срокам, ресурсам, исполнителям (программный разрез проекта стратегического плана; на  мероприятиях по развитию отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры.
12. Чем выше уровень управляемой системы, тем более развернутой должна быть в проектах стратегических планов система прогнозов экономического, социального, научно-технического, экологического, внешнеэкономического, внешнеполитического и военно-политического развития.
13. Важной особенностью стратегических планов является то, что они:
• выступают в качестве инструментов реализации политики соответствующих субъектов управления;
• раскрывают цели и пути в будущее различных объектов экономики страны и ее в целом (как целостной социальной системы),
• определяют этапы социально-экономического развития общества  в целом и его отдельных подсистем;
• они выступают в качестве мерила, критерия, экономического и социального прогресса общества.
14. В процессе проектирования должны разрабатываться различные варианты и сценарии развития соответствующих объектов управления с тем, чтобы было возможно:
• выбрать оптимальный в данной хозяйственной ситуации проект стратегического плана;
• иметь в наличии такой вариант проекта стратегического плана, который в будущем будет соответствовать изменившимся условиям хозяйствования, рыночной конъюнктуры.
Проект стратегического плана не является директивой, подлежащей безусловному исполнению. Свойство той или иной степени директивности (обязательности) он приобретает после его утверждения в установленном порядке.
15. Стратегическое планирование, представляет механизм нахождения сбалансированного консенсуса между субъектами федерации, хозяйствующими субъектами, заинтересованными в принятии участия в тех или иных видах стратегических планов; во-вторых, в усилении стратегического характера проектирования. Основное внимание в условиях рыночного хозяйства в макроэкономическом планировании уделяется структурным преобразованиям, решению ключевых социальных, экологических и научно-технических, а также экономических проблем.
16. Стратегические планы призваны помочь коммерческим организациям проявить хозяйственную самостоятельность и инициативу, обеспечивая им направленность в русло общенациональных интересов; в-третьих, в повышении научной обоснованности проектов стратегических планов, которые должны стать действенным инструментом регулирования социально-экономических процессов, про-исходящих в обществе; в-четвертых, во всемерной демократизации и прозрачности процесса планирования. Все хозяйствующие субъекты, субъекты Российской Федерации должны заблаговременно получать информацию о замыслах законодательной и исполнительной власти в социально-экономической сфере, о намечаемых стратегических программах, с тем, чтобы суметь вовремя заявить о своих намерениях участвовать в тех из них, в которых проявят свою заинтересованность.
17. Насущные потребности общества, его отдельных подсистем, а также всех хозяйствующих субъектов обуславливает необходимость разработки целой системы проектов планов, отражающих особенности рыночной экономики. Эта система планов включает в себя планы стратегические и тактические. По функциональному признаку все проекты планов делятся на производственные (выпуска продукции, капитального строительства, развития транспорта и т.д.), планы снабжения и сбыта, повышения уровня и качества жизни граждан, планы финансовые и кредитные и т.д.
18. В зависимости от уровня иерархии в системе национальной экономики различают планы хозяйствующих субъектов, их ассоциаций, субъектов федерации, национальной экономики в целом.


Статья 3. Предмет настоящего Федерального закона

19. Настоящий Федеральный Закон устанавливает в Российской Федерации:
• правовые, духовные, мировоззренческие и методологические основы стратегического планирования, соответствующие законам мироздания;
• стратегическую консолидацию единства государственного, отраслевого и регионального, хозяйственного планирования;
• систему критериев природоподобных отношений, мировоззренческих и идеологических основ принятия стратегических решений;
• системы принципов, требований, методологических положений и методов для обязательного использования всеми субъектами стратегического развития и управления в России.
20. Положения Методологии стратегического планирования в Российской Федерации (далее по тексту – «Методология») обязательны для всех уровней принятия стратегических решений, всех субъектов стратегического планирования в Российской Федерации от федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований до уровня отраслей промышленности, крупных корпораций и их объединений до каждого отдельного предприятия.
21. Методология регулирует отношения между участниками процессов стратегического планирования в процессе целеполагания и принятия стратегических решений народно-хозяйственных отношений,  выбора путей решений управления народным хозяйством на основе мировоззренческих критериев, соответствующих законам мироздания и идеологическим принципам развития жизнеустройства России.
22. Действие Методологии распространяется на отношения в сфере стратегического планирования, осуществляемого на территории Российской Федерации, территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации или используемых на основании международных договоров Российской Федерации, включая морские пространства.
23. К предмету настоящей Методологии относятся:
• установление принципов, критериев, положений, методов и основ организации и   функционирования системы государственного и хозяйственного стратегического планирования;
• формирование «Базы критериев принятия стратегических решений», имеющей правовой статус (обязательных к исполнению) на всех уровнях управления социально-экономическим развитием;
• формирование документа, имеющего государственный правовой статус, определяющий «Порядок использования основных положений Методологии в процессе осуществления стратегического планирования»;
• обеспечение соблюдения преемственности в процессах стратегического планирования в ходе развития государства, регионов, отраслей, сообществ и субъектов;
• установление общих требований к содержанию документов стратегического планирования, последовательности и порядку их разработки, корректировки, рассмотрения и утверждения (одобрения), а также их практическому применению в виде Государственных стандартов;
• установление порядка координации деятельности субъектов развития Российской Федерации в сфере стратегического планирования;
• обеспечение выполнения основных положений стратегического планирования, обеспечивающих согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования;
• методологическое обеспечение стратегического планирования;
• иные полномочия в сфере стратегического планирования, отнесенные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.


     Статья 4. Правовое регулирование стратегического планирования

Правовое регулирование положений Методологии основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с федеральными законами, настоящим Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, правительства региональных и муниципальных органов власти, руководство государственных корпораций и других хозяйствующих субъектов неукоснительно используют положения Методологии в своей стратегической деятельности, при разработке региональных и отраслевых нормативных актов.


     Статья 5. Научные основания формирования Методологии

1. Наука стратегического планирования тесно связана с наукой управления и прежде всего с менеджментом, экономической теорией, философией, социологией, финансовыми науками, политологией. В процессе стратегического планирования экономического и социального развития используются выводы, фактически данные и методы исследования, применяемые функциональными науками и отраслевыми экономиками, прежде всего таких, как статистика, анализ хозяйственной деятельности и аудит, бухгалтерский учет и т.д. Наука стратегического планирования опирается на математику, технические и естественные науки, охватывает комплекс вопросов, связанных с постановкой круга задач, решаемых системой органов, принимающих участие в процессе стратегического планирования, определении функций выполняемых ими, организации их работы, а также придания определенной организационной формы конечным результатам стратегического планирования.
2. Методология базируется на следующих уровнях знаний, результатов научных исследований:
• общефилософский уровень – совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира (философия, культурология, математика, теория систем теория организации, политология);
• общенаучный уровень – понимание общих подходов, принципов, форм организации систем (кибернетика, теория организации, теория систем и др.);
• методология наук – совокупные знания об управлении в социальных системах (макроэкономика, право, социология, статистика, менеджмент);
• методология, методика и технология стратегического планирования – наука о стратегическом планировании, которая наиболее приближена к практической деятельности, и призвана консолидировать и реализовывать достижения других наук.


Статья 6. Основные понятия, используемые в Методологии

     В Методологии используются следующие основные понятия:
• государственное    управление - деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического   развития Российской Федерации, реализации долгосрочных стратегий развития, обеспечения национальной безопасности и государственного суверенитета России, создании условий для реализации творческого потенциала всех граждан;
• документы стратегического планирования - документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) соответственными уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными участниками стратегического планирования;
• духовные ценности – это совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость в процессе принятия жизненно важных решений (в том числе и стратегических);
• идеология развития – приоритет равенства прав и интересов суверенного развития всех государств и народов в открытой кооперации, основанных на едином образе будущего, формируемом через осознание целостности и единства принципов мироздания и мировоззренческих оснований; это социальное пробуждение масс и принятие ими коллективной ответственности за судьбы страны и мира;
• канон - неизменная совокупность норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека, общества, соответствующая законам мироздания;
• метод стратегического планирования – способ исследования явлений и процессов, взаимозависимости, взаимодействий и взаимоотображений, который определяет планомерный подход  к изучению их научного познания, через познания целостности мира, путем отображения развития законов мышления,  как способа постижения  истины.
В своей основе метод стратегического планирования является инструментом по решению главной задачи науки-познания законов мироздания и объективных законов действительности с целью использования их в практической деятельности людей.
Метод стратегического планирования определяет потребность, целесообразность, место и время использования научных приемов и способов исследования, а также экспериментальной проверки результатов исследования;
• методология стратегического планирования – научно-практический инструмент изучения потенциала применения в практической деятельности законов функционирования социальных систем, развития технологий решения вопросов стратегического планирования и методов их практического осуществления.
В методологии стратегического планирования рассматривают: 1) методологические подходы; 2) методику; 3) методы стратегического планирования;
• методика стратегического планирования - это совокупность методов, приемов и способов разработки, обоснования и анализа прогнозов, стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов, системы расчетов плановых показателей и их взаимной увязки. Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решаются разного уровня  проблемы стратегического планирования, рассчитываются количественные и качественные значения показателей прогнозов, стратегий, стратегических программ и планов;
• методическое обеспечение стратегического планирования - разработка и утверждение требований и рекомендаций по разработке и корректировке документов стратегического планирования на основе положений принципиального планирования;
• мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
• образ будущего – формируемое  желаемое состояние социально-экономической системы к сроку реализации той или иной стратегии развития этой системы;
• планирование -  деятельность   участников   стратегического планирования  по  разработке и реализации основных направлений деятельности    Правительства Российской Федерации, планов деятельности  федеральных  органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности  Российской  Федерации, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной   безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах  стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания;
• природоподобные отношения – отношения, складывающиеся между людьми, между человеком и природой, человеком и обществом на основе естественных законов развития мироздания;
• природоподобные технологии — технологии, восстанавливающие нарушенное равновесие и впредь поддерживающие гармоничные отношения  между биосферой и техносферой;
• результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние социальной сферы, экономики, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями.
• стратегическое мышление - способность человека прогнозировать результаты и последствия действий (своих и чужих), формулировать и ставить задачи по достижению долгосрочных целей развития;
• стратегия развития общества — сформулированное понимание целей развития, практических действий и теоретических системных разработок на основе образов будущего простроенного из целостного стратегического замысла направленного на максимальное приближение в развитии к природным законам развития сложных систем, стратегического    планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового,    информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;
• принципиальное планирование – смысловой, мировоззренческий инструмент стратегического планирования, формирующий смыслы, принципы, положения и методы стратегического планирования;
• принципы стратегического планирования - исходные положения, смысл, характер и содержание деятельности по стратегическому планированию. Соблюдение этих принципов создаёт предпосылки для формирования реальных, эффективных стратегий объектов планирования и уменьшает возможность отрицательных результатов;
• стратегическое   планирование  -  деятельность   участников стратегического  планирования  по  целеполаганию,  прогнозированию, планированию и программированию гармоничного развития Российской   Федерации,   субъектов    Российской    Федерации    и муниципальных    образований,    отраслей    экономики    и    сфер государственного   и   муниципального    управления,  направленная  на создание условий и сред реализации каждым человеком своих творческих возможностей;
• субъекты стратегического планирования – государственные, муниципальные, коммерческие и общественные организации, в законодательном или добровольном порядке придерживающиеся положений принципиального планирования, принимающие участие в процессах стратегического развития Российской Федерации;
• цель социально-экономического развития - состояние социальной системы, государства, социальной сферы, которое формируется участниками процесса стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности;
• экономика - это система отношений, обусловленная целесообразностью создания, справедливого распределения, обмена и потребления совокупности благ, произведений человеческого труда, необходимых для обеспечения жизни, деятельности, духовного развития человека.


Статья 7. Задачи Методологии

Основными задачами Методологии являются:
• обеспечение смысловой целостности и принципиальной логики документов и законов в области стратегического планирования, направленное на обеспечение самодостаточности и целостности Российской Федерации как государства, сохранение национальной идентичности России;
• мировоззренческая и идеологическая координация субъектов стратегического планирования и управления;
• формализация иерархии принципов и основных положений в стратегическом планировании;
• констатация основных принципов, критериев и ограничений в принятии стратегических решений на всех уровнях государственной, региональной и отраслевой иерархии в Российской Федерации;
• создание условий для неукоснительного использования положений Методологии в деятельности субъектов стратегического планирования в Российской Федерации;
• формирование состава и иерархии документов стратегического планирования в Российской Федерации;
• определение процедур принятия и развития Методологии органами государственной власти при активном участии экспертного сообщества широкой общественности;
• создание условий, обеспечивающих вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в процессы стратегического планирования;
• организация мониторинга и контроля реализации Методологии.


Статья 8. Участники процессов стратегического планирования.

Участниками стратегического планирования в Российской Федерации являются:
• Население Российской Федерации;
• Общественные организации и их объединения;
• Президент Российской Федерации;
• Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума);
• Правительство Российской Федерации;
• Совет Безопасности Российской Федерации;
• Счетная палата Российской Федерации;
• Центральный банк Российской Федерации;
• Федеральные органы исполнительной власти, министерства и ведомства;
• Правительства и законодательные собрания субъектов Российской Федерации;
• Администрации и законодательные собрания муниципальных образований Российской Федерации;
• хозяйствующие субъекты, коммерческие структуры;
• иные органы, саморегулируемые и иные организации, заинтересованные в целесообразном развитии Российской Федерации, в консолидации усилий по развитию Отечества и его населения.


Статья 9. Горизонты стратегического планирования в Российской Федерации.

1. Существуют следующие виды стратегического планирования:
• принципиальное стратегическое планирование – задает смысловые ориентиры, принципы, положения развития социальной системы на долгосрочный период в несколько грядущих поколений. Примером долгосрочного принципиального планирования является Методология принципиального планирования, представленная в настоящем Федеральном Законе, разрабатываемая на сроки до 100 лет;
• долгосрочное (перспективное) стратегическое планирование – формирование стратегий развития социальных систем, перспективных планов, отражающих долгосрочные цели и генеральную стратегию действий, государственную идеологию развития, формирующих операторов стратегического развития (на основе положений Принципиального планирования и разрабатываются на сроки до 25 лет);
• среднесрочное планирование – разработка программ развития социальных систем, формализующих планы развития на среднесрочную перспективу (реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риски (среднесрочные планы разрабатываются на срок до 5 лет);
• краткосрочное планирование - нацелено на регулирование текущего использования ресурсов и реализуется через составление межотраслевых балансов и бюджетов, контроль над ними, управление материальными запасами (краткосрочное планирование осуществляется на период бюджетного планирования, то есть до 3 лет);
• оперативное планирование - контроль за ежегодным выполнением плановых показателей.
2. Настоящей Методологией устанавливаются следующие горизонты стратегического планирования в Российской Федерации:
• методология стратегического планирования – до 100 лет;
• стратегия социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей – 25 лет;
• Программы социально экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей – 5 лет.
• Ежегодное послание Президента – ежегодно.
• Комплекс мероприятий по реализации программ развития – 1 год
3. Периодичность внесения дополнений и изменений в документы стратегического планирования:
• Методология стратегического планирования – до 25 лет;
• Стратегия социально экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей – 5 лет;
• Программы социально экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей – ежегодно.


Глава 2. Основные принципы стратегического планирования

    Статья 10. Принципы и критерии природоподобных отношений.

1. Принципы и критерии природоподобных отношений – основополагающие в системе стратегического планирования, на основе которых формируются, выстраиваются все остальные принципы, критерии и положения. Это канонические принципы, не подлежащие изменениям, но подлежащие расширению их состава по мере их познания, изучения и научного обоснования законов развития природы, общества, человека.
2. Сохранение жизни – ни одно решение, на любом уровне стратегического планирования, не должно действовать против естественных законов природы, нарушая природный баланс, законы сохранения жизни, во вред здоровью человека.
3. Сохранение целостности (простоты). Разнообразие элементов социальных систем подразумевает полноту разнообразия и/или множественность набора элементов, как способность, комбинируя их, реализовать любую жизненно важную функцию. Любой объект стратегического планирования должен быть рассмотрен исключительно как единое целое.
4. Полнота (синхронизация) - преобразования в любой социальной системе должны быть синхронизированы, скоординированы между изменениями всех компонентов и частей этой системы во всем многообразии их взаимосвязей и взаимозависимостей.
5. Гармония - все происходящие изменения социальных систем должны быть гармонизированы. Разрабатываемые стратегические решения направлены исключительно на создание условий для гармоничного духовно-нравственного и социально-экономического развития человека, общества, природы.
6. Причинно-следственные связи. Логика принципов принятия стратегических решений (их приоритетность): принципы мироздания (природоподобные отношения) – мировоззренческие принципы – принципы идеологии – принципы управления – принципы построения хозяйственных механизмов – проектные принципы.
7. Равновесие. Природа, как и человек, стремится к равновесию, как к наиболее целесообразному гармоничному состоянию. Равновесие считается устойчивым, если при любых малых отклонениях, допускаемых внешними воздействиями, в системе возникают силы, возвращающие объект в исходное положение, в соответствии с замыслом мироздания. Энергию, материю, данные человеку, нужно использовать исключительно для созидательного развития. Любое действие субъектов стратегического развития должно быть подчинено законам природоподобных отношений, не нарушая гармонии, не нарушая баланса социальных и природных систем.
8. Идеальный объект. Идеальное состояние социальной системы есть образ ее будущего, то, к чему стратегия развития социальной системы должна быть устремлена. Соблюдение положений, принципов, критериев настоящей Методологии – очертания пути к идеальному состоянию преобразуемой социальной системы.
9. Земля - открытая система. Любые преобразования всех социальных систем должны осуществляться с учетом их взаимосвязей и взаимозависимостей с социальными системами более высокого уровня, вплоть до уровня человеческой цивилизации.
10. Свобода воли, выбора и решения каждого индивидуума. Любое насилие, навязывание несёт за собой ответственность каждого индивидуума за свою волю, выбор и решение перед самим собой, семьей, обществом и государством. Воля и творческие возможности человека являются неприкосновенными. Стратегическое планирование социальных систем должно быть основано на использовании творческих возможностей каждого человека, на вовлечении его в процессы формирования и реализации стратегий.
11. Свобода воли, выбора и решения каждого человека должна сочетаться с ответственностью каждого человека за свою волю, выбор и решение перед самим собой, семьей, обществом и государством.
12. Саморегулирование и самосовершенствование. Духовное единение – естественная потребность людей, цель преображения пространства, проявления способностей человека, любой стратегии развития социально-экономических систем.


Статья 11. Мировоззренческие принципы стратегического планирования

1. Мировоззренческие принципы – учитывают многовековую историю развития русской цивилизации, особенности культуры и социального развития. Мировоззренческие принципы подлежат развитию и уточнению на основе соответствия принципам развития мироздания.
2. Основной целью и смыслом создания стратегий, программ и проектов развития является человек, общество и обеспечение их разумных потребностей и ценностей при безусловном обеспечении возможностей творческого, духовно-нравственного развития.
3. Разрабатываемые стратегии социального развития – механизм раскрытия человеческого потенциала как способности человека путем осознания своего места в мироздании и предназначения творчески выражать себя с целью максимального развития личности сообразно канонам развития мироздания.
4. Принцип гармонии, сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга социальных систем.
5. Развитие общества и сред его существования не должно осуществляться во вред интересам населения, прошлых и будущих поколений.
6. Приоритет критериев (показателей) жизненных ценностей над экономическими и финансовыми критериями (показателями) при принятии стратегических решений - доминанта общественно-нравственной составляющей.
7. Прибыль не является основной и единственной целью экономической деятельности субъектов экономики всех уровней.
8. Основой целеполагания является образ будущего, формируемый на основании глубокого понимания и целостного приятия идей следования законам мироздания осознаваемых человеком.
9. Широкое участие населения, сообществ в процессе выработки стратегических инициатив по направлениям развития региона, общества, государства.
10. Ориентация на формы собственности, финансовой организации и управления непротиворечащих на данном этапе  законам развития сложных иерархических систем с целью снижения энтропии экономики
11. ориентация на наиболее эффективные с точки зрения влияния на общее состояние общества и его развитие, справедливые и инновационные системы хозяйствования, создание фондов развития, предприятий,  организаций и иных форм, обеспечивающих симбиоз социально-экономической системы с биосферой.
12. Формирование на всех иерархических уровнях программ управления стратегическим развитием социального заказчика, выражающего интересы и предпочтения общества, его понимание образа будущего, при строгом следовании положениям настоящей Методологии.


Статья 12. Методологические принципы стратегического планирования

1. Комплексность - учёт всей совокупности технологических, экономических, социальных, инфраструктурных, экологических, временных и пространственных факторов, климатических и геофизических вызовов, интересов всех участников формирования и реализации программ и стратегий.
2. Системность. Рассмотрение деятельности по формированию и реализации стратегий развития как системы деяний, объединяющей знания (рациональность), методы (процессный подход), смыслы (мировоззрение) в их внутренних, внешних и абсолютных взаимосвязях.
3. Оптимальная пропорциональность. Обеспечение оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев состоит в планомерном, сознательном формировании, соответствующими субъектами управления, пропорций, соответствий между структурными элементами управляемой подсистемы, исходя при этом из определенного критерия оптимальности. В качестве критерия оптимальности могут выступать: а) время, необходимое для решения той или иной проблемы стратегического планирования; б) объем капитальных вложений, требующихся для реализации плановых решений или объем материальных ресурсов во всех их разновидностях; в) количество работников, необходимых для решения плановой задачи.
4. Иерархичность. Стратегии развития более высоких уровней иерархии должны быть синтезированы, собраны на основе стратегий более низких уровней иерархии. Формирование целей, задач, жизненных ценностей социально-экономических систем более высокого уровня при этом  должно осуществляться исходя из сформированного образа будущего  на основе следования естественным природным канонам соответствующим принципам построения природных иерархических систем. Принципиальное целеполагание при этом должно брать за ориентир высшие природные каноны.
5. Распределённый и сетевой принципы построения стратегий, основанные на научном предвидении, прогнозировании и стратегическом планировании, а также преимущественном использовании внутренних, региональных источников финансирования, на агрегировании факторов и показателей развития, инструментария и механизмов его обеспечения на уровнях от муниципальных образований к региональным, а от них - к федеральным.
6. Принцип измеряемости целей означает, что должна быть обеспечена      возможность оценки достижения целей социально-экономического развития и   обеспечения национальной безопасности Российской Федерации с использованием количественных и/или качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе стратегического планирования.
7. Принцип    сбалансированности    системы    стратегического планирования   означает   согласованность   и    сбалансированность документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации.
8. Принцип единства и комплексности прогнозов, стратегиче ских программ и планов.
9. Управляемость стратегий развития – научно обоснованное формирование институтов, управляющих сообществ и механизмов их реализации в целях обеспечения их управляемости, координации, возможности мониторинга и объективной оценки результативности и эффективности.
10. Природосбережение – не нанесение вреда человеку и окружающей среде, рациональное использование природных ресурсов, применение сберегающих и возобновляемых технологий.
11. Принцип прозрачности (открытости) стратегического планирования означает, что документы стратегического планирования, за исключением документов или их отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подлежат официальному опубликованию.
12. Принцип реалистичности означает, что при определении целей и задач   социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности    Российской    Федерации участники стратегического планирования должны исходить из   возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков.
13. Принцип преемственности и непрерывности означает, что разработка и реализация документов стратегического планирования осуществляются участниками     стратегического     планирования последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых документов стратегического планирования   и   с   учетом   этапов реализации документов стратегического планирования.



Статья 13. Идеологические принципы стратегического планирования

1. Идеология государства. Единственной идеологией государства, его региональных, отраслевых и профессиональных образований является долгосрочная стратегия развития в интересах повышения духовного и материального жизненного уровня населения, путем расширенного воспроизводства благ и создания условий для гармоничного развития личности.
2. Равенство возможностей. Обеспечение равенства возможностей социального развития и сохранение окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений.
3. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики - разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченной к реализации соответствующими субъектами управления. Объективной основой данного принципа является стремление субъектов управления обеспечить единство всей системы интересов на базе которых и формируется политика классов, различных социальных общностей.
4. Приоритет долгосрочных целей. Отказ от немедленных результатов в формировании стратегий развития ради долгосрочных целей развития общества.
5. Приоритет социальных результатов над организационными формами и финансовыми, количественными показателями. 
6. Разумная достаточность и научная обоснованность принципов и положений стратегических решений, в обеспечении целостного и гармоничного характера стратегий.
7. Идеология – методология – проектные основания. Единство средств и целей стратегий развития, гармония и единство идеологического (идеологии, духовного опыта), методологического (методологического единства и цельности), проектного (социально-экономических и социально ориентированных программ и проектов) и инструментального (институтов, инфраструктуры, механизмов, инструментария и методов хозяйствования) уровней.
8. Общественная эффективность. Первоочередной критерий эффективности реализации стратегий, рассматриваемый как соотношение общественно значимого результата к объёму необходимых для достижения этого результата всех видов затрат.
9. Социальная активность и профессиональная компетентность – участие в процессе формирования и реализации стратегий общественных и научных организаций, методологических объединений, исследовательских и прикладных институтов, а также экспертного сообщества.
10. Целеполагание смыслов созидательно-производящей, предпринимательской деятельности, исходя из оптимального обеспечения целей развития социальной среды, человека, учитывая интересы всех вовлекаемых в сферу групп, территорий и контрагентов.
11. Открытость процессов стратегирования. Безусловное обеспечение гласности, открытости и доступности информации обо всех этапах формирования и реализации программ развития, широкое освещение их в СМИ.


Статья 14. Принципы систем управления стратегическим планированием

1. Принцип  разграничения  полномочий  означает  осуществление установленных  законодательством  Российской  Федерации  полномочий органами  государственной  власти  Российской  Федерации,  органами государственной власти субъектов Российской  Федерации  и  органами местного  самоуправления  муниципальных  образований,  в   пределах которых  участники  стратегического   планирования   самостоятельно определяют  цели   и   задачи   социально-экономического   развития Российской   Федерации,   субъектов    Российской    Федерации    и муниципальных образований, и обеспечение  национальной  безопасности Российской Федерации, а также пути достижения этих целей и  решения этих задач.
2. Принцип оптимизации процедур взаимодействия участников процессов развития, реализации стратегий, программ развития с применением современных средств автоматизации, информационных технологий, через комплексное и сбалансированное решение задач минимизации стоимости транзакций, преодоления инфраструктурных барьеров.
3. Принцип стимулирование личной и коллективной заинтересованности в формировании, исполнении управленческих решений.
4. Платформы развития. Формирование и реализация платформенной основы использования комплекса механизмов и инструментария, институтов и организаций при формировании и реализации программ развития.
5. Принцип результативности и эффективности стратегического планирования означает, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности   Российской   Федерации   должен   основываться    на необходимости достижения заданных   результатов   с   оптимальными затратами ресурсов, обеспечивающими достижение всех поставленных целей и задач в соответствии с документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках планирования и программирования.
6. Принцип ответственности участников стратегического планирования означает, что участники  стратегического планирования несут ответственность за своевременность и  качество  разработки  и корректировки документов стратегического      планирования, осуществление мероприятий по достижению целей социально-экономического  развития   и   обеспечения   национальной безопасности  Российской  Федерации в пределах  своей  компетенции  в  соответствии  с  законодательством Российской Федерации.
7. Целенаправленность. Решения и проекты, механизмы и инструментарии должны быть сформированы исключительно для целей и задач гармоничного развития общества. Основными направлениями, требованиями должны быть: инновационность, наукоемкость, гуманизация и экологизация (в соответствии с экологическим императивом).
8. Принцип ресурсной обеспеченности означает, что при разработке и утверждении (одобрении) документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими документами, в пределах ограничений, определяемых документами стратегического планирования, разрабатываемыми    в    рамках прогнозирования.
9. Принцип  соответствия  показателей  целям  означает,   что показатели, содержащиеся в документах стратегического  планирования и дополнительно вводимые при их корректировке, а также  при  оценке эффективности  деятельности  федеральных   органов   исполнительной власти,  органов   исполнительной   власти   субъектов   Российской Федерации и органов местного самоуправления, должны соответствовать целям социально-экономического развития и обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации.
10. Недопущение рисков узурпации критически значимых для целей развития факторов развития и ресурсов производства частными, ограниченными группами собственников, обеспечение механизмов вовлечения излишней, неэффективной собственности и капитала в процессы общественного производства через механизмы заимствования, соинвестирования, не допуская монополизации, экспроприации.
11. Синхронизация процессов управления. Синхронизация инновационных, технологических, социальных, кооперационных, коммуникационных, инвестиционных решений для подготовки и реализации социально ориентированных программ и проектов.
12. Проектная систематизация. Любой социально значимый и масштабный региональный инвестиционный проект и программа могут рассматриваться исключительно в рамках стратегий развития регионов и отраслей.
13. Проектная иерархия. Локальные (местные, региональные) программы и проекты должны рассматриваться исключительно исходя из согласованных целей стратегических планов развития территориальных образований высших иерархических уровней, при комплексной координации с отраслевыми стратегиями и прогнозами (образами будущего).
14. Межотраслевая консолидация. Наполнение программ развития преимущественно комплексными межотраслевыми решениями, интегрированными в единый производственный комплекс в соответствии со стратегией внедрения максимально возможного спектра имеющихся и разрабатываемых отечественных технологий, решений.
15. Адресность проектных решений. Адресность проектов и программ стратегий развития с установлением целевых групп, объектов и субъектов развития, распределением ответственности, сроков и источников финансирования.


Статья 15. Принципы формирования системы хозяйственных механизмов и отношений

1. Хозяйство - преимущественно духовно-нравственная категория. Ориентированность на определенный духовно-нравственный миропорядок.
2. Автаркия — ориентированность хозяйственных единиц и системы в целом на замкнутость, самодостаточность, самоудовлетворенность. Основной поток эффективной хозяйственной деятельности направлен не вовне, а внутрь хозяйственной системы.
3. Способность к самоограничению - направленность не на потребительскую экспансию (постоянное наращивание объемов и видов товаров и услуг как самоцель), а на обеспечение самодостаточности.
4. Трудовой характер хозяйственной деятельности - взгляд на труд, как на добродетель. Экономический процесс направлен не на максимизацию капитала и прибыли, а на обеспечение трудовой самодостаточности.
5. Собственность — функция труда, а не капитала. Капиталом является производительная часть собственности, направленная на производство; капитал, отдаваемый в рост, рассматривается как паразитический.
6. Организации труда и производства — трудовая и производственная демократия.
7. Трудовая и хозяйственная мотивация — преобладание моральных форм понуждения к труду над материальными, переход от экономических отношений в процессе труда к смысловым.
8. Историческая преемственность методов и механизмов хозяйствования.
9. Отрицание использования ростовщического капитала.
10. Достижение социальной справедливости.

Статья 16. Принципы формирования проектных решений

1. Социальная значимость - формируемые проекты должны быть ориентированы на улучшение условий жизни населения регионов;
2. Проектная целостность – проекты должны быть составной частью стратегий и программ развития социальных и территориальных образований, в рамках которых они реализуются.
3. Человекоориентированность - объективная, подтвержденная необходимость реализации проектов для удовлетворения первоочередных потребностей человека;
4. Тиражируемость (распространение) проектных решений Проекта с адаптацией их к условиям регионов, социальных групп;
5. Проектная комплектность - возможность обеспечения проектов комплексом интегрируемых технологических решений, позволяющих формировать конкурентоспособную продукцию, производственные комплексы, социальные решения, новые услуги для населения;
6. Финансовая обеспеченность – обеспеченность проектов внебюджетным финансированием;
7. Энергетическая независимость от централизованного обеспечения энергоресурсами, высокотехнологичными, экологически безопасными;
8. Экспертная обеспеченность – наличие экспертной, общественной и административной поддержками отраслевого и научного сообществ, гражданского общества;
9. Административная поддержка - обеспеченность административными ресурсами в региональных и отраслевых органах власти;
10. Наличие отраслевых партнеров и экспертов, способных сформировать технологический комплекс проекта, создать команду реализации;


Глава 3. Основные подходы стратегического планирования

Статья 17. Подходы стратегического планирования.

Смысл положений настоящей главы – определить основные подходы, которые необходимо целостно использовать в процессе формирования стратегий развития социальных систем.

Статья 18. Основные подходы стратегического планирования.

1. Системно-комплексный подход - охват всех элементов социально-экономических систем, рассмотрение их как целостные образования. Выявление элементов, подсистем, прямых и обратных их связей, составляющих исследуемую систему, а также явлений и процессов, закономерностей, зависимостей, интересов людей, их сообществ, социально-экономических систем.
2. Системно-структурный подход - построение стратегий развития с учетом всего комплекса взаимосвязей и взаимозависимостей элементов социально-экономической системы, внутренних и внешних связей. Выделение элементов структуры, преобразование которых вызывает наибольшие изменения в развитии сообществ, а также тех, которые требуют преобразования, прогнозирование изменения которых имеет смысл.
3. Системно-функциональный подход - выявление и определение всех функций, которые должны быть реализованы, развиты, гармонизированы для устойчивого развития социально-экономических систем и сообществ. Определение замысла формирования функциональных сред, в которых возможна реализация творческого потенциала человека, эффективное использование им технологий обеспечения взаимодействия с другими людьми по вопросам производства, распределения и обмена продукцией и услугами.
4. Системно-целевой подход - формулирование системы целей развития, построение дерева целей на основе мировоззренческих основ развития с опорой на сформулированный образ будущего и его показатели. Консолидация, синхронизация замыслов и смыслов развития социально-экономических систем и сообществ, путем использования методов оптимального регулирования и саморегулирования на всех уровнях иерархии этих систем и сообществ.
5. Системно-ресурсный подход - определение перечня необходимых ресурсов и их источников для практической реализации целей развития систем. Обеспечение сбалансированности поставленных целей и задач и наличных ресурсов. Новые источники ресурсов и их структура должны привлекаться с опорой на немонетарные методы хозяйствования. Варианты экономических моделей, применимых и развиваемых в социально-экономических системах, должны отвечать мировоззренческим критериям их целесообразного функционирования.
6. Системно-интеграционный подход - интеграция всех элементов систем, механизмов и инструментария, источников ресурсов для обеспечения целостного и гармоничного развития социально-экономической системы. Исследование возможностей интеграции и консолидации основных показателей развития и элементов стратегий систем на всех уровнях их иерархии.
7. Системно-коммуникационный подход - формирование основ коммуникационной модели обеспечения взаимодействия всех элементов социально-экономических систем, как по вертикали, так и по горизонтали. Обязательным является выявление, стабилизация и оптимизация внутренних и внешних коммуникаций проектируемых систем. Коммуникационная модель, как модель синхронизации комплекса мер по развитию всех элементов социально-экономических систем, создается путем использования принципов оптимального регулирования и саморегулирования.
8. Системно-исторический подход - выявление причинно-следственных связей, исторических трендов и особенностей развития сообществ и систем, а также прогноз их будущего состояния с учётом закономерных изменений климата и других внешних условий. Учет исторического опыта, традиций и особенностей развития сообществ, отраслей, территорий и государства, народа, цивилизации в условиях ритмично изменяющихся параметров внешней среды.


Глава 4. Основные методы стратегического планирования

Статья 19. Методы стратегического планирования.

Выделяют следующие методы стратегического планирования:
1. Методы многомерного анализа - изучение разнородных объектов и многообразие признаков, характеризующих их, неочевидность и разнонаправленность взаимосвязей между ними, которые определяются многомерной природой их наблюдаемых явлений, формирующих сложное матричное множество пересекающихся неоднородных объектов и комплексных признаков, выявления  и изучение которых невозможны с помощью простых одномерных методов;
Окружающий мир – это мир сложных,  многоуровневых, многомерных и противоречивых процессов, фактов и событий, адекватное познание и одномерное объяснение которого невозможно, поэтому мир можно познать через методы многомерного анализа. Также следует применять методы регрессивного, дисперсионного и ковариационного анализа;
2. Методы социально-экономического анализа - представляют собой всестороннее, комплексное и системное социально-экономической действительности, познания внутренних связей и зависимостей  явлений и процессов с целью определения прогрессивных тенденций развития и возможностей совершенствования общественных отношений, производительных сил, социально-экономических моделей и систем.
Рабочими методами социально-экономического анализа являются такие методы как: сравнение, выборка изучение крупных объектов стратегического планирования, группировки, цепные постановки, исчисление балансовых разниц, исчисление индексов, расчет коэффициентов регрессии и корреляции, метод главных компонент;
3. Методы прямых инженерно-экономических расчетов. Проектировки роста производства на предприятиях, обосновываются детальными инженерно-экономическими расчетами потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства.
Особое место среди инженерно-экономических расчетов используемых в стратегическом планировании, занимают расчеты экономической эффективности производства, повышения производительности труда, инновационности производства, инвестиций, доходности и т.д.;
4. Экономико-математические методы - представляют собой специфические приемы  анализа социально-экономических систем, равновесия экономики, прогнозирования социально-экономического развития и экономического роста;
5. Методы моделирования - важнейшими экономико – математическими моделями, используемыми в стратегическом планировании, являются: система национальных счетов, балансовая матрица «Затраты-выпуск», межотраслевой баланс производства и распределения продукции и услуг, развернутый натурально-стоимостной баланс, баланс финансовых ресурсов и затрат, структурное моделирование, имитационное моделирование, статистическое моделирование, матричные модели бизнес планов, сетевые модели и т.д.;
6. Метод системного анализа – изучения объекта стратегического планирования, как совокупности элементов, которые образовывают систему. Анализ состоит в дроблении, расчленении, разложении экономических систем и протекающих  в них процессов на их составные элементы, части и подсистемы объекта стратегического планирования, его свойства, связи, взаимозависимости, отношения и на этой основе определение исходной позиции, ведущих звеньев, «узких мест», ключевых проблем и перспективного развития, функционирования производственных систем и структурного развития;
7. Метод синтеза - изучение объекта стратегического планирования  в его целостности, в единой связке его элементов, частей и подсистем, восстановления всех связей между ними и познание предмета как единого целого. Комплексный анализ не отделим от синтеза проблем, стоящих перед перспективным развитием. Анализ и синтез представляют единое методологическое целое;
8. Методы прогнозной экстраполяции – один из основных методов в прогнозировании развития больших систем, когда установлена зависимость во временных или динамических рядах. Методы экстраполяции: метод простой экстраполяции, метод наименьших квадратов, метод плавных средних, метод экспотенциального выравнивания метод гармоничных весов, модели авторегрессии;
9. Эвристические методы исследования - основываются на использовании косвенной и неполной информации, на экспертных оценках, на опыте ведущих специалистов теоретиков и практиков, интуиции. К ним относятся: коллективные экспертные оценки,  метод « мозговой атаки», метод комиссий, метод «Дельфи», матричный метод;
10. Балансовый метод – совокупность приемов, используемых  для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей с  целью добиться баланса (равновесия) между показателями, способов выявления и обеспечения пропорций и связей через разработку взаимосвязанных балансов. Этот метод предназначен для анализа и прогнозирования развития национальной экономики в целом, увязки объема и структуры общественной потребности с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и согласованием всех разделов и показателей плана социально-экономического развития, направления движения материальных и финансовых потоков в государстве, определения материально-вещественных и  стоимостных пропорций в экономике, моделирование на будущее их количественных параметров, представление о состоянии равновесия социально-экономической системы, расчета необходимого прироста различных факторов производства для создания материальной основы удовлетворения общественных потребностей, потребностей рынка в товарах и услугах. Этот метод используется для координации пропорций развития экономики до требований объективных экономических законов;
11. Эмпирические методы - специфические методы конкретно-научного познания прикладного характера, наблюдение и исследование конкретных явлений и процессов, эксперимент, а также, группировка, классификация и описание результатов исследования и эксперимента, внедрение их в практическую деятельность людей. Они состоят из теоретических и методических приемов исследования.
Теоретические приемы - выдвижение и развитие научных гипотез и теорий, формулирование научных законов и выведение из них логических следствий, сопоставление разных гипотез и теорий, использование существующих теорий и создание новых теорий. К ним относятся следующие методы: формализации, гипотетический, аксиоматический, создание теории.
Методические приемы - проведение конкретно-научных исследований на основе общенаучных методов. Это расчетно-аналитические приемы, органолиптические документалистики, наблюдение, эксперимент, и внедрение результатов исследования в практическую деятельность;
12. Общенаучные методы - используются в теоретических и эмпирических исследованиях. Основные из них: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и конкретизация, функционально-стоимостной анализ, факторный анализ и др.;


     Глава 5. Основные этапы формирования и реализации стратегий развития

Статья 20. Этапы стратегического планирования.

Основными этапами стратегического планирования социальных систем являются:
1. Научный долгосрочный прогноз развития социальных систем - научно обоснованное суждение о возможных состояниях социальных систем в будущем и об альтернативных путях и сроках их возможного развития.
2. Образ будущего. Формирование системы показателей оценки уровня развития отдельных сторон социально-экономической системы. Прогноз регионального отраслевого развития, возможностей и путей обеспечения экономической, экологической, продовольственной и информационной безопасности. Прогноз развития технологического обеспечения программ развития, инфраструктуры и политической ситуации.
3. Мировоззренческие основы стратегии развития. Использование мировоззренческих оснований и критериев канонов мироздания, методологических подходов и положений, раскрывающих и утверждающих научный подход к управлению всеми составляющими системы структуры социальной системы, иерархии и логики принципов и критериев при разработке стратегий развития.
4. Анализ ситуации. Изучение, анализ ситуации в социально-экономическом развитии. Сбор и анализ исходной информации для выявления общих особенностей и тенденций развития социальной системы и разработки общих идей самоорганизации и кооперации. Выявление противоречий в уровне развития отдельных сторон социально-экономической системы. Описание исходных позиций, принципов для проектирования будущего.
5. Диагностика. Диагностика социальной конфликтогенности объекта планирования, мониторинг очаговых и стратификационных точек социальной напряженности, проведение комплекса мероприятий для повышения социальной безопасности социальной системы и укрепления лояльности населения к властным структурам. Обеспечивается стратегия развития эффективным взаимодействием региональных и муниципальных команд на основе раскрытия ресурсов человеческого потенциала с целью обеспечения устойчивого регионального развития.
6. Целеполагание. На основе анализа ситуации в регионе, сформированного образа его будущего, прогнозных оценок развития социально-экономической системы региона формирование целей на кратковременный, среднесрочный и долгосрочный сроки. Цели формируются по различным сторонам развития. Целевые установки разрабатываются на основе критериев гармоничного духовно-нравственного и социально-экономического развития и главных канонов мироздания.
7. Программное (отраслевое) обеспечение развития. Формирование общей системной модели устойчивого развития в целом. Модернизация управления, посредством совершенствования программ и внедрение проектного управления. Синхронизация комплекса программ развития на долгосрочную и среднесрочную перспективы с учетом позиций образа будущего, методологического единства программ социально-экономического развития и их системного наполнения комплексными проектными решениями.
8. Кадры, профессиональные компетенции развития. Осуществление подготовки, переподготовки и аттестации управленческих, научно-технических, инженерных, производственных, кооперативных и социальных кадров на основе образовательных программ по проектному управлению устойчивым развитием, коммуникативному управлению, созданию саморазвивающихся сред, информационному управлению, капитализации человеческого потенциала. В связи с этим организовываются подготовка и переподготовка кадров на базе образовательных заведений с привлечением специалистов российских научных и практических школ в области устойчивого развития и проектирования будущего.
9. Человеческий потенциал развития, командообразование. Усиление системной работы по развитию скрытого человеческого потенциала, в том числе взаимодействие с региональной и муниципальными управленческими командами, различными социальными и возрастными группами в части обучения целостному стратегическому мышлению и проектному подходу к управлению с целью эффективной самоорганизации (самозанятости и самообеспечения) населения.
10. Субъекты развития. Формирование субъектов стратегического развития для системного сопровождения (организационного, финансового, коммуникационного, кооперативного, образовательного) и реализации программ развития с их последующей корректировкой по мере их реализации и с учетом изменений внешней среды. Формирование эффективной инфраструктуры управления процессом создания и реализации стратегии развития с оптимальным использованием трудового потенциала населения. Предлагается создание и широкое использование соборных, земских, артельных и кооперативных форм коллективного управления территориями, программами и хозяйствами. Создание сети консультационных и сервисно-методических центров помощи предпринимателям, кооператорам как точек роста кооперативной консолидации созидательного и гражданского потребительского потенциала, народных инициатив и общественных компетенций.
11. Стратегическое проектирование. Совокупность проектных действий, способствующих достижению поставленных перед разработчиками стратегии развития социальных систем целей и задач.
12. Сборка проектов развития. Осуществляется путем создания объединяющей модели устойчивого развития, которая системно интегрирует все региональные программы и проекты развития.
13. Финансирование программ развития. Привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов через формирование региональных финансовых институтов для оптимизации и широкого использования механизмов консолидации различных источников финансирования проектов и программ социально-экономического развития (включая возможности специализированного бюджетного и внебюджетного финансирования, привлечения средств государственной поддержки, проектного финансирования, социальной франшизы и концессии, средств граждан и отраслевых инвесторов).
14. Идентичность. Концепция формирования и развития идентичности объекта развития в структуре субъектов развития Российской Федерации и регионов мира, в том числе и за счет развития целостности мышления команд управления развитием. Формирование уникального бренда объекта развития, внедрение управления брендом на современном уровне, позволяющем обеспечить капитализацию потенциала. Формирование отраслевых центров компетенции для научного и технологического обеспечения, подготовки кадров, продвижения продукции в регионы мира.
15. Коммуникационное обеспечение стратегического развития. Формирование синхронизированной комплексной программы публичных мероприятий и механизмов информационного, коммуникационного и партнерского обеспечения программ развития, внедрение практик модерационного и коммуникативного управления, программ исторических, культурно-просветительских и воспитательных мероприятий (фестивалей, международных военно-исторических реконструкций, национальных праздников, общественных акций и международных форумов). Целеполагание и сопровождение проектов ИТ обеспечения социально-экономического развития, направленных на цели формирования открытой, гармоничной среды развития человека и общества, построения современных эффективных коммуникаций в триаде: государство – общество – бизнес.
16. Развитие механизмов хозяйствования. Формирование научно обоснованных механизмов хозяйствования на основе коллективных форм управления, кооперации. Целеполагание и сопровождение региональных проектов развития малого и среднего бизнеса, кооперации, направленные на цели формирования многоукладной экономики, построения современных эффективных кооперативных технологий.
17. Управление изменениями. Создание единой организационной модели и новейших компьютерных разработок системной организации, учета и контроля выполнения программ развития, обеспечивающих оперативную обратную связь.


     Глава 6. Реализация Методологии

Статья 21. Реализация Методологии на федеральном уровне

Положения Методологии в части принципов и оснований формирования целей и задач, приоритетов  развития государства, его регионов и отраслей экономики детализируются в федеральном законе о стратегическом планировании в Российской Федерации, методических указаниях по стратегическому планированию в отраслях и регионах Российской Федерации, на основе которых формируются мероприятия государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением.

Статья 22. Показатели стратегического планирования

1. Система показателей должна быть достаточной для того, что б характеризовать содержание основных социально-экономических процессов, происходящих в обществе в целом, а также его отдельных подсистемах и используется в их государственном регулировании. Методология включает следующие системы показателей:
• систему показателей планирования в целом. Она включает в себя кроме показателей федеральных программ, комплексных социально-экономических прогнозов, показатели системы национальных счетов, государственного бюджета, сводного финансового плана страны;
• систему показателей, используемых в процессе разработки рабочими органами государственной власти, комплексных прогнозов социально-экономического развития страны, федеральных стратегических программ, государственного бюджета страны;
• систему показателей развития субъектов федерации, включая показатели региональных целевых программ и местных бюджетов;
• систему показателей развития отдельной отрасли;
• систему показателей прогнозов, стратегических программ и планов развития коммерческих организаций и их ассоциаций (объединений).
2. Используемая в стратегическом планировании система показателей должна отвечать определенным требованиям. К важнейшим из них обычно относят:
• единство и обязательность показателей для данного уровня планирования. Данная задача решается путем разработки перечня как утверждаемых, так и используемых для расчетов показателей;
• показатели должны обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться (укрупняться и разукрупняться), быть сопоставимыми;
• показатели, используемые в стратегическом планировании должны иметь четкую меру, то есть быть определенными, измеряемыми;
• в целом система показателей должна обеспечивать комплексную характеристику всех аспектов функционирования планируемых объектов;
• система показателей должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объекта планирования.
• показатели стратегических программ и планов должны быть адресными: содержать указания на конкретных исполнителей плановых задании;
• показатели, используемые в стратегическом планировании, должны ориентировать соответствующие объекты планирования на рост продуктивности, результативности и эффективности;
• число показателей, содержащихся в прогнозах, стратегических программах и планах всех уровней и временных горизонтом должно быть численно ограниченным.


Статья 23. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере стратегического планирования

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в   сфере стратегического планирования относятся:
• определение в пределах полномочий государства, отраслей и субъектов Российской Федерации приоритетов социально-экономической политики, долгосрочных целей и задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и на основе настоящей Методологии;
• установление требований к содержанию документов стратегического   планирования, разрабатываемых на уровне государственных органов власти, в субъектах Российской Федерации, порядку их разработки, рассмотрению и утверждению (одобрению) с учетом положений настоящей Методологии, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
• разработка и утверждение (одобрение) документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов стратегического планирования в Российской Федерации;
• мониторинг и контроль реализации комплекса документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
• обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, разрабатываемых на всех уровнях иерархии власти в Российской Федерации;
• установление    порядка    осуществления    стратегического планирования в  Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей Методологии;
• участие в формировании настоящей Методологии, иных документов    стратегического планирования в Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
• иные полномочия в сфере стратегического   планирования, отнесенные в соответствии с настоящей Методологии, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

   
    Статья 24. Полномочия участников стратегического планирования

1. Президент Российской Федерации:
• осуществляет руководство государственной политикой в сфере стратегического планирования;
• обеспечивает неукоснительное соблюдение выполнения положений настоящей Методологии;
• определяет и уточняет направления, цели и приоритеты социально-экономической политики, цели социально-экономического развития Российской Федерации;
2. Другие органы власти:
• участвуют в формировании положений настоящей Методологии;
• обеспечивают использование положений настоящей Методологии при разработке стратегий развития регионов, отраслей, сообществ.
   

Статья 25. Документы стратегического планирования в Российской Федерации

1. Координация    разработки    и    реализации     Методологии осуществляется Президентом и Федеральным Собранием Российской Федерации с широким привлечением активной части населения страны, общественных и научных организаций.
2. К документам стратегического планирования в Российской Федерации относятся:
• настоящая Методология;
• Федеральный Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
• ежегодное   послание   Президента   Российской    Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
• стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
• стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
• стратегия   научно-технологического развития Российской Федерации;   
3. В соответствии с требованиями к   порядку   разработки, утверждения (одобрения) и содержанию документов стратегического планирования, установленными   настоящим   Федеральным   законом, последовательность и порядок разработки документов стратегического планирования и их содержание определяются:
• на федеральном уровне Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации согласно их компетенции;
• на   уровне   субъекта   Российской   Федерации    органами региональной власти субъекта Российской Федерации, определенными в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством субъекта Российской Федерации;
• на уровне муниципального образования органами местного самоуправления, определенными в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами.

     Статья 26. Общественное обсуждение проектов документов стратегического планирования

1. Проект Методологии (дополнения и изменения к ней), выносится на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации.
2. Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта Методологии определяются согласно полномочиям Президента   Российской   Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
3. Замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения проекта Методологии, должны быть рассмотрены федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, ответственными за разработку документа стратегического планирования.
4. В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты подлежат   размещению   на   официальном   сайте   органа, ответственного    за    разработку    документа     стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
5. Методология принимается на общероссийском референдуме.


        Статья 27. Порядок осуществления контроля реализации Методологии

Контроль реализации Методологии осуществляется в порядке, определяемом:
• на федеральном уровне Законом Российской Федерации «О стратегическом планировании в Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;
• на уровне субъекта Российской Федерации законодательством субъекта Российской Федерации в области стратегического планирования, сформированного на основе положений Методологии, с учетом действующего федерального законодательства в области стратегического планирования;
• на уровне муниципального образования - нормативными актами в области стратегического планирования, сформированных на основе положений Методологии, с учетом действующего федерального и регионального законодательства в области стратегического планирования.

 
Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере стратегического планирования

     Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере стратегического планирования, несут дисциплинарную, гражданско-правовую и административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    
Президент Российской Федерации                В. Путин

     Москва, Кремль
     _______ 2018 года
     N _____-ФЗ