Колыбельная песня поэта А. Блока. Позитивизм

Катерина Пас Чна
Педагогика. Эстетика


Поэт А.Блок
Композитор В.Косенко

Баюшки, баю.
Песенку пою
Про заморский край,
Если будешь пай.
Расскажу я сказочку
Про звезду - алмазочку,
Про  улиточку  рогатую
И  про белочку  хвостатую.
Ты же засыпай,
Баюшки, бай, бай…

И. Зеленецкая.  Поют дети. 2003.

Читатель приглашает юных музыкантов написать  новую музыку до мажор,  новый клавир к стихотворению «Баюшки, баю» Александра Блока,великого поэта.Читатель обожает композитора В.Косенко и поэта А.Блока, сочинителей ласковой песни «Колыбельная». Уважаемые школьники и Ваши родители! А Вы сами можете  дописать к стихотворению «Баюшки, баю» Александра Блока  простенькие ноты при скрипичном ключе – и переделать музыку В. Косенко  в народном, фольклорном стиле, для балалайки и домры, до диез? Философия позитивизма отражает также "метафизическую стадию" со звездочетами, мечтателями.

«Позитивизм   возникает   в  30 –40   годах   ХІХ  века  во Франции. Родоначальником   этого  философского  течения  является  Огюст  Конт  (1798 –1857).
Идеи  Конта  заимствовали  и  развивали  в Англии Герберт  Спенсер  и  Джон  Стюарт
Милль, в  России – П.Лавров. Н.Михайловский  и  др.  Огюст  Конт,  в   определенной   мере,  является   продолжателем   идей  французского  Просвещения. Вслед за  Сен-Симоном  и  Даламбером, он  сформировал  закон  о   трех  последовательных  стадиях интеллектуальной   эволюции  человека,  которые   свойственны   ему   как  в   филогеническом,  так  и  в  онтогеническом  развитии: теологической, метафизической   и  позитивной  (научной). Первая, теологическая  стадия все  явления  объясняет  на   основе    религиозных  представлений, вторая стадия – метафизическая, заменяет  сверхъестественные  факторы   в объяснении   природы  сущностями, причинами. Задача  этой стадии  критическая:  разрушая  прежние  представления, она   подготавливает третью  стадию – позитивную, научную. Позитивизм   понимает  свое  предназначение   как  критику  ненаучного  знания, основное  острие  этой  критики   направлено  против  метафизического  подхода. В данном  случае под  словом «метафизика»  понимается   традиционный, философский  подход («Метафизика» Аристотеля). История «тяжбы»  философии  с  наукой,  считает  Огюст  Конт,   показала,  что всякие  попытки  приспособить  метафизическую   проблематику   к  духу  научности  заведомо  обречены  на  провал.  Огюст Конт  утверждал, что  наука  не  объясняет  действительность, а  лишь  описывает   явления. Она  не отвечает  на  вопрос «почему?», а  отвечает  на  вопрос: “Как?” Радугин А. Философия. М.:Центр. 2004. С.240, 241.
      
Сочинители  «Колыбельной» В.Косенко и А.Блок, вероятно,  использовали философию позитивизма  Западной Европы, совершают «метод элиминации» К.Поппера  - метод  проб и ошибок в американском позитивизме.Композитор В.Косенко «сладким голосом поёт». В партитуре при скрипичном ключе написаны: музыкальный размер 4/4, три диеза: фа диез, до диез, соль диез. Зато в обширном клавире часто возникают многочисленные  указания отмены вышеуказанных «диезов» (бекар):

«РАССКАЖУ Я СКАЗОЧКУ».

Нота МИ 1 октавы  (-РАС-)
МИ 1 октавы (- СКА -);
ДО бекар (- ЖУ), 1 октава; нота  МИ (Я);
СОЛЬ бекар (СКА -), нота МИ (- ЗОЧ -);  нота МИ (- КУ),

«ПРО ЗВЕЗДУ-АЛМАЗОЧКУ».
(Поэт А.Блок).
Метафизическая стадия  авторов-мечтателей видна.
В нотах к этим стихам  прибавлены бекары – знаки отмены диезов при  скрипичном ключе:

Нота ЛЯ -1 октавы, (ПРО),  ЛЯ-1 октавы (ЗВЕЗ -), ФА бекар (- ДУ -), нота  ЛЯ -1 октавы ( - АЛ -),
ДО - бекар (- МА -) 2 октава,
СОЛЬ бекар -1 октава (- ЗОЧ -), СОЛЬ бекар (- КУ).
В метафизической стадии мечтателей  поставлены диезы при скрипичном ключе, а в клавирах рабочие диезы отклоняются (не нравятся композитору-мечтателю В.Косенко).
ЛЯ диез (1 октавы) и ЛЯ бекар   композитора В.Косенко являются к стихотворным строчкам поэта Александра Блока:
«И про белочку хвостатую».

Си 1 октавы) (И),  си 1 октавы (ПРО),  ре бекар 2 октавы) (БЕ-);  ЛЯ диез  1 октавы (- ЛОЧ-);  ЛЯ диез
(-КУ);  ЛЯ диез (- ХВО -);

Новый такт:
ДО диез 2 октавы ( -СТА-); ЛЯ бекар 1 октавы (-ТУ-);
Нота ЛЯ бекар  (- Ю).   
 Читатель начал «записывать» рецензию за двумя взволнованными композиторами, отягчающими поэтический текст: дополнительно выписал Арию Полины из оперы  «Пиковая дама» Петра Чайковского, либретто М.Чайковского.
Петр Чайковский при  скрипичном ключе записал знак ФА диез, динамические оттенки, а в партитуре отменяет  ФА диез (пишет ФА бекар): Фа бекар в  первой октаве и ФА бекар во второй октаве.
Поэту Александру Блоку упало с неба огромное творческое  счастье, композитор  В.Косенко сочинил весьма сложную партитуру, и украсил жизнь поэта А.Блока. Колыбельная необходима самым маленьким, вступающим в жизнь. Малышам и начинающим музыкантам эту «Колыбельную»  с  диезами и бекарами трудно запомнить, должны играть  ноты  взрослые  родители.  Уважаемые школьники и Ваши  педагоги!  Будьте добры, вместе   с преподавателем музыки и пения   обновите музыку   к стихотворению «Баюшки, баю» Александра Блока.  Будьте добры, пожалуйста, на уроках пения  тихим, нежным  голосом исполняйте чудесное светлое произведение «Баюшки, баю» поэта А.Блока  на струнах,  на балалайке, на арфе, на мандолине, – всем  на удачу.