Пусть в реторте вскипает зелье,
Луч фигуры слегка отогнут...
Что ж, решимость моя не дрогнет -
Все отдам для заветной цели!
Счастье лишь для души нетленной?
Что за чушь? - Я хочу земного!
Не какого-нибудь любого -
Воплощения всей вселенной!!!
Средства? Что там -да пусть любые!
Совесть? Глупость... не потревожит!
Разве что-нибудь есть дороже
Той единственной и любимой?
Пусть в реторте кипит напиток...
Сатана, заклинаю -слушай!
Черт с тобой, я меняю душу!!!
Я меняю на Маргариту!
1980г.
Своего Фауста Гёте писал в эпоху Средневекового мракобесия, когда
на кострах инквизиции гибли самые прогрессивно-мыслящие люди –
ученые, философы и просто несогласные с догмами церкви об униженной и подчиненной высшим силам, роли человека.
И самым прогрессивным моментом в сценарии Гёте является заключение мирного соглашения между дьяволом и богом о душе Фауста – по-сути,
озвучивание того, что бог и дьявол – симбиоты и сообща решают судьбы человечества. А церковники лишь гибко пользуются тем или иным рычагом для более прочного закабаления человека во власти церкви…
Потому у Гёте именно Мефистофель воспринимается, как личность! Ему придана вся сила характера, мощь духа и целеустремленность в достижении своих целей, а Фауст – лишь подчиненная, слабохарактерная сущность – объект экспериментов в руках сильной личности ( кстати, теория Ницше).
Кстати, и ныне, с возрождением религиозных веяний в обществе, вновь воскресли технологии принижения творческих способностей и мощи интеллекта человека – уже при помощи усовершенствованных технологий. Будто человеку все вкладывается в голову у же не богом, а инопланетянами. А сам человек по-прежнему – лишь безмозглая и смиренная, сущность, способная лишь на жалобы и стоны…
У Бориса же Фроенченко человек и дьявол занимают надлежащие им, места.
У него именно Фауст-человек представляет собой силу творческого ума и воли. Именно он – Личность, которая, взвесив все «за» и «против» предложения Мефистофеля – закладывает душу ради своего выбора.
14.02.2018г