Зачем народу кумир...

Владимир Конюков
Зачем народу кумир…



     Отгремели юбилейные почести Владимиру Семёновичу Высоцкому, в честь даты 25 января 2018 года, 80 лет со дня рождения.
Социология раньше времени, на два года, провела традиционный опрос среди граждан, победителей - кумиров прошедшего века.
1. Гагарин, 2. Высоцкий, 3. Жуков.
Итоги трёх десятилетий и Высоцкий неизменно в тройке, среди знаменитых людей прошедшего столетия!
Отрыв Юрия Алексеевича Гагарина увеличился, что ожидалось, его подвиг  вскоре, вне всякого сомнения, будет выделен в отдельную именную графу недостижимых значений.

     Время подсказывает, назрела необходимость определения кумиров по направлениям:
- политические деятели,
- военноначальники,
- учёные,
- писатели, другие, и так далее.
Неравнозначность оценок вклада личных заслуг, влияет на объективность определения победителей. Искажает эпохи, десятилетия тех или иных значимых событий.

    
1.
     Высоцкий, только он,  его персона.
Так, зачем народу кумир, если при подготовке к юбилейным мероприятиям и в период их проведения, его называли  наркоманом?
Печать и телевидение.
СМИ много написали, ТВ назначили специальные программы к юбилею. Были приглашены сверстники, кто его знал лично, другой люд с разными взглядами бурно проходящей полемики, воспоминаний – каким он парнем был.
Интернет разнёс по всему миру эти встречи, русскоязычное население планеты напряжённо вслушивалось в каждое слово.
И бросаются в глаза слова выступающих, вспоминающих, певец, артист и… сожалеющее…,  обязательная фраза, но, ведь, были и наркотики.

     Время неподвластно фактам, «засветился» в том веке, будут тыкать этим десятки лет, а то и сотни, если претендуешь на человека столетия.
Энциклопедии. Наркомания.
Безумие, страсть, влечение. Состояние оцепенения, заболевание, вызванное  употреблением наркотических веществ.
Наркоман, человек, ;  страдающий от болезненной зависимости.

     А что было реального в действительности? Явно видна мистификация биографии барда. Давят силы «зла» и упор на наркозависимость. Зачем?
Шельмование одарённых людей:  Пушкин, Лермонтов, Есенин, Шолохов…, далее по списку.
Высоцкий. Была алкогольная зависимость. Безысходность?
… Стремление вылечиться.
Есть необходимость повторить часть текста из моей публикации «Гл. 4. Трагедия Есенина».
   «Опять  ПРИСТУП… горло…
 «… Есенин попадает в больницу… горловая чахотка…»

      Размышления об аналогиях в свидетельствах.
 «… я слышу стоны… тебя рвёт… у тебя идёт кровь горлом…
 Кровь уже почти до краёв наполнила таз…
 … приоткрытые глаза, молящие о помощи…, меня охватывает панический ужас…
 -----
 Врач… Мне объясняют, что у тебя в горле порвался сосуд, что теперь тебе больше нельзя пить…
Ты дышишь, ты жив…».               
                Марина Влади, «Владимир, или Прерванный полёт».

     Актёр Леонид Филатов в Одессе.
«Короткое общение с пограничниками, я среди них. Профессиональный интерес, Погранвойска, заслон наркотикам.  Куча вопросов… от шокирующих строк жены Влади в самодеятельной книге о…  фразе,
 «… ты прямо переходишь к морфию».
 Мы Филатову,
 «… Лечили  ли?
 - Лечили теми способами, какими короли лечились… А он, Король!
 Задумался… Тайна?...
 - О ней знали, молчали. Мы делали запрос в Институт. Лечебная необходимость применения в лечении морфия. Ответ, врачебная практика…
 … международная практика крайней степени болезни (алкоголизм, авт.), она ему быстро помогала.
 Пользовался, злоупотреблял, но  СИСТЕМОЙ  не была! Сам опасался.
 Наоборот, подавляла его бурную энергию».               
                Из моей книги «О Высоцком!  Замолвить слово!», 2013.

     Древний способ лечения алкоголизма опиумом. Но он вызывает быстрое привыкание и прямой путь к наркомании. Сам лечился и опасался.
МОРФИЙ не вызывает привыкания, применяется, как необходимость. Снимает боль алкогольного синдрома, состояния психоза, когда трясёт, как в лихорадке, галлюцинации - черти в мозгу копошатся.
     Мы «бегом» задаём разные вопросы Филатову, гостю из столицы… Он работал в одном театре с Высоцким.
«А Вы употребляли наркотики?»
Ответил без удивления, видно было, не раз сталкивался с таким напором.
«Пробовал, мне не понравилось».
Следующий вопрос по «ксероксной» книги Влади, разговор был задолго до издания на русский перевод в 1990 году, о лечебном препарате, морфий.
Встречный вопрос Филатова:  «Кому делали операцию аппендицит?»
Подняли по – пионерски руки, половина присутствующих…
И я вспомнил, как мне вкалывали морфий. Боли нет, «укололся и забылся».

     Мой комментарий из своей книги.
«Другой вопрос, окружение барда… Подсовывали разные заменители… таблетки, ампулы с одной целью, чтобы ни в коем случае не пил, не напился, а гнал выступления, концерты, подсовывали «левые» выезды, зарабатывал и им деньги. Деньги, деньги, одни деньги… Не стало его, понаписывали «биографии»…, всё сам…, они не причём.
 К чему – то и приучили, привязали…, искал и сам… лекарство против своей алкогольной зависимости. И только!

 «Что ж это за волшебное лекарство такое? – не удержавшись, спросила Зоя Петровна.              (адм. г-цы г. Калининград, 1980 год)
 Но в ответ услышала лишь негромкое:
 – Жить, жить, жить надо, жить хочу…»

     ТВ в памятный день 2018 года, показало кадры. Известный адвокат по делу навестил квартиру Высоцкого. Он «не живой», использует выражение «разобранный». Авторы кино по условиям – требованиям  жанра усилить восприятие, показывают картинку – вставку.
Бард на кровати лежит в позе кричащей египетской мумии, то есть, в застывших муках с открытым ртом,… никакой.
Следующий кадр в сюжете, удивление адвоката, прошло несколько часов, Высоцкий с привлекательным внешним видом, одухотворённым лицом извиняется, готовится к трёхчасовому спектаклю.
Состояния мумии, как не бывало!

     Владимир Семёнович был употребляющим вещества - допинги. Ни один из его нынешних живущих свидетелей точно не скажет что это такое. Были и наркосодержащие, но это предположение, они так думали. Даже не знали свойства морфия, болеутоляющего, быстрый выход из алкогольного запоя. «Ключило» организм, ложно свидетельствовали, была ломка.
Что ломка алкогольного запойного синдрома пострашнее и одинаковы по признакам с «нариковым», понятия не имели, но пишут и пишут в красках, а как говорят, рассказывают...
Всё косвенно, сам только подтверждал, оправдывался, музыканты, артисты на западе все так делают.
Усмирить нервы, ускорить спад музыкальной агрессии, восстановить желваки -  пел на разрыв жил. Жить текстом сценического героя, вжиться в роль, потом выйти из этого состояния, оправдания мало кого волновали. Нравственные требования общества не предусматривали никаких отклонений.

     Наше время, усиление эффекта от образа жизни, сегодняшние кино о нём, художественные, документальные, смонтированные комбинированными съёмками, с массой искажений действительности тех лет. Содержанием, ни в какие ворота… Нахваливаемые стороной, чтобы он всегда был противником власти, на самом деле дискредитирующие личность человека, Высоцкого.
Не чураются оговора, пил потому, что власть запрещала, не давала, не хотела, не разрешала.
Увлекался наркотиками потому, что подражал иностранному, любил запад, «парыж», там это норма…

     Реалии сегодняшней жизни.
Звание «употребляющий наркотики» систематически, имеют:
- политические деятели;
- люди капитала, бизнеса;
- даже священники.
-----
- артисты, певцы, литераторы, в далёком конце списка.

Оправдания барду сдержанные, больше негативные. Нравственные принципы в той стране прошлого века, не допускали «разобранности» личности.
Но, чтобы на юбилейных мероприятиях говорили, был наркоман, это не соответствует действительности, тем более по ТВ разных каналов, на весь мир.

     Откуда источник непрекращающихся информационных вкидов о наркотиках Высоцкого?
Читатель не поверит!
Идеолог -  автор, давно ушёл в мир иной, а гнусное его дело живёт.
Что такое понятие, «гнусное дело».
«… гнусь,…  подлое, безнравственное, грязное, гадкое…», по Карамзину И.Г.
У Пушкина, «Гнушаюсь мнимой клеветы».
Одним словом, клевета.
    
     Идеолог гнуси – клеветы, заявил со времени распада Союза, «… мы все были литераторы, а Высоцкий только артистом».
Фраза совсем не зря была вкинута в умы общества «на раздрай», ни в коем случае не допустить Высоцкого, даже обсуждать, что он  ПОЭТ и есть настоящий литератор.
Звать агрессивного, хитрого, коварного оппонента – Аксёнов Василий Павлович.
Писатель, по выражению поэта Евгения Евтушенко, который в 1980 году «сбежал» в американские Штаты. Почему? 
От возмездия молодых литераторов, которым он испортил литературное будущее.
1979 год, Аксёнов организатор альманаха «Метрополь», разбирательства, наказания, обида. И матерная память о нём.
О.М. Попцов, литератор. Я Аксёнову говорю:
«Я понимаю, тебе есть куда ехать. А что делать Искандеру? А что делать Битову?»
В растерянности были рядовые литературные «пехотинцы» альманаха.
Учёный Л.М. Баткин: «Мы не знали, что Аксёнов готовит почву для своей эмиграции».

     Эмиграция, жаргонный синоним – провокация.
Была громкая ругань, отборный мат, виртуозные обороты лексики, отголоски бродили по столице, что – то неладное творится в среде писателей. Аксёнов изъяснялся матом виртуозно, Высоцкий на нём разговаривал. Разбирательства на уровне правительства закрывали выезд Владимиру Семёновичу в Париж. Его гнев и матерные посылы организатору альманаха, столица обсуждала долго. Обматерили - отматерили друг друга отменно, один защищаясь, другой нападая – втянул в лажу непотребную международных разборок. Отразится невыездом Высоцкого, личные интересы…

     Проект «Метрополь» западом был принят на русское «ура». Литераторы выразили публичный протест власти. Громкие слова одних и печальные последствия…, литературный крах для других, не издание, непризнание, не разрешение печататься целых 12 лет до распада страны.

     … Аксёнов ничего не прощал. Вернулся из – за «бугра» с началом полного раздрая бывшего Союза, начал выступать по радио, ТВ, в печати. Его охотно звали к микрофонам, считался «штатовским», а тогда чуть ли не поклонялись заокеанскому. Поотдавали все государственные секреты…, о чём речь.
Аксёнов был на «коне», вопросы о Высоцком всегда заканчивал заученно – замученной им самим фразой, «мы все были литераторами, Высоцкий – артистом». Применял варианты слога фразы, акцентируя на подтексте противопоставлении, литератор против артиста.
Ненавязчиво вспоминал перед журналистами, раздумывая,… приём такой, похваливать нахваливая, как пел бард и он с ним был даже «вась – вась», между прочим как бы. В памятных съёмках принимал участие, сказал слово…

     Изредка, но этого было достаточно, «вкинул в массы», добавлял к разговору и оформил позднее в книге записью. Когда он приходил в театр к Высоцкому, у того глаза блестели. Подозрительно блестят, значит, употреблял. Не утверждая, как бы, советуясь, ядовитость слов была видна в мимике писателя. Что употреблял, не уточнял. Тоже приём…, то самое…
И пошло – поехало. «Демократы» новой волны литературы его слушались, внимали…
Тиражировали сказанное.

    
2.
     «Годы летят, как птицы…»
На 80-летие, встреча пожилых людей в студиях телевидения, они знали Высоцкого, как – то общались.
Звучали откровения, всё – таки больше артист…  Точка зрения радетеля теории Аксёнова, кто и кем угодно, но не поэтом был бард. 
Аксёновщина в юбилейных речах на ТВ была заметной.
В печати печатной «сээнговой» славили и там также, больше артист, чем стихотворец.

     «Лингвистическая составляющая… текстов Высоцкого,… несомненно,  ПОЭТ».
Так сказал в 1981 году о творчестве – стихотворной форме текстов барда Бродский.
«Иосиф Александрович Бродский (24 мая 1940 года, Ленинград, СССР — 28 января 1996 года, Бруклин, Нью-Йорк, США; похоронен на кладбище Сан-Микеле Венеции) — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991—1992 годах. Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику — на английском».

     Василий Павлович Аксёнов обижался на него, даже горестные откровения высказал, что испортил ему литературную жизнь.
Перед «побегом» в Штаты написал письма, чтобы поэт Бродский помог с изданием романов, когда уедет в эмиграцию, готовился заранее.
Бродский ознакомился с присланными текстами, почитал, ответил «по – товарищески» откровенно, «г… вно».  То есть, труды Аксёнова оценил ассенизаторским словом. … Возмущению писателя не было предела.
Причины оценки далёкие были, объёмные, что у меня будут в будущих публикациях.
Но одна была современная на то время, значимая, конец 70-х.
В американских издательствах жёстким правилом было, чёткая градация нравственности художественной литературы. Если роман, чтобы  соответствовал жанру.
 
     Стиль изложения Аксёнова был определён по шкале, где отвергался властями страны по определениям – «грязный язык», маты в текстах, нецензурная брань, бульварная лексика.
Забавная идеологическая запрещённая оценка – «грязный секс» и прочие другие ограничения.
В то время требования к нравственности были высокими не только советские. В Штатах всё, что не соответствовало нормам, относили к специальной литературе с малыми тиражами или к эмигрантской, тоже малым тиражом и разрешение распространять в этой среде.
Аксёнов мечтал о миллионах долларов, свободе слова…
Свобода слова… Когда понял о ласковой «заботе» союзного КГБ, рассказывал по возвращению из Америки, как за ним следили издательства, препятствовали надзорные литературные службы, ЦРУ, ФБР и даже хвастливо добавлял, АНБ.
     Бродский, зная собрата по юности, просто не хотел позориться перед американским, а за ним и мировым литсообществом, ссориться с издателями, привлекать к себе внимание «грязными» текстами «бывшего собрата по разуму». Давать рекомендации мужиковатому, не интеллигенту,  любителю поматериться, Аксёнову.

     В 1981 году, поэт Бродский определил, сказал на кинохронику, Высоцкий, вне сомнения,  поэт.
Высоцкий умер, Бродский тоже отошёл в мир иной, Аксёнов к двухтысячным был жив, правда, не очень здоров телом, последствия разгульной молодости, психически страдал от зависти.
Что сказал Бродский, напоминая…, это, как красная тряпка. Раздражает, обозляет, вдохновляет…
Посмертная популярность барда угнетала писателя,  не повезло Владимиру Семёновичу оказаться под прессом Аксёнова.
Звание Нобелевского лауреата Бродского усиливало зависть, не так у него сложилась литературная жизнь, он за бортом славы.
Разругался с американскими издателями, европейские вообще не захотели мараться текстами книг. Деньги не шли, вернулся в новую «демократическую» разваленную страну злой, обшарпанный судьбой. Встретили недружелюбно, тут же обвинили «бывшие» диссиденты в приспособленчивости к новой «сээнговой» власти.
Оскорблённый диссидентами «против всех», главная Новодворская В.И., сказала ему: «Зря ты, Вася вернулся, ох, зря…».

     Написал вычурно о Высоцком в романе «Скажи изюм».
 «… Владимиру Высоцкому поставили памятник.
 ВРЕМЯ  ПРОШЛО…
 Всё смыто… поползли слухи…»

Аксёновский подтекст, время Высоцкого прошло, о нём надо забыть, «Всё смыто…».

    
3.
     Забыть Высоцкого…
В этом памятном 2018 году, на юбилейных встречах ТВ присутствовали ветераны, свидетели, очевидцы короткой жизни певца, барда, поэта.
И вдруг агрессивно присутствующими поднимается вопрос, был ли он агентом?  Каким и по поводу, можно пока только догадываться. 
Что агент по определению – это разведчик или контрразведчик в любой цивилизованной стране, об этом ни слова.
Присутствующие подняли проблему, как представители «дикой» страны, никак не с присутствием признаков  цивилизации.
Довод, Высоцкий почему – то был выездным без ограничений, ездил, летал на самолётах по всему миру, а СССР тогда был,… запрет на всё. Ему всё разрешали, гастроли, автомобили заграничные, шмотки. Жену, вообще кошмар, иностранную позволили…

     Агенты, в смысле разведчики, с их помощью выигрывали войны, спасали человечество, дали жить тем, кто в зале телестудий ёрничали над Высоцким, очень уважаемой работой – служить родине, отечеству, не об этом речь в залах съёмок, в юбилейной печати, посвящённых 80-летию  барда.
Интересовал вопрос агента, а не следил ли Высоцкий между гульбой или во время таковой за собутыльниками. Между концертами за зрителями… Не сдавал ли кого? Не «стучал» ли на ближнего.
Подспудно, ранее запущенная «утка», слышали, покушенцем был на Папу Римского, спецагентом звался…
Да,… безграмотность литературных дилетантов в знании основ агентурной работы, не просто удивляет. Поражает детской наивностью. О требованиях в этом направлении масса детективных книг, как отечественных, так и зарубежных, их читали, но нарочито забыли.
     Спецслужбам всего мира, категорически, под страхом немедленного увольнения, запрещается «агентировать» лиц, увлекающихся алкоголем. Потребляющих норму, но предрасположенных к потере контроля.
О способностях Высоцкого количества выпить ходили легенды. Ящиками и вёдрами.
Поговорка стопорила, «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Была законом для спецслужб.
Но тема агента нужна…, как минимум, унизить, иначе не назовёшь.  Вот и мусолится вопрос от случая к случаю, но постоянно, что в СМИ, так и ТВ время от времени.. Не в плюс памяти барда.

     … Читатель, наверное, опять удивится. «Деза» фальсификации надуманной проблемы, под кодовым названием «агент», придумал…, да, вездесущий при жизни Аксёнов.
Он её организовал, а сейчас более молодые бойкие пишущие люди, пытаются её «крутнуть» при любом подвернувшемся случае с неблаговидной целью, опорочить наследие.
Поддержка им будет и это показали выступления на ТВ, приглашённые на памятные встречи граждане – идеологи животрепещущего вопроса, был ли Высоцкий агентом…
Что же было?
В чём смысл нездорового, временами «больного» интереса к смыслу слова – агент.
Ругань, выяснение отношений, при разбирательстве власти с участниками альманаха, где рядовым был Высоцкий – его незначительный вклад, напечатал пару старых текстов песен.
Отдельно руководитель Аксёнов и потом публично, выяснение отношений. Был определён народной молвой характер перебранки, как личные выяснения отношений.

     По справочникам.
«Альманах «Метрополь» - сборник неподцензурных текстов малоиздающихся или не издающихся литераторов.
Был издан тиражом 12 экземпляров в Москве в декабре 1978 года самиздатовским способом - в виде машинописи.
Один из экземпляров альманаха был нелегально вывезен в США и в 1979 году опубликован там издательством «Ardis Publishing» — сначала репринтным способом, а впоследствии в новом наборе.
Беллетризованная история альманаха «Метрополь» содержится в романах Василия Аксенова «Скажи изюм» и «Таинственная страсть».
Эти же справочники отмечают клевету на действующих лиц в книгах Аксёнова.
Отклики после выхода в народ романа «Таинственная страсть».
«Евгений Евтушенко назвал все написанное клеветой, а семья Роберта Рождественского вообще отредактировала текст романа, убрав из него несколько глав…»
 «Аксенов же словно бил наотмашь, обнажал самые неприглядные черты характеров Евтушенко, Ахмадулиной, Высоцкого, превращая их в карикатуры на самих себя».
И почему?
   
     Ответ в словах Беллы Ахмадулиной, текста известного стихотворения, «По улице моей который год...», первые три четверостишия. Вдумаемся в текст.

«По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи».

К какому же предательству таинственная страсть у начинающей поэтессы в 1959 году?
Она о друзьях. «Заложили», «настучали», предали институтские «агенты». Личное в стихи вложила. Чувства, оценка. С 1957 года критика в газетах за незрелое содержание текстов, манера читать упадническим тоном голоса и за… несдержанность. Исключена из института за не сдачу  предмета марксизма – ленинизма и прокомментировала ненужность этого ей среди студентов. Те «настучали» куда надо… Восстановили в институте, поручителями выступили родители, отец был заслуженным работником внешней торговли, мать офицер КГБ. Обещано было, воспитают, вразумят…

     Аксёнов взял у Беллы основу, озаглавил свой роман «Таинственная страсть». Понятно подтекст…, «стукачество» в среде его героев. Его намеренная литературная провокация.
Понятное возмущение, естественный протест живущих, родственников,  клевета…
Неоднозначное отношение к написанному, осуждение, критика, а то и ругань по сей день.   

    
4.
      … После издания альманаха его авторы подверглись разного вида разбирательствам и гонениям.
Было объявлено, ни много ни мало, о создании параллельного подпольного второго «Союза писателей». Политбюро обвиняло идеолога партии Суслова М.А. виновным в скандале с писателями. Год Олимпийских игр в Москве. События вызвали резонанс за границей, зарубеж  получил повод с претензиями к свободе слова в СССР. Он разболелся и скончался в 1980 году, столица в молве комментировала, довели всё – таки, писатели до гроба.
Тексты альманаха были нейтральными, некоторые обозванными «грязные» тексты авторов отмечались, к противостоянию системе не призывали. События разбирательств публиковались в газетах.
… Шум был, шушукания в народной молве, выводы: Андропов убирал брежневское окружение. Подстава через писателей, домыслов не счесть.
Вот в таком переплёте событий возникло слово – агент.

     На тот момент выездными, то есть, имели заграничный паспорт было двое…
Высоцкого ждал Париж, жена Марина Влади. Возникла реальная угроза с разборками в год с лишним, может не выехать. Горячий нрав барда возмутился, оскорбления – это просто… Могли не сдержать, был бы физически бит нещадно Аксёнов.
Высоцкий улетел  во Францию, вскоре второй выездной, по определению Евтушенко, «сбежал» в Штаты от справедливого гнева брошенных писателей. Боялся физической расправы особенно молодых писателей, которым закрыли литературу. КГБ подсуетился, назрел бы сумасшедший заграничный скандал, быстро помог выехать.
И… «поползли слухи…», любимое выражение Аксёнова о Высоцком.
Сначала слухи о нём самом, был агентом, помог «свалить» Суслова, поэтому отпустили, даже благословили…

     Кто же «слил»  «Метрополь»? Кто сдал карающим органам подпольную организацию?
Ненавязчиво, исподволь, ползли ядовитые слухи, это он, выездной, ему всё позволено, Высоцкий…
В равной степени молва доносила сытому, уже «штатовскому» писателю: подозревают и его, он тоже оказался легко и быстро выездным, так просто не бывает.
«Заложил» Суслова, «братьев – «метропольцев» взамен на выезд. Приводились доводы, совсем не случайные совпадения. 

     Время шло, грянула революция, сдача советских Советов капиталу и государству Штатов совершенно добровольно.
… Аксёнов помпезно возвращается в новый СНГ и «бегом», опережая сам себя,  выступает, пишет, вещает обо всём своём и обязательно о Высоцком.
Он умер «…  поставили памятник.
 ВРЕМЯ  ПРОШЛО…
 Всё смыто… поползли слухи…».
Сам не вещал, не говорил, услужливое окружение работало,… агентом был бард…, как пить дать.
Распространение «дезы» в двухтысячных почитатели Высоцкого воспринимали спокойно. Ему в разных городах ставили красивые памятники, обязательно с надписью «ПОЭТ».
Василий Павлович зверел, не удалось подсчитать, где только не отметился,
«… мы были литераторами, Высоцкий только артистом», в пику мнению большинства.
Славили Высоцкого!
Получите взамен,… расторопные аксёновские прихлебатели старались вовсю,  распространением слухов про агента, всё равно кого, МВД, КГБ, прочих.
… Не сам и не упрекнёшь, ему льстиво подыгрывали, жаргонная кличка была, «американец».

     А что было на самом деле? Кто провалил «Метрополь»? И называлось ли это провалом, а не спланированная акция, цель – Суслов, второй человек в партии. Дискредитация дряхлого идеологического окружения Брежнева, наведения какого – то порядка в стране шефа КГБ Андропова. Теневая экономика и коррупция в высших эшелонах власти к 1980 году, достигла ужасающих размеров.

     С большими годами видится, забавная роль в этом предприятии руководителя, Аксёнова.
В 1978 году, он и небольшая группа будущих «метропольцев» искали помещение для работы. Зашли в кафе – столовую на Тверской,  перекусить, выпить с собой принесённое, отметить скромно первые шаги…
Подпили, забылись и хвастливо размечтались, их будут печатать за океаном, не лишне о зелёных  деньжищах вставить слово.
Василий Павлович от чувств,
пренебрегая конспирацией (?) и заявил: «У нас будет свой Союз писателей!».
Стены столовой… услышали. Параллельная подпольная идеологическая структура в Союзе, была обречена на провал  не начавшись. Год под «колпаком»…
Об этом гласила молва, сторонники Высоцкого и Бродского откровенно распространяли слухи, мол, Аксёнов произнёс клич, про свой личный «Союз писателей» специально громко, чтобы обслуга кафе слышала намеренно и запомнила слово в слово.
Агент, агент…, и кто у нас агент,…?
Со временем бумерангом всё возвращается известной поговоркой, «не рой яму другому».

    
5.
     80 лет Высоцкому.
Присутствующие в студиях ТВ вспоминая, поднимают вопрос.
Песня барда «Охота на волков» была гимном советских диссидентов. Часть ветеранов знает  действительный смысл текста, но молчит.
Диссиденты в то время, конец 60-х прошлого века, нуждались в идеологическом своём эмоциональном всплеске. Рьяно схватились, гимном назвали и…всеми руками ногами быстро отвергли само упоминание слов текста, а что гимн, возмутились. Почему?
В 1968 году режиссёр Таганки Юрий Любимов ставит спектакль по стихам Андрея Вознесенского «Берегите ваши лица». Включает в сцены песню Высоцкого «Охота на волков», по замыслу бард сам исполняет. Он её спел, ещё и как! На разрыв аорты…
И вот деталь тех лет, на спектакль приглашены все иностранные корреспонденты издательств, аккредитованные не только в Москве во всём Союзе. Не отказались, приехали, пришли семьями.
 
     Премьера. Читатель должен догадаться, кто охранял иностранцев, чтоб, не дай бог, ничего не случилось. Правильно, сотрудники КГБ в штатском, они же зрители.
Свобода слова, тогда упрёки советской стране западом сыпались эшелонами протестов, обвинений.
И вот пассаж, песня явно с не советскими намёками, а её разрешили в театре. Что был всего один спектакль и он для иностранцев, тогда об этом не говорили.
Журналисты написали в своих странах отзывы и…

     В начале 1970 года, понятно, ЦРУ подсуетились, Высоцкого пропечатали в Штатовских СМИ, что он один из ведущих диссидентов в Советах со своей песней «Охота на волков».
Взбодрились советские диссиденты, будет гимном.
Наверное, через МИД, история об этом умалчивает, Советы разъясняют Штатовским корреспондентам, а в то время «холодной» войны, вся пишущая братия, как правило, с той и другой стороны были агентами – разведчиками своих спецслужб. Текст песни Высоцкого, это «неконтролируемый» подтекст личного автора, его молодости, но никак не диссидентского.

     … Владимир Семёнович натерпелся в этот период времени всего и до отказа.
Нападки в газетах. Разборки в райкоме, театре, Таганку пообещали закрыть вообще.
Высоцкий обращается за критику в ЦК КПСС, его приглашают, приходит, фурор по коридорам партии, а тут известие американское, как приговор.
Так о чём же песня «Охота на волков»? Написал в тайге летом 1968 года, на съёмках фильма «Хозяин тайги».
Обозначил загадочно для истории,  «… хреновая».
Начало.

«Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня опять, как вчера,
Обложили меня, обложили,
Гонят весело на номера».

Начало любого текста стихотворения по таблице Бродского – основа. Добавляются пояснения, детали, всё после…

     Обложили барда в 1968 году обстоятельства. Весело гнали на номера:
- женсовет;
- партком театра на Таганке;
- профком:
- райком;
- газеты;
- недвусмысленно ЦК;
- товарищеский суд.
Женщины «шипели», мужики разделились…

За что?
За то, что ушёл из семьи… Резкое было определение, оставил жену, бросил двоих детей.
Сманила французская артистка, увела из семьи кормильца, иностранка, разлучница. Артистический мир столицы бурлил, женщины объединились в непримиримую контру его поступку, не советскому поведению.
Звучные беспощадные женские эпитеты разлучнице - иностранке остались в истории…
Женская половина его доставала основательно.
Пишет в рассказе «Дельфины и психи» в этом же году о последствиях. С досадой, категорическим жёнонепрятием, злым откровением.
«Женщины! Одно слово – бабы. Курица не птица, баба не человек. Баба – это зло, от неё все несчастья наши (мужиков, авт.) и наших даже отцов и матерей».
Ему настойчивое предупреждение товарищей, властей, поскорее разобраться со своими женщинами, их оказалось…  три, была ещё одна любовница.

     Нормы нравственности, требования к семейной добропорядочности в Штатах в те годы были жёстким правилом поведения мужа, мужчины, главы семьи. Страна переживала невиданную деторождаемость, назвали явление «бэби – бум». Поэтому к концу 1970 года обзывания Высоцкого диссидентом резко закончились, как и начались. Матери американские не поняли бы «юмора» своих властей, прославляющие русского, в то время, как он в больших неладах в отношении к собственным детям.
Мгновенно советские диссидентствующие граждане открестились называть гимном песню со скандальным текстом «Охота на волков».

     О чём же строки середины и конца песни?

«Из-за елей хлопочут двустволки,
Там охотники прячутся в тень,
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень».
-----
«Я из повиновения вышел,
За флажки, жажда жизни сильней,
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.
Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня не так, как вчера,
Обложили меня обложили,
Но остались ни с чем егеря.

Идёт охота на волков, идёт охота,
На серых хищников матёрых и щенков,…»

     Во все 50-е прошлого столетия, захватили почти все 60-е,  была невиданная подростковая, детская преступность за океаном, последствия «бэби – бум». Малолетки объединялись в армию, заселялись в пустующие дома, держали в страхе кварталы и города. Кумиры рок – н – ролла, идеи и идеология, детский секс, наркотики, ЛСД. Громили магазины, взломали нравственность, добропорядочность семей.
Волки – руководители, щенки – волчата, банды малолеток, громящие жизнь граждан.
К середине 60-х подростковая вакханалия перекинулась в Европу и СССР.
Всё было тщательно засекречено.
Как «выкуривали щенков» по лесным схронам, землянок, пещер, подвалов, волчат -  детей из придуманного им образа, засекречено…, стреляли, отстреливали. Ребёнок – щенок, владел оружием. Главарей – волков уголовников расстреливали на месте, осталось в архивах за семью замками союзных спецслужб. Всё было очень серьёзно…
Об этом неоднократно пытались писать писатели в 60-х, но тщетно. Высоцкий знал об этом, сейчас помнит далеко возрастной народ о таком явлении.
Время было молодости барда, он писал и о закрытых страницах истории страны, был свидетелем детского разгула неповиновения родителям, влияние сектового учения «хиппи». Обозначил явление методом виртуозного подтекста. Будет в моих будущих публикациях.

     А пока В. Высоцкий, 1971год, фрагменты песни «Пришла пора вступлений и прелюдий…».

 «Прошла пора вступлений и прелюдий, -
 Все хорошо - не вру, без дураков.
 Меня к себе зовут большие люди -
 Чтоб я им пел "Охоту на волков"...

 Быть может, запись слышал из окон,
 А может быть, с детьми ухи не сваришь -
 Как знать, - …
-----
              … ответственный товарищ.
-----
 Его просили дети, безусловно,
 Чтобы была улыбка на лице, -
 -----
 Он выпалил: "Да это ж - про меня!
 Про нас про всех - какие, к черту, волки!"

 ...Ну все, теперь, конечно, что-то будет -
 Уже три года в день по пять звонков:
 Меня к себе зовут большие люди -
 Чтоб я им пел "Охоту на волков".

Речь в песне и о детях. Они быстро реагируют на себе подобных, временно отверженных. Лжегерои, обитатели трущоб. Приключения, риск – мальчишеское мужество, залихватское детство. Тяга к взрослым уголовникам волчат – подростков, романтика другого мира.
Большие люди слушают Высоцкого про охоту на волков…
«Гонят весело на номера…».
Руководитель страны Брежнев его к себе позвал, уже во второй раз,  «Чтоб я им пел «Охоту на волков».

     Граждане, которые «свято» верили, что песня о других красных флажках, что текст «против», верят и сейчас. Справочники гласят, он был гонимый за свободу слова, его притесняли, критиковали, поэтому песня с этим текстом об этом. О поведении ни слова, семейных обязательствах и обязанностях ни – ни. Пусть верят…, так что ли…?
«Неконтролируемый» знаменитый подтекст смысла этой песни на грани сложного пушкинского шифра. Событийный, смысловой, лингвистический, обычного «крестьянского» понимания слов сложения строф надо разъяснять...

     Высоцкий – артист, играл на публику. Знал, его песня и та или иная интонация исполнения, восприятие другое. Для разных слушателей: для диссидентов приятна «музыка» протеста – обложили свободолюбие красными флажками, для ответственных товарищей упор, как ликвидировали «волков и волчат» преступников. Для детей романтика риска, спецслужб – успех погони.
Песня всех времён, текст уникальный. Поэтически сложный. Неповторимый по воздействию на слушателя. Создание возможно высшему мастерству поэта, мастеру сложения строк в смысл..
Жаль, но махровая аксёновщина не даст ему – поэту, остаться таким, она не признаёт поэтическое содержание, только воздействие подтекста, артистическую основу.
«Мы были все литераторами, он – артист».

     Поэзия Высоцкого к юбилейным памятным 80-ти годам проиграла, искусственно созданным барьерам молвы, был больше всё – таки артистом.
Его необычная поэзия не нужна, её «академики» не выделят в отдельное направление сложения текстов. Слагал не классическими приёмами.
В 19 веке сложной поэзией, Лермонтов сплетнями был объявлен… демоном.
В 20 и 21 веке, Высоцкий тем же манером, только артистом…
Демонизм процветает, он в почёте, аксёновщина торжествует!

 

 Часть текста взяты, из своего пока не опубликованного,
«Владимир Высоцкий, Василий Аксёнов».