Богумир прородитель Кривечей

Таня 5
Кривия (белор. Крывія, Крывіччына) — историко-культурная область, расположенная в верхнем и среднем течении Западной Двины,а также в верховьях Днепра и Волги, характеризующаяся активным балто-славянским синтезом.

Наиболее аргументированой выглядит гипотеза, согласно которой этническое название происходит от имени мифического родоначальника определенной религиозной традиции — верховного жреца Крива (Криво-Кривейте), культ которого был характерен большинству балтских народов. Эту версию поддерживали Г. Миллер, Н. Карамзин, Т. Нарбут, А. Киркор, В. Седов и др. По другим версиям название происходит от слова «кровные», т.е. родные по крови, или от характера «кривой», т.е. холмистой местности.
Кривия находится на территории трех современных государств: Беларуси, Латвии и России.
Легенда о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов (9а)

"В те времена был Богумир - муж Славы, и имел он троих дочерей и двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во вреиена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий. И там мать их, которую звали Славуня, им приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: "Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков". Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у костра. И увидел он в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях. И сказали они: -Здрав будь! Что ищешь ты? И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами - в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех мужей дочерям. Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь Богумира имела имя - Древа, а другая - Скрева, а третья - Полева. Сыновья же Богумира имели имена - Сева, а младший - Рус. От них идут северяне и русы. Три же мужа были, все три- Утренник, Полуденник и Вечерник."

Считается, что от Богумира и Славуни пошли народы – Русы, Северяне, * Кривичи,*  Поляне,   Древляне, Киммерийцы, Друды, Казаки, Черкесы,  Скифы, Венеды, Восточные немцы, Вятичи, Словене, Хазары.

Алексей Дзермант «Крывія — наша Святая зямля»

"Алексей Дзермант: Наиболее убедительная этимологическая версия связывает происхождение имени кривичи и, соответственно, земли на которой они жили — Кривии, Крыўі с словами балтских языков обозначающих языческих священников: krivis, kriwe, Krive-Krivaitis. Так, согласно авторитетному исследователю балто-славянских древностей Владимира Топорова, кривичи могут осознаваться как особенное племя священников. Это косвенно подтверждается и тем, что пространство, населенное кривичами, это Большой европейский водораздел, территория, откуда берут начало крупнейшие реки Восточной Европы — Днипро, Двина и Волга. В древности такие земли, откуда берут начало большие реки обычно сакрализировались и считались священными. Таким образом, Кривия — это наша Святая земля.

НН: Территория расселения кривичей не охватывала всю Беларусь. Почему после Вацлава Ластовского название Крыўя отождествляют с Беларусью?

Алексей Дзермант: Уточню — не охватывала всю современную Беларусь. Но корневая часть бывшей кривицкой территории почти точно соответствует северным и северо-восточным этнографическим и лингвистическим границам беларуского народа. Мне видится что, это неслучайно. И тогда получается, что Крывіччына — это большая половина той территории, где позже сформировались беларусы. Пожалуй это одна из причин, согласно которым Вацлав Ластовский, культивировал это наименование в качестве национального. Вторая причина — символическая. Именно из Полоцкого княжества, князья которого в летописях даже назывались кривскими берет начало государственная традиция, отличительной стороной которой было стремление к самостоятельной и независимой политике. Крыўя и сегодня — это первейший и очень существенный символ для нашей национальной идентичности. Это сакральные образы и наистарейшие корни.

НН: Каков ареал распространения гидронимов и топонимов с основой крыв- крэв- ? Объединяет ли эти территории единый языковой диалект?

Алексей Дзермант: Гидронимы и топонимы из основой крыв-, крэў- наиболее частые и тянуться компактной полосой от Пруссии через Восточную Литву, Беларусь, Восточную Латвию до территории Псковщины. Это еще одно серьезное основание видеть в этнической истории кривичей «балтский след». Но на этих территориях сегодня распространены разные языки — где то балтские, где то славянские. Между тем, исследования лингвистов свидетельствуют, что, например «северокривицкий» диалект — очень архаичный и некоторые его черты целиком соответствуют аналогичным чертам в диалектах современных балтских языков. Из этого следует вывод, что останки бывшего кривицкого языка также являются индикаторами прежней балтскости.

НН: Много ли балтских корней в современном беларуском языке? Что общего в диалектах на пограничных территориях современных Беларуси, Литвы и Латвии?

Алексей Дзермант: Общее количество лексических балтизмов беларуского языка явно превышает те несколько сотен примеров, что обычно фигурируют в лингвистической литературе. К сожалению, нашим балтизмам не шибко посчастливилось, ведь, по большому счету, никто из здешних исследователей не делал фронтального исследования этой темы. Уже давно назрела необходимость создания и издания специального «Словаря беларуских балтизмов», но недостает специалистов, разбирающихся в этой теме, способных к осуществлению этого крупного, трудного и очень знакового для Беларуси проекта. Также необходимо понять, что в нашем языке есть не только лексические балтизмы, то есть отдельные слова, но и целые синтаксические конструкции балтского происхождения, а также фонетические особенности, которые возникли в итоге балтского влияния. Все это - наследство наших балтских предков, которое сквозь века сохранилось таким образом.

криви (русское сев. - зап. ж...речество): криви крата (кратность -
множественность) рать.
К...Ричи( вири)...вир.
пракрит, балтийский северный сан скрит
vir, вир — муж, мужи — мудрые мужи, люди — viri,
Криви- Вирик(вирий( рив) мудрые мужи))...Рик( мудрец)
Пример:- ста ...Рик( словом утверждающий мудрость)

vira: губы, уста (латынь, пракрит)
вира: долг крови, чести имён, за отцов — учителей цивилизации
(се верный пракрит)хранящие древнюю мудрость уст.

муж креп кий (key ключ), квас сура - руса,
от бог гов ("коров" священных знаний)
в раз ра аз умляемый.

муж се верный — муж жеств венный — сила семи мужей — вир.

                Криве Кирвайто.

Кри;ве (лат. Criwe, Criue, иначе Криве Кирвайто нем. crywen kirwaitho, Криве-Кривайто прусск. krive krivaito, Кри;ве-Крива;йтис лит. krivi; krivaitis, Криве Кривейта польск. Krywe Krywejta) — предположительно название верховных иерархов прусского, литовского языческого жречества, которые имели резиденцию в Ромове, а затем в Вильне. Согласно сообщению Петра из Дуйсбурга, пруссами Криве почитался словно папа римский, а его влияние распространялось вплоть до территорий, населённых литовцами и ливами. Основной жреческой функцией было поддержание непрерывности горения вечного огня, кроме того выполнял высшие судейские обязанности

По ненадежной с научной точки зрения классификации, приведённой хронистом Симоном Грюнау, Криве имел подчинённых жрецов, называемых вайделотами. В случае, если Криве заболевал и не мог длительное время выполнять свои обязанности, он удалялся для того, чтобы совершить акт самосожжения, после чего вайделоты выбирали нового Криве.

Само понятие Криве (лат. Criwe) впервые было упомянуто в 1326 году Петром из Дусбурга в главе «De yodalatria et ritu et moribus Pruthenorum» своей «Chronicon Terrae Prussiae», как имя верховного языческого иерарха пруссов. Пётр описывает его так:

Было же посредине этого погрязшего в пороке народа, а именно в Надровии, одно место, называемое Ромов, ведущее название своё от Рима, в котором жил некто по имени Криве, кого они [то есть пруссы] почитали, как папу, ибо как господин папа правит вселенской церковью христиан, так и по его воле или повелению управлялись не только вышеупомянутые язычники, но и литвины и прочие народы земли *Ливонской*. Такова была власть его, что не только он сам или кто-либо из сородичей его, но даже гонец с его посохом или с другим отличительным знаком, проходя по пределам вышеупомянутых язычников, был в великом почете у королей, нобилей и простого люда.
Ливо;ния (Лифля;ндия; Инфля;нты; лат. Livonia, нем. Livland, лив. L;v;m;, эст. Liivimaa, латыш. Livonija — «Земля ливов») — историческая область (со 2-й четверти XIII века по 1561 Ливонская Конфедерация) на территории современных Латвийской и Эстонской республик. Названа германскими рыцарями-крестоносцами по имени одного из проживавших в то время на этой территории финно-угорских племён — ливов.
                Ливония.

"Историческая область • Северная Прибалтика
Ливония
Другие названия
Terra Mariana, Лифляндия, Инфлянты
Локализация
Территории современных Латвийской и Эстонской республик
Население
Курши, ливы, эсты
Включает
Видземе, Вирумаа, Земгале, Курземе, Ляэнемаа, Рявала, Сааремаа, Сакала, Уганди, Харью, Ярвамаа
Государства на территории:
Полоцкое княжество Iziaslav of Polock Seal avers.png 1180—1212
Рижское архиепископство Rigasiebmacher.JPG 1201—1561
Датская Эстляндия Revals segl.svg 1219—1346
Государство Тевтонского ордена Insignia Germany Order Teutonic.svg 1224—1525
Дерптское епископство Tartu coat of arms.svg 1224—1558
Эзель-Викское епископство Haapsalu coat of arms.svg 1228—1560
Курляндское епископство Piltene gerb.png 1234—1559
Ливонский орден Zakon Kawaler;w Mieczowych COA.svg 1237—1562
Ливонское королевство 1570—1578
Вольный город Рига 1561—1582
Задвинское герцогство POL Inflanty IRP COA.svg 1561—1621
Шведская Эстляндия Small coat of arms of Estonia.svg 1561—1721
Курляндия и Семигалия Ksi;stwo Kurlandii i Semigalii COA.svg 1562—1795
Речь Посполитая POL Inflanty IRP COA.svg 1620—1772
Шведская Ливония Wappen schweden siebmacher.jpg 1629—1721
Российская империя Lesser Coat of Arms of Russian Empire.svg 1721—1918
Commons-logo.svg Ливония на Викискладе
В русском языке долгое время преобладало название «Лифляндия», которое является искажённой передачей нем. Livland. Искажением от немецкого слова является польское название «Инфлянты», распространённое на территории Речи Посполитой. Лифляндией область называлась и во времена её вхождения в состав Российской империи."

Длугош также упоминает Криве во второй книге «Анналов или хроник славного королевства Польша» (1480 года):

А прусский народ в эту пору был свиреп и жесток, предан идолопоклонству, культу демонов и столь очевидному слепому и мрачному заблуждению, что почитал в качестве богов солнце, луну, звёзды, зверей, птиц, огонь и прочие творения; они считали священными некоторые леса, озёра и реки, которые не разрешалось осквернять рыболовством, охотой и вырубкой, имели особый язык, в небольшой степени происходивший от латинского и имеющий некоторое сходство и подобие с литовским; они имеют чуть ли не одних и тех же богов, одинаковые обряды и святыни, и одного и того же верховного жреца священнодействий, живущего в их городе, который считается столицей и от Рима зовётся Ромове; каждого, кто не исполняет послушно его приказы, карают смертью, а сам жрец зовётся на их языке Криве.

Пруссы же, с досадой перенося осквернение и унижение своих богов, негодовали по поводу того, что их культ и обряд, принятые от предков, попираются и уничтожаются, когда верховный жрец священнодействий Криве и другие жрецы богов воодушевили прусскую знать, сговариваются его [то есть Адальберта] убить.

Этот четвероязычный народ [то есть литовский народ] во времена идолопоклонства имел одного великого жреца, которого звали Криве. Жил он в городе Ромове (Romouae), названном так по имени Рима, так как этот народ гордится своим происхождением из Италии, и действительно в его языке есть некоторые италийские слова. Об этом Криве и городе Ромове можно прочесть в легенде о святом епископе и мученике Адальберте.

Оригинальный текст (лат.) 
Habuit hoc linguagium quadripartitum tempore idolatriae pontificem maximum unum, quem Criue appellabant, morantem in civitate Romouae a Roma dicta, quoniam hoc linguagium de Italia iactat sese advenisse, et habent nonnulla vocabula Italica in suo sermone. De isto Criue et civitate Romouae in legenda sancti Adalberti, pontificis et martyris legitur.

Слово лит. krivis (прусск. kreivs) означает «искривленный, кривой». Эта этимология подходит хорошо литовскому *епископскому посоху и палке деревенского старосты, но проблематична однако в отношении жреческого наименования. Возможно, однако переносное «согнувшийся», означающего сгорбившегося (согбенного) человека, и относящееся к старикам в значении *«мудрый человек»*


Теодор Нарбут в своей «Древней истории литовского народа» сообщает об этом иерархе, ссылаясь на некую анонимную летопись «Церковная история» :
[Язычество] и после процветало в Княжестве, а больше всего в Жемайтии, крещёной самой последней, а именно до 28 июля 1414 года, когда в деревне Анкаим умер верховный Криве-Кривайто именем Гинтовт, 74-й жрец. С ним же, действительно, пал титул, некогда очень важный в святых и судебных делах во всех землях литовских: пруссов, литвинов, жемайтов, куронов, земгалав, ливонцев, латгалов, а также кривичских русов; [язычество же] уже в конце XI века начинает понемногу прозябать; наконец, вечный мрак язычества, сбегая от земли к земле, рассеялся перед светом христианской веры и святого креста.

Оригинальный текст (лат.) 
Postea floruit in Ducat, tantum Samogitiae, usque ad extremum tempus conversionis, scil. ad ann. 1414. Men. Jullii 28 d. qua mortuus est in villa Onkaim, ultimus Krewe-Krewayto, nomine Gintowtus. №. .LXX.IV. Flamen. Cum eo verum extincta est dignitas, magni olim ponderis in rebus sacris, juditiariis que, per totam terram Lethovicam: Prussiam, Lithuaniam, Samogitiam, Curroniam, Semigalliam, Livoniam, Lithigaliam, nec non Kreviczensium Russorum; qua in declinio XI saeculi, incipit sensium deperire; denique tenebrae eviternae paganismi, fugientes de terra in terram, dissipatae sunt ante fasem christianae fidei, et crucis sancti. (Chronista Ruthenus in Archiv. Luceor. Capit. manuscrip. №. 18. Lit. F. xv.)



вардэ, varde: лягушонок, лягушка (пракрит, балтийские) вердад,
verdad: истина, правда (пракрит, испанский)
эдвард, edward: страж...ник (пракрит, северные),
;da: кожа, пергаменты священных текстов (пракрит, балтийские):
Вира- рави- вари;
рави: учитель, изучение, учиться (пракрит, иврит)
вари: возможность, отражаемая возможность познания, "варить головой"
вира: долг крови родов, чести и имени, за отцов-учителей (пракрит)

вир, виры, vir, viri: мужчина, мужи, люди (пракрит, балтийские)
сэйф, сиев...вите: женщина, хранение речи и жизни (пракрит, балтийские)
ной анна йон, юн:
***************
Правда и Кривда
edvard и verdad, правда и кривда

Кто из бог гов мне возвратил
Когда я, трёп петный квир рит,
Бежал, не честь но брося щит...

/А.Пушкин/

Криви-Кри...она ври...вир над давана.

криви: кри(шна) ври(вир над давана):
davana - подарок, дар, жребий, lot, пур, giv,
gov, гов (производное говядина): "коровы" - ист точн ники священных знаний,свет, луч.
"кучка глин - линг...гаммы", "лингама шивы".

кучка глин - лингама гов вард хана, vard: имя-слов (пракрит)
Вард- слово.
пур: жребий
руп...пор: голос - логос, пора
раны: "казни"
урна: казни "сосуд пепла мёртвых"
руна: знаки казны, священные письмена, "говорить, изрекать"
ан, анна: глуб...ина знаний (ан) пророков и пророчеств (анна)

бхагата: бог гать (твёрдый путь) хата (дом), богата та...,
дас - сад: "путь, сад и дом пророка"