Деревце

Вы заметили, что маленькие человечки всегда рисуют деревья? Попробуйте расспросить ребенка, что же им движет. И вот, что может из этого получиться. Нам, взрослым, нужно иногда помолчать и попробовать вспомнить, или не полениться понять.

Когда-то на планете было много – много деревьев, желтых, зеленых, красных, золотых и серебряных. Голубых деревьев не было вовсе, избранным цветом окрашивали только небо, отражающееся в такой же глади океана. Вода была отражением неба – ведь не могут же люди летать. Прогуляться, «пройтись по воздуху» - запросто, но никогда не смогут, увы, ходить по воде. Только особенно ловкие и одаренные,  да терпеливые, научились плавать. Но ходить по воде невозможно без постороннего вмешательства – этот факт не опровергнут до сих пор даже маленькими человечками.

Непостижимо, но дети привели неопровержимое доказательство, что океан – это отражение неба. Только потом всему невесомому и небесно-прекрасному добавили голубые краски – василькам и мотылькам. Да, совсем забыла добавить про деревья на Северном полюсе – они были голубыми, как исключение, они искрились голубым инеем и превращали реальность в сказку.

Маленькие человечки, населяющие сказочный мир, слыли неимоверно наблюдательными и очень любили рисовать все, что они видят. Они рисовали деревья, сбрасывающие листву, когда холодно и дует пронизывающий ветер. Они рисовали холод так искренне, что каждый взрослый сразу же понимал, что холод – это отсутствие тепла. Ведь в правом верхнем углу рисунка не было Солнца.

Они продолжали и продолжали рисовать ночь и темноту, чтобы никогда не бояться их, потому что темнота – всего лишь отсутствие света. Рисовали загадочную и безжизненную Луну, чтобы не бояться потеряться в этом непонятном и неизведанном мире.

Забавные человечки росли потихоньку и полюбили точность. Ствол дерева обязательно должен соответствовать краскам земли, листочки – зеленому цвету жизни. Но цветы до сих пор оставались для них необычайно разноцветными, неповторимыми и прелестными – переливались цветами нежности, здоровья, счастья и любви.

Шло время, прошло несколько столетий. Совсем забыла рассказать, что у маленьких человечков был совершенно свой календарь, непонятный нынешним ученым умам. Они столько успевали сделать открытий за один день! А бывало, годами созерцали самое простое явление природы, скажем, снег или дождь. И неожиданно делали безумно важные научные выводы о том, что снег и дождь всегда заканчиваются, и выглядывает солнце. Темнота тоже заканчивается, свеча догорает, а на деверьях из прекрасных цветов однажды рождаются сочные и прекрасные плоды, потом опадают, и все начинается сначала.

Маленькие человечки часто играли на старом дереве, но однажды один из них упал и сильно ушибся.
- Больно, больно! – закричал маленький человечек. Вы все виноваты.
- Мы не виноваты, решили маленькие человечки. Виновато дерево. Оно старое, какая от него польза, нужно его срубить. Ствол дерева необычайно широк. Будем танцевать на замечательной сцене – будет весело.

Так и сделали, но никому не стало от этого веселее. Все вспоминали зеленые листья, цветы и вкусные приторные плоды.
- Вот что такое по-настоящему больно, подумали маленькие человечки, когда болит не снаружи, а изнутри. Ведь снаружи все заживает быстро, боль уходит. А внутри боль только разрастается и мучает человечка, ведь выйти ей некуда. А человечки такие маленькие и беззащитные.
Только старые рисунки маленьких человечков напоминали им о прошлом счастье. Ведь счастье – это простое отсутствие несчастья.

Много слез пролили безутешные маленькие человечки рядом с бездушным пнем, который их сгубил. Время по земному календарю совсем потеряло счет, набрало ускорение. И, вовсе потерявшись во времени, человечки перестали расти.
Но один маленький человек, который не переставал созерцать, понял, что пень вовсе не бездушный и не виноват, а пролитые слезы – это наказание для маленьких человечков за отсутствие радости.

Однажды мне в руки попался рисунок этого маленького человека. Посмотрите и вы. Видите этот нежный зеленый побег деревца возле пня? Это неопровержимое доказательство, сделанное маленьким человеком, что зло – это отсутствие добра. А добро – всего лишь закономерное отсутствие зла. И, не поверите, но деревце выросло, потом появились другие побеги, еще и еще! Иногда из несчастья вырастает счастье, нужно только суметь это вовремя понять и довериться себе. И опять замедлится время, которое излечит маленьких человечков и поможет им подрасти.


Рецензии
Как удивительно, сегодня читала про разговор молодого Альберта Эйнштейна с преподавателем, где именно эти истины высказал студент важному преподу. Что холод - это отсутствие тепла, тьмы нет - это просто отсутствие света, и зла нет, потому что это отсутствие Любви и Бога. Об этом был рассказ. Преподаватель был сражён прямотой и логикой студента. И тут у вас наткнулась на подобные рассуждения. Наверно, мне всё это предлагается лучше уяснить для себя.)

"Они продолжали и продолжали рисовать ночь и темноту, чтобы никогда не бояться их, потому что темнота – всего лишь отсутствие света. Рисовали загадочную и безжизненную Луну, чтобы не бояться потеряться в этом непонятном и неизведанном мире".
А это мне показалось тоже интересным и полезным, потому что я сейчас размышляю, как помочь 12 летнему мальчику не бояться темноты. Об этой семейной проблеме мне поведала его грустная бабушка. Здесь есть подсказка! Я художник-педагог, надо попробовать вместе рисовать темноту...и её преображение! Но ещё важно непосредственное проживание чуда, свершившегося в этой темноте. Это мне удавалось достичь с пугливой 3-х леткой, когда она, боясь, шла со мной в темноту за игрушками и находила их. Поищем..Пути к Свету!
Спасибо!

Светлана Кременецкая   01.08.2018 00:33     Заявить о нарушении
Мария, вот этот интересный текст про Эйнштейна, его опубликовал Саламат Саркесенов.

"Однажды профессор одного известного университета задал своим студентам вопрос:
- Является ли Бог создателем всего сущего?
Один из студентов храбро ответил:
- Да, является!
- То есть, вы считаете, что Бог создал все? - спросил профессор.
- Да, - повторил студент.
- Если Бог создал все, тогда Он создал и зло. А в соответствии с общеизвестным принципом, утверждающим, что по нашему поведению и нашим делам можно судить, кто мы такие, мы должны сделать вывод, что Бог есть зло, - сказал на это профессор.
Студент замолчал, поскольку не мог найти аргументов против железной логики преподавателя. Профессор же, довольный собой, похвастался перед студентами, что еще раз доказал им, что религия есть миф, придуманный людьми.

Но тут второй студент поднял руку и спросил:
- Можно в связи с этим задать вам вопрос, профессор?
- Конечно.
- Профессор, существует ли холод?
- Что за вопрос?! Конечно, существует. Вам же когда-нибудь бывает холодно?
Некоторые студенты захихикали над простецким вопросом своего товарища. Он же продолжил:
- В действительности, холода нет. Согласно законам физики то, что мы считаем холодом, есть отсутствие тепла. Только объект, испускающий энергию, поддается изучению. Тепло есть то, что заставляет тело или материю испускать энергию. Абсолютный ноль (- 273° С) есть полное отсутствие тепла, и любая материя при такой температуре становится инертной и неспособной реагировать. Холода в природе нет. Люди придумали это слово, чтобы описать свои ощущения, когда им не хватает тепла.

Затем студент продолжил:
- Профессор, существует ли тьма?
- Конечно, существует, и вы это знаете сами... - ответил профессор.
Студент возразил:
- И здесь вы неправы, тьмы также нет в природе. Тьма, в действительности, есть полное отсутствие света. Мы можем изучать свет, но не тьму. Мы можем использовать призму Ньютона для того, чтобы разложить свет на его составляющие и измерить длину каждой волны. Но тьму нельзя измерить. Луч света может осветить тьму. Но как можно определить уровень темноты? Мы измеряем лишь количество света, не так ли? Тьма - это слово, которое лишь описывает состояние, когда нет света.

Студент был настроен по-боевому и не унимался:
- Скажите, пожалуйста, так существует ли зло, о котором вы говорили?
Профессор, уже неуверенно, ответил:
- Конечно, я же объяснил это, если вы, молодой человек, внимательно меня слушали. Мы видим зло каждый день. Оно проявляется в жестокости человека к человеку, во множестве преступлений, совершаемых повсеместно. Так что зло все-таки существует.
На это студент опять возразил:
- И зла тоже нет, точнее, оно не существует само по себе. Зло есть лишь отсутствие Бога, подобно тому, как тьма и холод - отсутствие света и тепла. Это - всего лишь слово, используемое человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Не Бог создал зло. Зло - это результат того, что случается с человеком, в сердце которого нет Бога. Это как холод, наступающий при отсутствии тепла, или тьма - при отсутствии света.

Профессор замолчал и сел на свое место. Студента звали Альберт Эйнштейн."

Светлана Кременецкая   01.08.2018 07:54   Заявить о нарушении
Светлана,
Очень интересный текст. Думаю, в этом этом есть большая доля правды, так как многие физики - философы и верят в Бога. Именно результаты их исследований и привели их к вере. И, зачастую, именно физики являлись родоначальниками философских течений. Вы подали мне отличную идею, как улучшить рассказ.
Мой рассказ сейчас - о чистоте человека при рождени и в детстве, о последующих трансформациях, «о дороге (обратно) к себе» и свету.
Но есть ещё идеи. Воплощу, сразу напишу Вам в комментах. Спасибо за Ваш интерес и живой отклик.

И вы абсолютно правы, замечали, что детям очень просто обьяснить непостижимые вещи? А если им задать вопрос о сложном, зачастую можно получить очень простой и разумный ответ. И, уверена, если Вы продемонстрируете ребёнку, что темнота - это отсутствие света, то он перестанет бояться. И большие, и маленькие боятся неизвестности и непознанного. С познанием страх отступает.

С уважением,
Мария

Автор Мария Кузнецова   02.08.2018 03:47   Заявить о нарушении
А вообще-то фраза о том, что «зло - это отсутствие Бога» гениальна, на мой взгляд

Автор Мария Кузнецова   02.08.2018 03:54   Заявить о нарушении
Дорогая Мария, читала Ваши слова с реакцией тела - дрожи. Наблюдаю и думаю - что это. Повышенная эмоциональность, живой интерес, необходимость ещё добавить, но при этом следить за равновесием - не расплёскивать себя скоропалительными и пустыми выводами. Философия и предположения - это ещё не знания. Наблюдатель - Дух ответственный - всегда тут и не пускает "транжиру" заводиться.))
Что во мне звучит потребностью сказать:
Ребёнок каждый приходит уже с багажом опыта прошлых воплощений, это далеко не белый лист. И дети и взрослые все разные, но проходят здесь большую школу и каждый со своими задачами и отработками. Он родится уже с тем (и продолжит) что набрал, если только не спущен* зрелым учителем для работы с "подрастающим поколением". Тогда это служение. Сейчас рождается много светлых детей нового поколения, учителей, старое сознание - дикарское для них. Но оно пытается навязывать свои скрипучие каноны и, конечно, не воспринимается и отвергается. Не всё так, как кажется. Подход к теме детства - индивидуальность видеть в каждом. И здесь для меня есть тайна - дети, любые, более открыты и естественны, уязвимы в своих проявлениях, они не научены маскировке и выдают непосредственно то, что переживают. Найти с ними контакт и не навредить, а ещё и увлечь и помочь раскрыть свой потенциал, ох какая непростая задача. Сначала сделать себя с чутким сердцем и интуицией, а потом лезть в воспитатели - говорю себе. А ведь жизнь идёт, у меня 4 детей и 5 внуков, сотни учеников прошло (арт-терапия, рисование, театрализованные игры и другое), учила несовершенно и училась постоянно и так продолжается.
Только что ребёнок 2,5-х летка преподнёс урок. Предложила рисовать солнце ладошками, окрашенными жёлтой краской, а он захотел непременно синий отпечаток сделать на солнце. Да, да..и на солнце бывают пятна, а я стала убеждать и сопротивляться, настаивала сделать "правильно". Вызвала резкий протест и громкий плач, потом ребёнок убежал, попятился, плюхнулся в ведро с водой попой и завизжал. Мамочка тут же сдёрнула мокрое платьешко, малышка продолжала потом рисовать голышом и отлично себя чувствовала. Дело было в разновозрастной группе, я давала мастеркласс по рисованию ладошками в Жизнеграде, где проходил 2-х недельный фестиваль. Рисовали в жару, на природе под большим тентом. Мамочка малышки подскочила к нам, но улыбалась и сказала, что ребёнок так всегда - очень упрямая девочка и норовит во всём сделать по-своему. Ещё одна девочка, лет 10, разумная и самостоятельная стала меня уговаривать, увещевать:
Пусть рисует, как хочет, сразу видно, что рисовал ребёнок. Что я сказала ей - Если дать на этой общей коллективной работе (большущий лист)ходить ногами и шлёпать, как угодно - любым цветом и где-попало, отрываясь, получится только хаотичная мазня. Она согласилась с тем, что тут приходится и разрешать и где-то останавливать - гибко дирижировать в этом "хоре" индивидуальностей. Согласовать наши движения в совместной работе, это не довлея и не подавляя, а увлекая и чуть-чуть помогая примером, вести сам увлекательный процесс к радости от него и новым навыкам, мастерству. На один ЗАПРЕТ предложить три варианта того, что МОЖНО и как лучше - на выбор. Всё уладили, девочка скоро рисовала пальчиками бойко и спокойно. Но я тоже получила некоторый стресс и большой урок. Важен не результат! Процесс со-творчества! Ребёнок имеет полное право оставить свой отпечаток и любого цвета! Права была и 10-летка. Но до меня не сразу дошло, что тогда красочный показательный плакат-выставка - не главное. Не окупается его красота слезой ребёнка и возможно отвращением от рисования! Хорошо, что была доброжелательная, весёлая и мудрая мамочка рядом.
Создать условия на занятии в поле, учесть как и где всё проходит, кто участник на ходу я смогла не лучшим образом, хоть и встала в 4 утра и сама делала пальчиковые краски и прочее очень старалась подготовить. Обстановка была экстремальной, все незнакомы, рядом шли ещё две практики и было много народу. Без малых срывов и конфликтов в любой работе не бывает. Я люблю сначала подготовить ребёнка к работе в группе и начать с индивидуальной работы в очень спокойной обстановке.
Вот так длинно поделилась, извините.

Светлана Кременецкая   02.08.2018 10:55   Заявить о нарушении
Мария, я вчера с упоением, с записями и фотографированием 2 часа изучала книгу в магазине-кафе в Центре Здоровья "Открытый мир" в Москве. Там были большие столы для чтения. Купить её - 920 р. не могла, дорого, 60 мастер-классов для творчества с детьми от 2 лет до 8. Джин Ванг Хал "Творческое воспитание в вашей семье". Масса идей и великолепно издана. Многое знакомо, но новые варианты. А ведь могла уже сама написать нечто из своего опыта. Прекрасно, что есть такие талантливые люди, которые не только работают, а собирают по крупицам опыт и рассказывают о нём.

Светлана Кременецкая   02.08.2018 11:09   Заявить о нарушении
Светлана, обязательно пишите книгу. Вас будут читать.
С уважением,
Мария

Автор Мария Кузнецова   02.08.2018 13:36   Заявить о нарушении
Возможно, Мария...
Спасибо!

Светлана Кременецкая   02.08.2018 14:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.