Малое освящение воды в колыбельной. Летний вечер

Катерина Пас Чна
Майевтика в колыбельной  №47. Летний вечер

Педагогика. Эстетика
http://www.stihi.ru/comments.html?2017/11/08/8720

ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

Вечер догорает, ясны небеса.
Сумрак одевает горы и леса.
А поток игривый в тишине ночной
Льётся, говорливый,  по горе крутой.
Чу! С далёкой башни колокол гудит
И на отдых с пашни селянин спешит.
В тишине счастливой вся природа спит,
Лишь поток бурливый плещет и кипит.

Детский мир. Альбом из 50 старинных детских песен для детских садов и школ. Москва. Новоспасский монастырь. 2006. С.56.


ПОТОК ИГРИВЫЙ ДЛЯ КУПАНИЯ

«А поток игривый в тишине ночной
Льётся, говорливый,  по горе крутой».
(О воде для купания младенца)

Исследователи священной воды   записали полезные музыкальные фразы
из книги «Малое освящение воды» - в пользу воспитания чистой души.
 
МАЛОЕ ОСВЯЩЕНИЕ ВОДЫ
Канонарх. Стих 1.
«Исповедайтеся Господеви,
яко Благ,
яко в век милость Его».

Стих 2.
Обышедше обыдоша мя,
и  Именем Господним противляхся им.

Стих 3.
Не умру, но жив буду,
и повем дела Господня».
 
«Обиход  церковного пения». Малое освящение воды. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва. 2007.  С.18.

Известные деятели искусства  сочинили ласковые  колыбельные песни для малышей – детскую музыкальную классику:  поэт Александр Блок, композитор В.Косенко (со словами: «если будешь пай»);   К.Бальмонт, музыкант В.Пергамент, "Финская колыбельная песня"; Эдвард Григ, «Колыбельная Сольвейг» из оперы «Пер Гюнт», стихи Генрика Ибсена (Норвегия),  Д.Гершвин, «Колыбельная» из оперы «Порги и Бес» (Америка).  В  московской колыбельной песне «Летний вечер» №47, в нежной колыбельной песне поэтессы Ирины ВАС  и в волнующем стихотворении о воде "На Мутном. Апрель" талантливого поэта ВЛАДИМИРА Брянской школы  отражаются  греческие  школы  воспитания: «пайдейя», наука закаливания на свежем воздухе  и школа Сократа «майевтика» (учение  Сократа  о культуре  общения для вдумчивых учеников греческой  науки).

Рецензия на «Мировая Воля в колыбельных. stihi. ru» (Катерина)

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ ВНУЧКИ
Ирина ВАС

«Маленькое солнышко,
искорка моя,
колыбель качает
бабушка твоя.
Спи, моя принцесса,
баю -- бай,
спи, моя манюня,
глазки закрывай.
Пусть тебе приснится
сказки дивный край,
голубые ели,
белые медведи,
разные зверушки,
пестрый попугай.
Спи, моя росинка,
глазки закрывай,
баю - бай.
Нежным, безмятежным
будет сладкий сон,
пусть тебе приснится,
добродушный слон,
рыжая лисичка,
белочки - сестрички,
баю – бай.
Спи моя кровинка,
глазки закрывай,
баю – бай».

НА МУТНОМ. АПРЕЛЬ

ВЛАДИМИР

Деревья и чёрный кустарник окрест –
Под стать лаконично начертанным рунам,
Толпятся, как зазеленевший оркестр,
Готовый ударить смычками по струнам.

Как мало покоя! Как много весны! –
Залётная бабочка просит прощенья. –
В её воскрешенье из мёртвых видны
Небесные силы в земном воплощенье.

(Брянская  школа эстетики).

ИСКУССТВО ПОВИВАЛЬНОЙ БАБУШКИ
Майевтика Сократа – культура общения и искусство повивальной бабушки – отражается  колыбельной песне №47 «Летний вечер»,  в словах  стихотворения о воде, мистерия с купанием и освящением воды для купания маленького беззащитного младенца.
"Учеником софистов в начальный период своего творчества, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ. (470 - 399 гг. до н.э.)
Сократ выступал против релятивизма софистов. Основополагающая способность человека, по Сократу,  - это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести знание. Отсюда вытекает метод Сократа - майевтика (повивальное искусство). Этот метод помогает рождению человеческой мысли, а философ, работающий по этому методу, уподобляется "бабке-повитухе". По Сократу, это знание того, что такое хорошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.
Алексей Радугин. Философия. Москва. Центр. 2004. С. 51, 52.
   Философы, эстеты, культурологи, песенники, педагоги преобразовали древнее учение Сократа "майевтика" (повивальное искусство), как педагогический "адаптированный текст", доступный для понимания "учеников философа", детей и молодежи. Теперь "майевтика" Сократа употребляется в переносном и символическом смысле, в культурологии: искусство пеленать свои помыслы средствами художественного слова; говорить ясно и понятно для учеников философии, как мать и повивальная бабушка в колыбельной песне обращается к наследнику духовного сокровища.

Использована литература:
1. «Обиход  церковного пения». Малое освящение воды. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва. 2007.  С.18.
2. Детский мир. Москва.Новоспасский монастырь. 2006. С. 56.
3. Ирина ВАС. «Маленькое солнышко, искорка моя». Колыбельная песня.
4. ВЛАДИМИР. На Мутном. Апрель.
5.Радугин Алексей. Философия./Сократ. Москва.2004. С. 51,52.