Мой край - моя Россия

Марьям Магомедова 2
Родина- страна, в которой  человек родился и вырос, гражданином которой является. Это  наша необъятная страна . В большой стране у каждого человека  есть свой маленький любимый уголок-улица, село, город, где он родился и вырос .Из множества таких маленьких  родных уголков состоит наша общая великая Родина.
Каякентский район расположен на равнинной зоне ближе к южной части Республики Дагестан. Каякентский район граничит с юга Дербентским и Кайтагским районами, с севера – г. Избербаш и Карабудахкентским районом, с запада Дахадаевским и Сергокалинским районами , а с востока омывается водами Каспийского моря. Каякентский район, обладая уникальными  природно-климатическими ресурсами, выгодным географическим расположением,историко-археологическими ценностями, имеет мощный потенциал для развития экономической деятельности в таких отраслях как сельское хозяйство и  туристко-рекреационный комплекс .В  районе разведаны большие запасы лечебных минеральных вод, которые по своему химическому составу и полезным свойствам не уступают, а по некоторым полезным компонентам даже превосходят Кавказские минеральные источники. Знаменитые «Воронцовские ванны», названные в честь графа Воронцова ,не имеющие аналогов по химическому составу воды ,до сих пор посещают гости , проживающие далеко за пределами Дагестана. В Каякентском районе, на территории санатория «Каякент» расположено озеро Тупсуз- второе озеро в Европе, уникальную лечебную грязь которого можно принимать в естественных условиях.
Селение  Усемикент   Каякентского  района Республики Дагестан расположено на возвышенности.
Легенды и сказания об истории возникновения села Усемикент.
О возникновении села Усемикент  рассказывают различные легенды. Одна из них гласит: наше село основано одновременно с селами Алходжакент  и Утамыш. Эти населенные пункты были основаны тремя братьями- Алихожаем, Утанбеком и Усенбеком.Младший брат Усенбек остановился здесь, на этой возвышенности, считая ее удобной в военном отношении и выгодной для развития земледелия и скотоводства. Считается, что название села возникло от имени этого легендарного Усенбека.
Другая легенда рассказывает, что много  веков тому назад село находилось в долине реки Гамри-озень. Но люди не желали жить там, т.к. там было много змей. Из-за этого люди переселились на возвышенность, основав село Усемикент. Предположение о том , что раньше селение находилось в долине, подтверждается существованием древнего кладбища на берегу реки Гиччи- озень.
Третья легенда имеет религиозную основу. Много веков  тому назад в Дагестане насильно насаждали ислам. Но местное население отказывалось принять ислам. Те селения ,жители которых отказывались исповедовать ислам , сжигались. Остатки такого саженного села были найдены на правом берегу реки Гамри _озень. Эта пещера называется Гавур-кала. По рассказам сторожилов  в Усемикенте у каждого рода была своя вера . В селе до насаждения ислама  существовала языческая религия. Наиболее упорно насаждал ислам проповедник Казимагомед Чужеземцы неоднократно нападали на Усемикент. По этому поводу в народе сложено немало легенд. Одна из них рассказывает, что во время нашествия Чингис –хана в селе была семья, состоящая из родителей, семи братьев и сестры красавицы. Девушка хорошо ездила верхом и стреляла. Усемикент  находился  в осаде .Враги не позволяли жителям селения выходить за водой. Девушка спускалась по тайным тропинкам к реке , известными лишь ей одной. Однажды она встретила у реки юношу, который был визирем у Чингис –хана. Во время очередной встречи визирь уговорил девушку во время боя налить в ружья братьев воды. Девушка так и сделала. Получилось так, что шестеро братьев и отец погибли в бою. Брат ,который остался в живых, не мог понять, почему они потерпели поражение. И тогда сестра ему обо всем рассказала. Он разгневался на нее , сел на коня , посадил ее рядом с собой и бросился вниз. Брата и сестру похоронили отдельно в разных местах. И люди с презрением относятся к могиле девушки ,которая стала изменницей.
История возникновения села Усемикент.  Как изложено в работах араба Ибн Иссам аль Куфа старшего научного сотрудника археолога из ДЦН РАН В,Г, Котовича, в воспоминаниях сторожилов села Усемикент, а также
В записях арабов и древних путешественников часто упоминается название нынешнего села Гамри ( Сергокалинский район), причем по разному: Хамзин , Хамри ,Хамур , Хамсин. Недалеко от села Гамри , на берегу реки Гамри-озень , был расположен город(крепость) Таргу. Эта местность принадлежала в то время Хазарскому каганату.Во второй половине Vlll века арабские войска разбили хазаров , которые отступили и укрылись в крепости под названием Хусейн –кала. В название этой крепости и кроется  происхождение села Усемикент. Существовало предание о том ,что  поселенец  на территории нынешнего Усемикента якобы был из отемишских беков, по имени Гусен-бек, поселенный здесь в качестве охранника. Поэтому село было названо в честь его имени.
По данным Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН на территории села обнаружены три могильника, которые относятся  к  Каякентско- хорочаевской культуре.
Усемикентский  1-й могильник расположен за западным краем села Усемикент.Усемикентский
2-й могильник расположен в 3,5 км. К западу от села Усемикент . Усемикентский 3-й могильник расположен  в 10 км к западу от Усемикентского 2- го  могильника . В 2 км .к юго-западу от села обнаружено  Усемикентское городище  «Таргу»  VIII века,Таргунский могильник V- нач. VIII вв.,Таргунское поселение раннего средневековья.  Один из дошедших до нас письменных источников-« Описание северного  Дагестана». Его автор-участник Персидского похода 1796 года майор Д.И. Тихонов. В его сообщении есть информация об Усемикенте, который входил в состав  «Гамринской округи» В состав «Гамринской округи», лежащей на плоскости, автор включил 5 кумыкских сел:Кая Кент, Осеми Кент (Усемикент) ,Алходжа Кент,Ашаша (Гаша) и Отемиш- главное местечко в округе. (Вестник Института истории,археологии и этнографии,2011Г. №1,стр.16).
Сохранились  и Усемикентские  курганы, относящиеся к Каякентско-хорочаевскому времени.
Большое значение для села Усемикент имеет река Гамри-озень.  Река Гамри-озень_ одна из основных рек Дагестана. До села Усемикент река Гамри-озень прорезывает несколько поперечных хребтов, сложенных из известняков и песчаников..Эту реку можно считать главным источником жизни многих населенных пунктов в Каякентском районе, в том числе и Усемикент. В пределах села построены несколько оросительных каналов для полива виноградников, садов ,огородов .Раньше всех был прорыт канал « Гиччи-озень еще до Октябрьской революции 1917 года, который снабжает водой село .В1992 году вступило в эксплуатацию  новое сооружение»Канал-Усемикент» и новое водохранилище «Къулкъам»Раньше воду реки использовали на водяных мельницах в селе Усемикент  Водяных мельниц было несколько: Экиляр, Идрис-тирман, Ордеги-тирман,Эдев-тирман,Тав-тирман.. В долине реки Гамри-озень расположены населенные пункты: Новокаякент, Каякент, Усемикент , Алходжакент , Гаша и другие.
          Наше село в годы революции и гражданской войны
• Как и любой населенный пункт, наше село имеет свою историю,которая является одной из страниц истории нашей страны. Хотя по величине Усемикент небольшой, но эдесь происходили значительные события. Так в период установления Советской власти в Дагестане, жители села принимали активное участие в событиях этих лет.  В 20-е годы прошлого столетия, когда соседнее село Каякент было захвачено войсками белогвардейского генерала Деникина, Усемикент стал одним из главных центров борьбы за установление советской власти . Руководил  революционным движением наш земляк Заирбек Заирбеков, член РСДРП с 1904г., являлся членом Одесской подпольной организации. Одним из организаторов борьбы за власть был и Абдулла
Село в годы  Великой Отечественной войны 1941-1945 годы.
Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для усемикентцев. В селе нет  семьи  ,которой не коснулась бы  эта война. Из 120 участников той войны 67 не вернулись с полей сражения, многие пропали без вести .Усемикентцы внесли достойный вклад в общую победу. За подвиги ,проявленные в боях с немецко_фашистскими  захватчиками, многие награждены  боевыми орденами и медалями: Агаев Абдулкадыр, Меджидов Гаджи, Абдулагатов Магомед ,Алескендеров Алыпкач,  Алибеков Гаджи, Пашаев Алипбек , Ахмедов Юсуп  ,Даудов Магомед ,Гасанов Гаджи , Исаев Иса, Заирбеков Муртузали и многие другие.
Усемикентцы были активными участниками трудового фронта .Женщины ,оставив малолетних детей  , садились  за руль тракторов , строили защитные сооружения ,копали окопы и противотанковые рвы ,собирали посылки и отправляли защитникам Отечества на фронт .Среди них отличились  Шугьайдат Эстерова ,Батув Гасанова ,Муслимат Пашаева , Азизей Чопанова ,Сайгибат Курбанова ,Ажа эстерова  ,Умусайбат Умарова и другие.
Низкий поклон всем погибшим на поле боя и умершим от ран ,всем ,кто не дожил до сегодняшнего дня и кто воевал до победного конца.
Хозяйственно - экономическая деятельность  жителей села Усемикент.
По переписи 1886года в селе Усемикент  было  636 жителей.  По переписи 2002года -2105 жителей. На 1 января 2018 года-2250 жителей. Выходцы из села работают в различных уголках нашей необъятной страны. В старину через Усемикент  (местность «Чирми») проходила дорога на север из Башлы и Маджалиса, Местные сторожилы утверждали, что именно отсюда проходил Великий шелковый путь, связывающий юго-восточную Европу с восточным миром и Закавказьем.
Усемикентский сельский совет депутатов трудящихся образован в 1921 году в составе Сафаровского участка  Кайтаго-Табасаранского округа. С 23 января он входит в состав Каякентского района. В 1934 году в с. Усемикент был организован колхоз, процесс коллективизации проходил с определенными трудностями. Организаторами колхоза были Казбеков Абдулла , Мустафаев Али, Алибеков  Узунай, Казиев Шахбан и другие.Первым председателем колхоза стал Казбеков Абдулла.
Усемикентцы-потомственные хлебопашцы и скотоводы. Садоводство, в частности, виноградарство здесь появилось позднее ,но раньше ,чем  в других селах региона. Жители близлежащих сел покупали у них виноград, яблоки, орехи и т. д.
В настоящее время  жители села Усемикент  продолжают  заниматься виноградарство, садоводством, овощеводством. Усемикентцы  занимаются также животноводством,птицеводством, возделывают пшеницу, ячмень и кукурузу. Сегодня усемикентцы славятся отборными сортами персиков, яблок и виноградом.
Из винограда еще с давних времен изготавливали усемикентцы собственное вино , тушап (виноградный  мед),цикнай(виноградный сироп-безалкогольный напиток),превосходящий лимонад или пепси. Изготавливали не столько для реализации ,сколько  для себя и гостей . Далеко за пределами Каякентского района и Республики Дагестан усемикентцы славятся своим «джава»- сладковатым спиртным напитком.  О высококачественном усемикентском сладком спиртном напитке «джава» очень красочно сказал кумыкский поэт, лауреат Государственной премии Республики Дагестан Бадрутдин Магомедов в своем стихотворении «Гьсемегентни чагъыри».
В послевоенные годы колхоз «Ленин  елу» активно занимался хозяйственно- экономической деятельностью  .В декабре  1969 он был реорганизован и на его базе был образован винсовхоз « Усемикентский» .Руководил совхозом ,в течение 19 лет, опытный организатор производства, хороший хозяйственник Гаджиев Эмин Джафарович. Под его руководством совхоз стал одним из лучших не только в районе, но и в республике по системе объединения «Дагвино» В настоящее время совхоз переименован в ГУП «Усемикентский» .С 2014 года руководит им   Курбаналиев Рамазан Исламович. Он опытный  трудолюбивый руководитель, мастер своего   дела, вкладывает большие  усилия для обеспечения  социально-экономического развития родного села. ГУП «Усемикентский»  выращивают виноград, возделывают пшеницу.
                Стихотворение собственного сочинения
                Усемикент
                В краю родимом Дагестане
                Озарены просторы наших гор ,равнин и рек.
                Есть здесь село с названьем светлым
                Наш родной Усемикент.
                Живет в селе народ трудолюбивый.
                Работает, не покладая рук.
                Выращивают фрукты для народа,
                Необходимые для всех.
                Из нашего села вышли люди ,известные везде,
                И на западе, и на юге, и в Америке ,и в Москве.

Культура и образование в селе
До революции в Усемикенте не было светской школы. Начальная школа была открыта в 1924 г в доме Вагабова Маммы .В архивных записях упоминаются такие данные: « Отдел народного образования фактически начал свою деятельность. Но в распоряжении отдела не было ни денег , ни инструкций и приходилось работать рывками ,и как бы на ощупь. Катастрофически не хватало учителей» Через некоторое время было построено здание школы. Первыми учениками были Агаев Абдулкадыр ,  Юнус и Агай Абдулкадыровы , Хадижат Шейхова ,Муъминат Мамаева ,Шамай Арсланова  и другие. Первыми учителями были  Бахмуд Абдуллаев , Дауд Исаев Аддулла Казбеков Каирбек  Агаев , Абдусамат  Казиев. Первым директором был  Казиев Шахбан. В послевоенные годы учительницей школы долгое время работала Абдуразакова Эдей Загидовна Ей первой в селе присвоено звание  «Заслуженный учитель ДАССР» В 1972 году была построена новая школа с просторными классами ,большим спортзалом ,столовой и актовым залом. Достойный вклад в дело воспитания и обучения нескольких поколений усемикентцев внесли династии учителей Абдулагатовых, Абдуллаевых , Алибековых, Гаджиевых. Более 40 лет проработала учительницей биологии Горбань Людмила Васильевна . С 2003 года в селе работает новая детско-юношеская спортивная школа. При сельском Доме культуры действовал большой коллектив художественной самодеятельности . Дети и взрослые  выступают с концертами не только в селе, но и в районе ,а также и за  его пределами . Усемикентцы  передают из поколения в поколение  старинные обряды, традиции.( старинный свадебный обряд , обряд укладывания в люльку и др.) На свадьбах во время старинного  танца «Сюйдюм таякъ» происходило настоящее поэтическое состязание между юношей и девушкой, которые по очереди исполняли песни.  Поют и досвадебные песни во время церемонии калыма. При похоронных  обрядах  исполняют трогательные и глубоко печальные песни-причитания. Сохранились песни ,которые передаются из уст в уст .Эти песни пели во время коллективной  помощи (булкъа) . У  нас в селе есть люди ,которые сочиняют песни и стихи .Одни из них: Ботаева Хаваханум , Магомедрасулова Ажий, Ботаева Назиля  и другие .Ботаева  Мунират Нурахмедовна , учительница  родного языка и литературы , сочиняет стихи на родном языке. Неоднократно ее стихи были опубликованы в районной газете «Луч справедливости»
                Гордость села
               Из нашего села вышли известные люди не только в республике ,но и за пределами нашей страны. Абдулагатов Ильмутдин Магомедович, доктор технических наук, почетный член Нью-Йоркской Академии наук США. Долгое время жил и работал в США, В настоящее время живет в Махачкале.
              Абдуллаев Зльбрус Гаджиевич, доктор медицинских наук, профессор, хирург высшей категории, заслуженный врач РФ. В настоящее время работает в г. Владимире.
              Шейхов Энвер Магомедалиевич, доктор филологических наук. Работал зав. кафедрой русского языка  Дагестанской медицинской академии.
              Гогурчунов  Магомедрасул  Изамутдинович ,кандидат медицинских наук, основатель Избербашского  медицинского колледжа.
              Агаев Ренат Мурадович,подполковник, ветеран боевых действий, зам. командира войсковой части в городе Котовск Тамбовской области.

              Кандидаты наук: Казанатов Адильгерей, Магомедов Р.В., Магомедова З.З. и другие
              Казанатов Эльберт Магомедкадиевич, почетный работник общего образования РФ. ,отличник образования. Он являлся тренером чемпионов Европы и мира ,выходцев из села Усемикент. Среди них: Абдусаламов Темирлан Бекболатович- чемпион мира по ушу –саньда, многократный победитель республиканских, Всероссийских , международных турниров по ушу-саньда. Магомедов Зайналабид Габлютдинович- двухкратный чемпион мира ,двухкратный чемпион Европы ,заслуженный мастер спорта России, победитель Всемирных игр восточных единоборств.. Магомедов Али Габлютдинович- чемпион мира по ушу-саньда ,пятикратный чемпион России по ушу –саньда ,чемпион мира по кунг-фу  ,мастер спорта международного класса. Дадашев Атлан Абакарович-победитель первенства мира 2015г. по кунг-фу в Китае.
            Сегодня молодежь Усемикента  достойно представляет родное село далеко за его пределами
             Экологические проблемы села Усемикент.
     Одной из экологических проблем – проблема загрязнения питьевой воды. Около 35% населения земного шара испытывают недостаток чистой пресной  воды .В том числе и наше село Усемикент. Человеку грозит не недостаток воды ,а недостаток чистой воды .Существуют экологические проблемы ,относящиеся к нашей реке Гамри-озень. Причинами загрязения являются-попадание в реку остатков удобрений ,ядохимикатов при поливе садов и огородов .Для улучшения качества воды необходимо создать современные очистительные сооружения в Усемикенте, Маммауле, Каякенте, так как вода может поступать из одного села в другое.
     Следующая проблема _это восстановление раннее вырубленных лесов ,рощи. В районе Усемикента в 1968 году была вырублена ореховая роща. Нерациональная рубка ореховой рощи на правом берегу реки привела к исчезновению некоторых видов фауны и флоры села.
                Стихотворение собственного сочинения:
               Есть проблемы у нас экологические
               И должны мы их решать экономически.
              Потому, что без природы нам прожить никак нельзя.
              Природа-источник жизни была, будет ,есть всегда.

Учащиеся школы приняли активное участие в посадке молодых деревьев недалеко от села. Они были награждены грамотой от лесхоза  Каякентского  района. Учащиеся школы принимают активное участие в акциях « Чистое село». Они приняли участие в очистке территории вдоль трассы Ростов-Баку, в очистке дороги Каякент-Усемикент от мусора .Учащиеся школы также приняли активное участие в озеленении школьного двора и территории памятника погибшим воинам в ВОВ  Подрастающее поколение должно быть воспитано в духе патриотизма, любви к своей  большой и малой Родине. Нынешнее поколение в ответе за будущее планеты Земля!
Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня!