Почему перестали появляться шлягеры? Читать всем!

Михаил Гуськов
   Создание шлягера - это коллективный труд. Более того, это продукт СИСТЕМЫ. Развалилась Советская Система, и на пространстве бывшего СССР шлягеры перестали получаться. Не стало новых, действительно знаменитых и любимых всеми россиянами песен у таких поэтов и композиторов как Добрынин, Резник, Энтин, Крылатов, Антонов, Дементьев, Тухманов, Зацепин, Пугачева и многих других.
   Основа шлягерной песни - это стихи. "Сначала было слово..." все шлягерные песни содержат особые словесные формулы и коды. Эти формулы сродни математическим, и как бы доказывают каждая какую-либо важнейшую и глубочайшую теорему человеческого существования и его общественной жизни, делает важное научное открытие.
  Шлягерный текст целен, прост и красив, не содержит ложных утверждений, лишних непродуманных частей и искусственных вставок.
  Только на такой текст можно написать шлягерную мелодию, которая затронет сердца миллионов и понравится практически всем.
   Есть шлягерные мелодии, которые несли в себе эти словесные формулы. Но шлягерами они становились только после того, как находились поэты, которые делали к ним гениальные подтекстовки. Такими гениальными подтекстовщиками в советские времена были Дербенёв и Шаферан, и еще несколько поэтов.
Нельзя быть сразу гениальным композитором и гениальным поэтом, и об этом ясно говорит Божественная заповедь, что нельзя служить сразу двум господам.
   Но даже двух гениальных составляющих недостаточно, чтобы появился шлягер. Нужна третья сила. Сила СИСТЕМЫ.
   Даже когда вы создали мощный прожектор, чтобы он засиял во всю силу, а не тлел как коридорная лампочка, к нему нужно подвести мощнейший поток электроэнергии, а эту электрическую мощь может обеспечить только СИСТЕМА.  Шлягер взрывает все души. Он сродни атомному взрыву, а чтобы атомный взрыв состоялся, нужна работа всей государственной системы - десятков коллективов и производств. За каждым шлягером фактически и стояли такие коллективы и производства.
   Это и многочисленные худсоветы, надзорные органы в минкульте, ЦК ВЛКСМ и ЦК КПСС, студии граммзаписи, оркестры, аранжировщики, операторы, редактора телепередач, которые "раскручивали" шлягер. Сам шлягер это только вершина айсберга, главная часть которого никогда не показывалась слушателям и телезрителям.
   Без СИСТЕМЫ шлягер не может состояться. Поясню это на примере творчества замечательного композитора Евгения Крылатова. Он написл свыше 200 песен, но шлягерами из них стали только четыре, и все они связаны с детским хором Виктора Попова. Три из них на слова Энтина, а последняя - Дербенёва.

Лесной олень
Прекрасное далёко
Крылатые качели
Три белых коня.

   Для успеха песни, кроме слов и музыки, очень важно выстроить правильные музыкальные акценты, найти неповторимый интонационный рисунок, не завысить и не занизить пафос каждой ноты, каждого слова. Это трудно объяснить словами. Такой  окончательный рисунок делает не композитор, а особой души человек, не обязательно артист или аранжировщик, но только он вдыхает в песню ее неповторимую душу. Дает песне рисунок, который потом невозможно изменить, и который как бы ни пытались изменить последующие исполнители, они вынуждены ему следовать. И этот рисунок не в музыке или в словах, а именно в акцентах раскрытия музыки и слов.
   В случае с песнями Крылатова, такой рисунок находил человек из хора Виктора Попова, возможно, сам Виктор Попов, а, возможно тот, кому он доверял запись песни.
Только эти четыре песни Крылатова содержали словесные формулы, которые можно было превратить в бесспорные шлягеры. Только эти четыре. В их словах не было запинок, идейных подножек, которые в других песнях Крылатова не позволяли выстроить полёт, оторваться от земли, преодолеть земное притяжение.
   Этот отрыв создавали отроческие голоса, когда незамутненная чистота интонации сочетается с пронзительной силой отроческого голоса. Виктор Попов находил эту интонацию и на них был построен бессмертный пафос четырех великих песен Крылатова.
То есть СИСТЕМА предоставляла в распоряжение композитора такую огромную и мощную структуру, как Всесоюзный детский хор, в котором были нужные голоса и аранжировщики данных голосов.
   Если же проанализировать остальные тексты песен Крылатова, то станет ясно, что каждая из них не выходит на те формулы и обобщения, которые есть в четырех великих песнях Крылатова. Остальные песни отражали частные интересы, а четыре вышеназванных - всеобщие. Остальные песни содержат сиюминутный, частный, мелкосюжетный набор образов, который не позволяет песне преодолеть земное притяжение. Крылья этих песен слишком шероховаты и далеки от идеальной формы. Эти песни не для полета, а для передвижения пешком.

Продолжение следует