Кому сегодня не живётся

Владимир Сазонов 6
 На территории России –
Ещё с некрасовских времён, –
Подпёртые со всех сторон,
Стоят дома. О них забыли
В «уезде Терпигорева
И - смежных - деревень:
Заплатова, Дыряева,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова -
Неурожайка то ж».

Без мужиков дома! - По что ж?
За полтораста долгих лет
  Село хлебнуло много бед:
От Александровых реформ*
Мужик не стал раскрепощенным.
Произошла замена форм
Эксплуатации. «Прощенным»
 Не довелось быть крестьянину:
Стал подконтрольным господину.

 Он жил кому-то вечно должным:
Не отпускали ему вожжи
Кормильца и бойца Страны.
Жил с ощущением вины:
 В изъятии – без возражений! -
Властями хлеба из семьи;
 Когда терпели поражения
В рекруты взятые сыны;
Когда в колхоз шёл, как батрак, 
Чтоб в списки не попасть – «кулак»;
Когда, в эпоху «передела»,
При ваучере, без надела, 
Остался в званье - «голытьба».
То - в оправдание - Судьба!

 Забив крест-накрест окна, дверь,
 Давно уж бродит – «вольный-зверь»:
Растёт в стране число бродяг,
Охранников… Но не трудяг.

 
В Нечерноземье те дома
Я видел и в «восьмидесятых»:
Заброшенные «терема»
На месте деревень «распятых» -
Под Ярославлем: без оград
Стояли вдоль дороги - в ряд -
В «Заветах Ленина», совхозе;
«К коммунизму путь», в колхозе… 

Их предысторию (тайком)
Поведал «Секретарь»: райком,
Внедряя план сельхоз реформ
(В самом конце пятидесятых),
Вопрос «О сепараторах»,
Что в «шаговой доступности»,
Решить немедля, кардинально: 
Завод молочный (в срок авральный)
 Построить: - Будет межколхозным!
  И - своим «указом грозным» -
Распорядился: - Всем, чуть свет,
 Надои – на завод!  - Подъездов нет?!
(Тут и возникла - у порога -
Проблема «дураки и дороги»).
У нас так было и вовеки.

  И потекли «молочные реки»
По всем оврагам, что в округе:
Чтоб скот сберечь, на сходке, «кругом»
(Не просто было принимать):
 - Надоенное молоко – сливать!
В распутицу – весной и осенью –
Текли ручьи и реки с просинью.
Потом уж стали забивать
Рогатый скот и сокращать
Его количество, надои.
Подорваны были устои
Сельскохозяйственного быта.
История та уж забыта.
Но результаты налицо:
Дома забиты, гниль венцов.

Реформы те не принимая,
 Мужик, всю глупость понимая,
Стремился в город – чтобы выжить.
Так многие лишились крыши.

В дни «перестройки», без иронии,
«Общины» – в целом «монополии» -
Определяли жизни тонус.
Она тогда уж шла «на конус»,
Но перевёрнутый. Вершина
Упёрлась в точку: «дармовщина»
Совместного труда - «достала».
Крестьянство от неё устало.
Желая денег и «добра» -
«Уйти б на вольные хлеба!», -
Свои «наделы» забирали
И за бесценок продавали.
На те - мизерные - «активы»,
Объединив, кооперативы   
 Формировали. Риск? – Огромен.

Закон о них был плохо скроен:
Не защищёнными остались,
И многие потом распались.
Лишь единицы удержались.
Освободившиеся люди
Остались при «разбитом блюде».

В самом начале девяностых
Я видел: как живут – непросто -
Крестьяне и в Башкортостане:
Дымились трубы неустанно
В домах - на «чистом серебре»:
Стоял декабрь на дворе.

У стенок - старые телеги.
Заборы – столбики и слеги.
За ними - тощие лошадки
На огороженных «площадках»
Бродили, головы склонив.
Поднять их не хватало сил.

Тогда мысль дерзкая мелькнула:
Бунт Пугачёва был не «чудом» –
На притеснения ответом
Казаков и крестьян – «приветом» 
Старшинам войска и вельможам,
Считавшим: - Голытьба? - Ничтожна!
 Была картинка так похожа.

Сегодня, как и в те моменты,
Мужик опять: не сыт, раздетый.
  Он - в общем звании «работник» -
Подался в город: слесарь, плотник,
И – мерчендайзер, или - дворник.

 Ушло понятие – крестьянин,
А с ним и классовость пропала;
Всё чаще слышится: – Хозяин
 Надела фермерского («клана»).

Но, фермеру нужны права
И обеспеченность деньгами,
И защищённость от «врага» -
Деклассированного плана.

Что власти? - Фермеров «гнобят»
Проверками, налогами.
На займы, что они хотят,
Все Банки требуют залога
Имуществом: а вдруг в платёж -
Очередной - нарушит срок.
Тут – через суд – прямой грабёж:
Объявит ферму - молоток
Аукциона – на продажу!

Стоит Закон у нас на страже
Лишь интереса крупных Банков
И толстосумов. Те – все - планку
Процента займов поднимают,
И бизнес - малый - «убивают».
Но омбудсмен его - во Власть
Активно рвётся. – Чтобы красть?
Сам фермер - как работодатель -
Из мужиков бывает редко.
Он, по натуре, есть искатель
Удач - в труде забытых предков, -
И верит лишь в статью дохода,
Как в «корень жизни». Без народа.

Сам нанимает «батраков», -
Из иммигрантов-«мужиков».
В «ежовых рукавицах» держит:
Им заработок только брезжит.
Те –  его – часто поминают   
Недобрым словом. И сбегают
(Нередко грабят, поджигают).

Латифундисты появились:
Массив земель скупив, «задаром», -
Владельцам их платили «налом», -
И в холдинги объединились
 (Или же в корпорации).
         «Окучивая» нацию,
На рынке - фермеров теснят:
Снижают часто резко цены -
Сгоняют нагло тех «со сцены».
Конкурентов поглощают,
Потом себя обогащают.
У них мужик – по договору,
(Нередко и по уговору) –
Обязан отработать срок.

Латифундист - с него – оброк
Взимает: за ночлег, питание,
Ещё – берёт - за «крышевание»
от ментов: отбирает «ксивы».
Ведёт себя так «некрасиво»:
В момент расчёта – как итог –
Работник должен. Видит бог,
Работодатель тут лукавит:
Работника закабаляет.

Обманутый - в который раз?! –
Мужик вновь множит «люмпен класс».
Число незанятых трудом
Растёт. - Не кончится добром!
 
Так уже было. И ни раз:
Иван Болотников – «на час
Факиром» был - в начале Смуты;
Потом С. Разин, К. Булавин
И, наконец, Е. Пугачёв
Искали себе воли- славы,
Не видя жизни смысл, ни в чём,
Кроме борьбы с режимом царским
И с гнётом - с унижением барским.
Потом – «картофельные бунты».

Вершина - уж 100 лет тому:
 Мужик (ненужный никому)
 Примкнул к рабочим. Тот союз
Родил в России новых «муз»:
- Свобода! - Равенство! И – Братство!
- Долой наследное богатство!
- Мир хижинам! – Война дворцам!
- Буржуев – с корнем – к праотцам!
Взял человек ружьё – восстал!
Кормить Россию перестал, -
Он заменил орал на меч, -
 Пять лет по всей России смерч
 Гулял - «войны гражданской».
Последствия были ужасны:
  Не только поменялся строй;
Сам русский дух пришёл в «расстрой».
Безбожье, то бишь атеизм,
Взрастило в массах нигилизм.

С потерей православной веры
Народ лишился «чувства меры»:
Грабёж, расстрел вошли в обычай;
Насилие стало привычкой:
Вместо Судов – решение «тройки»:
«Мы наш, мы новый мир построим!»
Тот гимн – «Интернационал» -
Три поколения звучал.
Жаль, оборвался - в 90-х.

Как ладить с мужиком? – Непросто. 
Ему бы уважения горстку –
От Государства. И поддержку:-
- Субсидии на все издержки
Хотя бы в первые три года:
- На зерновые, на «породы»
Видов скота; - механизацию;
Нет, не проста такая акция -
С переработкой урожая; 
- Заём - «откатам» угрожая;
- Защиту прав и индивида;
- Самозащиту – не для вида,
А раде безопасности
Имущества; - и гласности -
Издержек в поведенье власти.
Тем оградить от всех напастей   
И вдохновение поднять
До нужной планки: понимать 
Значимость сельского труда.
Без этого придёт беда,
Как это было (см. выше).

Пока - в России - сплошь затишье.
Но, это - как в живой природе -
Пред бурей: копится в народе
На действия властей протест.
Не знаю, выдержим ли «тест»?
Очередной борьбы виток
Не долог – шестилетний срок.
Коль поддадимся США,
Получим, как итог,"ерша".
К властям иссякнет «ключ доверия»
Не только мужиков, но масс.
Вновь будет сформирован пласт
Из протестующих порядку.
Найдётся повод. И «разрядка»,
Подобно молнии, сверкнёт.
В который раз народ сметёт
Антинародную элиту.
Сегодня те процессы скрыты –
Лишь тлеют в сонме разных партий.

Одни из них готовят хартии,
Не отвечающие нравам:
Повторы «западного права».
Другие – «в духе ренессанса» -
Вновь предлагают битву классов;
А третьи троллят тех и этих:
На радостях: попали в «сети»7!

Шанс на согласие ещё есть:
Вернуть в общение Совесть, Честь,
И – для всеобщего примирения -
Надо поправить «искривления»
Трактовок основных - в законах.
Чтоб поколения деток – новых -
В них видели наследство предков,
Передавая своим деткам
Совместный опыт обустройства
Страны. Но,не её расстройство -
По воле разных прохиндеев
(Или забытых уж халдеев).

А их у нас уж развелось
Настолько много, что «в разнос»
Можем войти - в любой момент, -
Поскольку толстосум и «мент»
В одной упряжке.Тот и этот
«Права качают». Без ответа
Любой вопрос о «беспределе»
Их поведения. В самом деле,
Какое строим государство,
Коли бесправие «на царстве»?
Как выжить гражданину? – МРОТ
Таких гарантий не даёт:
Пока он «минимума» ниже,
Что установлен властью (свыше).
А предержащие ту власть,
Живут себе – жируют – всласть.

При справедливости – возможна! -
Согласия достичь несложно.
Но,принцип – высший -справедливость 
В сообществе людей размыт:
Один - в десятке - «пьян и сыт»,
Всем демонстрирует капризность;
Но, девять борются - за жизнь,
А им твердят: - Держись! - Держись! 
Когда держаться надоест,
Начнут опять «друг друга есть»
Или «мочить», как в Украине?!
Кто в жизни Справедливость видел?
Не часто встретишь,- что прискорбно,-
Она, как правда, неудобна.
Её понять обязан каждый
И применять - в поступках. Важно
Несправедливость исключать
Из практики. И привечать
Людей, открытых для общения,
Умеющих принять решение
Ответственно, чтобы мораль
Была в основе. Ну, а враль
Наказан был бы крупным штрафом -
Системно – не единым махом.

С таким подходом, я уверен,
Войдёт в привычку «чувство меры».
А там и нравственность вернётся. 
Решать всё «силой» не придётся.
Тут важны принципы. Какие? –
Справедливые, благие:
- Очистить звание Человек,
Наполнив его новым смыслом,
Чтоб совестливым был; - «капризным»
(С богатством, бьющим «через край»),
Дать право – всем: уехать «в рай»
Или трудиться в интересах
Страны, а не во благо «бесов.
   
- Признать Историю народа,
Как данность свыше и природной
Связью различных этносов России.
 Её судьба в руках Мессии,
Но не продажных либералов.
Они – с «опущенным забралом» -
Зовут: «На запад!» Не задаром.               
                16.02.18