Сказ про Архипа Осипова

Евгений Германович Крысин
Воин Осипов Архип,   
сын крестьянский, на Кубани
героически погиб
хмурым днём на поле брани.
Было это так давно,
что никто уже сегодня
или, скажем, мало кто
про Архипов подвиг помнит.
Рекрут Крымского полка
был солдатом крепким, бравым,
двадцать лет служил, пока
не достиг посмертной славы.
Всё случилось там, где он
службу нёс в краю не близком,
защищая наш кордон
от врагов в полку Тенгинском.
В те былые времена
там черкесские отряды
набегали иногда,
как волна, – куда не надо.
Так случилось и в тот раз –
вкруг Михайловского тати
многотысячный спецназ
развернули свой некстати.
Им казалось, что они
укрепление осилят
быстро, в считанные дни,
и падёт форпост России.
Только славный мушкетёр,
гренадёр девятой роты
взрывом пороха их стёр,
враз с врагом покончив счёты.
В строй Тенгинского полка
был зачислен он навечно…
Вдаль несётся жизнь-река,
век сшибая веком встречным.

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Архип Осипович Осипов (1802—1840) — рядовой Тенгинского полка, герой обороны Черноморской береговой линии происходил из крепостных крестьян помещика графа Стратонского Киевской губернии, Липовецкого уезда, с. Каменки (с 1987 года — отдельный микрорайон города Липовец Винницкой области).

21 декабря 1820 года был принят на военную службу рекрутом и 5 апреля 1821 года зачислен в Крымский пехотный полк. 1840 году имел уже нашивку на рукаве и серебряные медали за персидскую и турецкую войны. По свидетельству сослуживцев, Осипов был бравый солдат, 38 лет, высок ростом, с продолговатым лицом, обрамленным темно-русыми волосами и с серыми глазами.
По окончании войны, в 1834 году Архип Осипов, в составе первого батальона Крымского полка переводится в Тенгинский полк на Кубань и зачисляется в 9-ю мушкетёрскую роту, где несёт кордонную службу. Там Осипов неоднократно участвует в стычках с горцами. С момента прибытия в укрепление Михайловское, под влиянием переживаемых всеми тяжелых минут, Осипов был всё время крайне сосредоточен. 15 марта 1840 года, когда стало точно известно о намерении черкесов напасть на укрепление, он, по свидетельству очевидцев, с заложенными за спину руками долго шагал по казарме, что-то обдумывая. Затем, остановившись посреди казармы, сказал: «Я хочу сделать память России и в минуту неустойки наших подожгу пороховой погреб». Никто не сомневался, что Осипов сдержит слово, так как все знали его как человека серьёзного и смелого, исправного солдата. 22 марта 1840 года Осипов сдержал своё слово и со словами: «Пора, братцы! Кто останется жив — помните мое дело» взорвал погреб, а с ним и все укрепление. Неприятель понёс большие потери – около 3000 человек только убитыми.

Император Николай I, для увековечения памяти о доблестном подвиге Архипа Осипова, который не имел семейства, повелел навсегда сохранить имя его в списках 1 роты Тенгинского полка, считая его «первым рядовым и на всех перекличках при спросе этого имени, первому за ним рядовому отвечать: «Погиб во славу русского оружия в укреплении Михайловском»». Таким образом, в Российской армии было положено начало традиции зачисления навечно в списки части.
Впоследствии около разрушенных валов бывшего Михайловского укрепления раскинулось русское селение Архипо-Осиповка, названное в честь героя.

На месте взорванного укрепления высится чугунный, ажурной работы крест с надписью: «77-го пехотного Тенгинского Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича полка рядовому Архипу Осипову, погибшему во славу русского оружия 22 марта 1840 г. в укреплении Михайловском, на месте которого сооружен сей памятник». Памятник возник в 1876 году по инициативе Главнокомандующего великого князя Михаила Николаевича, который повелел поставить его таких размеров и на таком месте, чтобы он был виден с судов, проходящих у берега.

Другой памятник Осипову и командиру Михайловского укрепления штабс-капитану Николаю Константиновичу Лико был воздвигнут во Владикавказе по инициативе генерала Гейдена. После 1917 года, расцененный как памятник самодержавию, он был уничтожен.