Русский детектив. подвал 20

Вячеслав Киктенко 2
           Данила. Окончание речи. И отрывков Детектива из Подвала

     «…да, слишком давно... Взять хоть греков, к примеру,
     Хотя бы Европу: уж там свою веру
     На прочном фундаменте вынесли, он
     Крепился веками – по крохе, по грану,
     По гимну, по мифу, покуда ко храму
     Не лёг в подоснову, самозавершён.
     Из тёмных чудовищ – сторуких, стомордых,
     Аморфных ещё, а точней зооморфных,
     Виясь из хтонических, донных кривизн,
     С лицом человечьим титаны и боги
     Сквозь миф продирались, покуда в итоге
     Лик зверя не канул в антропоморфизм.
     И боги, в сознание вочеловечась,
     Олимп заземлив, рвя туманную вечность,
     Сошли в круг времён. – В бытовые дела
     Мешались, и на спор, пометив героя,
     Судили бои, плутовали порою,
     Следили – а ну-тка, мол, чья там взяла?
     Тайком от бессмертных, во гневе ужасных
     Законных богинь проникали в прекрасных
     Земных, очарованных смертью подруг –
     Дождём золотым, или птицей небесной,
     И кровь полубога смыкала над бездной
     Отныне земной и божественный круг.
     Всё было готово... Структура кристалла
     Оформилась. Личность себя разверстала,
     Из вязкого «Мы» трудно выпростав «Я»,
     Приходу уже предлежала дорога
     В едином лице человека и Бога
     Самою органикой предбытия.
     Не зря ж столь естественно и не спесиво
     Здесь было воспринято Дивное Диво,
     Пусть даже не сразу, пусть через века:
     Скудели земной неземным просиянье
     В догматах предельного самостоянья
     Внедрилось надёжно и наверняка.
     …………………………………………………………

      …и вот они, три разобщённых сословно
     Пласта – «Благородный» (что очень условно),
     Ни в Бога, конечно, ни в черта, ни в сон
     Не верящий, властью могущ и утешен,
     Затем – «Основной»...  я признал бы, но, грешен,
     Признать не могу таковым, странен он:
     Учитель и токарь, строитель и докер...
     А киллер и донор? А дилер и доктор?
     Как их сочетать в «основной" этот слой?
     По среднему, что ли, как прежде, достатку?
     Но дом – погорел, по кирпичику кладку
     Кто мог, растащил – весь достаток былой.
     Кто мог... А таких вот, «могущих» в народе
     Всё гуще и гуще – в тоске, в безысходе
     Посконного рабства, в расхристанной тьме
     Стыд-совесть похерил? Не мучайся, право,
     Знак Вора над Русью взошел величаво…
     Ты честный? Теперь твое место в тюрьме.
     Слой третий – издревле горючий, бедовый...
     Но если бывал он земной подосновой,
     Престранная нынче пошла голытьба
     Из новых чудил, не умеющих выжать,
     По капле сцедить из себя, чтоб хоть выжить,
     Ни стыд свой, ни совесть, не то что раба.
     Какие тут к дьяволу интеллигенты,
     Крестьяне и прочие? Все – «элементы»
     Из «электората»… Но этот дурдом
     Завёлся у нас не вчера, не сегодня,
     Кой чёрт себе лгать: «попущенье Господне»,
     Всё исповедимо, всё в хаосе том,
     Все корни в той зыби, в пластах довременья,
     Когда в серебре и кольчугах раменья
     Дружин оттеснили от смердов князей –
     Господ «золотых», кто богов своих древних
     Извергнул из капищ, когда по деревням
     Их чтили ещё с безоглядностью всей.
     Вот здесь и отмерилась первая мера:
     Душа-то народа, народная вера
     Разбилась сословно, покастово...  Здесь
     Все корни подспудные смут и трагедий,
     Страну раздиравших в подпочве столетий,
     Раздавшись, они обнажаются днесь…
     ……………………………………………………………………..
     …и вот разрешилась Великим Собором
     Великая сделка – вопрос, о котором
     Гудёт меж историков шум-тарарам:
     «Позор», «Компромисс», «Синкретизм», «Двоеверье»... –
     Кто как изощрится, учёные перья
     И копья ломая доныне, а суть
     Проста: под народный, под самый исконный
     Подбить, подогнать календарь свой церковный
     И праздники «их» со «своими» сомкнуть –
     Заступниц, угодничков «их», чудотворцев
     Облагообразить, голимых уродцев
     В одежды облечь, прикрываючи срам,
     В сиянья одеть, в золочёные ризы,
     И лягут дары не на тёмные тризны,
     На светлые праздники лягут, во Храм...
     И верно. Теперь, пусть нещедро, ложились.
     Ожили попы помаленьку, прижились,
     Сдружились с «поганцами», глаз поприкрыв
     На жертвы обильные старым кумирам –
     И «новых» дарили!.. Казалось бы, миром
     Вот так, год за годом, срастётся разрыв…
    …………………………………………………………..
     …ну, кесарь, так кесарь. Холоп, так и ладно.
     Стерпелись помалу... Оно и накладно,
     Холопа ссадить, – уж повёз, так езжай...
     Да барин опять зачудил: всех развяжем,
     Законы распишем, свободой накажем,
     На Бога надейся, а сам не плошай!
     Стоит мужичонка – коряв, половинчат,
     Была на царя вся надёжа, а нынче?
     Ни веры своей, ни деньжат, ни земли.
     Кто злей да покруче – в делянки вцепились,
     А кто послабей – отошли, отступились,
     Снялись в города, на завод побрели:
     Чего там предложат, на то мы и клюнем…
     В неволе был пахарь, на воле стал «люмпен»,
     Завод не землица, большого ума
     Не надобно лясы точить да железы...
     Уж тут и очнулись дремавшие бесы:
     «Добыча плывёт! Прямо в руки!! Сама!!!
     Какой матерьялище для революций,
     Для смуты народной! Поманишь – польются
     Стадами в загоны, чего им терять?
     Царя? Дак ить батюшку любят не очень,
     Героя заместо царя напророчим,
     А там и предьявим его вдругорядь...»
     ………………………………………………………….
    …………………………………………………………..