Мария... часть 4 Очерк

Людмила Гусева 3
Время лечит. Мирная послевоенная жизнь отвлекает от воспоминаний, нужно жить и не просто жить, а выживать… У её девочек должно быть светлое будущее!

Возле дома пустует 40 соток земли. Мария с дочерьми сажают картошку, кукурузу, огурцы, помидоры и другие овощи. Сама ещё трудится на колхозных полях. Её, добрую, работящую, неунывающую певунью, приняли тепло, доброжелательно и с любовью.

Девочки росли очень разными. Майя красивая, самовлюблённая, с ленцой, к знаниям интереса не проявляла, училась в начальной школе плохо, но любила петь и танцевать и это ей удавалось на славу. Руслана серьёзная, крепкая, спортивная, энергичная, неутомимая с волевым характером, всё ей интересно, при этом добрая и ласковая.

Маму слушаются, стараются поменьше огорчать, но это удаётся им с трудом. Как и все дети, обе любят пошалить.

Тогда, в 1944 году на железнодорожном вокзале цыганка просчиталась, взяв из трёх не тот чемодан: сама не поживилась и семье Марии нанесла материальный и моральный урон. Не имея документов, семья автоматически лишилась пособия в связи с потерей кормильца. Детей в школу приняли под девичьей фамилией Марии -  Божко Майя, Божко Руслана.  Свидетельства о рождении сёстрам выдали, когда им исполнилось 18 лет, в графе отец, как нож в сердце, стоял прочерк. К несчастью не осталось и фотографии отца.

Но нет худа без добра, с Марией остались две незаменимые «подружки», гитара и швейная машинка «Зингер», которыми она владела мастерски, которые спасали от тоски и помогали забыться… Временами, в свободное время с соседским мальчиком, игравшем хорошо на баяне, устраивала для хуторян концерты. Для всех эти минуты были праздником среди горестных будней.

Часть 5 : http://www.stihi.ru/2018/02/22/2270