Олег Федотов. Однако, это не верлибр

Верлибры
МИХАИЛ КУЗМИН. Александрийские песни: Вступление


Вечерний сумрак над теплым морем,
огни маяков на потемневшем небе,
запах вербены при конце пира,
свежее утро после долгих бдений,
прогулка в аллеях весеннего сада,
крики и смех купающихся женщин,
священные павлины у храма Юноны,
продавцы фиалок, гранат и лимонов,
воркуют голуби, светит солнце,
когда увижу тебя, родимый город!

1905-1908
 
Однако, это не верлибр, а вольный тактовик с чередованием иктов от 1 до 6, анакруз от 0 до 3 и эпикруз, преимущественно односложных, с эпизодическими вариациями в 0, 2 и 3 слога. «С верлибром у нас отношения сложные», справедливо писал в своем одноименном стихотворении Яков Хелемский (См.: «Знамя», 1970. № 11), и продолжал: «многие его недолюбливают, / иные поругивают. Я сам — сторонник певучих стихов...». Чуть позже он дает свое метапоэтическое определение верлибра: ;
Нечто, стирающее границу;Между стихами и прозой.;Диспропорция побеждает симметрию,;Раскованность заменяет гармонию,;Музыка слышится между строк;Неровных и нервных, — Сердечная аритмия века…;
И в самом деле, долгое время верлибр, или свободный стих, считался чуждым, совершенно несвойственным русской поэтической традиции явлением. Не случайно явным предпочтением пользуется французский синоним vers libre, а не его русский эквивалент. На Западе верлибр распространен чрезвычайно широко. Всемирной известностью пользуются такие классики свободного стиха, как Уолт Уитмен, Назым Хикмет, Луи Арагон, Жак Тревер, Томас Элиот, Пабло Неруда… У нас столь крупных имен нет. Однако проблема верлибра есть и стоит она достаточно остро.; Наиболее убедительно, как уже отмечалось, о верлибре писали сами поэты. Роберт Фрост сравнивал сочинение стихов в форме верлибра с игрой в теннис… без сетки. А в самом деле, попробуйте, это гораздо труднее. Еще остроумнее парадоксальное рассуждение английского поэта Гилберта К. Честертона, заметившего, что «свободный стих, как и свободная любовь, это противоречие в терминах: если стих. то уже не свободный, если свободный, то уже не стих...».
Научные определения верлибра ориентированы, в основном, на то, что в нем значимо отсутствует: нет рифмы, нет метра, нет строгой ритмической организации. А что же есть? От чего не свободен свободный стих? Только от двойной сегментации текста: членения речевого потока на графически или акустически выделенные отрезки, стихотворные строки, стихи (стиховые ряды) в терминологическом смысле этого понятия. Все остальные признаки могут присутствовать в тексте факультативно, непредсказуемо появляться и столь же непредсказуемо исчезать. Как, к примеру, в стихотворении Давида Самойлова, соответствующим образом и озаглавленного:

СВОБОДНЫЙ СТИХ

Профессор Уильям Росс Эшби
Считает мозг негибкой системой.
Профессор, наверное, прав,
Ведь если бы мозг был гибкой системой,
Он бы прогнулся, как лист жести, –
От городского шума, от скоростей,
От крика динамиков, от новостей,
От телевидения, от похорон,
От артиллерии, от прений сторон,
От угроз, от ложных учений,
Детективных историй, разоблачений.
Прогресса наук, семейных дрязг,
Отсутствия денег, актерских масок,
Понятия о бесконечности, успеха поэзии,
Законодательства, профессии,
Нового в медицине, неразделенной любви,
Несовершенства.

Но мозг не гибок. И оттого
Стоит, как телеграфный столб,
И только гудит под страшным напором.
И все-таки остается прямым.
Мне хочется верить профессору Эшби.
И не хочется верить писателю Кафке.
Пожалуйста, выберите время,
Выключите радио, отоспитесь,
И почувствуйте в себе наличие мозга,
Этой мощной и негибкой системы.
Верлибр – пограничное явление, последнее звено в цепи, которую составили бы системы современного русского стиха, выстроенные в порядке убывания строгости метрической организации:

1)система двусложных метров альтернирующего ритма: хорей и ямб;

2)трехсложники: дактиль, амфибрахий и анапест, а также трехсложники с вариацией анакруз (лермонтовская «Русалка»);

3)дольники как своеобразный гибрид трехсложников и двусложников, с междуиктовыми интервалами в 1/2 слога;

4)две разновидности тактовика: с междуиктовыми интервалами 0/2 слога или 1/3 слога;

5)акцентный или чисто-тонический стих;

6)полиметрические композиции как синтез всех предыдущих модификаций в пределах одного стихотворения;

7)наконец, свободный стих.
 
Далее следует проза.

Вытянуть все имеющиеся в наличии системы стихосложения в одну линию по мере убывания строгости метрической организации едва ли возможно: в лучшем случае это будут две линии – одна на основе горизонтального ритма, другая – вертикального. Будут ли они параллельны, или составят два луча одного угла, или модифицируются в нечто вроде «множества гребешком с зубьями разной длины, в разных плоскостях, под разными углами сцепившихся друг с другом» (Кормилов С.И. К формально-типологической систематизации нового русского стиха // Филология. Вып. 3. М., 1977. С. 140), сказать со всей определенностью пока трудно.
Итак, верлибр представляет собой систему стихосложения, не имеющую ни регулярной рифмы, ни регулярного изосиллабизма, ни регулярной омотонии, однако каждый из этих признаков стиховой урегулированности может функционировать окказионально, от случая к случаю, поддерживая основной постоянный признак – членение речевого потока на стихи. В каждом конкретном случае (на уровне отдельного стихотворения) верлибр представляет собой систему организацию ритмических средств для одноразового использования. Можно также выделить верлибр как индивидуальную систему того или иного автора, отражающую его представления о правильном и неправильном стихе. Вполне реальную величину являют собой и национальные формы верлибра, складывающиеся в зависимости от обстоятельств эволюции стиховой культуры того или иного народа. Наконец, верлибр как система стихосложения вообще вмещает в себя все возможные ритмические вариации всех возможных систем стихосложения, при условии, что ни одна из них не выбивается в самостоятельный закон.

Многосистемность в верлибре смыкается с бессистемностью.

 
PS Подробнее о верлибре см. в моих книгах:
 
Федотов О.И. Основы русского стихосложения/ Теория и история русского стиха: В 2-х частях.
Ч.1.. Метрика и ритмика. М., 2002. С. 303-312 и

Федотов О.И. Основы теории литературы: в 2-х частях. Ч.2. М., 2003. С. 1140-120;

 а также в трудах Ю.Б. Орлицкого: Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. М., 2002. С. 321-409;

Орлицкий Ю.Б. Динамика стиха и прозы в русской словесности. М., 2008.


                ***    ***   ***



Олег Иванович Федотов – профессор кафедры русской и зарубежной литературы и методики МГПИ, доктор филологических наук, профессор, член-кореспондент Международной Академии педагогического образования с 2000 г.; член Союза писателей России с 1996 г.; председатель Международного научно-творческого семинара "Школа сонета" с 1984 г.,
Родился 9 октября 1940 г. в г. Ломоносове Ленинградской области (бывш. Ораниенбаум) в семье флотского офицера. Кочуя с отцом по морям и океанам, сменил 10 школ. В 1957 г. окончил среднюю школу в г. Лиепая (Латвия) и поступил на отделение русского языка и литературы историко-филологического факультета Казанского государственного университета, после окончания которого в 1962 г. был направлен в Елабужский государственный пединститут. Там в течение 7 лет работал старшим преподавателем, читал лекционные курсы по истории зарубежной литературы, от Гомера до Хемингуэя. В 1969 году поступил в очную аспирантуру на кафедру русской литературы ХIХ века МГПИ имени Ленина, которую завершил досрочной защитой кандидатской диссертации "Фольклорные и литературные корни русской рифмы" (научный руководитель: А.И. Ревякин, оппоненты: Е.Г. Эткинд и М.Л. Гаспаров). С 1972 по 1982 г. работал сначала старшим преподавателем, затем доцентом Владимирского пединститута; с 1982 по 1984 г. - старшим научным сотрудником при кафедре русской литературы XIX в. МГПИ. В 1985 году защитил докторскую диссертацию "Проблема происхождения русского литературного стиха". С 1984 по 2001 г. работал сначала доцентом, затем профессором кафедры русской литературы МГПИ им. Ленина , а также, по совместительству, Московского института повышения квалификации работников образования, Московского Экстерного гуманитарного университета, Московского городского педагогического университета и Московского гуманитарного педагогического института. В 1990 г. награжден знаком «За отличные успехи в работе». С 1998 по 2007 г. – профессор МГПИ и Академии имени Яна Длугоша в Ченстохове (Польша). Член двух ученых советов по защите докторских диссертаций: при МПГУ (по специальности 10.01.08 - Теория литературы и текстология) и при Казанском государственном университете (по специальности 10.01.01- Русская литературы). Подготовил 17 кандидатов и 3 докторов наук.

Сфера научных интересов О.И. Федотова – теория литературы, литературная критика, история русской и зарубежной литератур, поэтика, стиховедение. О.И. Федотовым опубликовано свыше 250 научных работ, в том числе книг (первоизданий и переизданий) – около 20.

Научные публикации:

"Начала литературоведческого труда (методические рекомендации к учебно- и научно-исследовательской работе студентов)" (М., 1989); "Введение в литературоведение" (М.: Academia, 1998); "История западноевропейской литературы средних веков" (М., 1999, 2002, 2003, 2004, 2007); "Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн.: Кн.1. Метрика и ритмика; Кн. 2. Строфика (М.: Флинта-Наука, 2002); Основы теории литературы: В 2-х частях. Ч. 1. Литературное творчество и литературное произведение (М.: Владос, 2002); Ч.2. Стихосложение и Литературный процесс (М.: Владос, 2003; в 2007 г. выходит 2-е издание, исправленное и дополненное).