Россия, как вдова

Вадим Константинов 2
                Здесь не надо
                Даже даты
                Узнавать по неким
                Кольцам...

                Коль смогло
                Поставить Время
                Характерный
                Оттиск свой!..

                И глядишь ты
                На усадьбу
                Чернышова
                В Яропольце,
                Точно мёртвую
                Пьёшь воду...

                А напиться бы -
                Живой!..
                19.07.2012. 
 

                Как много их-
                Усадеб старых тех,
                К кому судьба
                Была щедра вначале!..

                Но, так же, как хозяева, они
                Внезапно потеряли
                Прежний вес...

                Потом и внешний шик
                С годами растеряли...

                Ну, а теперь и дух
                Эпохи в них исчез!..
                18.06.2014.   


                Я смотрю на этот
                Дом...

                Как на многие другие,
                Что утратили давно
                Прежний статус свой...

                И мне кажется,-
                Глядит
                На меня сама Россия!..

                Что пред нами предстаёт
                Скорбною вдовой!..
                13.06.2015.

Ярополец или Ераполча — родовое майоратное имение графов Чернышёвых в селе Ярополец Волоколамского уезда Московской губернии.

В 1717 году первый граф Чернышёв и его знаменитая жена Авдотья приобрели у наследников гетмана П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. Соседнее поместье перешло от Дорошенок к Загряжским, которые выстроили на этих землях собственный дворец . Парк с прудами единый для обеих усадеб.

В 1760-е годы первый московский генерал-губернатор Захар Чернышёв принялся за обустройство в Яропольце своей загородной резиденции. Его племянница Наталья Петровна родила здесь сына Дмитрия, будущего московского градоначальника.

Родовое гнездо Чернышёвых считалось одним из богатейших в Подмосковье, с роскошным дворцом, лепной внутренней и внешней отделкой, скульптурным убранством. По заказам Чернышёвых работали скульпторы Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Д. Решт, А. Триппель. Усадебный парк в Яропольце послужил образцом для многих других усадеб. В 1780 году шведский посланник Нолькен в донесении своему правительству именует эту усадьбу Иераполисом.

После заключения мира с турками в усадьбе побывала Екатерина II. В «Атласе Российской империи» конца XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно прочитать: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может», а согласно газете «Санкт-Петербургские ведомости» государыня высказалась в том духе, что будь Ярополец поближе к Москве, она бы выбрала его в качестве загородной резиденции.

Учреждённый бездетным фельдмаршалом майорат после его смерти перешёл к младшему брату Ивану, а затем к его сыну Григорию. После его смерти в 1831 г. имение было объявлено выморочным, так как сын последнего владельца Захар был лишён права наследования из-за участия в восстании декабристов.

По указу 1832 года Ярополецкое поместье и титул графа Чернышёва переданы зятю Григория Чернышёва, И. Г. Кругликову (1787—1847). От Кругликовых майорат унаследовали дворяне Безобразовы. Дочь последнего владельца усадьбы, Ксения Сергеевна Чернышёва-Безобразова (англ.), стала женой Рудольфа, младшего сына Карла I, последнего австрийского императора. До самой революции в усадьбе сохранялись в неприкосновенности мебель, скульптура и книги конца XVIII века — память о блистательных братьях Чернышёвых.

После Октябрьской революции усадьба была национализирована, а хозяева имения эмигрировали. Все предметы искусства были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря. Именно туда были вывезены в 1924 году «большая коллекция географических карт, рисунков, гравюр, фарфора, бронзы и около тысячи книг».

В 1920-е гг. здания усадьбы использовались для размещения сельской лечебницы и детского санатория. Во время Великой Отечественной войны залы дворца выгорели, провалилась кровля, парк пострадал от обстрела, парковые сооружения погибли, после чего ансамбль был заброшен. Карты и планы из собрания Чернышёвых-Кругликовых в настоящее время хранятся в запасниках Исторического музея; остальные же экспонаты погибли во время немецкой оккупации Нового Иерусалима.

Реставрация, предпринятая на исходе советского периода, подвигалась крайне медленно. В начале XXI века памятник находится в ведении Московского авиационного института и стремительно деградирует.