Портрет первой любви - эк1

Александр Беличенко
(из серии стихотворений "Метаморфозы любви" http://www.stihi.ru/avtor/blslv&book=30#30, навеянных книгой "Уроки любви", Руслана Киреева,               
здесь - о Первой любви поэта и писателя-неоромантика Александра Грина (Гриневский Александр Степанович (Стефанович), 1880-1932) к Вере Павловне Абрамовой.


                Я помню чудное мгновенье:
                Передо мной явилась ты...
                А. С. Пушкин

Романтикой сияет первая любовь!
Случается, закреплена портретом...
И чувства понесут помету эту,
Чтоб в жизни видеть образ вновь и вновь.

Романтик Грин влюбился, когда с ним была тюрьма,
Приют для обездоленного зэка,
Для Веры, к счастью, тоже там опека -
И вот где повстречалась их двоих семья.             1*)

Нежданный поцелуй, и изменился Мир!
Его, как символ будущего счастья,
Её, с ошеломляющею властью -
И понеслась судьба обоих на их пир!                2*)

Из ссылки ей письмо: "Хочу, чтоб Вы женой,
Сестрою, матерью предстали рядом!".
Одною фразой о любви к ней сразу
И взволновалось сердце, и ушёл покой.               3*)

Она ждала! И вот уж он у её ног!
Бежал из ссылки, месяц не считая,
К ней, в Питер, из Тобольской дали-края.
Ну кто бы от такой любви отбиться мог?!             4*)

Украдкой встречи на квартире, летом лес -
Три года счастья наших нелегалов,
Хотя противников нашлось немало...
И всё прервал однажды полицейский бес.              5*)

Вновь ссылка, на Архангельские севера.
Теперь они повенчаны и вместе -
Два года пролетели в жизни тесной,
Свобода в Питере, и тяжкий труд пера.               6*)

Но Вера исчерпалась, от него ушла -
Нет сил сдержать писателя порывы,
Его непредсказуемые срывы...
До этого терпела, как могла.                7*)

За хулиганом в ссылку барышня пошла,
Источник в нём романтики раскрыла,
Но вдруг отпрянула опять, пугливо,
В среду размеренного счастья-бытия.               

В квартире холостяцкой, и с другой женой,
Висел большой портрет любимой Веры -
Их встречи звал везения примером,
Как главным в жизни то событие с собой.

Любовь мгновеньем зажигается порой,
А дальше жизнь ей делает экзамен:
Отдаст ли женщина судьбу в тот пламень
Или устанет, где-то, жертвовать собой...

Примечания (вольное авторское изложение смысла) взяты из книги "Уроки любви", Руслан Киреев,Рекламно-компьютерное агентство газеты "Труд", Москва,2000 г.

1*) Александр Грин (а тогда ещё Гриневский, с четырьмя классами образования) сидел в Выборгской тюрьме, в одиночной камере за связи с эсерами и нарушение паспортного режима. Вот тогда-то и появилась в его жизни миловидная подвижница Верочка Абрамова. Она была дочерью богатого чиновника, закончила с золотой медалью гимназию, а после - Высшие женские курсы (физико-математическое отделение!), преподавала. А ещё работала на общественных началах в "Красном Кресте", помогавшем осуждённым и тем, кто ещё томился в тюрьмах в ожидании суда. Роль её была необычной: она должна была называться "невестой" тех заключённых, у которых не было ни родных, ни знакомых в Петербурге. Это давало ей право, прикрываясь фиктивной "помолвкой",  ходить на свидания, поддерживать заключённых, исполнять поручения. Именно таким одиноким заключённым был Грин.
Они стали переписываться, и его письма её очень заинтересовали - в отличие от других "женихов", он писал бодро и остроумно. Так продолжалось несколько месяцев, пока не пришло постановление министра внутренних дел о высылке дворянина (по ссыльному после польского восстания отцу-поляку) Гриневского Александра Степановича в отдалённый уезд Тобольской губернии под надзор полиции на 4 года.

2*) Впервые Вера и Александр увидели друг друга в пересыльной тюрьме, что он всегда считал главным событием в своей жизни, "чудным мгновеньем". Вера ничего не ожидала от свидания с незнакомым очередным "женихом", отправляющимся в далёкую и долгую ссылку. В донесениях полиции он проходил под кличкой "Невский": "Высокого роста, тонкого сложения, шатен, лицо продолговатое, худощавое, нос прямой, рыжеватые коротко остриженные усы...". Свидание проходило в большой зале, где было много других изнурённых арестантов с посетителями и надзиратель. Но вот время истекло, раздался резкий звонок, все встрепенулись и стали подниматься. Вспоминает Вера: "И тут, когда я подала Александру Степановичу руку на прощание, он притянул меня к себе и крепко поцеловал!". Как она писала в своих воспоминаниях, молодая женщина потеряла дар речи, испытав нечто вроде шока: "До тех пор никто из мужчин, кроме отца и дяди, меня не целовал; поцелуй Гриневского был огромной дерзостью, но вместе с тем и ошеломляющей новостью, событием". Но о чувстве оскорбления или неприятности в воспоминаниях ни слова.

3*) С вокзала, откуда отправился поезд с арестантами, Вера вернулась с чувством исполненного долга подвижничества, - но не без грусти! - уверенная, что не только никогда больше не увидит арестанта Гриневского, но и не услышит о нём. Однако, судьба! Не прошло и двух недель, как ей вручили письмо - там была одна единственная фраза:"Я хочу, чтобы Вы стали для меня всем: матерью, сестрой и женой". Женой! Обратного адреса не было, но она стала ждать - сама не зная чего - и заранее волновалась.

4*) И вот, она приезжает с дачи в свою квартиру, а там на площадке четвёртого этажа сидит, как ни в чём ни бывало, арестант Гриневский. После нескольких дней пребывания в ссылке, он сбежал оттуда в родную Вятку, где с помощью друга (или отца) взял себе новое имя и, став Мальгиновым (ставшим одним из псевдонимов: Мальгинов, Грин, Долговязый, Невский), вернулся в Петербург. К ней! Не мог без неё... В его письме насчёт жены была святая правда! И вот он перед ней, живое тому доказательство. Золотая медалистка, барышня с безупречной репутацией, дочь законопослушного чиновника вспоминала: "Слушая Александра Степановича, я думала: вот и определилась моя судьба, она связана с жизнью этого человека - разве можно оставить его теперь без поддержки, ведь из-за меня он сделался нелегальным". Жалость женщины - один из синонимов любви!

5*) Скрываться приходилось и от властей, и от отца Веры, категорически не приемлющего отношений дочери с каким-то находящимся в бегах мазуриком, да ещё с недостойным для мужчины занятием - писанием рассказиков (Грин-Мальгинов  начал становиться известным литератором). Жили на снятой Верой квартире, а до этого летом встречались в лесу, через озеро от дачи Абрамовых. Но через три года полиция накрыла беглеца - Алексея Алексеевича Мальгинова (он же А. С. Гриневский, скрывшийся с места высылки в Тобольской губернии) - второй арест и высылка в Архангельскую губернию в октябре 1910 года. Но теперь уже с женой - они с Верой повенчались по его ходатайству после её долгих хождений по инстанциям, когда он был в камере предварительного заключения.

6*)  Два года в ссылке Грин занимался литературным творчеством. О жизни с Верой на севере написан рассказ "Ксения Турпанова", где пророчески говорится, что Ксения ушла от мужа-ссыльного.

7*) Вера Павловна ушла от мужа в 1913 году после их возвращения в Петербург. Причина - разгульная и питейная жизнь Грина, ставшим уже известным писателем с многочисленными знакомствами. "Грину нужна была очень сильная рука, а у меня такой руки не было", - объясняет их разрыв Вера Павловна. Её новым мужем стал давний знакомый, геолог в том институте, где она работала.

8*) Третья, последняя, жена Грина (1921 год) Нина Николаевна, которой он посвятил знаменитую феерию "Алые паруса", вспоминала: "... большой портрет Веры Павловны (стоит в три четверти, заложив руки за спину) в широкой светло-серой багетовой раме, а также две фотографии Веры Павловны в детстве и юности," всегда были и в его холостяцкой берлоге, и даже в снятой комнатушке, куда переехали молодожёны. И это не обсуждалось!
До конца жизни романтик А. С. Грин не расставался с портретом Веры Павловны, Первой своей любви!