Богословские вопросы 28. 02. 2018

Алексей Романович Луговой
Вопрос 28.02.2018

1. Почему в некоторых канонах и чтениях употребляется несколько различных аттрибутов по отношению к Богу: Господь, Бог Израилев, Саваоф, Спас, Еммануил.
2. Есть ли в нашей Церкви какие-либо наставления против того, чтобы вне службы для своего собственного назидания читать дома тексты из Евангелия, Пророков, Апостола, из Острожской Библии?


Ответ (ШАВ):

1. Эти наименования Бога можно встретить в Писании. В Ветхом завете у евреев различные имена Бога существовали как заменители настоящего, которое считалось непозволительно произносить "всуе" (зри 3-ю заповедь). Отсюда и большое количество разных именных эпитетов. У нас эти имена взяты из Писания.
2. Прямых запретов, разумеется, нет. Однако, действительно бытует мнение, дескать нечего читать дома Писание "недостойным". Лично мне кажется это глубоким заблуждением и отчасти мракобесием.



Заключение:

1. Адонай (= Господь): означает духовного главу (народной) общности в её иерархическом понятии. Термин этот как бы предполагает наличие сословного общества, где есть народ, духовенство, князья, царь... ну и Адонай (Господин, Господь) над всеми. (Иерархичность.)
2. Бог Израилев: означает духовную принадлежность одного этноса, формирующегося из 12 княжеств в одной духовной и политической основе с наименованием Израиль и централизованным местом поклонения в Иеросалиме. (Этничность.)
3. Адонай Саваоф (= Господь воинств): несет милитаристский характер и выражает предводительство армии, т.е. Господь в роли военачальника. (Согласитесь, что значение созвездий как небесных воинств очень поэтично и не могло быть первостепенным, так как воинство всегда предполагает наличие оружия и т.д.) (Милитаризм.)
4. Спас, Спаситель: не ветхозаветный эпитет, а в переводе с иврита (от "Иешуа" = "Бог спасает") подразумевает Спасителя народа. Мф. 1,21 в тексте "ибо Он спасет людей своих от грехов их" использует греческое слово "лаос". Т.е. если перевести дословно, будет "спасет народ свой...". Немудрено при наличии римлян в Иудеи новозаветного времени. (Спасение народа от ига.)
5. Еммануил (= Бог с нами): ветхозаветный эпитет. Используется в тексте пророка Исаии в качестве утешения, назидания и ожидания победы над царем Ассирии, представляющим угрозу Иудейскому царству. Младенец Еммануил представлен пророком как знак мира иудейскому народу, знак победы над внешними врагами. (Победа над врагами.)
---------------------------------------------
Может быть в историческом понятии принадлежности этих эпитетов следует выявить эту закономерность: Иерархичность-Этничность-Милитаризм-Победа-Спасение, которая является как бы документом становления народа Израильского с его духовностью, характером.
Но в духовном смысле имеется в виду, конечно же, Церковь Христова вместо израильского народа!