Еще раз Эсмеральда

Галина Романова 5
Еще раз при внимательном прочтении произведения Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" начинаешь понимать логику действий власти в лице церкви и богатых людей. Из простолюдинов никто не имеет права не то, что встать на одном уровне со знатью, какими бы выдающимися природными качествами он не обладал, но даже приблизиться. Существует строгий контроль, бдительное око церкви, система наказания и казни.
 Церковникам легче объявить человека колдуном, чем признать выдающиеся способности, талант. Серость, одинаковость, униженное состояние вечных прислужников, быть готовым растоптанным господином в любую минуту, расстаться со всем, что у него есть: с семьей, имуществом, здоровьем, свободой и жизнью. А у Эсмеральды ко всему была еще яркая красота, молодость. Ее прозвали цыганкой, а она цыганкой не была, кроме того, что ее воспитали цыгане, выкрав в младенчестве у несчастной матери из трущоб. В детстве и в отрочестве юная Эсмеральда путешествовала вместе с цыганами по Востоку, вбирая в себя языки, краски, музыку, всю пеструю и разнообразную культуру восточных стран. Южное солнце, сочные плоды, свобода сделали ее необыкновенной красавицей. Ее наряд представлял симфонию Востока. Движения ее были полны неги и очарования, вся она была символом молодости, красоты и ожидания любви. Ее богом было солнце. Она сама излучала солнце. В Париже это бросается в глаза, на фоне холодных и сдержанных тонов и красок. Ведь Париж - это не юг Франции, а север.
 Эсмеральду объявляют колдуньей и пытают "испанским сапогом", вырывая у нее признание в колдовстве. Особенное в ее натуре - это движение, танец. Она подвижна, как огонь или бегущий со склона ручей. И это движение , ее способность так замечательно танцевать церковники вырывают, как орудие дьявола, по их разумению.
 Здесь все налицо: невежество, мораль и догмы, доведенные до абсурда, необоснованное обвинение, клевета, навет, откровенная ложь, страх перед юной красотой и способностью толпы, которая встает на ее защиту и освобождение. Эсмеральда не успевает стать символом бунта. Она всего лишь жертва.
 Великий писатель Виктор Гюго позволяет Эсмеральде встретиться с матерью, которая проклинала ее, увидев ее танцующей и поющей на площади. Цыгане похитили у матери ее малютку и она потеряла разум. Жизнь идет, время ослепляет, отнимает чутье матери и она с трудом начинает понимать, что Эсмеральда - ее дочка. Судьбе угодно не соединить их навеки, как родных по крови людей, а снова разлучить, на этот раз навсегда. Эсмеральду смертельно ранит стрелочник, а палачи вешают ее полуживую, как колдунью, но победить красоту невозможно. Душа красоты улетает и отражается на стенах собора, как лучи солнца. Не Феб солнце, а Эсмеральда становится солнцем красоты. В памяти народа Эсмеральда остается символом красоты и свободы. Недаром имя ее  Эсмеральда - "изумруд", а цвет жизни зеленый и вечный.