из переписки с коллегой 196

Алексей Герасимов
В овощном магазине. Продавщица общается с постоянным клиентом:
- Ну, скоро вот весна, а тут зима вдруг началась! Замерзнет море или нет?
- А помнишь, льдину с рыбаками унесло? Так вот я на этой льдине там был!
- Ой!!! Это вас вертолетами спасали?
- Нет, вертолеты юрмальских спасали, их там мало было. А нас двести человек на льдине, какие тут вертолеты! Нашу льдину к берегам отбуксировали...
- Страшно было?..
- Не очень. В компании не так страшно.
- Да, ладно! Это ж жуть...
- Никакая тут не жуть! У нас там у каждого по поллитре было, так мы ж взяли да накатили! И нам хорошо....

Знакомый репортер давно мне говорил:
- В Риге две горячие новости каждый год. Летом - какой-нибудь придурок пытается залезть по вантам на верхушку Вантового моста. Зимой - в море уносит льдину с рыбаками

**

Приятель вернулся из Японии, жил там несколько лет. Рассказывал, что он удивлял японцев тем, что, например, если надо было забить гвоздь, а молотка не оказывалось под рукой, он брал топор и забивал гвоздь обухом. Или шуруп отвинчивал кончиком ножа, если не находил отвертки.
Для японцев видеть такое - культурный шок. Они забивают только молотками, а топорами только рубят. И тэдэ.
А чтоб они испытали бы, если б увидели, как расчесываются вилкой или пьют водку из медицинских банок

**

Много лет назад зашел я как-то в редакцию одной газеты, заглянул в кабинет "отдела культуры". Стал свидетелем разговора между замредактора и начальницей отдела.
Замредактора:
- Ну, зачем ты, Катя, публикуешь статьи про весь этот кошмарный арт-хаус, про весь этот дурацкий контемпорари-арт, про всяких там авангардистов, постмодернистов?.. Народ их не любит, народ их не понимает, народ их не знает и не хочет знать! Народу интересно читать про знаменитостей, про звезд...
Начальница отдела (сдвинув очки на кончик носа):
- Или я делаю полосу культуры так, как считаю нужным, или я ухожу! Мне есть, чем заняться...
А когда замредактора вышел, начальница отдела культуры пробурчала:
- Народ, народ, *** ему в рот

**

Кто, работая в книжном магазине, в выходные все равно иногда заходит в другие книжные магазины или в библиотеки, тот я

**

Старый журналист Х как-то поведал мне: один из признаков, что автор текста (или оратор) лжет, пытается ввести в заблуждение, манипулирует - наличие в его тексте (или речи) обобщений: "мы считаем", "вы такие", "эти мужчины", "эти женщины", "наше поколение", ну и так далее

**

Отмечаю завершение 5-летнего труда. Написал-таки я вещь романного объема и беспощадной художественной силы. Или "беспощадного объема", как написала мне редактор издательства, в которое я вещь отослал. Да, отослал. Да, хочу, чтоб издали. Да, могут не издать. Да, возможно, вещь неудачна. Или удачна. Да, возможно, удачна, но не издадут. Да, возможно, удачна, но издадут. Да, возможно, неудачна и не издадут. Да, возможно, неудачна, но издадут. Это дело такое...

Но все-таки я написал книжищу-романищу, я молодец, могу отметить. Книгу очень трудно написать, даже плохую трудно написать, чисто физически трудно: надо долго сидеть на жопе и клацать-клацать по клавиатуре.

Думал, за год у правлюсь, а целых пять лет катал. Это было и прекрасно и кошмарно. Теперь я могу расслабиться. В сознание уже стучаться идеи других книг, но пока могу ничего не делать. Я в рабочие дни вставал в полшестого, чтобы хоть пару абзацев накатать, а в выходные писал с утра до вчера. И все равно - пять лет! Как Бальзак сочинял роман за два месяца, мне непонятно?

Возможно, издатель попросит что-нибудь переделать. Возможно, я сам захочу что-нибудь переделать, когда наберусь решимости перечитать манускрипт (под конец я уже ненавидел и весь манускрипт и каждого персонажа в отдельности).

Но главное, что я закончил. Слава мне, слава


**

"Мидгард. Владыка ледяного сада" Ярослав Гжендовича - хороший книжный сериал. Смесь фэнтези и научной фантастики, что вроде бы не может миксоваться, но у Гжендовича как-то смиксовалось. Два параллельных сюжета, которые в итоге должны сплестись.

Автор наделен богатой фантазией, что среди фантастов - редкость. (Вот уж удивительно, называют себя фантастами, а фантазия у большинства из них - бедная). Герой - спецназовец с Земли, который отправлен на некую планету, чтобы спасти пропавшую там экспедицию. Ему в мозг встроена программа, которая делает его в тысячу раз быстрее и сильнее обычного человека. Но однажды эта программа выходит из строя, и сверхчеловек становится обычным таким десантником, которому приходиться сражаться со всякой жутью-мутью. А эта программа не исчезает совсем, а летает вокруг него в виде крохотной голой девки с крылышками. Эта барби-фея строит десантнику глазки, вертит перед ним попой, капризничает, обижается, хнычет, вредничает, сплетает и расплетает туда-сюда ножки. Стоит дочитать сериал только ради того, чтобы узнать, чем у этой парочки все закончится. Жду переводов с польского