1812 Счёт судьбы ч245

Валерий Жуков 2
Ч245
Счёт судьбы

Неумолимое движение вперёд,
Несло величие и радость от азарта,
На языках Европы,сотворяя дух высот,
Достигнутых расчётом старта.

Проверенного действием основ,
На психологию величия свободы,
Рождённой славить дух полков,
Прошедших в битвах и огонь и воды.

Мир счастья ,преклоняя перед гением любви,
Нашедшей лучших,проявить стремленье,
Поставить на колени дух мольбы,
Меняя свыше умопостроенье.

Удачей в деле , сотворив любви устой,
Устроив мир , привычного альянса,
Расправив крылья счастья над страной,
Орла , рождённого в итоге мезальянса.

         Император подробно обследовал все укрепления, возведенные русскими. Не могу выразить, что я испытывал, проходя по этому месту, орошенному кровью моего несчастного брата. Если бы почести, возданные всей армией храбрецу, могли меня утешить, то я должен был бы почувствовать облегчение.
По окончании этой рекогносцировки император галопом направился к авангарду. Согласно донесениям, получавшимся с утра от Неаполитанского короля, он видел только казаков. Было подобрано весьма незначительное число отставших. Неприятель не оставил ни одной повозки.
Король рассчитывал пройти через Можайск; он убеждал императора расположить там к вечеру свою главную квартиру, но когда он прибыл к городу, то оказалось, что неприятель держится там твердо и располагает пехотой и многочисленной кавалерией. Мы отправились поздно. День клонился уже к вечеру. Так как мы не могли произвести разведку позиции, то пришлось остановиться. Император устроился в деревне под Можайском; ночью неприятель эвакуировал город. Наши войска вступили в Можайск на следующий день на рассвете . Император прибыл туда к полудню. Он был очень озабочен. В этот момент, когда дела в России, несмотря на выигранное сражение, отнюдь нельзя было назвать удовлетворительными, ему невольно приходили в голову испанские дела. Состояние корпусов, которые он видел, было более чем прискорбным. Численность всех корпусов сильно сократилась. Слава стоила ему дорого. Остановленный вчера вечером неприятелем, который в своем отступлении не оставлял за собой ничего, он был теперь уверен, что это кровопролитное сражение не будет иметь других результатов, кроме того, что даст ему еще некоторую территорию. Ему улыбалась, однако, перспектива вступления в Москву, но этот успех не завершал ничего, если оставалась непоколебимой русская армия. Все замечали, что император был очень озабочен, хотя он много раз повторял:
— Мир ждет нас в Москве. Когда русские вельможи увидят, что мы — хозяева их столицы, то они хорошенько задумаются. Если бы я дал свободу крестьянам, то это был бы конец всем крупным состояниям этих вельмож. Сражение откроет глаза моему брату Александру, а взятие Москвы — его сенату.
Эти громкие речи императора были, по-видимому, предназначены скорее для того, чтобы создать определенное настроение и отвлечь мысли от понесенных нами потерь, а не являлись результатом его действительных убеждений. В самом деле в своих беседах с князем Невшательским — единственным лицом, с которым он говорил после сражения, — он, судя по тому, что говорил мне князь, казался очень озабоченным и несколько раз повторял, что обе стороны убивают друг у друга много народа, но это не приводит ни к каким результатам. Никаких пленных, никаких трофеев — вот что больше всего раздражало императора, и он часто жаловался на это. Зная, что неприятеля должны подкрепить новобранцы и ополченские корпуса, которые не могли еще присоединиться к армии, он лелеял надежду, что Кутузов еще раз даст сражение, перед тем как сдать столицу, а сам он будет иметь под ногами тем более твердую почву, что в одной руке он будет держать шпагу, а в другой — сделанные неприятелем предложения мира.
По словам князя Невшательского, император был настолько склонен тогда принять эти предложения или вступить в переговоры о них, что подумал бы еще, идти ли дальше Можайска, если бы не надежда и желание подчеркнуть свою победу именем того места, где будет заключено соглашение. В иные минуты он определенно собирался идти на Москву, пробыть там неделю и затем отойти к Смоленску. Не допуская, однако, чтобы неприятель сдал свою столицу без нового сражения, и не сомневаясь, что он попытается спасти ее путем демонстративных оборонительных боев и путем переговоров, император всего лишь один раз коснулся гипотезы о том, что он силой откроет двери Москвы, до такой степени он был убежден, что его теперешнее продвижение приведет его если не к предварительному мирному договору, то по крайней мере к своего рода перемирию, которое быстро повлечет за собою и мир. Он говорил:
— Мы скрестили шпаги: честь спасена в глазах всего мира, и русские наделали себе достаточно бед, для того чтобы я стал требовать от них другого удовлетворения. Они не будут гнаться за тем, чтобы я нанес им второй визит, как и я не гонюсь за тем, чтобы снова побывать в Бородине.
Признаюсь, мне трудно было поверить, чтобы император даже ради своих подлинных интересов мог рассчитывать тогда остановиться перед Москвой, к которой он подошел так близко. Когда мы с князем вспоминали наши разговоры в Витебске и других местах, а также беседы, которые были у нас с императором, князь сказал мне, что если бы надо было все начинать сначала, то император не подошел бы так близко к Москве; он действительно проявляет мирные намерения, и если поступят предложения мира, то они быстро будут приняты; он хочет выпутаться из этого дела, но с честью.
Князь Невшательский не закрывал глаза на возможные последствия этого похода. Смерть моего злосчастного брата могла лишь обострить мои печальные предчувствия, которые князь разделял; теперешние намерения императора являлись лишь отзвуком затруднений данного момента и исчезали вместе с ними или под влиянием любых мелких успехов. Неудачи в Испании, прискорбные результаты последней битвы всецело объясняли умеренность, которую проявил тогда император. Что же касается нас, то мы все считали, что нет другого средства окончить эту войну, как покинуть Москву через 48 часов после вступления в нее (если только неприятель сдаст Москву) и возвратиться в Витебск.
Император оставался в Можайске 11-го и 12-го. Он был болен , озабочен и принимал только проезжавших через Можайск маршалов. Никого из нас он не принимал. Город не был подожжен, но жителей там оставалось очень мало. Император надеялся, что русские отказались от своей системы поджигательства и разрушения. Он тотчас же усмотрел в этом доброе предзнаменование для будущих событий. По его мнению, это подтверждало его мысль о том, что соглашение состоится. Русские отступали по-прежнему в таком же порядке, забирая своих раненых и не оставляя ни гвоздя за собой. Император затратил эти два дня на то, чтобы как можно лучше организовать госпиталь, куда было перенесено большинство раненых.
Как я уже говорил, материалов было мало, но преданность и воодушевление санитарных и интендантских офицеров сделали на сей раз больше, чем можно было надеяться. Однако много раненых в течение некоторого времени оставалось в окрестностях поля сражения в скверных бараках. Те, которые выжили, терпели большие лишения, до такой степени велика была нужда, Которую легко себе представить, если вспомнить, в каком состоянии были наши перевязочные пункты еще в Витебске.
Де Коленкур Арман Луи   Поход Наполеона в Россию

Ход колеса фортуны превращался в счёт судьбы,
Ведущей к месту воздаяния и встречи,
С народом , верившим в истоки вечной чистоты,
Века владевшей сутью каждой сечи.

В итогах войн , меняя мир любви ,
Творящий Дух воителя в призванье,
Брать на себя итог творения беды,
И ожидая благодарности в признанье.

Победе, отдавая дань любви в словах,
Достигнув радости величия настроя,
Взирать на всё ,уничтожаемое в прах,
Возможностью постичь в себе героя.

Владея волей и величием в аду,
Солдат направив ,умирать в сраженьях,
Открыв пути в  кровавую страду,
И насладиться славой в тяжких искупленьях.

Неумолимо ожидавших  Аз Воздам,
Обьявленного правом вечной доли,
Принять Душой Небесный Фимиам,
И верить в вечность  Бога Воли.

Закончить миром все творения войны,
Ведущие народы в покаянье,
Страдания, признав велением нужды,
Природой духа веря в воздаянье.

На совесть ,возлагая откровения в признании основ,
Изложенных в заветах  воинской юдоли,
Пришедших свыше , из других миров,
И наказавших  злую волю.

Призвав от страха смерти , к умиротворенью,
Идти путём Величия Избранника Судьбы,
На эшафот истории , ко многим поколеньям,
Менявшим мир , сиянием  величия войны.

Надеясь уцелеть при  вакханалии немедленной расправы,
Возглавив роты , батальоны и полки,
Тропя свой путь военного величия и славы,
На пьедестале у  кудесницы сутьбы.

Втор.32:41  Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам; (Синодальный)
1.Иов.36:3  Начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость, (Синодальный)
2.Пс.21:26  О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его. (Синодальный)
3.Пс.40:11  Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им. (Синодальный)
4.Пс.55:13  На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы, (Синодальный)
5.Пс.65:13  Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои, (Синодальный)
6.Пс.115:3  Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? (Синодальный)
7.Пс.115:5  Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его. (Синодальный)
8.Пс.115:9  Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его, (Синодальный)
9.Притч.24:29  Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его». (Синодальный)
10.Сир.51:23  Воздам славу Дающему мне мудрость. (Синодальный)
11.Ис.61:8  Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними; (Синодальный)
12.Ис.65:6  Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их (Синодальный)
13.Иер.16:18  И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили землю Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Мое. (Синодальный)
14.Иер.25:14  Ибо и их поработят многочисленные народы и цари великие; и Я воздам им по их поступкам и по делам рук их. (Синодальный)
15.Иер.51:24  И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за все то зло, какое они делали на Сионе в глазах ваших, говорит Господь. (Синодальный)
16.Иез.7:4  И не пощадит тебя око Мое, и не помилую, и воздам тебе по путям твоим, и мерзости твои с тобою будут, и узнаете, что Я Господь. (Синодальный)
17.Иез.7:9  И не пощадит тебя око Мое, и не помилую. По путям твоим воздам тебе, и мерзости твои с тобою будут; и узнаете, что Я Господь каратель. (Синодальный)
18.Ос.4:9  И что будет с народом, то и со священником; и накажу его по путям его, и воздам ему по делам его. (Синодальный)
19.Иоил.2:25  И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас. (Синодальный)
20.Зах.9:12  Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся! Что теперь возвещаю, воздам тебе вдвойне. (Синодальный)
21.3Ездр.15:21  Как поступают они даже доселе с избранными Моими, так поступлю с ними и воздам в недро их, говорит Господь Бог. (Синодальный)
22.Лк.19:8  Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. (Синодальный)
23.Рим.12:19  Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. (Синодальный)
24.Евр.10:30  Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. (Синодальный)
25.Откр.2:23  И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. (Синодальный)

Здесь каждый откровением своим,
Ведёт нас утолить свои печали,
Ведь каждый перед Богом был таким,
Каким слова его остались на скрижали.