Феодора сугдейская

Светлана Бестужева-Лада
Мало кому известно, что на Юго-Западе Крыма около 12-15 вв. существовало Мангупское княжество, называвшееся также Феодоро.Считается, что княжество было основано во второй половине выходцами из Царьграда, в эпоху императоров Комниных.
Судя по всему, княжество Феодоро является наследником бывшего здесь ранее царства Дори крымских готов. Это мало кому известное теперь, почти загадочное царство просуществовало больше двух с половиной столетий и сыграло важную роль в истории Причерноморья. Увы, более или менее точных сведений о нем не сохранилось.
А вот о княжестве Феодоро – сохранилось.
Христианское княжество Феодоро было вынуждено непрерывно отстаивать свою независимость от посягательств не только мусульман, но и католиков-генуэзцев. В целях укрепления власти владетели Феодоро стремились установить прочные связи с Русью и Молдавией.
С начала 15 в. портом Феодоро была крепость Каламита (Инкерман). В 1475 г. Феодоро разгромлено турками и превращено в турецкий округ. Сохранились архитектурные памятники 6-15 вв.: искусственные пещеры, развалины цитадели, так называемого дворца, базилик, домов, ошибочно принимаемые за наследие итальянских колонистов.

Княжество Феодоро, существовавшее на территории юго-западного Крыма в 13-15 веках, является, пожалуй, одним из самых загадочных государств в истории.
Возникнув на обломках разгромленной крестоносцами Византии – тысячелетнего Православного царства – оно вобрало в себя самые яркие элементы восточно-христианской традиции и стало последним оплотом византинизма.
Государство Феодоро располагалось в Крымской Готии, таинственной «стране Дори», о столице которой загадочном городе Дорасе глухо упоминают средневековые летописцы.
В античности на этих землях располагались богатые города Скифского царства – Хабон, Напеи, Палакион. В 4-м веке юго-западный Крым превращается в Готию. Переселившиеся с острова Скандза германские племена принимают христианство и создают здесь зону взаимодействия готской и греко-римской культур. Позже через Готию прокатываются одна за другой волны завоевателей: гунны, тюрки, хазары, мадьяры, татары, оставляющие свои следы в крымских предгорьях. К готам присоединяются аланы и черкесы. А с юга на эту территорию идут импульсы византийской культуры, осененной славой Константина Великого и Юстиниана и духовной мудростью отцов-каппадокийцев.
Такова была почва, на которой вырос и привился на земле Таврики росток греческого Православия.
Государство Феодоро стало не только политическим преемником Византии. После уничтожения мусульманами древнейших православных обителей Каппадокии – сюда в пещерные города Таврики – устремляются подвижники и аскеты, приносящие с собой высокую духовность истинного христианства.
В Крыму появляются мощные монашеские центры, соперничающие с обителями Афона, Олимпа и Вулканической долины. Их посещали такие выдающиеся подвижники как учитель Андрея Рублева иконописец Феофан Грек и выдающийся богослов Михаил Триволис (Максим Грек).
Для многих это станет новостью, но Крым является колыбелью отечественного Православия. Жители Крыма, по древним преданиям, были просвещены светом христианского учения в I веке по Р.Х. апостолом Андреем Первозванным. После него в Тавриде проповедовал слово Божие ученик апостола Петра и спутник апостола. Павла св. Климент, папа Римский.
Также в Крыму проповедовали равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, здесь принял Святое Крещение равноапостольный князь Владимир.
В Таврике апостол Андрей посещал центры языческого мира и места расселения первых христиан, которые, опасаясь расправы язычников, расселялись за городскими стенами древних городов. Многим в то время было известно, что в пещерах на мысе Фиолент живут последователи христианской веры. Поэтому именно на этот мыс в первую очередь ступила нога апостола Андрея. А вслед за апостолом прибывали в Херсонес монахи-иконопочитатели.
Интересное сказание о пребывании Апостола Андрея в Херсонесе приведено в Степенной книге, составленной из отрывков древних летописей. В ней говорится, что, подойдя к морю вблизи Херсонеса, он увидел великий камень и взошел на него. Стоя на том камне, Святой Андрей истово молился Богу и благословил море. А там, где стоял Апостол, остались, словно в воске, следы его ног. Они всегда были заполнены водой от дождей или от моря. Многие молящиеся приходили сюда, дабы смочить тело той водой, и исцелялись.
Во время проповедей Апостола, вероятно, по пути его и окрестностям много было уверовавших во Христа, ибо через 30 лет Святой Климент в одном Инкермане встретил 2000 христиан.
Эвлия Челеби в XVII веке сообщал об Инкермане следующее.
«В скалах под тем замком находится несколько сот пещер таких огромных, что каждая из них тысячу или даже две тысячи овец вместить может. В тех пещерах зимуют стада овец, принадлежащих вельможам этого края. Поэтому-то в замке домов немного, и даже если бы там было много людей, то все жили бы в пещерах. В гротах находится множество проходов, вырубленных в скале... По воле Аллаха для тогдашних людей твердые камни были игрушкой, те скалы дробили они в течение одного мгновения, как будто сыр резали, и таким образом построили разные... дворцы, дома жилые, а также комнаты для собраний».
 С начала IV века и до наших дней мы располагаем достоверно известным непрерывным рядом православных епископов, управлявших Церковью в Крыму, где были епархии: Херсонесская, Босфоранская, Готская, Сугдайская, Фульская и Мангупская.
Вот о последней и хотелось бы поговорить более подробно.
 В Алуштинском храме во имя Всех Крымских святых и св. Феодора Стратилата на южной стене, справа от алтаря, есть редчайшая икона, изображающая собор Крымских святых. Образ написан липецким иконописцем Виктором Блиновым к празднику Всех Крымских святых. Множество святых изображено на этой иконе, и среди них есть та, имя которой упоминается редко, а она доблестно и верно служила Богу до своего последнего вздоха, – это святая благоверная царица Феодора Сурожская.
О Феодоре известно мало. Но существует достаточно сведений об уникальной женщине, царице-монахине Феодоре.
«В XIV веке весь южный берег Крыма, от Судака до Ялты, принадлежал царице-монахине Феодоре, прекрасной, добродетельной и неустрашимой», - сообщает нам один из греческих синаксарей.
(Синакса;рь (гр. ;;;;;;;;;; — сборник) – чтение, собранное из писаний святых отцов и церковных преданий,
Царица и монахиня - редкое, вызывающее удивление сочетание. Столица её царства находилась в Сугдейе - нынешнем Судаке, на юго-востоке Крымского полуострова.
Историки до сих пор не пришли к единому выводу относительно того, к какой же конкретно династии принадлежали правители государства феодоритов. Известно, что в жилах многих из них текла кровь таких прославленных династий как Комнины и Палеологи.
Отец Феодоры, греческий топарх князь Феодор, происходил из древнего рода Палеологов, мать была итальянкой из Кафы. В семье воспитывались также два брата-близнеца, дети родственника князя Феодора. После смерти матери царевны Феодоры воспитание детей было доверено старцу отцу Иоанну - настоятелю монастыря святого Прокла на горе Кастель.
Как сказано в летописи, «...старец Иоанн бежал из роскошной и суетной Византии, бежал от религиозных споров и разврата; скрылся здесь, в нагорной обители, устроил её, населил монахами...».
Эта обитель на горе Кастель находилась в окрестностях тогдашнего Алустона, нынешней Алушты. Монастырь стал любимым местопребыванием юной Феодоры. Старец воспитал её в строгом аскетизме, говорил ей, что жизнь земная - только приуготовление к жизни вечной. С детства её не занимали девические игры и забавы - всё это было чуждо юной царевне. Беседы с людьми умными и благочестивыми, молитва, чтение Священного Писания и творений святых отцов - вот что было излюбленным занятием юной царевны.
Она была милосердна, добра, отзывчива на чужое горе. Часто она объезжала с отцом его владения, и всем, кто обращался к ней с просьбой, помогала. В воинских упражнениях она не отставала от юношей: выучилась превосходно владеть мечом, смело управлять конём, метко стрелять из лука. Отец её, князь Феодор, с согласия императора Византии, умирая, оставил 16-летнюю царевну наследницей Сугдейи и подчинённых ей владений.
Став царицей, святая Феодора, принявшая к этому времени постриг в монашество, не изменила строгого образа жизни: в Сугдейю приезжала лишь когда этого требовали государственные дела, а большую часть времени проводила на своей любимой Кастель-горе, в монастыре святого Прокла, где жила в специально для неё построенной башне. Укрепляя монастырь, она провела туда водопровод из источника у Яйлы, а также устроила в одной из башен подземный ход к морю.
Любимым жилищем царицы был замок на вершине скалы. С орлиной высоты верхнего замка Феодора любовалась далекими горами, побережьем моря, вдоль которого до самой Медведь-горы простирались ее владения, цветущими долинами и городом, лежавшим у подножия скалы. К городу вели многочисленные дороги, широко раскинулась гавань с кораблями.
Видела Феодора, как спешили в Сугдею караваны верблюдов, груженных товарами, ветер доносил до нее лязг якорных цепей и скрип корабельных снастей. В Сугдее на огромном торжище встречались торговые люди из разных стран. Здесь были и русские купцы, именовавшие Сугдею Сурожем и привозившие из Руси драгоценные меха: горностаевые, бобровые.
Венецианцы со своих галер выгружали полотна, тонкие сукна, фрукты и оливковое масло. Из южных степей, с берегов Волги в Сугдею шли хлеб, рыба, икра, шерсть. Китай, Туркестан, Аравия и Индия посылали пряности, драгоценные камни, парчу и бархат, шелка и индиго, опиум и благовония, ковры и оружие.
Феодориты торговали с Византией, Трапезундом, Крымским ханством, Золотой Ордой, Молдавским княжеством и Генуэзскими владениями на южном берегу Крыма.
Основным экспортом традиционно считалось вино. На территории Мангуп-Кале археологи нашли множество глубоких бассейнов для давки винограда. В те времена пресная вода в Крыму была в большом дефиците, поэтому в целях экономии население Феодоро разбавляло вино водой.
Помимо вина феодориты везли в метрополию (Константинополь): зерно, соль, рыбу, ремесленные товары. Главным портом для этого служила крепость Каламита, которая была чуть ли не единственным портовым узлом, связывающим княжество с метрополией.
Численность населения достигала 150 тыс. человек. Об этом свидетельствуют богатые археологические источники: останки селений и крепостей, множественные захоронения, некрополи и кладбища. По национальному составу преобладало греческое население.
Долгое время после падения Феодоро на территории, некогда входившем в состав этого княжества, проживало христианское население. Греческие, армянские, готские города и деревни оставались житницей Крымского ханства, поскольку именно их обитатели продолжали прекрасные традиции садоводства и виноградарства, сеяли хлеб, занимались торговлей и ремеслами. Об этом до сих пор известно мало или почти ничего неизвестно.
Как бы то ни было, но вглубь тех смутных времен уходит и установление политических связей между Русью и крымским княжеством со столицей в Мангупе. Являясь осколком Византийской империи, княжество Феодоро играло достаточно важную роль в системе династических связей православных государств Восточной Европы и Причерноморья.
Известно, что из феодоритского правящего дома происходила княжна Мария Мангупская (Палеолог) – супруга Стефана Великого, господаря Молдавии. Другая мангупская княжна вышла замуж за Давида – наследника трапезунтского престола. Наконец, сестра Марии Мангупской Софья Палеолог стала ни много, ни мало – супругой московского государя Ивана Третьего.
В княжество Феодоро уходит своими корнями и несколько русских знатных фамилий. Так, в конце XIV века из Феодоро в Москву переселилась часть княжеской семьи Гаврасов, давшая начало старой боярской династии Ховриных. На протяжении длительного времени именно этой крымской фамилии была доверена важнейшая для московского государства должность казначея. С XVI века от фамилии Ховриных взяли начало две другие знатнейшие русские фамилии, сыгравшие немаловажную роль в отечественной истории – Головины и Третьяковы.
Примечательно, что Феодоро, несмотря на малые размеры и небольшую численность населения, неоднократно давало отпор превосходящему по силам противнику. Так, маленькое горное княжество не смогли взять ни орды Ногая, ни воинство хана Едигея.
Надо сказать, что расположение столицы царства Феодоро именно на Мангупе было выбрано очень грамотно. Положение Мангупа необыкновенно. Находясь, так сказать, между небом и землей, он мог бы, кажется противостоять всем превратностям мира. С трех сторон края Мангупа ограничены скалистыми обрывами (до 70 м по вертикали)...
Это высокая, достигающая небес крепость на белом скальном выступе. Скала, на которой цитадель сия возвышается, имеет в окружности двадцать тысяч шагов. Раскинулась скала та, как равнина плоская, травой и тюльпанами поросшая, а вокруг нее пропасти зияют на тысячу аршин глубиною - воистину бездны адские! Доступа к этой цитадели ниоткуда нет, разве что со стороны ворот. Замок имеет семь высоких башен, а из самой скалы в трех местах били источники …
Когда царицей стала Феодора, многие пытались решить проблему захвата мирным путем, то есть браком. Тем более, что красота Феодоры могла очаровать всякого. У нее были тонкие черты лица, смуглая кожа, глубокие черные глаза и темные волосы. В движениях гибкого тела чувствовались ловкость, сила и неутомимость. Многие знатные вожди желали назвать прекрасную деву своей женой. Одни предлагали ей свои богатства, другие — славу, добытую мечом в сражениях, третьи — молодость, красоту, четвертые — знатность рода. Всех отвергала Феодора: она дала обет безбрачия, чтобы всю жизнь быть независимой и все свои силы направлять на благо своего царства.
Как уже говорилось, Феодора росла с двумя родственниками-близнецами Ираклием и Константином. С возрастом детская привязанность к девице перешла у Ираклия в чувство страстной любви. Но ведь царица была монахиней. Страстно молил её Ираклий отречься от своего обета и стать его женой, даже сулил содействие в том самого Патриарха.
Но Феодора твёрдо отказала ему, сказав, что самая лютая смерть милее ей, чем нарушение монашеского обета. Гордый и властолюбивый юноша, получив отказ, и решил любым путем овладеть благочестивой красавицей.
В совершенном ослеплении любовью, Ираклий решился на предательство. Владения Феодоры включали в себя крепость Алустон (Алушта) и граничили с генуэзской колонией в Кафе, с которой у сугдейцев всегда были напряженные отношения на религиозной почве.
Христианское княжество на южном берегу Крыма, представлявшее собой осколок Византийской империи и поддерживавшее связи с остальным православным миром, было костью в горле для католиков-генуэзцев, также создавших ряд опорных пунктов на побережье. Вооруженные столкновения с генуэзцами случались неоднократно, да и у набиравшего силу южного заморского соседа полуостров вызывал острый интерес.
Османская Турция, разгромившая и полностью покорившая Византийскую империю, рассматривала теперь и бывшие земли Византии, в том числе и Крым, как территорию своей потенциальной экспансии. Вторжение османских войск на полуостров способствовало быстрому установлению вассалитета Крымского ханства по отношению к Османской Турции.
Вооруженным путем туркам удалось преодолеть и сопротивление процветающих генуэзских факторий на крымском побережье. Понятно, что схожая судьба ожидала и последнее христианское государство полуострова – княжество Феодоро. Пока его спасала неприступность отвесных горных склонов.
А погубили – любовь и предательство.
Уже упоминалось, что один из братьев-близнецов, родственников Феодоры Ираклий, был буквально помешан на царственной красавице. Само княжество его мало волновало, но… Но будучи членом правящей семьи, близким Феодоре человеком, Ираклий знал все тайны и хитрости, с помощью которых можно было завоевать неприступное в любых других условиях государство.
Пробравшись в Кафу (теперь Феодосия), Ираклий убедил генуэзского консула, имевшего неограниченную власть над итальянскими колониями в Крыму, напасть на Сугдейю, обещая помощь при взятии города.
В уплату за свое вероломство изменник потребовал только отдать ему Феодору живой. Невелика плата за цветущее царство! И вскоре под стенами города собралась чёрная рать генуэзцев. Два месяца длилась битва. Во главе защитников крепости встала царица-монахиня. Как неустрашимый воин Христов она взяла в руки меч. Там, где Феодора появлялась на боевом белом коне, силы защитников города удесятерялись.
Но вот изменнику Ираклию удалось пробраться в саму крепость, пользуясь почти абсолютным сходством с братом-близнецом Константином, который был верным и ближайшим соратником Феодоры. Он убил часового и открыл ворота врагу.
Генуэзцы ворвались в город. Силы были неравны. К утру Сугдейя была под их властью. Царица с верным помощником Константином, остатком войска и частью жителей ушли на запад и укрепились в крепости Алустон (Алушта). Они решили умереть, если придется, но умереть православными.
Вскоре галеры генуэзцев показались у Алустона. Началась осада. Войска католиков-генуэзцев много раз шли на приступ, но православные оборонялись твёрдо. Тогда генуэзцы подвезли стенобитные орудия и стали ими разрушать стены крепости. Видя, что город не удержать, Феодора вывела из Алустона воинов и жителей. Они скрылись на горе Кастель в монастыре святого Прокла.
Как уже упоминалось, от монастыря святого Прокла, прямо из башни Феодоры, шёл подземный ход к морю, к восточной части горы. Там, у пристани, всегда стоял под парусами корабль, готовый отвезти царицу в Византию. Она собрала совет, решавший как быть: отплыть ли ей в Византию, и тогда её подданные останутся живы, потому что главной причиной этой войны после взятия Сугдейи была только она, царица-монахиня. Но народ в один голос возопил:
- Нет, царица, не покидай нас! Мы не хотим быть под властью врагов наших, мы не склоним головы перед ними. Падем около тебя, и исчезнет род наш, но не исчезнет память о тебе, наша славная царица! Ты столько лет охраняешь нас, ты была матерью сирот, дочерью старцев, которых Господь лишил детей; ты защищала вдов, лечила больных, молилась за грешников. Нет! Мы не покинем тебя, мы все умрем за тебя! Лучше смерть с тобою, нежели жизнь под ненавистною властью еретиков-кафян. Мы не хотим быть под властью врагов наших. Падём около тебя....
Вскоре у стен монастыря появились генуэзцы. Враги решили взять Кастель длительной осадой. Но окончательно обезумевший предатель Ираклий не мог ждать долго и вызвался проникнуть туда. По известному ему с детства подземному ходу прошёл он в обитель и открыл ворота. Он рвался к Феодоре.
А она уже вышла навстречу ему с мечом в руках. Узнав о том, что Ираклий открыл ворота, царица в праведном гневе своими руками отсекла ему голову. Ожесточённо сражались в этой битве все: монахи, женщины и даже дети. Был убит Константин.
Узнав об этом, Феодора с возгласом: «Господи! Приими меня!» - ринулась в самую гущу битвы и положила душу свою за Православие. Её кровь обагрила склон Кастель-горы.
И до сих пор там, на сером фоне утёса, ещё видны багровые тёмные полосы. Скала эта носит название Эмата-кая (Гемата), или Канкая, что по-гречески означает «кровавая скала». Местное предание гласит, что это - застывшая кровь святой благоверной царицы Феодоры Сурожской и всех павших здесь защитников Православия.
Но смерть царицы дорого обошлась врагам: только каждый четвертый из генуэзцев, участвовавших в вылазке, смог вернуться на корабли.
Существует другой вариант легенды, согласно которому у Феодоры был военачальник Гиркас, также предложивший царице свою любовь, но получивший отказ. В отместку Гиркас перешел на сторону генуэзцев и помог им захватить Сугдею. Стоя на вершине башни, Феодора прокляла изменника и бросилась вниз на камни.
Историки не смогли обнаружить абсолютно достоверных доказательств существования Феодоры, но в легендах и монастырских летописях достаточно точно описывается борьба за владение над Крымом, происходившая в XII—XIV в.
Образ царицы Феодоры связан в народной памяти с неприступными вершинами Судака, Кастели, Аю-Дага — молчаливыми свидетелями трагических событий середины XIV века.
Рассказ о ней дошел до наших дней в виде записанных народных легенд, а также в изложении крымоведа XIX века Г.К. Караулова. Во время посещения Турции в одном из монастырей он ознакомился с греческими рукописями, в которых «заключалось много чрезвычайно интересных сказаний о Крыме и прежних обитателях его, византийских греках». В одной из этих рукописей он и нашел предание о святой царице Сугдейской.
В это время началась война с генуэзцами, стремившимися захватить Сугдею.
Как коршунов стая, сомкнувшись толпой,
Стоят корабли пред Солдайской скалой:
То рать генуэзцев сюда собралась
И требуют грозно, чтоб дева сдалась!
Но башни по-прежнему гордо стоят:
Скала и прибой от врагов их хранят.
Не оставляет никаких сомнений, что на Кастели действительно находился монастырь Святого Прокла, так как это место впоследствии называли Ай-Брокуль (святой Прокл), а также какие-то средневековые укрепления. Автор «Очерков Крыма» Евгений Марков писал, что в его время вершина горы была окружена двойным кольцом стен, а Караулов полагал, что Кастель входила в общую систему укреплений с крепостью Алустона.
Еще один крымовед П. Кеппен видел на горе развалины трех церквей — Святого Иоанна, Святого Константина и Святого Николая. Все три названия связаны с легендой (Николаем звали крестника Феодоры, похоронившего ее).
Конечно же, многие могут поставить под сомнение личность Феодоры на том основании, что о ней не осталось исторических источников, кроме жития. Но в таком случае придется отказать в праве на существование многим крымским святым, включая таких святителей Таврической земли, как Иоанн Готский и Стефан Сурожский.
Русская православная церковь почитает память святой благоверной Феодоры, царицы Сурожской, 16 апреля. В церкви Святого Феодора Стратилата и всех святых в Алуште, древнем Алустоне, входившем во владения Феодоры, находится икона «Собор всех крымских святых», на ней среди прочих изображена и базилисса Сугдеи.
Со святой Феодорой, по нашему мнению, можно связать средневековую крымскую фреску из греческого храма в Массандре. На ней изображена молодая женщина знатного происхождения в светской одежде. Она не может быть ни монахиней, ни мученицей первых веков, ни святой императрицей (отсутствует корона). Над головой нимб, что свидетельствует о ее прославлении. Реалистичность изображения позволяет сравнивать эту фреску с фресками Южного монастыря (монастыря Святого Феодора) на Мангупе. О. Домбровский датировал храм и фреску XII—XV веками, то есть как раз с временем существования государства Феодоро.
Подтверждает нашу версию о тождестве женщины, изображенной на фреске, со святой Феодорой и тот факт, что ее голова не покрыта платком. Такой отход от канона должен был иметь веские обоснования. Обоснование ему, по нашему мнению, можно найти в агиографическом источнике, который указывает на то, что Феодора имела привилегию ходить с непокрытой головой.
Привилегия не могла быть ничем иным, как знаком власти. Царица Феодора правила в Южном Крыму и ее столица была в Мангупе.
Сегодня крымскую правительницу Феодору относят в XIV век. Однако летописцы иногда путали события конца XII и конца XIV века. Примерно к этому времени относится и появление в Крыму татар, историческим ядром которых являются тюркские племена, осевшие в Крыму. Особое место в этногенезе крымских татар принадлежит половцам, которые, смешавшись с местными потомками гуннов, хазар, печенегов, а также представителями дотюркского населения Крыма, составили вместе с ними этническую основу крымских татар, караимов, крымчаков.
Антропологически 80 процентов крымских татар относятся к европеоидной расе, кроме степных крымских татар (ногаев), которые имеют европеоидно-монголоидные черты лица.
На 22 года княжество Феодоро пережило Византию. После захвата турками Константинополя, Трапезунда в Малой Азии и Пелопонесса, оно осталось последним государством «византийского мира». Именно феодориты оказали самое упорное сопротивление победоносным войскам Мехмеда Завоевателя. Выстрелы турецкой артиллерии по цитадели Мангупа в декабре 1475 года поставили точку в истории тысячелетней Византийской цивилизации.
Пережившее куда более могущественные Константинополь и Трапезунт, маленькое крымское княжество стало последним бастионом Византийской империи, до конца сопротивлявшимся натиску неприятеля. Память о подвиге жителей Мангупа, к великому сожалению, практически не сохранилась. Современные россияне, в том числе и жители Крыма, мало осведомлены о трагической истории маленького горного княжества и населявших его смелых и трудолюбивых людей.
Уникальность княжества Феодоро заключается в том, что оно появилось на руинах Византийской православной империи, разгромленной католиками-крестоносцамию То есть принадлежало к «византийской традиции», официальным наследником которым все последующие века считалось российское государство с его основополагающей идеей «Москва – Третий Рим».
Византийские традиции пришли на Русь через тогда православную крымскую землю.