Картина Айвазовского От штиля к урагану

Вадим Константинов 2
                Здесь тишь
                И гладь!..

                Но, кажется,
                Вот-вот,
                Здесь ураган
                Безмолвие
                Взорвёт!..

                И всё замельтешит...

                И заклокочет!..

                И сменится сам день
                Покровом
                Ночи!...

                Так, мы с тобой -
                В неведеньи
                Своём -
                Чего-то ищем...

                И чего-то
                Ждём!..
                02.01.2012.

Айвазовский всю жизнь, в основном изображал на своих полотнах исключительно море или океан. На его полотнах водная гладь была то бурной, то восхитительно спокойной. На полотнах были морские пейзажи, а именно виды на города с морской глади. Но вот на этом полотне художник попытался передать то переменчивое состояния моря, которое бывает едва заметно для человека и потому, кажется, что стихия пришла внезапно.

Хотя на самом деле, знающие люди практически сразу предугадывают что будет. Посмотрите, как динамично построен сюжет полотна: слева направо – морской штиль и небо даже ещё и не затянуто тучами, но уже ближе к экватору полотна всё меняется. Уже появились суровые грозовые мощные тучи, а внизу постепенно набирают свою мощь волны, они пока не так страшны суднам. Но то что изображено далее как раз и есть истинная сила воды. Здесь уже в небе не просто тучки, а мощные грозовые облака, в которых всё смешалось – и гром, и молния, и сильный ливень. Но это верхняя сила, а внизу уже набрала обороты водная сила.

Волны стали мощнее, высота волн стала гораздо выше и выглядят куда как страшнее… Такие волны запросто уничтожают корабли. Самое что интересное, ураганы, как правило, длятся не долго – максимум несколько часов, самый рекорд – сутки. Но когда это всё проходит, то море или океан вдруг становится спокойным тихим и безвредным. О страшном явлении остаются только неприятные воспоминания.

Айвазовский оставил нам большое количество полотен, которые хранятся сейчас в Евпатории. И все полотна, так или иначе, связаны с морем, потому что автор безумно любил эту стихию и кажется, единственный кто научился передавать жизнь воды практически на реальной основе.