В гостях у сонета...

Людмила Фирсова-Сапронова
   Сонет (итал. песенка) — это твёрдая поэтическая форма.
Классических сонетов давно не пишут современные авторы стихов, если только для конкурсов или для освоения техники сонетов. Чтобы начать писать сонеты надо знать основные  требования к ним:

1. Сонет состоит из 14 строк =  2 катрена (четверостишия)  на 2-е рифмы + 2 терцета (трёхстишия) на 2 или 3 рифмы. Другой вариант сонета — три катрена (четверостишия) и 2-у-стишие в конце — C о н е т н ы й  К л ю ч.

2. Слова не должны повторяться, кроме союзов, предлогов, междометий.

3. Размер — 5-ти или 6-ти-стопного ямба – ударение в стопах на 2-ой слог  с чередованием точных, звонких  женских и мужских рифм ( жен. рифма – слова с безударным окончанием в конце строки: ма́ма, со́лнце, не́бо… муж. рифма — слова с ударным окончанием: весна́, любо́вь, сире́нь, ко́нь…). В  португальской поэзии — 11-и- сложный стих.

4. Система рифмовки сонета перекрёстная или охватная в катренах, разнообразная в терцетах.

5. Каждая строка сонета — это законченный стих.

6. Композиция сонета несёт сюжетно-эмоциональный перелом, который в континентальном сонете приходится на переход от катренов к терцетам, а в шекспировском сонете — на 8 или 13 строфу, иногда на последний 14 стих (строку).

7. Язык сонета должен быть изысканным, возвышенным. Стихи становятся сонетом, когда несут в себе чёткую мысль – любовную, философскую, возвышенную  тему,  развивая её и доводя до вывода, итогового заключения.
 
8. Главное в сонете — тема и построение: ТЕЗА, АНТИТЕЗА, СИНТЕЗ и ВЫВОД.

9. Важна особая лексика, не смешивание языковых стилей из разных веков.

ИДЕАЛЬНЫЙ сонет —  стро́ки не должны начинаться с союза или с предлога, даже с притяжательного местоимения. Это условие редко кто выполняет, чаще, не зная о таковом, потому что поэтическому мастерству в литинституте, самостоятельно по журналам или в  литкружках не обучались. 
Некоторые современники даже требуют не вставлять в сонет прямую речь.

Не каждое стихотворение из 14 строк можно назвать сонетом…
Известно множество отклонений от классического сонета. Бродский писал сонеты вообще без рифм, белым стихом. Есть даже разностопные сонеты, но они превосходно звучат и это настоящие сонеты.

Существуют другие вариации сонетного канона:
 
• опрокинутый сонет — терцеты не следуют за катренами, а предваряют их впереди;
• хвостатый сонет — добавляют ещё один или несколько терцетов или дополнительную строку;
• Онегинская строфа — сонет английского типа с обязательным чередованием перекрёстной, парной, опоясывающей рифмовкой в катренах;
• половинный сонет — 1 катрен + 1 терцет;
• безголовый сонет — без первого катрена;
• сплошной сонет — построен на 2-ух рифмах;
• хромой сонет — укорочены четвёртые строфы в катренах;
• сонет триолетно-октавный  — состоит из триолета и октавы.

• ВЕНОК СОНЕТОВ — изысканная, архитектоническая форма поэтического произведения.  Он состоит из 15 сонетов, связанных друг с другом одной темой и схемой: последняя строка первого сонета повторяется в первой строке второго сонета и т.д., 14-ый сонет завершается первой строкой первого сонета.
15-тый сонет — МАГИСТРАЛ — состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов. Магистральный сонет является тематическим и композиционным ключом, осно́вой Венка, обычно его пишут раньше всех сонетов и по этим строкам выписывается всё произведение.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  рифмовки :
итальянский сонет: абаб абаб сдс дсд ( или сде сде). Непревзойдённый мастер сонетов в Италии был Франческо Петрарка;
французский и александрийский: абба абба ссд еед  (или ссд еде);
английский или шекспировский: абаб сдсд евев жж.
Есть немецкий, голландский, скандинавский, австрийский, русский сонеты. Есть и не пятистопные сонеты.
Отклонением от классики — русские сонеты Генриха Сапгира «Сонеты на рубашках»; Тимур Кибиров, пародируя белые сонеты Бродского, написал «20 сонетов к Саше Запоевой».

«Онегинская»  строфа: /А. С. Пушкин/

а Мой дядя самых честных правил,        (перекрёстная рифма)
в Когда не в шутку занемог,
а Он уважать себя заставил              ТЕМА
в И лучше выдумать не мог…

г Его пример другим наука;              (парная или смежная рифма)
г Но, Боже мой, какая скука
с С больным сидеть и день и ночь,
с Не отходя ни шагу прочь!             РАЗВИТИЕ ТЕМЫ

д Какое низкое коварство          (охватная или опоясывающая
е Полуживого забавлять,                рифма)               
е Ему подушки поправлять,               РАЗВИТИЕ ТЕМЫ
д Печально подносить лекарство…       

ж Вздыхать и думать про себя:        (Сонетный Ключ)
ж «Когда же чёрт возьмёт тебя!»      (вывод, итоговое осмысливание)


       Русский сонет Генриха Сапгира:   /отклонения от классического/

а То соды нет то колбасы и сыра
б То шапок нет куда я ни зайду
б Но я встречал и большую беду
а Нет близких нет здоровья нет квартиры

а Нет радости нет совести нет мира
б Нет уваженья к своему труду
а Нет на деревне тёплого сортира
б Нет урожая в будущем году

с Но есть консервы рыбные тефтели
с Расплывчатость и фантастичность цели
д Есть подлость водка скука и балет

е Леса и степи стройки и ракеты
е Есть даже люди в захолустьи где–то
д И видит Бог! Хоть Бога тоже нет

  ===============================

"Ночной сонет" Людмила Фирсова  /Идеальный. Классический/

Сегодня гостья я твоя, далёкий.
Фиалкой и лавандой опьянён,
Луной и долгим горным эхом полн
Любви невероятный сон глубокий...

Разлуке у судьбы все вышли сроки,
Мир грёз задумчив и влюблён.
Желанный путь свечами освещён.
Склонился надо мною синеокий...

Твоя... у поцелуев сладкий вкус.
Совсем забыл, тебе я только снюсь;
Мечта и я, как истина, раздета.

Звезда упала. Жизнь игра. Пора.
Бубенчики бросает шут царя,
Мгновенно счастье тает в бликах света.

 =====================================

"Признание. Души моей немеркнущая роза"
                Владимир Сапронов
                моей Людмиле! /Австрийский сонет/

Любимая, тебя боготворю!
К тебе  одной душа моя стремится.
Ты – красоты божественной царица,
Похожая на вешнюю зарю.
 
В лучах любви раскрывшийся цветок,
Дарованный мне щедрою судьбою,
Молитвенно склоняясь пред тобою,
Целую нежно каждый лепесток.
 
О, как пьянит тончайший аромат,
Благоуханней мирра во сто крат!
Твоя краса — подобие гипноза, —

Её сияньем так я ослеплён,
Что не могу понять: где явь, где сон,
Души моей немеркнущая роза.